Упрекаю себя до сих пор

                К читателям

Меня очень увлекли рассказы-воспоминания о детстве, юности уважаемого нами Александра Георгиевича Фёдорова.  И мы, читатели, отвечаем, вспоминаем, обсуждаем эти темы. И так, иногда, становится на душе хорошо, как будто побывал в гостях у соседей, знакомых, проведал родную сторону.
Пишите дорогие друзья свои воспоминания – ведь можно  так найти и земляков, и бывшего одноклассника, и даже пропавшего когда-то родственника. Всё бывает в жизни!
Вот и я написала рассказ-воспоминание о каком-то отрезке детства.

                УПРЕКАЮ СЕБЯ ДО СИХ ПОР 

Начну свои воспоминания с первой середины детства, с 4-го класса школы. В это время, наша железнодорожная воинская часть, которую недавно перебросили на 100 километров вперёд предыдущей стоянки, находилась в степи и обустраивалась деревянными бараками с одноразовыми квартирами для семей офицеров. До первого населённого пункта (деревни), где была средняя школа, было несколько километров пустынной дороги.
Я должна была учиться в этой школе и не одна.

Так как нас детей, из семей офицеров, набралось около 8 душ, нам выделили гужевой транспорт – телега с ворохом сена и с боковыми деревянными барьерами – для лета. Для зимы – о, это было сказочное создание! На огромных санях стоял внушительный домик с дверцей и окошком, внутри на сено брошены несколько овчинных тулупов для обогрева маленьких чад. Эти чада представляли маленькую компанию – от 7 до 14 лет, обучающихся в разных классах. Три девочки и 5 мальчиков. Зимой мы засыпали и солдат-возница, после прибытия рано в школу, нас будил и ругался, если не мог долго кого-то разбудить, грозился рассказать о нас  командиру части, а его все боялись – и родители, и мы!

На пути, между в\ч и деревней (забыла название) самым интересным местом была пилорама. А для каникул, если кто знает, это место было, как сейчас для нас – высший класс заграничной поездки! До чего же, было интересно там! Огромные деревья, уже обтёсанные, превращались в  доски или в тонкую дранку, чурбаны или шпалы. А горы опилок являлись самым ценным трофеем  для каждой семьи в бараках. Ими посыпали скользкие дороги зимой, насыпали под пол для тепла квартиры, солдаты набивали чучела для тренировок и мешки для непонятного использования, да и всего не упомнишь.

Но вот, однажды, по моей детской глупости, уже тогда, стремлению всем помогать, в чём либо, случился непредвиденный случай в моей жизни.
Зимний транспорт нам был дан в октябре, так как в октябре там начинались морозы, вьюги. Наступал наш любимый праздник – 7-го ноября, красный день календаря! Меня должны были принять в пионеры на торжественной линейке в школе. Объявили, что 6-го мы не учимся, но линейка будет, а 7-го – выходной!
Я долго наряжалась – белый передник, белые банты в косичках! Мама сшила из плюша осеннее пальто мне,но не давала надеть – было холодно, климат был суров ко мне на мой праздник! Но как-то я маму уговорила, клялась, что из тулупа не вылезу в дороге, а в школе было всегда очень тепло. Мама закутала меня в толстый шарф, дала варежки, надела валенки и новое пальто моей мечты!!!

В школе меня приняли в пионеры, повязали галстук и я всем, кто проходил мимо меня и улыбался –  отдавала взмахом руки пионерский салют! Потом был концерт артистов художественной самодеятельности  Дома культуры. Пели советские песни, слушали чтецов. И по окончанию концерта, нам, детям воинской части  объявляют, что наша лошадь очень больна и чтобы мы сидели в актовом зале и ждали машину. За нами приедут, на вопрос “когда” – пожимали плечами. Мы не понимали взрослых, почему не сказать нам время, ведь мы жили жизнью военных, где точность, исполнительность, честность – всегда приветствовалась!

Ждали долго, больше часа. Все деревенские ученики и учителя разбежались по домам, только техничка мыла полы в классах. Никто пока не приезжал и я, как уже полноправный пионер, решила помочь в этом вопросе! Я попросила нашу компанию меня выслушать и убедила всех, что за нами не приедут, потому что в в\ч думают, что за нами приедет домик, а им никто не сообщал о нас – забыли, праздник всё же, и уже никого нет, и поэтому надо идти самим пешком домой. Все со мной согласились.
Мы встали, оделись и пошли.
Заранее хочу сказать, что в в\ч, машину послать за нами уговорила моя мама, она очень беспокоилась, потому что надвигалась метель, лошадь могла сбиться с дороги, нас бы занесло, а я в тонком осеннем пальто. Ужасы метелей ей не давали покоя.

А мы, в это время шли, горланили песни, пока не пошёл снег. Стало трудно петь, ветер дул в спину, я замерзала постепенно, но меня согревал немного мамин толстый шарф, варежки. О валенках и говорить не приходиться – все ходили в валенках, всю зиму. Интенданты только и знали, что валенки здесь – всему голова!
Но метель усиливалась, младшие уже плакали и часто падали. Старший школьник сказал, чтобы все взялись за руки, младших в середину, постарше по бокам – я оказалась предпоследней. Наша маленькая колонна двигалась очень медленно. Дорога оказалась длинной, это не на транспорте ехать быстро, тогда всё казалось близко.
Снег слепил глаза, спину свою я не чувствовала, детям всем было холодно и, наверное, страшно.

Впереди идущий мальчик крикнул, что видит свет и повёл нас в сторону от дороги. Это мерцала одинокая лампочка на пилораме. Рядом огромные горы брёвен просто звали нас в укрытие. И мы забились между ними, спрятавшись от ветра. Старшие кричали, чтобы мы не спали, махали руками, пели песни.
Вот так, по-детски необдуманно, я завела детей в ловушку. Но с другой стороны, откуда я знала, что будет метель, в школе нам не сказали об этом. А в то время, о метелях и вьюгах предупреждали всех, кто намечал куда-то идти геологов,охотников, водителей и просто всех людей. На меня кричали дети, что это я виновата во всём, но я и сама это понимала. Но я так устала и замёрзла в своём плюшевом пальто, что мне было уже всё равно и я молчала.

Конец этой истории и не плохой, и не хороший. Машина приехала за нами в школу, но нас не нашли на месте, техничка (слава Богу, что она не домыла пол и не ушла) рассказала, что мы ушли пешком. И посоветовала солдатам искать нас на пилораме, потому что, мы далеко не уйдём и потому что мы – дети, а дети, да и взрослые в метель прячутся всегда там, если доходят. Машина приехала сразу к пилораме, солдаты стали нам кричать, старшие мальчики ответили. И моё главное воспоминание – как меня несли на руках и я прижималась к чьей-то тёплой груди под расстёгнутым тулупом, а дальше уже ничего не помнила. Конечно, я заболела, две недели не ходила в школу, а ко мне приходили старшие мальчики, приносили книги и задания из школы. Девочка из моего класса Галя, приносила своего котёнка, чтобы я его
гладила, а мама пекла блины, намазанные сливочным маслом!

Этот случай запомнила на всю жизнь, и хотя я была ребёнком – себя я не оправдываю. Мучают меня муки совести снова, когда вспоминаю. Ведь могло всё кончиться плохо и это страшно. Простите меня.
***







 


Рецензии
Как Вы опрометчиво поступили!
Повели детишек в начинавшуюся метель!
Хорошо еще машина всех вас разыскала из части!
Зеленая.
Так где же Вы живете?
Тоже детские рассказы - http://proza.ru/2023/04/25/1207
С уважением -

Федоров Александр Георгиевич   02.04.2024 08:38     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр, за рецензию - маленькая была,
да ещё "пионерка" новообразующее звено в пионеротряде!
Где живу, не скажу - некоторые ищут, мне не угодные.
Кому очень надо - найдёт!
Благодарю, ценю ваше творчество, а в "воспоминаниях"
ваших, как в кино, смотрю прошлую жизнь и не только свою!
О моей жизни, уже взрослой, не скрою тут - писали и фото есть,
но 20 лет назад - я живу в другой жизни, а о старой смотрю "кино!
С уважением, как к избранному автору и талантливому человеку!

Светлана Романенко 01   02.04.2024 20:09   Заявить о нарушении
А Вы есть в социальных сетях?

Федоров Александр Георгиевич   04.04.2024 10:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.