Дозиметр, РЛС авто-ответчик и военная рация Р-609

Ни для кого не секрет, что рыболовные суда в СССР строились
двойного назначения. Гражданские рыболовные суда могли очень
быстро переоборудовать в военные корабли ВМФ СССР. А некоторые
суда проектов 502, 503, 1332 сразу передавались ВМФ, для службы
судами разведки, судами ОСНАЗ, Гидрографии, разными вспомогательными
кораблями. Вот и на моём СРТМк-1365, проекта 502ЭМ была некоторая 
техника для срочного переоборудования в ВМФ корабль.

Первое, что попалось мне на глаза на ходовом мостике, был скромный
прибор в правом углу рулевой рубки "Дозиметр радиации". Точное
название этого прибора уже и не помню, но что-то военное, типа Р-ХХХ.
У этого дозиметра было два датчика на левом и правом крыльях мостика.
Я конечно озадачился и пошёл искать документы на этот прибор. Кто
ищет, тот найдёт. И я нашёл ящик с ЗИП от этого прибора у меня под
койкой. Там-же была и документация с инструкцией по эксплуатации. Ага.
Интересненько. Почитаем на сон грядущий.

Согласно инструкции в ящике с ЗИП была уложена специальная капсула с
радиоактивными материалами для калибровки прибора. Так. Пошёл рыться
в этом металлическом ящике с ЗИП. Нашёл пробирку с искомым номером.
Ужас. Радиоактивная пробирка под моей кроватью. Перенёс этот ящик в
помещение преобразователей и засунул его подальше. Инструкцию всю
изучил из любопытства и спрятал её в радиорубке. Научился пользоваться
этим дозиметром и успокоился. Нажимаешь клавишу "Контроль", подносишь
пробирку к датчику одного из бортов. Стрелка на приборе отклоняется
влево или вправо, включается звуковая сигнализация. Проверка закончена.

Авто-ответчик РЛС немного озадачил. Это была система опознавания судна,
"Свой-Чужой", как на военных самолётах. Еле разобрался по Инструкции к
РЛС, что у меня на судне нет дополнительного блока этого авто-ответчика.
Ну нет и нет. Уже проще. Ничего проверять не нужно. Главное, чтобы сама
РЛС работала хорошо. Подстроил приёмный клистрон по максимуму и спи
спокойно, никто не дёргает по ночам.

Теперь перейдём к радиостанции Р-609. На СРТМ-к она стоит прямо в самом
глухом углу радиорубки. За входной дверью. Дверь открыл и рацию не видно.
Согласно инструкции эта рация предназначена для связи с военными
самолётами на фиксированных частотах УКВ диапазона. А вид модуляции
у неё АМ (амплитудная). Диапазон примерно совпадает с обычным западным
ФМ диапазоном, на котором и в России теперь работают все ФМ радиостанции,
но их через Р-609 не послушать, модуляция АМ не подходит для ФМ диапазона.
Работает эта рация или нет, проверить невозможно. Но некоторые капитаны
и ей нашли применение. Заранее на берегу договорятся о каналах связи на
этой рации и болтают в море о своих секретных делах, лишь бы не подслушивали.
А то, что любой самолёт их слышит, так это капитанам пофигу.

Вот вроде и всё на сегодня. До скорых встреч.
П.С.
Один раз рыбачим возле Новой Земли. Ночь. Тишина. Вдруг прибор как запищит.
Военно-дозиметрическая атака. Я на мостик прибежал и выключил тревогу.
До окончания рейса не включал этот вредный прибор. А капитан настрочил
целый секретный отчёт о срабатывании этого прибора.


Рецензии
Мне не кажется, что эти приборы удивительны. Во времена СССР дозиметрическая
уст. КДУ-2 была на всех судах, как и УКВ р/ст Р-609 "Акация" с набором кварцев.
73!

Николай Прощенко   13.04.2024 20:40     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию. В 1983 году в ГДР стали подучать новые
траулеры для нашей конторы. Получили штук 30 одинаковых судов.
Там уже стояли Р/ст. Р-619 "Графит" (жёлтенькая), которую
вообще никогда не включали в рейсах. А вот дозиметров уже
не было. Но зато потом в СССР поставили шести-канальный
военный приёмник "Прибой", который был оборудован ЦИВ и
сам запускал аппарат БПЧ. В этом "Прибое" было 6 каналов
приёма на разных частотах от приёмников Р-160 "Сибирь".

Андрей Кольский   13.04.2024 22:58   Заявить о нарушении