Паху Бике и Ауарские Конфедераты
В основе исторических наименований т.н. "Вольных Обществ" Ауарии Andalal и Hid прослеживается одно и то же значение - "клятва, присяга". И эти клятвы и присяги были даны вовсе не на верность дагестанским феодалам. Речь идёт о т.н. "клятвенных (или названных) братьях", традиции, которая существовала в монгольском обществе как среди чингизидов, так и до них.
ГОРЦЫ И ХОНЗАН
"Когда Паку-Бике находилась в положении, по преданиям, услышанными нами от местных жителей, её переносили по горам в носилках (т.е. "в паланкине" как китайскую императрицу) местные мужчины...Когда ей сообщили, что "бо" (ав. "народ-войско") голодает, она ответила: а что они вообще хотят, разве им толокна не достаточно?"
Из "По аулам Дагестана".Р. Магомедов
Хунзах-феодальное образование в Нагорном Дагъестане во главе с нуцалами, они же - нуцалханы. Истоки этого феодального образования ведут к Прикаспийской равнине (Vrkan,Vercana), где задолго до них в иранских источниках упоминается некий ХОНЗАН, к северу от ЛАГЪЗАНА. Иранский показатель множественности "-ан" очевиден в обоих случаях. Иранисты к тому же считают, что суффикс "-з" также архаичного иранского происхождения и указывает на принадлежность. В том же регионе -Выркан/ Веркана (Прикаспий) иранские источники знали неких "черкесов" и совершенно очевидно, что это не "адыги", основа "чер-" убедительно представлена в иранских языках в значении "парамилитэри" (иррегулярные войска, вооружённая вольница и т.п.). Из пехлеви этот термин проник в монгольский (цэрэг), афганский (царандой) и османско-турецкий языки, а затем проник и в русский язык, став обозначением коренного населения Северо-Западного Кавказа, чьим собственным этнонимом однако явл. АДЫГЪЭ.
В Советском Дагъестане решили декларативным методом "Землю Трона-Каганат Гор "опустить" до уровня "Страны Гор", приписав основе DGH (дгъ) туркменско-огузское значение "гора", хотя это типичное утрирование. "Страна Гор", естественно, выглядит как голая география, некое бесхозное "шалтай-балтай". Эта этимология активно продавлилась сверху первыми дагъестанскими революционерами-преимущественно эсэровским крылом, так как большевики никогда и нигде на Сев. Кавказе популярностью не пользовались.В отличии от партии социалистов-революционеров, большевизм - совершенно чуждое явление на Сев.Кавказе без малейших шансов на успех в случае демократических выборов. Реальный электорат не выше электората монархистов-черносотенцев.
Среди как дагъестанских, так и горско-кавказских эсэров в тот период была чрезвычайно популярна идея общекавказского или хотя бы северокавказского государства, опираясь на которое можно было бы противостоять как монархистам-черносотенцам (Деникин, Бичерахов), так и большевикам.Несмотря на свои симпатии к российским эсэрам, северокавказские их единомышленники, тем не менее, не придерживались идеи Временного Правительства "войны до победного конца". Им совсем этот "победный конец" был не нужен. Напротив, они вполне резонно, видели пользу для себя в том, чтобы обезопасить горско-кавказское сообщество во взаимодействии с альянсом Османская империя-Австро-Венгрия-Германия. Всё это сыграло свою роковую роль в отказе переброшеннй с фронта Дикой дивизии потапить в крови революционный антимонархистский Петербург. Эсэровские и большевистские агитаторы с листовками прошлись по эшелонну с Дикой дивизией и успешно их распропагандировали, ссылаясь на то, что "царизм-ваш заклятый враг, вы получите собственную республику на Сев.Кавказе, поэтому отказывайтесь от выполнения преступных приказов!"
Столь любимый ныне многими царизм, в тот период потерял всякое доверие и авторитет на Сев.Кавказе, причём среди казаков даже раньше чем среди горцев. В результате у тех и других оказались общие интересы-отмежеваться от царизма и "Петербурга". Все дальнейшие события перечислять нет смысла, они хорошо известны. Для нас важнее другое - с чего это Дагъестан стал "Страной гор"? Сторонники горско-кавказской государственности в Дагъестане (преимущественно - эсэры в союзе с националистически настроенными консерваторами) видели в "Дагъестане" своего рода "крышу", "ключевую организацию" (нем. Dach-Verband) со столицей в Темирхан-шуре.В турецком, азербайджанско-терекеменском, туркменском языках термин "Дагыстан" понятен, но неупотребителен- в этой языковой среде никогда нигде "Дагъестана" не было и его продолжением явл. вовсе не "дагъыстанлылар" (дагестанцы), а "дагълылар "горцы", чего собственно и добивались дагъестанские сторонники национального самоопределения.
Основу заложили местные северокавказские эсэры, а большевики подхватили эту идею, но извратили её до "дагестанцев"- "жителей Страны Гор". Но в Дагъестане этот термин "педалировался" во-имя Горско-Кавказской государственности- идеала Союза Объединённх Горцев Кавказа, а не Дагестанской АССР со столицей в Махачкале. Если бы они знали, что их начинание обретёт подобные черты, то они бы отказались от своей затеи и принялись бы подбирать другое ключевое слово. Большевики на первых порах-пока были недостаточно сильны, дейсвительно, сдерживали свои обещания. Была создана Северокавказская Советская Социалистическая Республика, имевшая все атрибуты государства, в том числе и собственные денежные знаки. Но затем она была быстпо расчленена на Горскую республику и Республику Дагестан, вероятно, -"по многочисленным просьбам ирудящихся".
В советкую эпоху в Дагестанском Краеведческом музее имелся и весьма примечательный экспонат "дагестанских большевиков"- чёрная бурка с шевронами Вооружённых Сил Северокавказской Республики - полумесяц с семью звёздами. Кстати, турецкие адыги (потомки переселенцев) всегда копировали большевистские методы- поначалу они носились по диаспоре как с писанной торбой с этой Северокавказской республикой и праздновали день её независимости (11 мая), затем наглея и наглея, стали навязывать некую "Большую Черкессию" безо всякого Дагъестана. От северокавказцев по-сути эти агенты турецких левых партий требуют теперь не меньше не больше отказа от того, что они осетины, чеченцы и дагъестанцы в пользу "великих адыгъов". При этом ещё пытаясь поучать истинных кавказцев в соответствии с какой-то турецкоязычной низкопробной мишурой, изданной ими самими в Стамбуле и Анкаре, что они якобы все - адыги. Поведение этих адыгских активистов в Турции весьма назойливое- пытаются доказать недоказумое, причём неустанно, с завидной неутомимостью, словно они прошли какую-то специальную подготовку по "околпачиванию", видимо, поднаторели на этом поприще среди себеподобных в Турции.И самое интересное- это то, что многие среди них вовсе не реальные потомки адыгов, а - самозванцы, какой-то мутный сброд левацко-антитурецкой националистической ориентации.
Хунзахские корни на равнине, среди группировки "Хонзан" иранских источников. Это подтверждается и многовековыми династическими браками Ауарского дома нуцалханов с кайтагскими правителями. Имели место и браки и политический союз. Брачные узы настолько часто пересекались, что Уммахана Ауарского можно назвать представителем ауарского народа лишь формально, любой ауарский пастух в горах был больше аварцем (ауаром, маарулалом) чем эта экзотическая птица непонятно из какого гнезда. У этого по-сути кайтагца Ауарии была своя дружина, но основные силы стекались к нему из т.н. "вольных обществ" (горских конфедераций).Без их поддежки он особо ничего собой не представлял. Систематические набеги в Закавказье осуществлялись при поддержке горских конфедератов. .
Согласно автору царистского трёхтомного "Сборник сведений о кавказских горцах", в горах Ауарии участники грабительских набегов в Грузию, не называли правителей Хунзаха ни "своими ханами", ни даже просто "ханами", они упоминались в разговорах горцев как "цевехъан" ("вождь","вожак", букв.- "тот, кто впереди"). "Ханские" регалии правителей Хунзаха им были совершенно безразличны, с таким же успехом они вышли бы в поход за добычей с кем угодно.
Что собой в реальности представлялала эта "феодальная горская братва" можно судить по событиям, связанным с их провокациями в Закавказье. Воспользовавшись слабостью шахской власти в Азербайджане двое феодальных, мягко выражаясь- проходимцев- Шамхал Казикумухский и Нуцалхан Ауарский вторглись в Закавказье, ворвались в Шемаху, где избили и ограбили русских купцов.После того как было получено известие об этих грабежах в Шемахе, русская императрица обратилась за содействием к персидскому шаху, чьим регентом являлся туркмен из Хорасана (мусульманин-суннит) Надиршах Афшар. В своих письмах к Османскому султану, он возмущался тем, что Османско-дагъестанская пропаганда преподносит его мусульманам-суннитам "как шиита, которым он не является".Мы не разбираемся во всех тонкостях династии "Къаджар" в Иране, нам лишь известно, что потомки туркмен-афшаров, проживающие в Турции все до единого принадлежат к суннитскому "джамаату", современные иранские туркмены также являются суннитами. Так что "шиитскость" конкретно афшаров, а не династии Къаджар в целом, выглядит не совсем убедительной. Они вообще-то считаются мужественными людьми, обычно это элитные вояки. Нередко турки даже спрашивают ауаров/маарулалов: "Признайтесь честно, а вы случайно не афшары"? И вообще... если бы горские феодалы сражались достойно, а не провоцировали конфликты непонятно с какой целью, то Надиршах вообще бы не "припёрся" в Нагорный Дагъестан. Это же не "вольные общества" мутили воду в Шемахе.
Встретив отпор два феодальных балбеса из Дагъестана вместо того, чтобы разгромить войска Надиршаха в Ширване, начали отходить в родные края, приведя в конечном счёте эту шахскую свору в Нагорный Дагъестан.Один феодальный правитель - Нуцалхан Ауарский начал тайную переписку с Надиршахом и перестал поддерживать Шамхала Казикумухского,судя по тому, что он не участвовал в обороне Кумуха. Осинное гнездо последнего было взято без особых усилий войском Надиршаха. Что начал делать Шамхал? Он стал "объяснять" Надиршаху, что он "не командует горцами", "они ему не подчиняются, это же -дикари, животные" и т.д и т.п. Спрашивается, какого чёрта надо было лезть в эту Шемаху, что затем ташить на хвосте этого Надиршаха в плрть до Лакии. В дагъестанской же историографии преподносится так как будто Персия решила вдруг завоевать Дагъестан. И скрывается даже тот факт, что Надиршах к тому времени являлся союзником России.
Сын шамхала - Муртазаали с каким-то жалким лакским отрядом собственной прислуги и ещё кого-то сбежав из занятого персами Кумуха, принялся шастать по горам с прокламациями от имени "Шамхала Казикумухского -вали Дагъестана" с призывами к "священной войне против вторжения шиитов". Письма о помощи дошли и правителя Османской империи как защитник всех мусульман-суннитов, отдал приказ своему вассалу Крымскому хану выйти на соединение с силами шамхала. Так, 30-тыс. отряд крымских татар с целью защитить Дагъестан от еретиков-шиитов прибыл в Тарки, где его восторженно встретили местные жители. Надиршах в ответ обратился к российской императрице и та в свою очередь отдала приказ о вторжении в Крымское ханство русских войск. Татары вынуждены были срочно ретироваться для обороны собственных земель. Сам османский султан ничего более предпринять не мог, так как до этого уже был разбит в пух и прах на Чалдыранской равнине на востоке Анатолии шахскими войсками .
В конечном счёте расхлёбывать все эти феодальные склоки - чья собака мордастее и породистее- пришлось горским конфедератам, которые и одержали победу над шахскими войсками в географическом треугольнике -Согратль, Чох, Ругуджа (исторический Андалал). Ни в одном из трёх сёл войскам Надиршаха добиться победы не удалось. Шли проливные дожди три дня. До этого персам удалось поджечь и захватить село Мегеб в Андалале с местными этническими даргинцами, владеющими также ауарским. Но на этом все успехи в Андалале их закончились. Шахское войско проиграло сражения под сёлами Чох и Согратль. Последним селом в котором персы пытались закрепиться был Согратль. Но издесь после боёв с переменным успехом персы стали пятиться назад и в конечном счёте вынуждены были отступить, так ничего и не добившись. Тем не менее, потери горцев были всё равно значимыми. Дело в том, что ссылаясь на проливные дожди, помощь андалальцам запаздывала. Значимая подмога со стороны других сёл пришла лишь на четвёртый день, когда дожди завершились. Серьёзное содействие с самого начала боёв сыграла Конфедерация Гьид (Hid). Но всё равно утверждение о каком-то "разгроме" войск Надиршаха в Андалале страдает некоторым преувеличением. Персы не бежали с поле боя под Согратлем, а лишь организовано отступили. Андалальцы их даже не преследовали из за серьёзного урона в собственных рядах и измотанности в беспрерывных боях.
Никаким боком к этим боестолкновениям дружины Нуцалхана Ауарского не причастны. Эта феодальная "кикимора" отсиживалась в Хунзахе и продолжала переписываться с Надиршахом. И так, собственно говоря, -всегда: "ворон ворону глаз не выклюет". Когда ауарские конфедераты нужны были для набегов и устрашения Нуцалхан Ауарский тут как тут, когда благодаря этим феодальным гадам, в Нагорный Дагъестан припёрлось персидское войско, то все они здесь ни при чём, своя шкура дороже. Пусть за их проделки отвечает Османский султан, его крымские татары, Канфедерация Андалал, а дагъестанские чёртовы феодалы посмотрят на это зрелище из далека и хорошенько подумают какую выгоду из этой заварухи можно извлечь. Всех этих персов Нуцал и Шамхал, отступая из Ширвана привели за собой аж из Шемахи!
ИСТРЕБИТЕЛЬНАЯ ЮРИСПРУДЕНЦИЯ ГОРСКИХ КОНФЕДЕРАТОВ
«…и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним…»
Откр. VI, 8.
Яркую картину отношения горских конфедератов к ханам и бекам даёт "Сборник адатов Общества (джамаат) Акъуша-Дарго", в котором ханы и беки в Нагорном Дагъестане объявлялись вне закона и с ними следовало себя вести как с врагами. Их участь, согласно сформулированным в сборнике правилам, - ниже бродячих собак - ни приюта, ни кормёжки! Такие же законы, согласно д.и.н. ДНЦ РАН М. Агларову существовали в конфедератских джамаатах Ауарии.
Они декларируют:
1. Запрет на выполнение любых работ для феодалов. В случае неисполнения, полученная мзда от феодалов изымается и накладывается штраф в 10 баранов. Любая работа по просьбе феодалов расценивается как "оскорбление" конфедератов. За ннесение морального ущерба джамаату и назначается штраф в 10 баранов.
2. Убийства и любые акты кровной мести против ханов и беков где-бы то ни было на территории Дагъестана приветствуется. Все кто проливал кровь (не важно за что) ханов и беков объявляется лицами, находящимся под защитой конфедератов, как только они окажутся на их территории. Выдача таких лиц запрещена.Право убежища гарантируется.
3. Никто на территории Акъуша-Дарго не имеет права себя называть ханом или беком, даже если он им и является. Наказание как минимум -штраф
4. Потомки ханов или беков, если пожелают, то могут присоединиться к свободным общинникам (узденям) но только на общих для всех основаниях.Их родословная в учёт не берётся и они становятся как все.
5. Ханы и беки не должны получать никакие сведения от конфедератов ни по одному вопросу. За неисполнение штраф - 10 баранов.
6. Обычай гостеприимства на ханов и беков не распространяется. Феодалам не положены ни горсти муки, ни глотка воды, в каком-бы плачевном положении они ни находились.
7. Запрещено беспричинно отнимать имущество у ханов и беков.
"Свод законов Общества Акъуша- Дарго" (М. Агларов "Сельская община в Нагорном Дагестане) примечателен тем, что отсутствует "взять и поделить" из бессмертного булгаковского "Собачьего сердца", так как подобные действия вступали в простиворечие с исламским законодательством. Если это не военная добыча, то ничего "взять и поделить" в духе Шарикова было нельзя. В этих законах очевиден лишь тотальный бойкот феодального сословия и скрытую поддержку расправ на почве социальной ненависти.
О презрительном отношении свободных общинников (узденей) к ханам и бекам говорит и следующий факт, зафиксированный у д.и. н. Р. Магомедова в его "По аулам Дагестана": "Гидатлинцы (джамаат Hid), после побоища, устроенного ими Хунзахcкому ханству, стали называть жирных мух - "хунзахскими". По преданию, они убили столько хунзахцев, что над ними долго кружил рой мух". После этого, увидев какую-нибудь жирную муху, они говорили, смотрите, хунзахские мухи к нам пожаловали". Вероятно, их скинули в ущелье, откуда нелегко всех сразу извлечь и о куче трупов напоминали мухи.
Одним из первых мероприятий т.н. "мюридизма" в Нагорном Дагъестана было физическое истребление Правящего Дома Нуцалханов. При имаме Гамзатбеке резали всех подчистую, а малолетнего наследника просто выбросили живым в пропасть. Тем не менее, будучи осведомлённым о запрете подобной жестокости в исламе, имам Шамиль, благоразумно призвал учённых улемов вынести самим решение по его судьбе. Улемы- будучи сплошь выходцами из Ауарских Конфедератов- вынесли вполне ожидаемый приговор "ВЫСШАЯ МЕРА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ - СМЕРТНАЯ КАЗНЬ." Почему мы привели цитату из советских приговоров эпохи прокурора Вышинского? Потому что решение Совета Улемов было именно таким: "Это ханский наследник. У кошачьей породы, что может быть иное в постпках, кроме как быть кошачьими? Разве они изменятся? Если мы его оставим в живых, то нет никакой гарантии, что он повзрослев не скажет однажды, что мы, якобы все его рабы, холопы". Таким бразом, здесь именно тот же подход как и у прокурора Вышинского.
Была вырезана и все ханские отпрыски-побочная ветвь феодалов - в андалальском селе Ругуджа. При имаме Шамиле казни ханов, беков и побочных их ветвей было самым заурядным делом. Сам Имам Шамиль также принадлежал к Горским Конфедератам и по сути претворял в жизнь их волю- смести их всех и не жалеть никого. Подлили масло в огонь и перехваченные письма к русским властям хунзахской ханши Паху-Бике (опять-таки-скорее кайтагской даргинки, чем ауарки), в которых она отзывалась в крайне оскорбительном духе о движении Имама Шамиля, прося у русского командования защиты и содействия. За эти письма её и обезглавили, предварительно изрубив всех её детей. В повети Л.Толстого "Хаджи-Мурад" описано как всё происходило- под звуки барабанов и зурны, чтобы заглушить крики жертв.
Имам Шамиль никогда не жалел о содеянном. Даже находясь в плену он призвал русских брать с него пример: "Хотите спокойствия и порядок в Дагъестане? Берите пример с меня- держите ханов, беков и чанка в чёрном теле!" Имам Шамиль был принят в соседней Ичкерии с распростёртыми объятьями, потому что его движение, несшее знамя не только национального, но и социального освобождения было понятно всем. Ничего никому объяснять не требовалось - сами с детства были воспитаны такими.
Чеченский историк А. Авторханов ("Революция и контрреволюция в Чечне") был совершенно прав когда писал, что в Чечне до революции классовой борьбы как таковой не было". Действительно, а с чего это ей быть когда физически отсутствовали сами антагонисты - угнетатели и угнетённые? Когда даже в самом чеченском языке не выработался собственный термин для понятия "приказ, команда"? Банально некому приказывать, как некому и исполнять. Если в Дагъестане всё же было кому приказывать и командовать, хотя и не везде, то в Ичкерии - нет. В этом и состоит основное различие этих республик. Шамилёвское движение на Сев.-Вост. Кавказе взлетело на гребень волны популярности из за опасения, что царизм принесёт к ним в горы на своих штыках социальное и национальное бесправие.
ОПОРНЫЙ СТОЛП ЦАРИЗМА О ВОЛКАХ И МЕДВЕДЯХ
Халха-монг. АНДГАЙЛАХ "клясться, присягать", АНДГАЙ "клятва, присяга, честное слово", АНД "друг, приятель, товарищ" (соответствует афг. АНДИВЫЛ), ойрат. Синьцзяна АНДАГЪААР "клятва, присяга".
Др.-уйгур. ANT "клятва, присяга, проклятие (клятвенное заверение, сопряжённое с религиозным ритуалом)". Автор Древнеуйгурско-немецкого словаря даёт отсылку к монг. ANDA c переводом на немецкий - "блутсбрудер" и на турецкий- "кан кардещи" (кровный брат), др.-уйгур. АНТ КЪАРГЪЫШ "клятва и проклятие" (сопряжённые с молитвой).
Востоковед, исламовед, профессор Бохумского Университета Михаэль Кемпэр: ""Вольные общества" - неверный термин, т.н. "вольные общества Дагестана" являлись в реальности "конфедерациями" и "союзом конфедераций" и они полностью укладываются в шевейцарско-немецкий термин EIDGENNOSSENSCHAFT "Конфедерация", букв. "Товарищество по клятве/присяге". Всё вышеприведённое легко перепроверяемо - и это не только термин Andalal,явно связанный с "клятвой, присягой" в монг. языках, но и общество Hid (Гидатль), для которого в ауарском схранилось HEDI "клятва", hedize "клясться, присягать".
Хунзах (Общество Хунз) при царском режиме вплоть до самой революции представлял из себя, по меткому выражению историков - "опорный столп царизма". Поэтому никто не удивлялся ни в советские годы, не удивляется и в наши дни, перечитывая всем известные строки: "Турки повязали чалму и саблю дали...англичане зарыли в песчанный курган" и т.д. и т.п. А когда было иначе? Разве здесь есть повод для недоумения? Кто-то ошарашен? Мы - нет. Если советская власть не декларировала своё безбожие, то, вероятно, можно было бы прочитать: " ...и шайтаны зарыли в песчанный курган".
Откройте "Аварско-русский словарь" 50-х годов и более поздние словари, и вы увидите, что в них далеко не всё совпадает, прежде всего - орфография. Причина? Словари переделывались под северное наречие для того, чтобы литературная норма ауарского языка большее соответствовала хунзахскому говору. Откройте любое издание от ДНЦ РАН и вы найдёте в нём массу бездоказательных утверждений и каких-то явно поздних вставок в авторские тексты.
Как,например, понять такое: "Волк особо привлекателен у северных аварцев, тогда как медведь у южных, этиологические легенды связывают их происхождение с медведем"? Что за чушь?! Волк, вообще-то, - ментальность идеала узденя. Да, есть ауарская сказка о похищении медведем девочки и сожительстве с ней (горский вариант сюжета то ли "Маши и медведя", то ли "Красной шапочке"), но такие сказки ни о чём не говорят. Потому что на первом плане вовсе не "волк" или "медведь", а шерстистость первопредка, его косматость. Далее следует...."серебрянный волк был вышит на знамёнах Нуцалхана Аварского". Надо же, а мы не знали. Только где он, вышитый серебрянными нитями волк? Где вообще ссылка на факт наличия подобного изображения? Серебрянный воющий волк - это колье, которое может каждый желающий купить в Стамбуле.
НАРТСКИЙ ЭПОС И МОНГ. "НЭРТЭЙ"
Вся эта дагъестанская символика, включая осетинского барса, взята с атласа Вахушти Багратиони. Почему у осетин появился барс, а не скажет ротвейлер или даже дельфин, тоже понятно. Самоназвание оестин ИР, ИРОН. В монгольских языках - ИР "остриё" (как у вайнахов), ИРВЭС "барс". Не всегда всё легко разгадывается, но в целом эти загадки решаемы. Например, там где территория Дагъестана, под волком со знаменем, красуется "паук". Он тоже понятен. И вообще, как мы уже писали - первопредок часто "шерстист". Вы может не один раз наткнуться на странную перекличку обозначений тех или иных шерстистых животных, живущих в норах с теми или иными этническими терминами, укоренившимися за какими-то племенами, кланами, родами. Не всегда и не везде, но всё же такое встречается. Откровенными небылицами являются лишь утверждения типа тех, оторые изрекал академик Абаев: "Нарты- сыны волка и солнца". Такого быть не может. Шерстистый хищник не любит солнце, его дом во тьме и дом его - логово. У монголов есть мифологический сюжет о луче-волке (не луче солнца!) и врывается в юрту он опять-таки ночью. Просто академику Абаеву понадобилось любимыми ухищрениями застолбить слово "Нарт" за осетинами, доказать его "осетинскость". И "солнце" и "луч" и всякая ещё иная белиберда представлена в русско-монгольском словаре, но, более вероятен, всё же другой вариант: "Нарты" от монгольского НЭРТ "знаменитый, известный, видный" и т.п., НЭРТЭЙ "пользующийся авторитетом, известностью". И без участия каких-то парамонгольских групп в сложении нартского эпоса не обошлось, как бы Сев. Кавказ из за патриотических побуждений от них ни открещивался.
И ещё одна деталь...Академик Абаев пишет, что Нартский эпос возник у предков осетин - аланов- в степи (между Чёрным и Каспийскими морями), да, но в осетинском нет собственно иранского названия моря, осет. "дэнджыз" взято из тюркских языков.Тогда как собственное название моря есть и у вайнахов и в языках Нагорного Дагъестана. А второе осетинское обозначение "моря" как "фурд" весьма смахивает на ингушское "форд" и чеченское "хIорд". Аланы, кочевавшие между двумя морями, так и не нашли ничего подходящего для обозначения моря? Иранские племена им их не передали? А может быть так, что это вайнахи заимствовали у осетин? Сразу несколько фактов говорят против. Один из них: ав. хIор "лужа, пруд, озеро, водоём",ав. диал. хIорочI "впадение, углубление". Кроме того, вайнахские форма имеет суффикс "-д", характерный и для ав. "ралъ-ад" (море), при чём обычно такие суффиксы указывают на множественность, совокупность чего-л. как в нахско-дагестанских, так и монгольских языках. Просто в наши дни для носителей нахско-дагестанских языков, это архаичное явление не столь очевидно, но тем не менее, оно прослеживается.
SHALOM С "МААРДАСА"!
Ауарские конфедераты - носители ауарских диалектов никак и ничем не заслужили к себе предвзятого отношения. Они, например, не пишут анонимки с какими-то клеветническими статьями, где вместо автора указано "МААРДАСА" ("с гор"). Причём, одно это "маардаса" способно выдать чужака, пытающегося "канать" под горцев, потому что MA'AR-DA -это "на горных пастбищах", и там люди не живут, а работают- пасут скот.
Почему ауарскому патриотизму пытаются нас учить вообще непонятно кто? Какие-то "дяди Васи" и "иерусалимские казаки"? Их же никто ничему не учит, потому что нам совершенно наплевать на них. Мы излогаем то, что считаем нужным и правильным, безо всякой оглядки на "ауарствующих" мордехаев и их курдючных приспешников. Для нас, что Тенглик, что "Тель-Авивалдаса" - суть явления одного порядка. Для нас ни хан Котян, ни Уммахан Ауарский - никакие не авторитеты. Когда его просили чеченские общества поддержать их, что он ответил? "Не годится маленьким странам тягаться с большими". Что-то в подобном духе, не претендуем на точность цитаты. Почему вообще всё ауарское должно ассоциироваться с Хунзахом, к которому ДНЦ РАН добавил для отвода глаз ещё Анди? Это надо додуматься вообще до такого, чтобы накатать целую книгу под названием "Аварцы" и разбросать по ней сплошь рисунки и фото из издания Дебирова, безо всяких ссылок ни на ориганальное издание, ни где те или иные находки конкретно обнаружены! И в книге всё от начала до конца совершенно нечитабельным слогом о Хунзахе и Анди. Вот и всё "ауарство"! Чьё издание? ДНЦ РАН. Или такие перлы в другом издании от ДНЦ РАН: "Маарулал и Авар -это только хунзахцы, все остальные не имели своего названия и называли себя по сёлам". Более того, даже, оказывается лакское обозначение ауаров как "ярусса" - тоже "хунзахцы", они, мол, "главные и 'верхние' в социальном плане", поэтому только они. Хорошо, кто-нибудь, из Оклахомы, приехав в Майами, скажет, что он "американец"? Кому вообще нужно ваше "ауарство" и маарулальство" когда вы сами находитесь непосредственно там и не создаёте впечатление ни у кого, что вы иностранец?
Ну а парамонгольские авары-вархониты - это вообще отдельная тема! Это, ну, конечно, -только Хунзах. Да, а почему в ауарских диалектах явно больше совпадений с монгольскими языками, чем в литературном ауарском? Совершенно же очевидно, что ауарская диалектная лексика превосходит литературный ауарский по количеству архаизмов и ценной для исследователей информации.
Как это получилось так ловко у ДНЦ РАН, что ауарское большинство оказалось за пределами "ауарства", зато там Хунзах и Анди? Кто либо за границами РФ освещает в подобным ключе историческое прошлое собственного народа? Типа, есть Берлин и говорящее по-немецки сорбское меньшинство, а все остальные это не немцы? Причём, что утверждает подобное какой-то полуполяк, а ему бы вторил сорб! Все бы отреагировали так: "Что за ахинея! И подобный контингент пытается нас ещё учить любви к родному краю!"
Мы не знаем хотя бы какого-то самого мизерного события исторического прошлого, которое бы Общество Паху-Бике не попыталось так или иначе присвоить у Конфедератов, а если им это не удаётся, то извратить и оплевать. И после всего этого они ещё несут вздор о "патриотизме"! "Патриотизм" ношения по горам в паланкине Паху Бике. Ауарское конфедераты говорят на ауарских диалектах и, тем не менее, никогда не входили в Ауарское ханство, а лишь поддерживало феодалов, когда видело в этом необходимость или было дано обещание.
Свидетельство о публикации №224031400245