Славянская мифология

Аннотация

В данном сборнике представлены разнообразные существа славянской мифологии. О каких-то вы наверняка слышали, о некоторых прочтёте впервые. Но так или иначе, это будет довольно интересно.

Жердяй


Есть такой персонаж славянский мифологии - Жердяй (не путать с жирдяем, т. е. толстым, излишне тучным человеком). Так вот, Жердяй, это дух который выглядит как очень тощий и длинный человек от двух до пяти метров росту. Он достаточно высок, чтобы греть руки над печной трубой стоя с земли. Появляется он только по ночам и любит заглядывать в окна, иногда стучит в них, пугая людей.

Слово "жердяй" происходит, как можно догадаться, от слова "жердь". И указывает на облик нашего героя. На его "тонкоту".

Считалось, что в мир людей жердяй попадал через ворота поставленные не на север, как у всех русских людей. Жердяй завидует людям, ведь у них есть занятия и за это он пакостит. Жердяй описывается как жалкий шатун, который осужден век слоняться по свету без толку и должности. Доподлинно неизвестно происхождение этого духа и его намерение, а также насколько он опасен для человека. Хотя блуждает мнение, что этот дух нападает на людей по ночам и может даже проникнуть в дом где нет оберегов. Согласно этой информации встречи с ним обычно заканчивается смертью. Жердяй либо душит свою жертву, либо сворачивает ей шею. Также он умеет отводить глаза и насылать на людей морок.

Лихо


Лихо - это такое существо, в виде дряхлой старухи, ужасного вида и с одним глазом. Оно являет собой олицетворение бед и несчастий, в общем злой, неудачливой доли. Ещё люди говорят, "хватило лихо" или "изведал лиха".

Слово "лихо" происходит от слов "лишка", "излишек" которые, в свою очередь, означают нечто лишнее, то, что мешает нормальной жизни или делу, и имеют негативную окраску. Например лишний шестой палец. Потом уже стали это слово отождествлять с уродством, а затем и с несчастьем. После персонализировали и мифологизировали. Так на свет и появилось Лихо.

Лихо это дух зла, несчастья, олицетворение горя. Облик лиха очерчен не вполне определённо. Как и многие обитатели иного мира, лихо и похоже на человека, и отличается от него. Лихо предстаёт либо как огромный одноглазый великан, либо как высокая страшная худая женщина с одним глазом. Когда рядом с человеком находится Лихо - его начинают преследовать самые разные несчастья. Часто Лихо привязывается к такому человеку и всю жизнь терроризирует его.

Пословицы и поговорки про Лихо:

Не буди лихо, пока оно тихо
Не поминай лихом
Лихое споро: не умрёт скоро
Лиха беда — начало
Лиха беда хлеба нажить, а с хлебом можно жить
Лихой конь: всех встречных обгоняет

Чудо-Юдо


Очередной наш персонаж славянской мифологии: Чудо-Юдо.

Обычно его изображают в виде трех-, или шести- девяти- двенадцатиглавого змея. При этом он ездит на коне, ругается на него, когда тот спотыкается, а последний монстр, ибо в сказках их как правило три (обычно девяти- или двенадцатиглавый, имеет огненный палец, с помощью которого можно прирастить отрубленные каким-нибудь Иван-царевичем головы на место).

В сказках роль у Чуда-Юда незавидная. Его всегда одолевают. У каждого Чуда, их Чуд, обычно трое, есть жена. Жены мстят главному герою за убийство их мужей. Но всегда неудачно. И гибнут сами, несмотря на колдовство, которым владеют.

Живёт Чудо-Юдо у Калинова моста, что через реку Смородину перекинут. Его спутники-это собака и ворон.

Как дракон, Чудо-юдо способно извергать огонь, но редко этим пользуется. Вместо этого он сражается оружием, как человек. Помимо этого он вооружен огненным пальцем, способным приращивать отрубленные головы. Это роднит наше чудище с Лернейской гидрой.

Этот персонаж однозначно отрицательный. Так три Чуда-Юда сторожат калиновый мост на реке Смородине. Так же иногда Чудо-Юдо похищает девушек.

Домовой


Есть такой дух-помощник Домовой.

Домовой - у славянских народов домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, плодородие, здоровье людей, животных.

Обычно домовым считался умерший член семьи, первопредок рода; умерший член семьи, который за грехи назначен Богом в услужение живым домочадцам; умерший без покаяния мужчина. Иногда полагали, что домового сотворил Бог, что он даётся Богом каждому дому.

Домовой, если любит хозяина или хозяйку, не причиняет им зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги. Перед смертью кого-нибудь из семейства воет, иногда даже показывается кому-нибудь, стучит, хлопает дверьми и прочее. По общему поверью, живёт он по зимам около печи или на печи, а если у хозяина есть лошади и конюшня, то помещается около лошадей. Если лошадь ему нравится, то домовой холит её, заплетает гриву и хвост, даёт ей корм, отчего лошадь добреет, и напротив, когда ему животное не по нраву, то он его мучает и часто заколачивает до смерти, подбивает под ясли и прочее. От этого мнения многие хозяева покупают лошадей той масти, которая ко двору, то есть любима домовым.

Считалось что домовой помогает по хозяйству, сохраняет имущество, часто пересчитывает его, любит домашний скот, особенно лошадей. Правда, если лошадь брыкливая, домовой может обидеться на неё и «заездить» — так, что к утру лошадь будет измученная и вся в мыле, то есть — в поту, словно после долгой скачки. Домовые защищают дом от воров, пожаров, другой нечистой силы. Он шумит, бродит ночами по дому, вздыхает и бормочет. Может плакать, если дому грозит беда. Или смеяться, если ожидается счастье.

Если домовой полюбил домашних, то он предупреждает о несчастье, караулит дом и двор; в противном же случае он бьёт и колотит посуду, кричит, топает и прочее. Тому, кого любит, завивает волосы и бороды в косы, а кого не любит, того ночью щиплет до синяков. По этим синякам судят о какой-нибудь неприятности, особенно если синяк сильно болит. Также наваливается во время ночи на спящего и давит его, так что в это время нельзя ни пошевелиться, ни сказать ни слова. Обыкновенно эта напасть наваливается на того, кто спит на спине, в это время спрашивают, к худу или к добру, а домовой отвечает мрачным голосом — «да» или «нет».

Баба Яга


Вот ещё один знаменитый на весь мир персонаж славянской мифологии Баба Яга. Она даже в ДНД имеется! Там она выступает в качестве приёмной матери архимага-демонолога Иггвилв (архимаг 4/волшебник 26) из сеттинга Мир Орт. Той самой, которая соблазнила принца демонов Граззта и родила от него полубога-императора Юза. Баба Яга в ДНД мультикласс жрец 25/волшебник 15.

Ну что-же до нашей Бабы Яги, то она на самом деле несёт очень важную миссию, её задача следить за мирами живых (Явью) и мёртвых (Навью). Она страж миров, поэтому у неё одна нога костяная-это потому, что она наполовину мёртвая, а наполовину живая. Этакий Харон.

Надо сказать, что в сказках Баба Яга не всегда злодейка, что поедает добрых молодцев, да она и по-сути этим не занимается, а только грозится. Кстати слово "яга" происходит от слова "яга" это такая душегрейка из собачье шерсти, которую наша Баба и носит.

Также Баба Яга зачастую является помощником главных героев, таких как Иван-царевич, она и в бане выпарит, и даст мудрый совет, и клубочек, идя за которым цели своей достигнешь; то есть является Хранителем знаний. Но слишком любопытных не любит и ест. К тому-же существует поверье, что за ответы Яга берёт часть жизни вопрошающего, поэтому она и живёт вечно, как Кощей, только она свою смерть не в иглу запечатала, а просто ворует жизненную энергию у любопытных, отсюда и поговорка Яги: "будешь много знать-скоро состаришься"



Живёт Яга в разумной избушке на курьих ножках. Передвигается по воздуху в ступе, железным пестом управляет, а помелом след заметает. Служат Яге Кот-Баюн и вороны или совы. Она сильная ведьма, может и порчу навести и любовь вызвать. Ей подчиняется многая нечистая сила.

Леший


Вот ещё один преинтересный субъект мифологии славян - леший. Описывают его как этакого старичка, что живёт в лесу отсюда и название его. Леший выглядит как старец с бородой до пят, обычно или совсем без одежды, но весь покрытый шерстью, больше похожий на животное, или в берестяной куртке, шапке и лаптях. Последний образ ближе к образу белорусского Лесного Деда. Подобные существа есть и в украинской, и в белорусской, и даже в эстонской мифологии. В Эстонии лешего называют Метсавана (лесной старик).

Леший - это хозяин леса. Ему подчиняются все, и зверь и птица. Он может заводить человека до смерти, но если знать подход к хозяину, то он наоборот поможет. В старь люди, когда ходили в лес, за ягодами или за дичью, всегда оставляли подарок. Для того, чтобы подружится с лешим надо взять кринку парного молока, каравай свежего хлеба, подойти к старому дереву и оставить подношение у его корней со словами: "Прими хозяин подарок!" А затем уйти не оглядываясь.

Ну ещё не стоит ломать ветки, безобразить и мусорить в лесу, брать больше, чем тебе нужно. Ещё нельзя убивать животных просто так, и во время сезона, когда у животных появляются детёныши. За это леший накажет.

Рассердившись на человека леший может начать закликать его в глубь леса, отзываясь на его ауканье. Считается, что леший нарочно завлекает красивых девушек, а затем берёт их себе в жены. Существуют заговоры против нечистой силы, чтобы лешего отвадить.

Вот такой вот непростой старичок-лесовичок.

Русалка


Русалка персонаж не только славянской, но и западной мифологии. Обычно русалок представляют в виде полуженщины-полурыбы. То есть верхняя половина, это обнаженная, прекрасная дева, а нижняя рыбий хвост. По поверьям, русалками становятся невинные утопленницы. Сами русалки могут жить как в речных, так и в морских водоёмах, но занимаются они одним и тем-же, заманивают под воду неосторожных путников. При этом речных русалок так и называют, а морских обычно величают ундинами или в англоязычной традиции mermaid.

В поверьях славян, русалки хватают девушек и затаскивают под воду, чтобы защекотать до смерти, юношей же они соблазняют, заманивают под воду, а наигравшись топят. Чтобы защитится от русалки, нужно носить крест, если же русалка схватила, то её нужно уколоть булавкой.

Существует заговор от русалок:

Водяница, лесовица, шальная девица! Отвяжись, откатись, в моём дворе не кажись; тебе тут не век жить, а неделю быть. Ступай в реку глубокую, на осину высокую. Осина трясись, водяница уймись. Я закон принимал, златой крест цаловал; мне с тобой не водиться, не кумиться. Ступай в бор, в чащу, к лесному хозяину, он тебя ждал, на мху постелюшку слал, муравой устилал, в изголовьице колоду клал; с ним тебе спать, а меня крещённого тебе не видать.

Надо сказать, что русалки не всегда вредничают, иногда они могут исполнять желания, или работать по найму в доме людей (они могут оборачиваться зверем, птицей и человеком).

Водяной


Водяной один из самых известных персонажей славянской мифологии. Обычно его представляют в виде в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом или очень длинными ногами. Он опутан тиной или одет в красную рубаху, имеет большую окладистую бороду и зелёные усы. Мог обернуться зверем или птицей. Во многих поверьях он выглядит как заросший шерстью чёрт с рогами или чудовище серого цвета. Он обнаруживает себя громким хохотом, смехом, а в ожидании близкой жертвы может громко хлопать в ладоши. Часто способен подражать звукам, которые издают люди или животные. Обычно это всё делается для того, чтобы напугать или завлечь в свои подводные хоромы.


Считается, что водяной любит глубокую воду, живёт в омутах, водоворотах, в полыньях, на заброшенных водяных мельницах, причём особенно любит место возле колеса, под мельницами или шлюзами, на дне реки, где у него есть свой дворец. Мельники предпочитали дружить с водяным, иначе он может сломать мельничные колёса или испортить плотину. Чтобы не пакостил, ему раз в год приносили в дар чёрную свинью или другое животное, кидали в воду мёртвых животных, крошки хлеба и т. п., а по праздникам выливая в воду водку.

Дед Мороз


Этот образ был придуман, точнее переработан, великим русским педагогом Константином Дмитриевичем Ушинским. Надо уточнить, что персонификация образа Деда Мороза нашла свое отражение во многих сказках славянского фольклора ещё до Ушинского, вот например записанная А. Н. Афанасьевым русская народная сказка "Морозко", по которой в СССР ставил фильм А. Роу, но именно Ушинский по-сути создал современный, привычный нам образ Деда Мороза.

Конечно, новогодний сказочный дед, который приносит подарки, есть практически во всех европейских и некоторых азиатских традициях, например в странах Европы широкое распространение получил Санта Клаус, обработанный образ святого Николая Угодника. Облик-же знакомого нам Деда Мороза появляется из глубины веков.

Давным-давно, ещё до прихода Христианства на Русь, славяне были язычниками. Они поклонялись множеству богов. Среди них был бог холода и стужи Карачун. Он изображался в виде дряхлого старца с седой бородой, в которой висели ледяные сосульки, он носил шубу, шапку, ходил с посохом и с мешком за спиной. Напоминает кого-то?

Только Карачун был злым. В мешке он носил не подарки, а души путников, что замёрзли насмерть. Даже выражение существовало: "Карачун хватил", или "вот тебе и карачун". Оно означало внезапную смерть, как правило от холода. Карачуну служили медведи-шатуны и волки. Его спутниками были метели и бураны. Летом он уходил в подземный мир, ибо не переносил тепла (отсюда и Морозко, сидящий летом в колодце). Стражами Карачуна были снеговики. Их лепили со страшными лицами и обязательно ставили лицом от дома, тогда всякая нечисть не осмелится нападать на дом, считая, что там живёт сам тёмный бог. Карачун требовал кровавых жертв, как и Морана, богиня смерти славян.

После прихода Христианства Карачуна как и многих славянских языческих богов забыли. Он превратился в миф, а миф в легенду. Кое-где он ещё сохранился, в виде сказочного персонажа-Морозки, но так или иначе канул в Лету.

Пока не появился К. Д. Ушинский. Он решил придумать нашего доброго зимнего волшебника. Поэтому взял за основу облик Карачуна и переработал его для детей. Он стал добрым, а в мешке у него появились подарки вместо душ, позже ему добавили внучку Снегурочку (ранее это был отдельный персонаж, чем и объясняется отсутствие у Снегурочки родителей).

Так, что хоть у Деда Мороза весьма зловещее прошлое, но теперь он исправился, стал добрым и дарит детям подарки.

Кощей Бессмертный


Этот персонаж, наверное, известен всем, и взрослым, и детям. Кощея, как правило, представляют в виде тощего старика, в изодранной чёрной мантии и железной короне. К слову, имя "кощей" и происходит то слова "кость", т. е. наш герой излишне тонкий, такой, что сквозь его кожу кости выпирают.

При этом слабым его не назвать. Он может превращаться в различных животных, способен изменять обличье других. Также у него есть много магических слуг, а ещё он командует огромной армией нежити. Кощей обладает силой десяти богатырей и имеет меч-кладенец, а передвигается на супер-быстром коне. Кроме того Кощей - лич (архимаг, спрятавший свою душу вне тела, тем самым получив бессмертие). Его смерть находиться на конце иглы. Игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, а сундук на двенадцати цепях, на двенадцати дубах, что растут на острове Буяне и Кощей его пуще глаза бережёт. Правда есть версии, что смерть находиться прямо в яйце. Но так или иначе убить Кощея очень не просто.

Чаще всего Кощей хочет женится, для этого он похищает прекрасную девушку, затем увозит её в свой неприступный замок (классическая крепость Тёмного властелина), затем прекрасный герой, какой-нибудь Иван Царевич, пройдя множество испытаний, при помощи Бабы Яги (вот только непонятно, зачем Яге это нужно, ведь они с Кощеем на одной стороне), находит иглу и ломает её, тем самым уничтожая злодея и заполучая невесту, а также несметные богатства царя-лича.

Ещё одним хобби Бессмертного, это, согласно Пушкину, чахнуть над златом. То есть Кощей в свободное от похищений девушек и террора населения время занимается пересчитыванием своих сокровищ. По этому, по одной из версий, он такой и тощий.


Рецензии