Близость. Эссе

«Лишь когда двое людей становятся близкими, они больше не незнакомцы. И это красивый опыт — найти, что не только ты полон слабостей, но и другие, может быть, каждый, полон слабостей. Высочайшее выражение всего становится слабым. Корни очень сильны, но цветок не может быть таким сильным. Он красив, потому что не силен. Утром он раскрывает свои лепестки к солнцу, целый день танцует на ветру, под дождем, на солнце, и к вечеру лепестки начинают опадать; его больше нет».
- ОШО -

Близость.

Творец — это не философская концепция, это этот мир, на который ты смотришь глазами ребенка.
Тот же самый мир — эти цветы, эти деревья, это небо и ты — тот же самый мир внезапно приобретает новое качество божественности, если ты смотришь на него глазами ребенка.
Нужно только чистое, мягкое, нежное сердце.
Не хватает не Творца, не хватает тебя.
Отсутствует не Творец, отсутствуешь ты.
Жизнь учит многими способами.
Жизнь показывает человеку, каким он должен быть.
Если хочешь быть более живым, изобильно живым, ищи то, что сопутствует жизни: нежность, мягкость.
Все, что приводит тебя в замешательство, делает тебя жестким.
Живи таким образом, чтобы в каждое мгновение ты был свободен от прошлого мгновения.
Никогда не носи вещи из прошлого — оно прошло.
В каждое мгновение избавляйся от него, решено оно или нет.
Ничего нельзя с этим сделать, отбрось это — не носи части, потому что эти части не позволят тебе решить проблем, с которыми ты живешь в это мгновение.
Живи это мгновение как можно более тотально, и внезапно ты осознаешь, что если ты живешь тотально, все решается.
Тогда не нужно ничего разгадывать.
Жизнь не проблема, которую нужно разрешить, это тайна, которая должна быть прожита.
Если ты живешь тотально, она решена, и ты выходишь из этого красивым, обогащенным, и открываются новые сокровища твоего существа, и вокруг тебя ничто не висит.
Тогда ты переходишь в другое мгновение с такой свежестью, с такой тотальностью, интенсивностью, что и другое мгновение проживается и решается.
Истина в том, что существование не верит ни в какое превосходство.
Для существования все равны — деревья, птицы, животные, человеческие существа.
В существовании все абсолютно приемлемо таким как есть, нет никакого осуждения.
Мы живем в таких претензиях, в таком лицемерии — по этой причине близость создает страх.
Ты не то, чем кажешься.
Твоя наружность ложна.
Может быть, ты кажешься святым, но глубоко внутри ты по-прежнему слабое человеческое существо, со всеми его желаниями и стремлениями.
Ты не можешь потерять свое величие, не можешь потерять эго.
Ты не можешь потерять свою праведность, свою святость — ты отбросил все это сам.
Ты точно как маленький ребенок, совершенно невинный.
Ты можешь открыться, потому что внутри тебя не наполняют уродливые подавления, которые стали извращениями.
Ты можешь сказать, что чувствуешь, подлинно и искренне.
И если ты готов к близости, ты будешь поощрять к близости другого человека.
Твоя открытость поможет и другому человеку открыться тебе.
Твоя лишённая претензий простота позволит и другому наслаждаться простотой, невинностью, доверием, любовью, открытостью.
Ты заключен в ловушку глупых концепций, и страшно то, что если ты с кем-то очень близок, он это узнает.
Но мы хрупкие существа — самые хрупкие во всем существовании.
Человеческий ребенок — самый хрупкий ребенок из всех животных.
Дети животных могут выжить без матери, без отца, без семьи.
Но человеческий ребенок тут же умрет.
Таким образом, эта хрупкость не что-то, достойное осуждения — это высочайшее выражение сознания.
Если ты осознаешь, что боишься близости, — если посмотришь вовнутрь и начнёшь отбрасывать все, что заставляет тебя испытывать стыд, и принимать свою природу как есть, не как она должна быть, — это может стать для тебя великим откровением и революцией.
Близость просто означает, что двери сердца открыты; тебя приглашают прийти и быть гостем.
Но это возможно только если у тебя есть сердце, которое не испускает зловония подавленной сексуальности, которое не кипит всевозможными извращениями, сердце, которое естественно.
Естественно как деревья, естественно как дети — тогда нет страха перед близостью.
Человек должен жить тотально, интенсивно, радостно.
Живи и не беспокойся о том, чтобы о тебе помнили — иначе это сделает тебя мертвым.
Миллионы людей жили на земле, и мы даже не знаем их имен.
Прими этот простой факт — ты здесь лишь на несколько дней, потом тебя не станет.
Эти несколько дней не должны быть потрачены на лицемерие, на страх.
Этим нескольким дням нужно радоваться.
Никто ничего не знает о будущем!
Единственное, что в твоих руках, это твоя жизнь — сделай ее как можно более богатой.
В близости, в любви, открывая себя многим людям, ты становишься богаче.
И если ты можешь жить в глубокой любви, в глубокой дружбе, в глубокой близости со многими людьми, ты прожил правильно, и где бы ты ни оказался, ты научился этому искусству, и будешь жить счастливо и там.
Если ты простой, любящий, открытый, близкий, ты окружаешь себя раем.
Если ты закрыт, постоянно обороняешься, всегда тревожишься о том, что кто-то может узнать твои мысли, твои сны, твои извращения — ты живешь в аду.
Ад внутри тебя, как и рай.
Это не географические места, это твои духовные состояния.
Очисти себя.
И медитация безусловной любви твоего сердца — это не что иное, как очищение себя от всего мусора, который собрался в уме.
Когда ум молчалив, и сердце поет, ты готов — без всякого страха, но с великой радостью — к близости.
А без близости, ты один среди незнакомцем.
С близостью, ты окружен друзьями, людьми, которые тебя любят.
Близость это великий опыт.
Человек не должен его упустить.
Люди ищут медитации, молитвы, нового образа бытия.
Но более глубокий поиск, и более важный — как снова стать укорененным в существовании.
Назови это медитацией, молитвой, или как угодно еще, но самое существенное — это как снова стать укорененным в существовании.
Мы стали деревьями, лишенными корней, — и за это не ответствен никто другой, кроме нас самих, с нашими глупыми идеями ума.
Природа подойдёт к тебе ближе, природа начнет раскрывать свои тайны.
Ее глубочайшая тайна — божественность.
Она открывается лишь настоящим друзьям существования.
Жизнь это поиск, — постоянный поиск, отчаянный поиск, безнадежный поиск, — поиск чего-то, чего человек не знает сам.
Есть глубокий порыв искать, но человек не знает, что ищет.
И есть определенное состояние ума, в котором, что бы ты ни получил, это не даст тебе удовлетворения.
Разочарование кажется уделом человечества, потому что, что бы ты ни получил, это становится бессмысленным в то мгновение, как ты это получаешь.
Ты начинаешь искать снова.
Поиск продолжается, получаешь ты что-то или нет.
Кажется неважным, что у тебя есть и чего у тебя нет, поиск все равно продолжается. Бедные ищут, богатые ищут, власть имущие ищут, лишенные власти ищут, глупые ищут, мудрые ищут — но никто точно не знает, что именно.
А оно рядом, оно просто не в голове, оно в сердце.
Сам этот поиск, — что это такое и почему, — должен быть понят.
Кажется, есть какой-то зазор в человеческих существах, в человеческом уме.
В самой структуре человеческого сознания, кажется, есть какая-то дыра, черная дыра.
Ты продолжаешь бросать в нее вещи, и они продолжают исчезать.
Кажется, ничто ее не наполняет, ничто не помогает ей удовлетвориться.
Это очень лихорадочный поиск.
Ты ищешь в этом мире, ты ищешь в другом мире.
Иногда ты ищешь денег, власти, престижа, иногда ты ищешь Бога, блаженства, любви, медитации, молитвы — но поиск продолжается.
Кажется, человек болен этим поиском.
Этот поиск не позволяет тебе быть здесь и сейчас, потому что этот поиск всегда ведет тебя куда-то еще.
Поиск это проекция, поиск это желание, идея, что где-то в другом месте есть то, что нужно — что это что-то существует, но существует где-то в другом месте, не там, где ты находишься.
Это что-то, несомненно, существует, но не в это мгновение времени — не сейчас, где-то еще.
Это что-то существует тогда и там, никогда не здесь и сейчас.
Это тебя постоянно изводит, это тебя постоянно тянет, толкает.
Это повергает тебя в большее и большее безумие; это сводит тебя с ума, — и никогда ничем не удовлетворяется.
Поиск должен быть направлен на что-то другое.
Названия, ярлыки — деньги, власть, престиж — нужны лишь для того, чтобы удовлетворить твой ум.
Они нужны лишь для того, чтобы помочь тебе почувствовать, что ты что-то ищешь.
Это что-то еще не определено, это очень туманное чувство.
Начав определять поиск, ты начнёшь терять интерес к этому поиску.
Чем более он становится определенным, тем его меньше.
Как только ты ясно видишь, что это такое, внезапно он исчезает.
Он существует только потому, что ты невнимателен.
Поиск ума существует, только когда ты спишь.
Поиск ума существует, только когда ты не осознан; поиск ума существует только в твоей не осознанности.
Не осознанность порождает поиск.
Внутри нет света — и поскольку внутри нет света и сознания, конечно, ты продолжаешь искать снаружи, потому что снаружи все кажется яснее.
Поэтому первое, что нужно сделать, это узнать точно, что ты ищешь.
Многие жизни ты был снаружи, на горячем солнце, в мире, поэтому, когда ты входишь вовнутрь, оказывается, что ты совершенно разучился входить и перенастраивать глаза.
Медитация — это не что иное, как перенастройка твоего видения, перенастройка духовного зрения, глаз.
И если ты продолжаешь смотреть вовнутрь — на это требуется время — мало-помалу ты начнёшь ощущать прекрасный свет внутри.
Но ты ищешь в неверном направлении.
Направление неверно, вот почему ты продолжаешь упускать.
И не потому, что ты не преуспел в жизни — ты можешь добиться успеха.
Но все же это будет поражением.
Ничто тебя не удовлетворит, потому что во внешнем мире нельзя достичь ничего, что могло бы сравниться с внутренним сокровищем, с внутренним светом, с внутренним блаженством.
Знание себя возможно лишь в глубокой уединенности. 
Обычно все, что мы знаем о себе, это лишь мнение других.
Это совершенно ложно, потому что никто другой не может тебя знать — никто не может знать, кто ты такой, кроме тебя, тебя самого.
Что бы они ни знали, это только стороны, и эти стороны очень поверхностны.
Что бы они ни знали, это только мгновенные настроения; они не могут проникнуть в твой центр.
Только любящий человек сможет проникнуть в самое ядро твоего существа и больше ни кто.
Там ты совершенно один, и только там ты придешь к тому, кто ты такой.
Люди живут всю жизнь, веря в то, что говорят другие, завися от других.
Именно поэтому люди так боятся мнений других.
Если они думают, что ты плохой, ты становишься плохим.
Если они тебя осуждают, ты начинаешь осуждать себя.
Если они говорят, что ты грешник, ты начинаешь чувствовать себя виноватым.
Из-за того, что тебе приходится зависеть от их мнений, тебе постоянно приходится подстраиваться под их идеи; иначе они переменят свои мнения.
Это создает рабство, очень тонкое рабство.
Если ты хочешь, чтобы тебя знали как хорошего, достойного, красивого, разумного, тогда ты должен уступать, постоянно идти на компромисс с людьми, от которых зависишь.
Но поскольку ты зависишь от других, ты боишься идти в одиночество — потому что в то мгновение, как ты начинаешь двигаться в одиночество, ты начинаешь бояться потерять себя.
Прежде всего, у тебя нет никакого «себя», но какое бы «я» ты ни создал из мнений других, его придется оставить позади.
Поэтому продолжать страшно. Чем глубже ты идешь, тем меньше знаешь, кто ты такой.
Поэтому, фактически, когда ты движешься к самопознанию, прежде чем это произойдёт, ты должен отбросить все идеи о «себе».
Будет промежуток, и будет своего рода пустота.
Ты станешь ни сущностью.
Ты совершенно потеряешься, потому что все, что ты знаешь, больше не имеет значения, а того, что имеет значение, ты еще не знаешь.
Правдивость означает подлинность — быть правдивым, не быть ложным, не использовать масок.
Каким бы ни было твое настоящее лицо, покажи его, какой бы ни была цена.
Помни, это не значит, что ты должен срывать маски с других; если они счастливы в своей лжи, это решать им.
Не ходи и не срывай ни с кого маски, потому что люди именно так и думают — они говорят, что должны быть правдивыми, подлинными; они подразумевают, что должны ходить и всех разоблачать.
Ты не должен реформировать никого другого в этом мире.
Если ты можешь расти сам, этого достаточно.
Не будь реформатором, и не пытайся учить других, не пытайся изменить других.
Если изменишься ты, этого послания будет достаточно.
Быть подлинным значит оставаться верным своему собственному существу.
Будь верен своему внутреннему голосу.
Он может привести тебя к опасности — тогда иди в опасность, но оставайся верным внутреннему голосу.
Быть подлинным значит быть верным самому себе.
Это очень, очень опасное явление; редкие люди могут это делать.
Но каждый раз, когда люди это делают, они достигают.
Они достигают такой красоты, такой благословенности, такой удовлетворенности, которых ты не можешь себе даже представить.
Причина того, что все выглядят такими разочарованными, в том, что никто не слушает своего внутреннего голоса.
Когда ты хочешь быть гневным, будь гневным.
Нет ничего плохого в гневе.
Если ты хочешь смеяться, смейся.
Нет ничего плохого в том, чтобы громко смеяться.
Если ты что-то подавляешь, это проявляется в теле: каждой эмоции соответствует какая-то часть тела.
Помни, если ты не можешь плакать и рыдать от всего сердца, ты не сможешь и смеяться, потому что это другая полярность.
Если ты печален, будь печальным.
Это истина этого мгновения; не прячь ее.
Не вызывай на своем лице фальшивой улыбки, потому что фальшивая улыбка создаст в тебе расщепленность.
Ты распадешься надвое — часть тебя будет улыбаться, и конечно, это будет лишь меньшая часть, а большая часть останется печальной.
Если ты в гневе, и не показываешь своего гнева, ты боишься, что это может разрушить твой имидж, потому что люди считают тебя сострадательным человеком и говорят, что ты никогда не приходишь в гнев.
Они этим восхищаются, и это так приятно для эго.
Этот гнев разрушит твой красивый имидж, поэтому ты предпочитаешь разрушению имиджа подавление гнева.
Он кипит внутри, но на поверхности ты остаешься сострадательным, добрым, вежливым, милым.
Тем самым ты практикуешь раздвоенность.
Люди практикуют раздвоенность всю жизнь; раздвоенность утверждается абсолютно.
Даже если ты сидишь один, и больше никого нет, нет необходимости притворяться, ты все равно продолжаешь притворяться; это становится твоей второй натурой.
Люди не верны себе даже в ванной; даже когда они абсолютно одни, они неверны себе.
Теперь речь уже не идет о том, чтобы быть верным или неверным себе; это вошло у них в привычку.
Они это практиковали всю жизнь, и по мере того, как ты это практикуешь больше и больше, больше и больше становится расстояние между двумя частями тебя.
Когда расстояние становится несоединимым, мы называем это шизофренией.
Когда ты не можешь связаться со второй своей частью, почти становишься двумя людьми вместо одного человека, это тяжелая умственная болезнь.
Но раздвоен каждый, поэтому разница между шизофреником и нормальным человеком — только в степени.
Она не слишком существенна; она не в качестве, а в количестве.
Просто будь собой, кем бы ты ни был — если в одно мгновение ты печален, значит, в это мгновение ты печален.
Если в следующее мгновение ты становишься счастливым, нет необходимости продолжать оставаться печальным — потому что нас учили и этому: оставаться последовательными, всегда быть последовательными.
Каждый, кто начинает беспокоиться о последовательности, становится фальшивым, потому что последовательной может быть только ложь.
Истина всегда меняется.
Истина остается со всеми своими противоречиями — и это богатство истины, это ее простор, это ее красота.
Поэтому, если ты чувствуешь грусть, будь грустным — без всякого осуждения, без всякой оценки, хорошо это или плохо.
Нет речи о хорошем и плохом, это просто так.
И когда это проходит, пусть пройдет.
Каждое мгновение имеет свою атомическую реальность.
Оно не продолжает прошлое мгновение, и оно не соединено с будущим мгновением.
Каждое из мгновений атомично.
Они не следуют друг за другом как последовательность, они не линейны.
У каждого мгновения есть свои особенности бытия, и в это мгновение ты должен быть этим, ничем другим.
Именно это в действительности подразумевается под истиной.
Истина означает подлинность, истина означает искренность.
Истина это не логическая вещь.
Это психологическое состояние верного себе существа — верного не какому-то идеалу, потому что если ты следуешь какому-то идеалу, то становишься фальшивым.
У истинного человека нет никаких идеалов.
Он живет от мгновения к мгновению; он всегда живет так, как чувствует в мгновении.
Он очень уважителен к своим чувствам, эмоциям, настроениям.
Всегда прислушивайся к своим чувствам, нет необходимости оглядываться по сторонам.
И глядя на людей, ты не можешь увидеть в точности, что с ними происходит, потому что их лица — это не их реальность, точно как твое лицо — не твоя реальность.
Их внешняя видимость не соответствует внутренней реальности, точно так же как не соответствует внутренней реальности твоя внешняя видимость.
Именно в этом состоит все лицемерие общества — не показывать внутреннего, центра, своего настоящего лица.
Слушай свое сердце, и что бы в нем ни было, вынеси это наружу.
Вскоре ты научишься выносить это наружу и наслаждаться этим.
И как только ты узнаешь, как быть истинным, это так красиво, что ты никогда не удовлетворишься ложным.
Мы продолжаем решать в пользу ложного, потому что никогда не испытывали вкуса реального.
С самого детства реальное было подавлено.
Прежде чем ребенок осознает, что реально, его учат подавлять это.
Бессознательно, механически он продолжает подавлять, не зная, что делает.
Будь истинным с самим собой — нет никакой другой ответственности.
Человек должен быть ответственным перед своим собственным существом.
Доверие возможно, лишь если сначала ты доверяешь самому себе.
Самое фундаментальное должно сначала случиться с тобой.
А общество разрушает твое доверие от самых корней.
Оно не позволяет тебе доверять себе.
Оно учит всем видам доверия — доверию родителям, доверию церкви, доверию государству, доверию Богу, и так далее до бесконечности.
Но основа доверия совершенно разрушена.
И тогда все остальные доверия фальшивы, обречены быть фальшивыми.
Тогда все остальные доверия — только искусственные цветы.
У тебя нет настоящих корней, чтобы выросли настоящие цветы.
Общество делает это намеренно, умышленно, потому что человек, который доверяет себе, опасен для общества — общества, которое зависит от рабства, общества, которое многое вложило в рабство.
Человек, доверяющий себе, — независимый человек.
О нем нельзя сделать никаких прогнозов, он будет двигаться по-своему.
Его жизнью будет свобода.
Он будет доверять, когда чувствует, когда любит, и тогда в его доверии будет безмерная интенсивность и истина.
Тогда его доверие будет живым и подлинным.
И он будет готов рискнуть всем ради своего доверия — но только когда он его чувствует, только когда оно истинно, только когда оно шевелится в его сердце, только когда оно касается его разума и любви, иначе — нет.
Ты не можешь его принудить ни к какому виду верования.
Это общество основано на верованиях.
Вся его структура состоит в самовнушении.
Вся его структура основана на том, чтобы создавать роботов и механизмы, не людей.
Ему нужны зависимые люди — зависимые до такой степени, чтобы им постоянно было нужно, чтобы их тиранили, зависимые до такой степени, чтобы они сами искали себе тиранов.
Кучка одержимых властью людей низвела остальное человечество до толпы.
Человеку позволено существовать, только если он идет на компромисс со всевозможной чепухой.
Например, говорить ребенку, что Бог существует, это вздор, полный вздор — не потому, что Творца не существует, но потому что ребенок еще не испытал жажды, желания, стремления.
Он еще не готов идти на поиски истины, предельной истины жизни.
Он еще недостаточно зрел, чтобы исследовать реальность существования.
Этому любовному роману еще предстоит однажды случиться, но он может случиться, только если ему не навязано никакое верование.
Если он обращен, прежде чем в нем возникла жажда искать, исследовать и знать, вся его жизнь будет прожита фальшиво, он будет жить во лжи.
Да, он будет говорить о Боге, потому что ему сказали, что Бог есть.
Ему сказали это авторитетно, и сказали люди, у которых было очень много власти, когда он был маленький, — родители, священники, учителя.
Ему сказали, и он принял; это был вопрос его выживания.
Он не мог сказать «нет» родителям, потому что без них он бы вообще не смог выжить.
Слишком рискованно было сказать «нет», ему пришлось сказать «да».
Но это «да» не может быть истинным.
Но он говорит «да» только по политическим соображениям, чтобы выжить.
Вы не превратили его в религиозного человека, вы сделали его дипломатом, вы создали политика.
Вы разрушили его потенциал вырасти в подлинное существо.
Вы отравили его.
Вы разрушили саму возможность его разума, потому что разум возникает только когда возникает жажда знать.
Теперь жажда никогда не возникнет, потому что, прежде чем его душой овладел вопрос, ответ был уже предоставлен.
Прежде чем он проголодался, еда была навязана его существу.
Без голода эта навязанная еда не может перевариться; нет никакого голода, чтобы она могла перевариться.
Именно поэтому люди живут как пустые трубы, и жизнь проваливается сквозь них, как не переваренная пища.
Именно поэтому первым делом они должны разрушить доверие — доверие ребенка к самому себе, уверенность ребенка в самом себе.
Они должны сделать его неуверенным и испуганным.
Как только он начинает дрожать, его легко контролировать.
Если он уверен в себе, его нельзя контролировать.
Если он уверен, он утвердит себя, он попытается сделать все по-своему.
Он никогда не захочет ничего делать так, как это делает кто-то другой.
Он отправится в свое собственное путешествие, он не будет удовлетворять никаких чужих пожеланий.
Он никогда не будет подражателем, он никогда не будет тупым и мертвым человеком.
Он будет настолько живым, до такой степени пульсирующим жизнью, что никто не сможет его контролировать.
С детьми человек должен быть очень терпеливым, очень бдительным, очень сознательным, чтобы не говорить ничего, что может помешать возникнуть их собственному разуму, чтобы не обращать их в христиан, индуистов и мусульман.
Человеку нужно безграничное терпение.
Однажды происходит чудо, и ребенок сам начинает задаваться вопросами.
И даже тогда, — не давайте ему готовых ответов.
Готовые ответы никому не помогают; готовые ответы глупы и тупы.
Помогите ему стать более разумным.
Вместо того, чтобы давать ему ответы, дайте ему ситуации и вызовы, чтобы его разум обострялся, и он спрашивал глубже — чтобы вопрос проникал в само его ядро, чтобы вопрос становился вопросом жизни и смерти.
Вы можете разрушить ребенка; и все же он может стать президентом.
В современном мире ума, разум не является необходимым компонентом успеха.
Фактически, разумным людям труднее добиться успеха, потому что разумный человек изобретателен.
Он всегда опережает свое время; нужно время, чтобы его понять.
Это общество — общество, ориентированное на власть.
Это общество — совершенно примитивное, совершенно варварское.
Немногие люди — политики, священники, профессора — немногие люди властвуют над миллионами.
И это общество управляется таким образом, что никакому ребенку не позволено быть разумным.
По чистой случайности, изредка, Будды появляются на Земле и будят разум людей — по сущей случайности.
Каким-то образом, изредка, человек избегает тисков общества.
Изредка человек остается не отравленным обществом.
Наверное, это происходит благодаря какой-то ошибке, какому-то промаху общества.
Обычно общество добивается успеха в том, чтобы разрушить ваши корни, разрушить ваше доверие к себе.
И как только это сделано, вы никогда больше не сможете никому доверять.
Совершенно не правильно, что человек, у которого есть разум, не может добиться успеха, не может стать знаменитым — но все же он будет оставаться фальшивым.
А это страдание: ты можешь стать знаменитым, но если ты фальшив, ты будешь жить в страдании.
Ты не знаешь, какие благословения изливает на тебя жизнь — и никогда не узнаешь.
У тебя недостаточно разума, чтобы это узнать.
Ты никогда не увидишь красоты существования, потому что у тебя нет чувствительности, чтобы ее узнать.
Ты никогда не увидишь сущего чуда, которое окружает тебя, которое каждый день миллионами способов пересекает твой путь.
Ты никогда этого не увидишь, потому что, чтобы видеть, тебе понадобится огромная способность понимать, чувствовать, быть.
Как только ты теряешь способность любить самого себя, ты никогда не сможешь любить никого другого.
Это абсолютная истина, в ней нет никаких исключений.
Ты можешь любить других, лишь если ты способен любить самого себя.
Но общество осуждает любовь к себе.
Оно говорит, что это эгоизм, что это нарциссизм.
Да, любовь к себе может стать нарциссичной, но это необязательно так.
Она может стать нарциссичной, если она никогда не выходит за пределы самой себя, она может стать своего рода эгоизмом, если она ограничена собой.
В противном случае, любовь к себе это начало всякой другой любви.
Человек, который любит самого себя, рано или поздно начинает переполняться любовью.
Человек, который доверяет самому себе, не может не доверять другим, даже тем, кто собирается его обмануть, даже тем, кто его уже обманул.
Да, он не может не доверять даже им, потому что знает, что доверие ценнее всего на свете.
Человек, который доверяет себе, узнает, как это красиво — узнает, что чем больше ты доверяешь себе, тем более ты цветешь; чем более ты в состоянии позволения и расслабления, тем более ты ясен и безмятежен, и тем более ты спокоен, непринужден и тих.
И так красиво, что ты начинаешь более и более доверять людям, потому что чем более ты доверяешь, тем более углубляется твое спокойствие, тем глубже и глубже непринужденность движется в ядро твоего существа.
И чем более ты доверяешь, тем выше паришь.
Человек, который может доверять, рано или поздно узнает логику доверия.
И тогда однажды он обязательно попытается довериться неизвестному.
Начни доверять себе — это фундаментальный урок, первый урок.
Начни любить себя.
Если ты не любишь себя, кто еще будет тебя любить.
Нельзя любить человека, который ненавидит себя.
На этой несчастной Земле почти каждый ненавидит себя, каждый осуждает себя.
Как можно любить человека, который осуждает самого себя.
Он тебе не поверит.
Он не может любить себя сам — как можешь осмелиться на это ты.
Он не может любить себя сам — как ты можешь его любить.
Он заподозрит какую-то игру, какой-то трюк, какой-то подвох.
Он заподозрит, что ты пытаешься его обмануть под прикрытием любви.
Он будет очень осторожным, бдительным, и его подозрение отравит твое существо.
Если ты любишь человека, который ненавидит себя, ты пытаешься тем самым разрушить его концепцию самого себя.
А никто легко не отбрасывает концепцию самого себя; это его отождествленность.
Он будет с тобой бороться, он будет доказывать, что он прав, а ты неправ.
Каждый раз, когда кто-то приближается к тебе с любящей энергией, ты сжимаешься, хочешь бежать, пугаешься.
Ты прекрасно знаешь, что недостоин любви, ты знаешь, что только на поверхности выглядишь таким хорошим, таким красивым; глубоко внутри ты уродлив.
И если ты позволишь этому человеку себя любить, рано или поздно — и это будет скорее рано, чем поздно — он узнает, какой ты на самом деле.
Сколько ты сможешь притворяться перед человеком, с которым должен жить в любви.
Поэтому, к тому времени, когда кончается медовый месяц, все кончено.
Оба узнали реальность друг друга, оба узнали фальшивость друг друга, оба узнали ложность друг друга.
Человек боится близости.
Близость означает, что тебе придется отложить в сторону свою роль.
И ты знаешь, кто ты такой — недостойный, просто грязь; именно этому тебя учили с самого начала.
Твои родители, учителя, священники, политики — все они тебе говорили, что ты грязь, что ты ничего не стоишь.
Никто никогда тебя не принимал.
Никто не давал тебе чувства, что ты любим и уважаем, что ты нужен — что самому этому существованию будет тебя не хватать, что без тебя это существование не будет прежним, что без тебя в нем будет пробел.
Без тебя эта Вселенная лишится какой-то поэзии, какой-то красоты: будет не хватать песни, будет не хватать ноты, будет пустой промежуток — никто тебе этого не говорил.
Главная цель безусловной любви разрушить созданное в тебе недоверие к самому себе, разрушить все осуждение, которое было тебе навязано, отнять его у тебя и придать тебе чувство, что ты любим и уважаем, любим существованием.
Творец создал тебя, потому что он тебя любит.
Он любил тебя настолько, что не смог устоять перед искушением тебя создать.
Расслабься в своем существе, тебя лелеет целое.
Именно поэтому целое продолжает в тебе дышать, пульсировать.
Как только ты начинаешь чувствовать это безмерное уважение, любовь и доверие к тебе целого, ты начинаешь пускать корни в своем существе.
Ты будешь доверять себе.
И только тогда ты можешь доверять мне, только тогда ты можешь доверять своим друзьям, своим детям, своему мужу, своей жене.
Только тогда ты можешь доверять деревьям, животным, звездам и луне.
Тогда человек просто живет в доверии.
Дело больше не в том, чтобы доверять тому или другому человеку; он просто доверяет.
А доверять значит просто быть религиозным.
Жизнь — это паломничество, и пока не достигнута любовь, она остается паломничеством, никогда никуда не прибывая.
Она продолжает двигаться по кругу, и никогда не приходит мгновение осуществленности, когда человек может сказать.
«Я прибыл, Я стал тем, за чем пришел, Семя осуществлено в цветах».
Любовь — это цель, жизнь — это путешествие.
Путешествие без цели обязательно будет невротичным путешествием наугад; у него не будет никакого направления.
Один день ты идешь на север, другой день на юг; все остается случайным, что угодно может привести тебя куда угодно.
Ты остаешься бревном, плывущим по реке, пока цель не ясна.
Она может быть очень дальней звездой, это не имеет никакого значения, но она должна быть ясной.
Отдаленная — если она далека, ничего страшного, но она должна вообще быть.
Если твои глаза могут оставаться сфокусированными на ней, тогда путешествие в десять тысяч миль — недолгое путешествие.
Если ты движешься в правильном направлении, тогда самое долгое путешествие — не проблема.
Но если ты движешься в неправильном направлении, или не движешься вообще ни в каком направлении, тогда жизнь начинает разваливаться на части.
Именно это и есть невроз — когда энергия разваливается, не зная, куда идти, что делать, кем быть.
Незнание, куда идти, незнание, что такое жизнь вообще, оставляет внутри зазор, рану, черную дыру, и из нее будет возникать постоянный страх.
Именно поэтому люди живут, дрожа.
Они могут это скрывать, они могут это прятать, они могут этого никому не показывать, но они живут в страхе.
Именно поэтому люди так боятся близости с кем-то — другой может увидеть черную дыру у тебя внутри, если ты позволишь ему слишком много близости.
И просто иметь сексуальные отношения не значит быть в близости — генитальный оргазм это не все, что есть в близости, это только ее периферия.
Близость может быть с ним, может быть без него.
Близость это совершенно другое измерение безусловной любви, это значит позволить другому войти в тебя, увидеть тебя таким, как ты видишь себя — позволить другому увидеть тебя изнутри, пригласить кого-то в глубочайшее ядро твоего существа.
В современном мире близость исчезает.
Человек не готов и недостаточно храбр, чтобы открыться, чтобы показать свой внутренний хаос и быть уязвимым.
Другой может этим воспользоваться; это пугает.
Другой может получить слишком много власти, увидев, что ты в хаосе.
Видя, что тебе нужен хозяин, что ты не хозяин собственного существа, другой может стать хозяином.
Поэтому каждый пытается себя защитить, чтобы никто не узнал его внутренней беспомощности; иначе его можно эксплуатировать.
В этом мире столько эксплуатации.
Любовь — это цель.
И как только цель ясна, ты начинаешь растить внутреннее богатство.
Рана исчезает и становится лотосом; рана трансформируется в лотос.
Это чудо любви, волшебство любви.
Любовь — величайшая в мире алхимическая сила.
Те, кто знает, как ее использовать, могут достичь высочайшего пика, называемого Творцом.
Те, кто не знает, как ее использовать, останутся ползать в темных углах существования; они никогда не придут к освещенным солнцем вершинам жизни.
У существа есть две стороны, внешняя и внутренняя.
Внешняя сторона может быть публичной, — но не внутренняя.
Если ты сделаешь внутреннее публичным, ты потеряешь душу, потеряешь оригинальное лицо.
Тогда ты будешь жить так, словно у тебя нет внутреннего существа.
Жизнь будет тусклой, тщетной.
Это случается с людьми, которые ведут публичный образ жизни — с политиками, с актерами фильмов.
Они становятся общественными, они совершенно теряют внутреннее существо; они не знают о себе ничего, кроме того, что говорит о них публика.
Они зависят от мнений других, у них нет ощущения своего собственного существа.
Все, что красиво — внутренне, а внутреннее означает уединение.
Как семенам нужна темнота и уединение земли, точно также все отношения, которые глубоки и близки, остаются внутренними.
Им нужно уединение, им нужно место, где существуют только двое.
Тогда приходит мгновение, когда даже двое растворяются, и существует только одно.
Двое влюбленных, глубоко со настроенных друг с другом, растворяются.
Остается лишь одно.
Жизнь возникает из внутреннего источника и распространяется в небо снаружи.
Пока ты не центрирован в сердце разума, пока ты не знаешь, кто ты такой, ты не можешь по-настоящему общаться.
Все отношения, продолжающиеся без знания себя, — только иллюзия.
Другой думает, что общается с тобой, ты думаешь, что общаешься с ним; ни ты не знаешь себя, ни он.
Они общаются, потому что боятся, что если не будут общаться, то упадут в одиночество и потеряются, поэтому они снова и снова прыгают в отношения.
Любые отношения лучше отсутствия отношений; даже враждебность приемлема; по крайней мере, человек чувствует себя занятым.
И так называемая любовь — это не что иное как вид враждебности, вежливый способ ссориться, бороться, властвовать, цивилизованный способ мучить друг друга, пилить.
Поэтому ты должен идти в это пространство.
Наберись храбрости и иди в него.
Даже если оно очень печально и очень одиноко, не о чем беспокоиться; мы должны заплатить эту цену.
И как только ты достигаешь своего источника, все совершенно меняется, и ты выходишь из него индивидуальностью.
Вот различие, которое я делаю между индивидуальностью и личностью: личность это ложное явление, индивидуальность — реальное.
Личности, персональности — это маски, тени; индивидуальность — вещественна, реальна.
И только индивидуальности могут общаться, могут любить — личности могут только играть в игры.
Безусловная любовь — это состояние сознания, когда ты радостен, когда в твоем существе есть танец.
Что-то начинает вибрировать, светиться из самого центра; что-то начинает пульсировать вокруг тебя.
Это начинает достигать других людей: это может достичь женщин, достичь мужчин, это может достичь скал, деревьев и звезд.
Любовь, которая не связь, а состояние существа.
«Любовь», это состояние существа, не связь.
Связь это очень небольшой ее аспект.
Но ваше представление о любви это в основе своей связь, как будто больше ничего нет.
Связь нужна только потому, что ты не можешь быть один, потому что ты еще не способен к медитации.
Поэтому медитация сердца необходима, прежде чем ты можешь действительно любить.
Человек должен быть способен оставаться один, совершенно один, и все же безмерно блаженным.
Тогда ты можешь любить.
Тогда ты любишь больше не из потребности; тогда ты делишься, это больше не недостаточность.
Ты не станешь зависимым от людей, которых любишь.
Ты будешь делиться — и делиться красиво.
Но вот что обычно происходит в мире: у тебя нет любви, у человека, которого ты думаешь, что любишь, тоже нет в существе никакой любви, и оба вы просите любви друг у друга.
Если ты можешь чему-то научиться из поражений любви, это — стать более осознанным, стать более медитативным.
Очень редкие люди способны быть блаженными совершенно без причины — просто сидя в молчании и чувствуя блаженство!
Другие считают их сумасшедшими, потому что представление о счастье таково, что оно должно приходить от кого-то другого.
Ты встречаешь красивую женщину, и ты счастлив, ты встречаешь красивого мужчину, и ты счастлива.
Сидя в молчании в своей комнате, и в таком блаженстве, вне себя от блаженства.
Наверное, ты сумасшедший или что-то в этом роде!
Люди заподозрят, что ты принял какой-то наркотик, что ты пьян.
Связь это вещь: ты к ней цепляешься.
Бытие вместе это поток, движение, процесс.
Ты встречаешь человека, ты любящий, потому что у тебя есть столько любви, чтобы отдавать — и чем больше ты отдаешь, тем больше у тебя есть.
Как только ты понимаешь эту странную арифметику любви: чем больше ты отдаешь, тем больше у тебя есть.
Это прямо противоположно экономическим законам, которые действуют во внешнем мире.
Как только ты это узнал, если ты хочешь больше любви и больше радости, отдавай и делись, просто делись.
И кто бы тебе ни позволил поделиться с ним или с ней радостью, будь им благодарен.
Но это не связь; это подобный реке поток.
Никакие отношения не могут действительно расти, если вы не даете себе воли.
Если вы продолжаете хитрить, ограждать себя и защищаться, встречаются только личности, а существенные центры остаются в одиночестве.
Тогда общается только маска, не ты.
Когда происходит такая вещь, в отношениях находятся четыре человека, не два.
Две ложные личности продолжают встречаться, и два настоящих человека остаются отдельными мирами.
Это рискованно — если ты будешь настоящим, никто не знает, смогут ли эти отношения выдержать истину, подлинность; окажутся ли эти отношения достаточно крепкими, чтобы выстоять в бурю.
Есть риск, и из-за этого люди тратят очень, очень много сил на самозащиту.
Они говорят вещи, которые нужно говорить, они делают вещи, которые нужно делать; любовь становится чем-то подобным долгу.
Но тогда реальность остается голодной, существо не получает питания.
И существо становится печальнее и печальнее.
Ложь личности это очень тяжелое бремя на существе, на душе.
Этот риск реален, и ничего нельзя гарантировать, но я вам скажу, что рискнуть стоит.
Самое большее, отношения могут порваться — самое большее.
Но лучше расстаться и быть настоящими, чем оставаться ненастоящими вместе, потому что это никогда не принесет удовлетворения.
Это никогда не создаст благословения.
Ты останешься голодным и жаждущим и будешь продолжать тащиться по жизни, просто надеясь на чудо.
Чтобы случилось чудо, тебе придется что-то сделать, и вот что это — начни быть настоящим.
И опасность в том, что, может быть, отношения недостаточно крепки, и они могут не выдержать, — истина может оказаться слишком трудной, невыносимой, — но тогда эти отношения ничего не стоят.
Это испытание нужно пройти.
Рискни всем ради истины; иначе ты будешь оставаться не удовлетворенным.
Ты будешь делать многие вещи, но на самом деле с тобой ничего не случится.
Ты будешь много двигаться, но никогда никуда не прибудешь.
Весь эффект будет почти абсурдным.
Это все равно что ты голоден и воображаешь еду — прекрасную, вкусную.
Но фантазия есть фантазия, это не реальность.
Нельзя есть нереальную еду.
На мгновение ты можешь себя обмануть, можешь жить в мире сновидений, но сон ничего тебе не даст.
Он многое у тебя отнимет и ничего не даст взамен.
Время, которое ты тратишь, используя ложную личность, просто тратится впустую; оно никогда больше к тебе не вернется.
Те же мгновения могли быть реальными, подлинными.
Одно-единственное мгновение подлинности лучше, чем вся жизнь фальши.
Поэтому не бойся.
Ум скажет тебе продолжать охранять другого и себя, оставаться в безопасности.
Именно так живут миллионы людей.
А тем временем жизнь продолжает выскальзывать у тебя из рук, и каждый подходит все ближе и ближе к смерти.
Прежде чем придет смерть, помни одно: любовь нужно прожить прежде, чем случится смерть.
Иначе ты живешь напрасно, и вся твоя жизнь будет тщетной, пустыней.
Прежде чем придет смерть, убедись, что случилась любовь.
Но это возможно только с истиной.
Поэтому будь истинным.
Рискни всем ради истины, и никогда не рискуй истиной ради чего-то другого.
Пусть это будет фундаментальным законом: даже если я должен пожертвовать собой, своей жизнью, я пожертвую ею ради истины, но истиной я никогда не пожертвую.
И ты станешь безмерно счастлив, и на тебя изольются несказанные благословения.
Как только ты становишься истинным, все остальное становится возможным.
Если ты ложен — просто фасад, нарисованная вещь, маска — ничто не возможно.
Потому что с ложным происходит только ложное, а с истинным — истина.
Религиозный человек это тот, кто выходит из этой лодки и рискует своей жизнью.
Он говорит.
«Я хочу быть либо настоящим, либо вообще не быть, но я не собираюсь быть фальшивым».
Именно в этом смысл любви — по крайней мере, в присутствии одного человека мы можем быть совершенно голыми.
Мы знаем, что он любит, поэтому он поймет.
Мы знаем, что он любит, поэтому страх исчезает.
Человек может открыть все.
Человек может открыть все двери, человек может пригласить другого войти.
Человек может начать участвовать в существе другого.
Когда вы становитесь ближе, когда есть безусловная любовь, приходит молчание, и сказать нечего.
Фактически, сказать нечего — ничего нет.
С незнакомцем сказать можно так много; с друзьями сказать нечего.
И молчание становится тяжелым, потому что ты к нему не привык.
Ты не знаешь, какая это музыка — молчание.
Ты знаешь только способ общения, который из ума.
Ты не знаешь, как общаться из сердца, от сердца к сердцу, в молчании.
Ты не знаешь, как общаться, просто оставаясь рядом, из присутствия.
Ты растешь, и старые образцы общения оказываются недостаточными.
Тебе придется выработать новые образцы общения, невербальные.
Чем более ты становишься зрелым, тем более нужно невербальное общение.
Язык нужен потому, что мы не умеем общаться.
Когда мы умеем общаться, мало-помалу язык становится ненужным.
Язык это только средство общения начальной школы.
Настоящее средство общения — молчание.
Поэтому не принимай неверного подхода, иначе ты перестанешь расти.
Ничто не теряется, когда язык начинает исчезать; это неверная идея.
Что-то новое вошло в существо, и старого образца недостаточно, чтобы это содержать.
Ты растешь, и твоя одежда оказывается тебе мала.
Это не что-то потерянное; с каждым днем ты что-то обретаешь.
Чем больше ты медитируешь сердцем, тем больше будешь любить и тем больше общаться.
И, в конце концов, приходит мгновение, когда помогает только молчание.
В следующий раз, когда ты с кем-то общаешься, и в этом нет слов, ты не чувствуешь себя неловко, ты счастлив.
Стань молчаливым и позволь этому молчанию общаться.
Язык нужен, чтобы общаться с людьми, с которыми нет любовной связи. не-язык нужен с людьми, с которыми есть любовная связь.
Нужно снова стать невинным, как ребенок, и молчаливым.
Будут жесты — иногда вы будете улыбаться и держаться за руки, а иногда просто останетесь в молчании, глядя друг другу в глаза, ничего не делая, просто существуя.
Присутствия встречаются и сливаются, и что-то происходит, что знаете только вы.
Только вы, с кем это случилось — никто больше не узнает, потому что это происходит так глубоко.
Наслаждайтесь этим молчанием; чувствуйте его вкус и смакуйте его.
Вскоре вы увидите, что у него есть собственные пути общения; что оно больше, выше и дальше; оно глубже.
И это общение священно; в нем есть чистота.
Люди боятся великой музыки, люди боятся великой поэзии, люди боятся глубокой близости.
Реакция приходит из прошлого, отклик — из настоящего.
Ты реагируешь из прошлых образцов.
Кто-то тебя оскорбляет, и внезапно начинает действовать старый механизм.
В прошлом люди тебя оскорбляли, и ты вел себя определенным образом; теперь ты снова ведёшь себя так же.
Ты не откликаешься на это оскорбление и на этого человека, ты просто повторяешь старую привычку.
Ты не посмотрел на этого человека и его оскорбление, — теперь у него новый аромат, — ты просто действовал как робот.
У тебя внутри есть определенный механизм, ты нажимаешь на кнопку, ты говоришь.
«Этот человек меня оскорбил» и реагируешь.
Это не реакция на реальную ситуацию, это нечто спроецированное.
Ты увидел в этом человеке прошлое.
Реакция приходит из прошлого.
Если ты реагируешь из старых привычек, из ума, тогда ты не откликаешься.
Быть откликающимся значит быть тотально живым в это мгновение, здесь и сейчас.
Отклик это красивое явление, это жизнь.
Реакция мертва, уродлива, гнила; это труп.
Девяносто девять процентов времени ты реагируешь и называешь это откликом.
Редко случается в твоей жизни, когда ты откликаешься; но каждый раз, когда это случается, ты получаешь проблеск.
Каждый раз, когда это случается, открывается дверь неизвестного.
Каждое мгновение ты рождаешься заново.
Каждое мгновение ты умираешь, и каждое мгновение рождаешься.
Огромные перемены происходят каждый день.
Это поток, и все продолжает течь, ничто не заморожено.
Но ум — это мертвая вещь, мертвое явление.
Если ты действуешь из замороженного ума, ты живешь мертвой жизнью.
Ты на самом деле не живешь, ты уже в могиле.
Отбрось реакции.
И позволь больше и больше откликов.
Быть откликающимся значит быть ответственным.
Быть откликающимся, отзывающимся, значит быть чувствительным.
Но чувствительным к здесь и сейчас.
Никакие отношения не могут быть безопасными.
Не в природе отношений быть безопасными, и если какие-то отношения будут безопасными, они потеряют всю привлекательность.
И это проблема для ума.
Если ты хочешь наслаждаться отношениями, ты должен быть в опасности.
Если ты хочешь сделать их совершенно безопасными, абсолютно безопасными, тогда ты не сможешь ими наслаждаться — они потеряют все очарование, всю привлекательность.
Ум не может удовлетвориться ни тем, ни другим, поэтому он всегда в конфликте и хаосе.
Он хочет отношений, которые живы и безопасны, но это невозможно, потому что живой человек, или живые отношения, или вообще что-то живое должно быть непредсказуемым.
Что произойдет в следующее мгновение, нельзя прогнозировать.
И из-за этой непредсказуемости мгновение становится интенсивным.
Ты должен проживать это мгновение как только возможно тотально, потому что следующее мгновение может никогда не прийти.
Может быть, тебя здесь не будет, может быть, не будет другого.
Или, может быть, вы оба будете, но не будет отношений.
Все возможности остаются открытыми.
Будущее всегда остается открытым, прошлое всегда закрыто.
И между ними двумя настоящее, одно-единственное мгновение настоящего, всегда дрожащее, зыбкое.
Но именно такова жизнь.
Дрожь и зыбкость это часть того, чтобы быть живым — колебание, туманность, неясность.
Прошлое закрыто.
Все случилось, и теперь ничего нельзя изменить, поэтому все абсолютно закрыто.
Будущее абсолютно открыто, ничего нельзя предсказать.
И между ними — настоящее, одной ногой в прошлом, другой ногой в будущем.
Поэтому ум всегда остается в раздвоенности, в разделенном состоянии.
Он всегда расщеплен, он всегда шизофреничен.
Тебе нужно понять, что происходит именно так, и с этим ничего нельзя сделать.
Если ты хочешь очень безопасных отношений, тогда тебе придется любить мертвого человека; но тогда ты не сможешь этим наслаждаться
Безопасность никогда не удовлетворяет — но опасность пугает, и страшно то, что отношения могут быть разрушены.
Но это часть того, чтобы быть живым.
Можно потерять все, ничто не определенно, и именно поэтому все так красиво.
И именно поэтому не нужно откладывать ни на мгновение — если хочешь любить человека, люби его здесь и сейчас.
Люби его, потому что никто не знает, что произойдет в следующее мгновение.
В следующее мгновение может не быть возможности любви, и тогда ты всю жизнь будешь раскаиваться.
Ты мог любить, ты мог жить.
Человека окружают сожаление, раскаяние, и он испытывает глубокое чувство вины, словно совершает самоубийство.
Жизнь неопределенна.
Никто не может сделать ее определенной.
Нет способа сделать ее определенной.
И хорошо, что никто не может сделать ее определенной, иначе она была бы мертвой.
Жизнь хрупка, деликатна, всегда движется в неизвестное; это ее красота.
Человеку нужно быть храбрым, быть искателем приключений.
Человеку нужно быть азартным, чтобы двигаться в жизни.
Будь азартным игроком.
Живи это мгновение, и живи его тотально.
Когда придет следующее мгновение, тогда посмотрим.
Ты сможешь с ним справиться — как всегда справлялся с прошлым, сможешь справиться и с будущим — и ты станешь более способным, потому что у тебя будет больше опыта.
Поэтому вопрос не в том, будет ли рядом в следующее мгновение кто-то другой, вопрос в том, что если он тебе доступен в это мгновение, люби его.
Не трать впустую это мгновение на то, чтобы думать и беспокоиться о будущем, потому что это суицидально.
Не уделяй будущему ни единой мысли, потому что с ним ничего нельзя сделать, и это сущая трата энергии впустую.
Люби этого человека и позволь ему любить себя.
Вопрос не в том или другом возлюбленном, вопрос в любви.
Осуществляет любовь, люди — это только предлоги.
Но все зависит от тебя, потому что, что бы ты ни делал с одним человеком, ты будешь продолжать делать это и с другим.
Стань счастливее.
Используй время, которое у тебя есть, — и не стоит беспокоиться о будущем; настоящего достаточно.
С этого самого мгновения попытайся жить в мгновении.
Каждый человек создает себе определенную психологическую безопасность,  не осознавая, что безопасность — это его тюрьма.
Людей окружают всевозможные опасности; поэтому возникает естественное желание создать защиту.
Эта защита становится больше и больше по мере того, как ты становишься более и более бдительным к опасностям, которые проживаешь.
Твоя тюремная камера становится теснее и теснее; ты начинаешь жить настолько хорошо защищённым, что сама жизнь становится невозможной.
Жизнь возможна только в опасности.
Это нечто очень фундаментальное, что нужно понять: жизнь по своему существу — это опасность.
Защищая себя, ты разрушаешь саму свою жизнь.
Защита это смерть, потому что только те, кто мертв в своих могилах, абсолютно защищены.
Никто не может им повредить, никто не может сделать с ними ничего плохого.
Для них больше нет никакой смерти, все уже случилось.
Больше ничего не случится.
Но очень немногие люди понимают внутренний механизм собственной психологии.
Вместо того, чтобы жить, они начинают защищаться.
Та же самая энергия, которая могла бы стать песней и танцем, вовлекается в то, чтобы создать больше денег, больше власти, больше амбиции, больше защищенности.
Та же самая энергия, которая могла бы стать безмерно красивым цветком любви, становится просто тюремным заключением в браке.
Брак безопасен — закрепленный законом, социальными условностями, твоей собственной идеей о респектабельности и тем, что говорят люди.
Каждый боится всех остальных, поэтому люди продолжают притворяться.
Любовь исчезает — это не в твоих руках.
Она приходит, как приходит порыв ветра, и уходит, как порыв ветра.
Те, кто бдителен, танцуют вместе с ветром, наслаждаются его глубочайшим потенциалом, наслаждаются его прохладой и ароматом.
А когда его больше нет, они не сожалеют, они не печальны.
Это был дар неизвестного, он может прийти снова — они ждут, и он приходит снова и снова.
Они учатся, мало-помалу, великому терпению и ожиданию.
Но большинство человеческих существ веками делали прямо противоположное.
Боясь, что ветерок уйдет, они закрывают все двери и окна, все возможные трещины, куда он мог бы убежать.
Это их мера безопасности; это называется браком.
В жизни ничто не может быть поймано и заключено в тюрьму.
Человек должен жить в открытости, позволяя случиться всем возможным опытам, оставаясь благодарным, пока они длятся.
Благодарным, но не боящимся завтра.
Хорошо, что вещи продолжают меняться; что каждый вечер не один и тот же, что каждый день не повторяется в точности.
Что-то новое — это сама волнительность и экстаз жизни, иначе человеку было бы скучно.
И тем, кто сделал свою жизнь абсолютно безопасной, скучно.
Им скучны их жены, им скучны их мужья,
Скука это опыт миллионов людей, хотя они и улыбаются, чтобы это скрыть.
Все человечество больно по той простой причине, что мы не позволяем жизненной опасности быть нашей религией.
Наши боги это наша безопасность, наши добродетели это наша безопасность, наше знание это наша безопасность, наши отношения это наша безопасность.
Мы тратим впустую всю жизнь на накапливание уз безопасности.
Наши добродетели, аскезы — не что иное как попытка обеспечить себе безопасность даже после смерти.
Это создание банковского счета в ином мире.
Но тем временем безмерно красивая жизнь выскальзывает у нас из рук.
Деревья красивы, потому что они не знают страха опасности.
Дикие животные красивы, потому что они не знают, что есть смерть, есть опасность.
Цветы могут танцевать на солнце и под дождем, потому что их не заботит то, что случится вечером.
Их лепестки опадут, и точно так же как они пришли из неизвестного, они снова исчезнут в неизвестном источнике.
Но тем временем, между этими двумя точками появления и исчезновения, у тебя есть выбор, танцевать или отчаиваться.
Подлинный человек просто отбрасывает идею безопасности и начинает жить во внутренней незащищенности, потому что это природа жизни.
Изменить ее нельзя.
То, что нельзя изменить, прими, и прими с радостью.
Человек создает свое собственное замешательство просто потому, что продолжает отвергать себя, осуждать, не принимать.
Это вызывает цепную реакцию замешательства, и создаётся внутренний хаос и страдание.
У тебя есть какой-то идеал для достижения.
И этот идеал всегда в будущем — это неизбежно, идеал не может быть в настоящем.
А будущего нигде нет; оно еще даже не родилось.
Но из-за этого идеала ты живешь в будущем, а будущее — не что иное как сон.
Из-за этого идеала ты не можешь жить здесь и сейчас.
Из-за этого идеала ты осуждаешь себя.
Все идеологии, все идеалы осуждают, потому что они создают в уме образ.
И продолжая сравнивать себя с этим образом, ты всегда будешь чувствовать, что чего-то не хватает, чего-то недостает.
Ничего не не хватает, ничего не недостает.
Ты совершенен в той мере, в какой только возможно совершенство.
Именно так вы постоянно упускали жизнь, многие жизни.
Вы создаёте идеал и хотите быть этим идеалом; и тогда вы чувствуете себя осуждёнными и униженными.
Из-за видящего сны ума ваша реальность осуждена; вас беспокоят сны.
Пусть будет гнев, пусть будет секс, пусть будет жадность — а вы празднуйте жизнь.
И мало-помалу вы почувствуете больше празднования, меньше гнева; больше блаженства, меньше жадности; больше радости, меньше секса.
Значит, вы нащупали правильный путь.
Наоборот не бывает.
Когда человек празднует жизнь во всей ее тотальности, все, что неправильно, исчезает, но если сначала вы попытаетесь принять меры к тому, чтобы неправильное исчезло, оно никогда не исчезнет.
Слушай ум во внешнем мире, но не слушай ум внутри — просто отложи его в сторону.
И не нужно с ним бороться, потому что, если ты с ним борешься, он может на тебя повлиять.
Просто отложи его в сторону.
Именно это и есть вера.
Вера это не борьба с умом, — если ты борешься, тогда враг оставляет на тебе отпечаток.
И помни, даже друзья так не влияют, как враги.
Если ты постоянно с кем-то борешься, они на тебя повлияют, потому что тебе придется для борьбы с ними использовать такие же техники.
В конце концов, враги становятся похожими.
Трудно быть отстранённым и отрешенным от врага; враг на тебя влияет.
Всегда помни, не борись с умом; иначе тебе придется сдаться на его условия.
Если хочешь убедить ум, тебе придется быть очень убедительным, и в этом вся суть.
Если ты должен убедить ум, ты должен использовать слова, и в этом вся проблема.
Просто отложи его в сторону.
Это не против ума, это за пределами ума.
Любовь это опасный опыт, потому что тобой владеет что-то большее, чем ты сам.
И это невозможно контролировать; ты не можешь вызвать любовь по заказу.
Как только она уходит, нет способа ее вернуть.
Все, что ты можешь сделать, это притворяться, быть лицемером.
Верность — это совершенно другое дело.
Она производится твоим собственным умом, это не что-то из-за пределов тебя.
Это воспитание в определенной культуре, точно как и все остальное воспитание.
Ты начинаешь играть, и мало-помалу начинаешь верить в собственную игру.
Преданность требует, чтобы ты всегда, в жизни или смерти, был предан человеку, хочет этого твое сердце или нет.
Это психологический вид порабощения.
Любовь приносит свободу.
Преданность приносит рабство.
Только на поверхности они выглядят похожими; глубоко внутри они противоположны, диаметрально противоположны.
Преданность это игра; тебя ей научили.
Любовь дика; вся ее красота в дикости.
Она приходит, как порыв ветра, с великим ароматом, наполняет твое сердце, и внезапно там, где была пустыня, — сад, полный цветов.
Но ты не знаешь, откуда она приходит, и ты знаешь, что нет способа ее вызвать.
Она приходит сама по себе и остается столько, сколько хочет существование.
И точно как однажды она приходит, как незнакомец, как гость, внезапно однажды она уходит.
Нет способа за нее уцепиться, нет способа ее удержать.
делового
Жизнь и цивилизация были бы совершенно другими, если бы мы приучали людей к тому, чтобы иметь больше разума.
Жить жизнь согласно своему сердцу, следовать его биению, идти в неизвестное, точно как орел летит к солнцу, свободно, не зная пределов, этого ему никто не приказывает.
Это приносит ни с чем не сравнимую радость.
Это утверждение духовности, присущей человеку от природы.
Одна из истин, признать которые труднее всего: человек остается прежним — что бы мы ни делали, мы остаемся прежними.
Нет никакого «улучшения».
Все эго разбито, потому что эго живет в улучшении, в идее улучшения, в идее того, чтобы однажды куда-то прийти.
Может быть, не сегодня, а завтра, послезавтра.
Признать тот факт, что в мире нет никакого улучшения, что жизнь это просто празднование, что в ней нет ничего делового — как только ты это понимаешь, все путешествие эго останавливается, и внезапно ты отброшен обратно в это мгновение.
В то мгновение, когда ты себя принимаешь, ты становишься открытым, уязвимым, восприимчивым.
В то мгновение, когда ты себя принимаешь, не нужно никакого будущего, потому что не нужно ничего улучшать.
Тогда все хорошо, тогда все хорошо, как есть.
В самом этом опыте жизнь начинает принимать новый цвет, и возникает новая музыка.
Если ты себя принимаешь, это начало принятия всего.
Если ты себя отвергаешь, ты по сути отвергаешь Вселенную; если ты себя отвергаешь, ты отвергаешь существование.
Принимая себя, ты принимаешь существование; тогда не остается ничего другого, кроме как наслаждаться, праздновать.
Не остается никаких жалоб, никакой обиды; ты чувствуешь благодарность.
Тогда хороша жизнь и хороша смерть, тогда хороша радость и хороша печаль, тогда хорошо быть с возлюбленным и хорошо быть одному.
Тогда, что бы ни случилось, хорошо, потому что это происходит из целого.
Прими себя, — это молитва!
Прими себя, — это благодарность.
Расслабься в своем существе, — таким тебя хочет видеть Творец.
Он не хочет, чтобы ты был никаким другим; иначе он сделал бы тебя каким-то другим.
Он сделал тебя тобой  и никем другим.
Пытаться улучшить себя значит, по сути, пытаться улучшить Создателя — что просто глупо, и пытаясь это делать, ты будешь становиться безумнее и безумнее.
Ты никуда не придешь, ты будешь просто упускать великую возможность.
Пусть это будет твоим цветом — принятие.
Пусть это будет твоей характеристикой — принятие, полное принятие.
И тогда ты будешь удивлен: жизнь всегда готова излить на тебя свои дары.
Прими себя, люби себя, ты — творение Творца.
На тебе подпись Всевышнего, и ты — особенный, уникальный.
Никогда не было никого подобного тебе, и никогда не будет — ты просто уникальный, несравненный.
Прими это, люби это, празднуй это — и в самом этом праздновании ты начнёшь видеть уникальность других, несравненную красоту других.
Любовь безусловная возможна, только если есть глубокое принятие себя, другого, мира.
Принятие создает атмосферу, в которой растет любовь, почву, в которой расцветает Безусловная Любовь.

Россия. Брянская обл. г Жуковка.


Рецензии