4 Александр Матросов. Версии рождения

«Мордовская» версия рождения.               
  Существует  и  «мордовская» версия рождения Александра Матросова. И она тоже подлежит рассмотрению.
     «05.05.2015 г. в преддверии Дня Великой Победы в Государственном унитарном предприятии Республики Мордовия «Дом печати» прошла презентация книги «Война на всех одна. Мордовский край в 1941-1945годы.». Автор-составитель В.А. Юрченков, директор Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. Книга подготовлена при поддержке Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество».
      Юрченков Валерий Анатольевич, советский российский историк, историограф, краевед, организатор науки. Доктор исторических   наук,   профессор. Заслуженный деятель наук   Республики  Мордовия,  заслуженный деятель науки Российской Федерации, действительный член Академии политических наук Российской Федерации  и Международной академии наук педагогического образования. Директор НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. Председатель Регионального отделения Российского военно-исторического общества в Республике Мордовия (2013—2017). Автор более 200 научных и учебно-методических работ. Из них 84 включены в РИНЦ. Индекс Хирша – 7. Подготовил 6 докторов и 27 кандидатов наук.
   О книге "Война на всех одна" Валерия Юрчёнкова: «Это исторический справочник о людях, о героях, о полководцах и военачальниках времен Великой Отечественной войны. Особенность книги в том, что исторические события описываются с помощью воспоминаний реальных людей и несут большой эмоциональный заряд».    В издании рассказывается об известных Героях Советского Союза, орденоносцах, так или иначе пересекавшихся с Мордовией. Среди них оказался и Александр Матросов. В книге говорится, что в детстве он рос без родителей, беспризорничал. Далее воспитывался в Рузаевском детприёмнике, где ему и была присвоена фамилия – Матросов. Затем воспитывался в Пайгармском детском доме под Рузаевкой, Ивановском и Мелекесском детских домах в Ульяновской области и в Уфимской детской трудовой колонии». 
  Как оказалось, Валерий Анатольевич  Юрченков  взял материал по А. Матросову  из книги И. П. Ениватова «Геройские звёзды» 2005 года, которая ведёт свою версию из газеты «Молодой Ленинец» 1967 года.  Эта книга тоже оказалась в отделе краеведения  ОГБУК "ДВОРЕЦ КНИГИ" им. В. И.Ленина в Ульяновске. На странице № 74 читаем всё  то же самое, но с прибавкой, что  «Пайгармский детский дом переведён в Ульяновскую область».
    Ениватов Иван Петрович, историк- краевед.           
На счету Ивана  Петровича Ениватова более 800  научных
 статей об истории республики и родного района.
     Но прежде, чем заносить в серьёзные справочники Мордовии  Александра Матросова как уроженца, наверное, надо было уточнить место рождения Саши Матросова, наверное, надо…
      Ответ в какой-то степени автором найден в статье Семёна Анатольевича Михайлевича: «В списках Героев Советского Союза мордва находится в почетной первой десятке» в газете «Новости Мордовии» от 06.06.2019 года: «В Мордовии, увы, итоговое число Героев Советского Союза до конца ещё не определено.    И в различных изданиях оно приводится разное: 102, 104, 106, а то и 112 человек. И везде содержатся неопровержимые доказательства, что их данные самые верные. Дело в том, что разночтение происходит из-за разных точек отсчета. Каждый считающий по-своему прав. Некоторые героями-уроженцами считают и тех, кто в Мордовии не родился, но жил здесь, уходил отсюда на фронт, жил тут после войны. Как их не считать нашими земляками?! А другие и до, и после войны проживали не в нашем регионе, и их основной привязкой к нашей республике является то, что по национальности они – этнические мордва. Эти тоже наши. В свое время Валерий Юрченков отмечал, что подобные вопросы возникали, когда составляли упомянутую энциклопедию ко Дню Победы. Тогда было решено такими героями считать тех, кто родился в Мордовии, у кого жизнь была связана с республикой, кто – мордвин по национальности и тот, кто здесь учился во время войны и отсюда ушел на фронт. Такая идея была предложена Мордовским книжным издательством, и Юрченков с ней согласился. Директор республиканского Мемориального музея военного и трудового подвига 1941-1945 годов, родоначальник патриотического поискового движения Мордовии Николай Андреевич Кручинкин, неоднократно предлагал в правительственных структурах в этом отношении прийти к общему знаменателю. Собрать специалистов Госархива, НИИ при Правительстве РМ, музея боевой и трудовой славы, краеведческого музея, представителей Совета ветеранов и, рассматривая каждую кандидатуру в отдельности, принять конкретное решение. Но пока до этого не дошло».
   Значит, нужно найти  первоисточник.
      Автор статьи выходит на отдел национальной и краеведческой библиотеки  им. А. С. Пушкина республики Мордовия. В газете «Молодой Ленинец» на странице №3 от 1 сентября 1967 года была напечатана статья: «Три письма об Александре Матросове»: «Жил ли Матросов в Мордовии?» и далее по тексту: «В рузаевскую районную газету «Заря коммунизма» пришло письмо от московского писателя И. Шкадаревича. Он пишет документальную повесть о подвиге А. Матросова. Во время работы над книгой писателю стало известно, что Герой Советского Союза одно время жил в Рузаевке, воспитывался, якобы, в доме ребёнка, а затем в детском доме. Матросов рано лишился родителей, и, по некоторым данным, в доме ребёнка был записан как «Бесфамильный Саша». Автор просил уточнить, соответствуют ли эти сведения действительности.
    После того, как письмо И. Шкадаревича было опубликовано, в редакцию рузаевской районной газеты пришёл житель города Павел Тимофеевич Чугунов. Он рассказал, что в Рузаевке был детприёмник, детский же дом в то время находился в Пайгарме. Детдом вместе с директором Чугуновым Павлом Филипповичем переводили в Корсунь, Наровчат, Уфу. Все документы относительно детского дома затерялись.
   Пришло ещё одно небезынтересное сообщение. Владимир Иванович Королёв, проживающий в Рузаевке, написал в редакцию, что в 1936 году в село Камышлейка, или как его в народе называют Костыляй, что находится недалеко от станции Хованщина, работники милиции  привезли двух ребят на воспитание колхоза. Фамилии пацанов были неизвестны. Один из них – Санька –  носил матросскую тельняшку и старую фуражку без козырька. Его прозвали «Санькой-моряком», «Санькой-матросом». Эта кличка прижилась, колхоз выдал ему документ на фамилию Матросов. Был он примерно с 1922-1923 года рождения. Санька был очень ловким и смелым мальчиком. Ему ничего не стоило проскакать по селу на спине лошади, на ходу соскочить с неё. Колхоз отпускал ребятам продукты, а обеды готовила одна старушка. В 1938- 1939 годах Саша ушёл из села. Куда? Неизвестно.
 Кто знает, может быть, Санька- матрос и был тем героем, который своим телом закрыл амбразуру вражеского дзота».
       Других звонков и писем в редакцию газеты « Молодой Ленинец» не поступило».
   По оценке  кандидатом исторических наук А. В. Кобзевым, занимающимся изучением архива П. К. Ковальчука, всё выше изложенное следует расценивать не  «мордовской» версией рождения Александра Матросова, а всего лишь вероятным рузаевским следом в биографии Александра Матросова.

   P.S. Да, Александр Матросов, по исследованию Н. Дубовик, смешанных кровей: мордвин по отцу и русский по матери. Но ни к Рузаевскому детприёмнику, ни к Пайдгармскому детскому дому отношения не имеет. И ещё: в детприёмниках НКВД дети не воспитывались, а находились на временном содержании до распределения их по детским домам.
 
  Подготовила Н. Дубовик               
 
 
 
 


Рецензии