Эх, жизнь

       50-е годы. Мне 5 лет.

       За хорошую работу отца наградили… книгой «Конституция СССР». Мне понравилась. Красная с золотыми буквами… Внутри портреты в полный лист: Сталин, Ленин, Ворошилов, Будённый, Калинин, Горький. Я всё время искала фамилию Сладкий… - ну Горький же был. Решила, что сладкий, это Сталин. А отец говорит: «Не сладкий! САТРАП!»

       Но премию пришлось обмывать. Друзья бакенщики, сплавщики потребовали. У нас избушка маленькая, дети маленькие… Сосед позвал к себе. Отец всегда меня с собой брал, «огурчиком» называл. Вот и тут пошли с ним по сугробам за полтора километра к соседней бакенке.

       Я по дороге интересовалась, почему Сталин – сатрап? Отец сказал: «Хороший человек сатрапом не бывает!». Я запомнила, что Сталин – хороший человек. Сладкий…

       Человек шесть было за столом. Хозяйка ставила чугунок картошки, варёной в русской печке, нарезала мороженого сала, и выкладывала немаленькую кучку сушёной мелкой рыбёшки. Мне доставалось чуть ли не половина… Хозяин делал строганину так, как научил его мой отец, а его научили где-то на дальнем востоке, где он отбывал свои годы репрессии.

       Давали мне хлебнуть водки, чтобы я не стеснялась петь песни вместе с ними, когда разговор зайдёт в тупик. Хотя рядом с папкой я всегда храбрая была. Сами выпивали, поздравляли отца с наградой. Я не преминула вставить своё: «Сталин хороший… сладкий». Все молча переглянулись и выпили ещё раз – за сладкого.

       Разговоры за столом: «Мы раскулачивали…» «Нас раскулачивали…» «Мы лебеду с крапивой ели…» «Я лес валил…» «Я партизанил…» «Меня заставили переводчиком быть…» Все разговоры были мирными, без обвинений, без споров. Но и не шутили…

       Потом, подвыпив, пели разные песни. Отец пел: «Солнце юло и меюло, моя фанза ханзули» и «Трансвааль, Трансвааль, страна моя, ты вся горишь в огне…» Всем нравилась песня «Вдоль по Волге реке…», тут уж я включалась по полной, а если ещё и хозяйка….

       Дружно жили тогда, война всех сдружила.


Рецензии