Слышать своё сердце

"Важно научить ребёнка слушать своё сердце.
Не зубрить нравственные правила, а иметь внутри себя верного советчика - совесть. Ответ из глубины нашего "я" и есть ответ свыше...

Православная традиция очищения совести разительно отличается от восточно-мистических и оккультных практик.
Мы не погружаемся в изменённое состояние сознания (транс) и не вступаем в диалог с Космическим разумом или собственным подсознанием.
Медитации, гипноз, самовнушение, специальные телодвижения, позы и дыхательные упражнения чреваты контактом с тёмными силами потустороннего мира.

Православный психолог Тамара Александровна Флоренская разработала и обосновала систему диалогического консультирования.
Различение духовного и наличного "я" собеседника преобразует диалог в творческий процесс - совместный поиск решения какой либо жизненной задачи.
Психотерапевт советует не по своему разумению, а помогает собеседнику расслышать веления совести.
Принципы духовно ориентированного диалога стали новым и долгожданным словом в отечественной и мировой психотерапии.
Замечательным открытием явилось иное представление о защитном механизме вытеснения: в подсознание вытесняются не запретные сексуальные влечения, как полагает психоанализ, а требования совести.
Это ведёт к отклонениям не только психического, но и физического здоровья.
Корень многих болезней - сопротивление голосу совести, духовному "я".
Отсюда задача психотерапевта: поддержать голос совести и тем самым помочь собеседнику обрести внутреннюю цельность и гармонию.

Диалог - условие личностного роста и способ влияния на другого человека.
При монологе (манипулировании) пациент - это объект внешнего воздействия и бездушный материал, нуждающийся в обработке и "промывании мозгов".
При диалоге педагог или психолог не ставят себя выше собеседника, но переключают его сознание на разговор с самим собой.
Позиция такова:" Я не могу исправить тебя или решить твои проблемы. Поэтому давай вместе попробуем услышать ответ, который уже есть внутри тебя ".

Константин Зорин, православный врач и психолог

***

Часто нам хочется, чтобы всё было по нашему велению и нашему хотению, но никогда так не будет, потому что, кроме нас в мире множество людей, у которых тоже есть свои хотения и с которыми нам надо считаться и иногда поступаться своими интересами.

Вот некоторые психологи говорят, что выбирая интересы другого человека, вы , мол, предаете самого себя. Но это ведь не всегда так.
Иногда можно уступить человеку, когда ты от этого ничего не теряешь или теряешь, но не так много, а терпимо.

Мне не трудно было уступать людям, когда им было важно меня подвинуть, потому что я не ощущала, что меня хотят обокрасть или как то ущемить.

Я вот думаю: неужели я такая кроткая или такая дурочка, что могу уступить и не возмущаться, не стремится на первое место, не расталкивать локтями, продвигаясь по карьерной лестнице.
Ну, меня не продвигали, потому что я молчала и не просила прибавки к зарплате.
Проглочу и дальше пойду.

Подавляла ли я в себе обиду?
Не знаю, возможно, что иногда и было обидно, что заметили не меня и никто не видит моих стараний.
А потом подумаю хорошенько и, если по честному, то я никогда не перерабатывала и лишней минуты на работе не задерживалась, а скорее ноги в руки и бежала домой, и карьера мне эта никогда по большому счёту не была нужна.

Слушала я то, что мне в уши лили мои коллеги по работе, что мне надо куда то стремиться и учиться в институте, а сама то я этого совсем не хотела.
Только страхи подталкивали меня поступать так, как советуют коллеги.

А вдруг потеряю работу, и что тогда? Конец света?

Ну, ушла я с работы с огромной радостью в никуда, и ничего то я не потеряла.
Немного не вовремя, но с голоду не умерла, так что все страхи были напрасны.

У страха глаза велики, а если разобраться, то часто мы живём чужими желаниями, а не своими. 

Одному нужно больше, а другому меньше. Всё зависит от запросов.
Кому то хочется быть не хуже других упакованным, чтобы всё, как у людей.
А если не сравнивать себя с другими, то иному человеку нужно так мало, чтобы только жива была душа.

Что важнее - мир в сердце и чистая совесть, или столько денег, чтобы купить всё ненужное и верить, что вот теперь ты счастлив?

Для кого-то ответ не очевиден, но только не для меня.

Уступить другому человеку - это уверенность в том, что ты в любом случае ничего не теряешь, уверенность в себе и в том, что твоё счастье от тебя никуда не денется, потому что оно находится внутри, а не снаружи.

Но покой душевный легче обрести на природе и в уединении.
Счастье любит тишину, когда никто не учит тому, как его найти и каковы атрибуты счастья.
У каждого человека свои ориентиры, но каждый чувствует, когда он счастлив без обмана и без дураков.

13.03.2024


Рецензии