Н. А. Бородин - профессор, ученый, журналист
Во время учебы в университете Николай активно участвовал в различных общественных мероприятиях. Он вступил в студенческое землячество «Яик» и составил программу «Товарищества объединенных землячеств», целью которого было подготовка общественно-политических деятелей для работы в провинции после окончания университета. Он также принимал участие в университетских сходках и стал членом социал-демократической группы Димитра Благоева, которая начала распространение марксизма в России. В 1884 году эта группа превратилась в «Партию русских социал-демократов» и установила связь с группой «Освобождение труда», став известной как Петербургская группа партии.
После ареста и высылки Благоева, Бородин взял на себя обязанность связи с заграницей и участвовал в создании новых кружков. В мае 1886 года он был арестован и подвергся следствию по делу «группы Благоева» из-за своего участия в антиправительственной организации. Он находился под стражей с 18 мая по 17 июня, но был освобожден благодаря вмешательству наказного атамана Уральского казачьего войска Николая Шипова и депутата Петра Мартынова, находившихся под контролем полиции.
После окончания университета в столице, Николай Бородин вернулся в город Уральск и был назначен на должность статиста военного офицера Уральского казачьего войска. Он начал изучать историю, этнографию и географию уральского казачества, а также ихтиологию, одновременно занимаясь своими служебными обязанностями.
В 1885 году он вступил в законный брак с Лидией Донсковой, выпускницей физико-математического отделения Высших женских курсов. У них родились двое сыновей и дочь.
Основным занятием уральских казаков был рыболовство на реке Урал и в северной части Каспийского моря. При поддержке наказного атамана Уральского казачьего войска и губернатора Уральской области Николая Шипова, Бородин начал организацию исследований по ихтиологии на реке Урал. В 1884 году он провел первый в России успешный эксперимент по оплодотворению икры севрюги.
Научные интересы Николая Бородина были широкими - он интересовался систематикой и инвентаризацией ихтиофауны, рыболовной статистикой, методами ловли и обработки рыбы, проблемами сохранения ее запасов, биологией промысловых рыб и их разведением. Он разработал принципы рационального управления рыбоводством и стал пионером в искусственном разведении осетровых рыб. Его исследования были востребованы не только в Уральском регионе, но и во всей России.
В 1889 году на рыбопромышленной выставке в Петербурге Бородин выступил в роли экскурсовода при осмотре экспонатов императором Александром III.
Помимо ихтиологических и статистических исследований, Бородин также был активным общественником. Он основал бесплатную читальню и занимался общественными делами, входя в комиссии по народному просвещению, начальному образованию, рыболовству и садоводству. Он был председателем уральского общества садоводства и трижды избирался председателем съезда выборных от станичных обществ в Уральской области.
В 1891 году Николаем Андреевичем было выпущено основательное двухтомное исследование «Уральское казачье войско. Статистическое описание», которое посвящено трехсотлетнему юбилею Уральского войска. В этой работе Бородин исследовал процесс капитализации казачьего хозяйства и его приспособление к рыночной экономике, а также представил статистические данные о разделении имущества среди аграрного населения Уральской области. Он также пытался найти решения для многих хозяйственных проблем, с которыми сталкивались его земляки в капиталистической России.
За эту работу Николая Андреевича Бородина Императорское Русское географическое общество наградило золотой медалью по отделению этнографии и статистики.
В 1891 году Николай Бородин занял должность войскового техника Уральского рыболовства, которая была специально для него создана в управлении Уральского казачьего войска. По решению атамана Уральского казачьего войска, он был направлен два года в командировку для изучения работы зарубежных ихтиологических станций в странах Европы и Северной Америки. На основе результатов этой поездки он написал монографию под названием «Рыбоводство и рыбный промысел в Западной Европе и Северной Америке».
С 1896 года Николай Андреевич проводил эксперименты по искусственному оплодотворению и выращиванию молоди осетров и севрюги на реке Урал. По поручению «Российского общества рыболовства и рыбоводства» он изучал размножение осетровых рыб и оценивал различные методы инкубации икры и гибридизации. Он также предложил внедрить утилизацию рыбных отходов. Благодаря его усилиям, популяция осетровых рыб значительно увеличилась на реке Урал и в Каспийском море.
В Российской империи было уделено серьезное внимание восстановлению рыбных запасов. Николай Андреевич Бородин был признанным экспертом в этой области и не только был практиком, но и теоретиком, способным делать прогнозы на будущее. В 1899 году по приглашению Министерства земледелия он переехал в Санкт-Петербург, где был принят на службу старшим специалистом по рыбоводству в России.
После переезда в столицу Николай Андреевич стал членом Императорского общества рыболовства и рыбоводства. В качестве старшего специалиста департамента земледелия по рыболовству Бородин исследовал различные рыболовные районы, включая Азово-Донский, Черноморско-Кубанский, Амударьинский и Каспийский. В 1904 году он опубликовал капитальную работу о рыболовстве кубанского казачества под названием «Кубанское рыболовство, его современное положение и нужды», которая была основательным анализом и анализом перспектив развития рыбной промышленности в этом регионе. В 1907 году вышла его монография «Прудовое хозяйство», а в 1908 году - книга «Каспийские сельди и их промыслы».
В 1902 году Николай Андреевич Бородин был избран генеральным секретарем Международного конгресса по рыболовству и рыбоводству, который проходил в Санкт-Петербурге.
Николай Андреевич жил в Уральске и начал сотрудничать с газетой «Российские ведомости» с 1894 года. Он написал несколько статей для «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона» и «Полной энциклопедии русского сельского хозяйства». Он также был редактором отдела «Рыбоводство» в журнале «Животноводство» и редактором отдела «Холодильное дело» в «Известии Комитета по холодильному делу».
После переезда в Санкт-Петербург в 1900 году, Николай Андреевич стал издателем и редактором первой общероссийской казачьей газеты «Вестник казачьих войск». Он также основал и редактировал газеты «Уралец», «Русские ведомости» и «Наша жизнь», а также журналы «Известия Общества сближения между Россией и Америкой» и «Международный журнал по рыболовству и рыбоводству».
22 апреля 1906 года Николая Андреевича выбрали в состав 1-й Государственной думы представителем уральских казаков. Он стал частью Конституционно-демократической фракции и принимал участие в аграрной, финансовой и библиотечной комиссиях. Он выступал в защиту гражданских свобод и самоуправления для казаков.
Николай Андреевич также активно защищал интересы казачьего населения по аграрному вопросу и выступал против использования казачьих частей в карательных целях. Он поддерживал индустриальное развитие общества.
После роспуска 1-й Государственной Думы, Николай Андреевич подписал «Выборгское воззвание» и был осужден к трехмесячному тюремному заключению. В результате он был лишен права быть избранным в Государственную Думу.
В 1907 году Николай Андреевич Бородин присоединился к Конституционно-демократической партии (кадеты). С 1908 года он стал активным членом Комитета по ходильному делу и стал одним из пионеров использования искусственного холода для хранения и транспортировки продуктов. С 1910 года он работал в департаменте земледелия и преподавал лекции по рыбоводству в Петербургских сельскохозяйственных курсах. В 1911-1914 годах он отправился в зарубежные командировки для изучения рыбопромышленности. Во время Первой мировой войны он применял искусственный холод для сохранения продуктов на фронте и работал в отделе Всероссийского союза городов, который организовал помощь российским военнопленным. В 1914 году он вступил в масонскую ложу "Чермака". После Февральской революции, Бородин участвовал в пропагандистской деятельности и организовал экспедицию в США для получения помощи и закупки техники. В 1917 году он был избран членом Учредительного собрания, но после его разгона он покинул Петроград и присоединился к антибольшевистскому центру, затем уехал в США, где работал в университетах и музеях. С 1928 года он сосредоточился на работе в Гарвардском университете и стал профессором. Он умер 22 декабря 1937 года в Кембридже, Массачусетс.
Свидетельство о публикации №224031501152