Какая песня останется с человеком?
Вспоминается холодный зимний вечер. Мы с подружками бежим в Дом культуры на танцы, а там звучит песня в исполнении Муслима Магомаева. Конечно, запись. Но это его голос, украсивший юность нескольких поколений: «От любви моей до любви твоей было столько верст, было столько дней. Вьюга смешала землю с небом…» Позднее я её не слышала, но помнила. Как и помнила всегда этот вечер. Недавно нашла её. Обаяние песни сохранилось. Или еще одно воспоминание юности. День Победы. Народные гуляния на площади Ленина в Новосибирске, а мы с сестрой торопимся через площадь на железнодорожный вокзал, и над всеми звучит голос Муслима Магомаева: «О, гитара, гитара! Что грустишь напрасно в тишине? Если ты не устала, спой негромко песню обо мне». И еще одно. Эти слова я до сих пор напеваю. А тут нашла песню. «Звездопад» в исполнении группы «Гражданская оборона»: «С неба лиловые падают звезды. Даже желание придумать непросто. На небосклоне привычных квартир пусть загорится звезда Альтаир». Тогда в детстве в лагере не знала её исполнителей, но она несла романтический настрой, вдохновение. Песни остаются на всю жизнь. Слушаю певцов и группы разных десятилетий. «Голос» открыл нам многих талантливых исполнителей, поющих хорошие песни.
А какие песни останутся с нами навсегда? Это известно давно. У Ивана Сергеевича Тургенева есть рассказ «Певцы» (в книге «Записки охотника»). Русский народ любил хорошее пение. Писатель рассказывает о соревновании певцов в кабаке. Участвуют Яшка-Турок и рядчик, имени которого не названо, а только род занятий. Собралась публика, токоторая и оценивает. Состязание – самый яркий эпизод рассказа, а жизнь вокруг бедная, убогая, поэтому возможность послушать пение привлекает, тем более об умении участников окружающие знают. Призом назначена «осьмуха пива». Бросают жребий, кому начинать. Певцы выбирают песню сами. Первым начинает рядчик. Поёт народную песню. Лирический тенор рядчика долго не вызывал сочувствия, но при «одном особенно удачном переходе» слушатели начинают улыбаться, вскрикивать от удовольствия, вполголоса подхватывать, подтягивать, покрикивать, одобрительно кивать головой. Ободренный рядчик «совсем завихрился», «начал отделывать завитушки», «неистово заиграл горлом», пустил «последний замирающий возглас» - «общий, слитный крик ответил неистовым взрывом». Даже Яшка начал его хвалить, и все убеждены в его победе. Якову было трудно начинать, он пел известную песню «Не одна во поле дороженька пролегла». Автор пишет, что в его голосе была «неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость» и «беспечная, грустная скорбь». «Горячая душа звучала» и «хватала вас за сердце». Автор оглянулся – жена хозяина плакала, кто-то всхлипывал, других словно охватило оцепенение. Рядчик первым подошёл к Якову и признал его победу.
Рассказ написан более ста семидесяти лет назад. Необразованный русский народ сумел оценить виртуозное пение, но преклонился перед исполнением песни, обращенной к душе, которая несла и грусть, и тепло, и светлую веру в добро. Люди и высказаться не могли, но слезы из глаз сказали все за них. На одном из прослушиваний я услышала от одного из конкурсантов о его стремлении петь «для души», а в оценке Полины Гагариной слова о «душевном исполнении». Подходы, по сути, те же. Песня всегда обращена к людям, несёт им нравственные, эстетические импульсы. И, наверное, было бы неплохо для исполнителей думать не только о том, как они будут выглядеть на сцене, это, конечно, важно, но гораздо важнее задуматься о том, что певец или певица хотят сказать людям, обратившись к их душе. Да и наставникам тоже бы стоило ответить на «острый вопрос»: «Голос» только шоу или значительный конкурс вокального искусства. Если же речь идет об искусстве, то к чему эта суета, беготня и прочее? Полина Гагарина старается вести профессиональный разговор с исполнителями, это интересно и внушает надежду. Владимир Пресняков чаще молчит или говорит общие слова, а Антону Беляеву и сказать порой не дают своими криками. И такая беспечность, в которой нет ни одного слова о проходящей СВО, о подвигах героев, о напряжении страны и народа, словно их это не касается, и выглядит это странно или просто недостойно.
Свидетельство о публикации №224031500122