Раскрывая сюжеты храмовых росписей. Часть 25

               
                Изгнание торгующих из храма

Замечательный сюжет, который всесторонне раскрыт как католической церковью, так и православной. Но сначала пересказ этого короткого сюжета.

Слушаем апостола Матфея:

Когда Спаситель въехал на ослике в Иерусалим и народ с ним познакомился, он пошёл в храм. Войдя, Иисус выгнал всех продающих и покупающих в храме, а заодно подкрепил своё действо, опрокинув столы меновщиков и торговцев, продающих голубей. После этого всем объявил, что по написанному – храм Божий – Его дом, домом молитвы наречён, а люди сделали его пристанищем разбойников. И тут же, в этом храме к Нему подошли слепые и хромые, и Спаситель их исцелил.

Евангелие от Матфея, глава 21 (12:14)

Лаконично, но не совсем понятно. Нужно бы ещё информации. И мы её находим.

Обратимся к апостолу Иоанну:

Когда Спаситель въехал в город, по времени приближалась пасха иудейская. Зайдя в храм, Иисус увидел, что там продавали волов, овец и голубей, а рядом сидели меняльщики денег. Спаситель сделал бич из верёвок, выгнав из храма всех: и торговцев, и овец с волами. А у меновщиков рассыпал деньги и столы их опрокинул. А продающим голубей сказал, чтобы они забрали клетки с птицами и никогда Его дом не делали домом торговли.

Но иудеи в храме всё же спросили Спасителя о том, каким же он знамением может доказать, что имеет такую власть так поступать? Но Иисус ответил им быстро: а вы разрушьте храм, и Я за три дня восстановлю его. Иудеи удивились таким словам, говоря, что этот храм строился 46 лет, а Он его хочет за три дня построить!
Не ведали они, что Спаситель говорил о храме Своего тела!

Евангелие от Иоанна глава 2 (13:16)

Это было описание одного из интереснейших событий из жизни Спасителя. В этот храм нагнали скот и птиц, приготовленных для жертвоприношений. Здесь же всё и продавали. А чтобы любой мог приобрести этот живой товар, здесь же, в храме, были устроены и кассы для обмена монет других государств, в том числе и Рима, на еврейские монеты.

Надо отметить, что об этом событии повествуют все четверо евангелистов, которые в своём повествовании отличаются друг от друга. Богословы сходятся в едином мнении, что тут Спаситель проявил Свою решительность, могущество и силу. Весь этот базар нужно было прекратить, что Иисус решительно и предпринял. В этом богословы видят смысл сюжета.

Можно было бы и закончить эту часть сюжетов храмовых росписей, если бы не прекрасно сохранившаяся, как называют её искусствоведы, монументальная живопись, точнее, остатки этой некогда сочной настенной росписи на западной стене Богоявленской церкви села Еськи Тверской области. По обновлённым данным, мастера М.В. Тыранова.

Михаил Васильевич был родом из Бежецка. Брат Алексея Васильевича Тыранова, художника и портретиста. Приложил свою руку к росписям многих тверских и ярославских храмов. Вот только сохранились они лишь на нескольких объектах. Одни из них находятся в Тихвинской церкви села Сукромны, где он работал в 30-х годах 19-го столетия. При обследовании настенной живописи представители ЮНЕСКО и другие эксперты выразили мнение о соответствии её памятникам мирового значения.

В центре изображена фигура Спасителя. Он находится в движении, что подчёркивает Его решимость и …гнев. Ярко-синие одежды выделяют Его из толпы и придают суровость Его намерениям. Так и слышен в композиции шум настоящего рынка или торжища. Слева от Спасителя, по всей видимости, изображены его ученики. Один молодой ученик аплодирует Учителю. Слева внизу изображён меняла, у которого уже опрокинули его стол и он тянется за рассыпавшимися деньгами. Выразительность лиц и сплошное движение рук. Кто-то схватился за денежный ящик, кто-то прижимает к себе клетку с голубями. Женщины с детьми. Выбегающий люд. Быки, овцы, голуби.

Есть различные предположения, какое произведение послужило прообразом для написания этого сюжета. Но я склоняюсь всё-таки к тому, что центральная часть и некоторые другие персонажи были взяты у Жан-Батиста Жувене с картины «Изгнание торгующих из храма», 1706 года, находящейся в Лионе в Музее изящных искусств.

Этот сюжет из Евангелия получил достаточно широкое распространение в изобразительном искусстве западной Европы. Многие великие живописцы своего времени отметились своими картинами. Можно вспомнить раннего Рембрандта Харменса ван Рейна с «Изгнанием торгующих из храма», 1624 года, или картину фламандского живописца Якоба Йорданса, 1650 года.

Русские художники, в отличие от своих коллег по цеху, бедновато представлены с этим сюжетом. Можно вспомнить В.И. Сурикова с «Изгнанием Христом торгующих из храма», 1873 года.
 
Изображение находится: Тверская область, Еськи. Церковь Богоявления Господня (1783 - 1810 гг.).

Корректура  М. Зуйкова
Русавкино, март 2024 г.


Рецензии
Я думаю, что здесь скорее больше обратной перспективы. Как проклятие смоковницы без плода, хотя это не был сезон собирания смокв. Так и торгующие и проносящие вещи через храм были не столько сами по себе так критически ненавистны, как дело Богу. Но прообразовывали фарисеев - идолов самих себя по Св Игнатию Брянчанинову о фарисействе. Торгующих с 666 лжетроицы таких идолов (человек в 6ой день сотворен) лишь прелестью и лестью взаимной, запрещая умножать талант и стяжать елей Благодати, как плевелы на святом месте.
+
Потому что иначе нельзя было бы совсем даже и свечками торговать нигде. Однако это происходит у всех традиционных христиан на западе и востоке. Потому что проблема не в этом сама по себе, но в фарисействе с торговлей 666, которая после и зверя Варавву освобождает в обществе, народе и государстве, и приводит антихриста в мир сей.

Дмитрий Хохлов 2   13.05.2024 15:06     Заявить о нарушении