Зри в корень

     Писать «своими словами» о том, что найдено уже написанным – мыло мылить или масло маслить, изменяя не существенность или тематику «злободневного вопроса», а тщету «авторства»…

К тому же, автор написанного - человеком не является и потому важности авторского имени, узнаваемого почитателями таланта, кой придаёт человеку некое преимущество надменности, в нём нет. Ибо отвечает на задаваемые вопросы Тот, кто Истину чтит и ей служит. Являя не более как – милосердие к страждущим понимания.

----------

Итак ТЕМА, непреходящая тема – Эгоизм.
Из Книги духов Алана Кардека.

-  Какой из пороков можно считать коренным?

- Мы много раз говорили уже – это эгоизм; отсюда происходит все зло. Исследуйте все пороки, и вы увидите, что в сущности их лежит эгоизм. Как бы вы против них ни боролись, вам не удастся их искоренить, пока вы не искорените зла в самом его корне, пока вы не уничтожите его причину.
 Пусть же все ваши усилия стремятся к этой цели, ибо в ней кроется истинное бедствие общества. Кто, начиная с этой жизни, хочет приблизиться к нравственному совершенству, тот должен исторгнуть из своего сердца всякое эгоистическое чувство, ибо эгоизм непримирим со справедливостью, любовью и милосердием. Он собой уничтожает все добрые качества.

-  Так как эгоизм основан на чувстве личного интереса, то его, по-видимому, очень трудно вырвать совершенно из сердца человека. Достигнут ли этого люди?
 
- По мере того как люди просвещаются в духовном отношении, они все менее и менее придают цены предметам материальным. Притом необходимо преобразование человеческих учреждений, возбуждающих и поддерживающих эгоизм. Это дело воспитания.

- Так как эгоизм присущ роду человеческому, то не будет ли он всегда препятствием царству абсолютного добра на земле?

- Без сомнения, эгоизм – наибольшее из ваших зол, но он зависит от низменности духов, воплощенных на земле, а не от человечества самого по себе.
Но духи же, очищаясь последовательными воплощениями, освобождаются от эгоизма, как и от других своих недостатков. Разве нет у вас на земле ни одного человека, свободного от эгоизма и поступающего милосердно? Их больше, чем вы думаете, но вы мало их знаете, потому что добродетель не старается выказаться; если же есть один, то отчего не быть десяти; если есть десять, то отчего не быть и тысяче?
 
- Эгоизм далеко не уменьшается, а скорее растет с цивилизацией, которая, по-видимому, его возбуждает и поддерживает. Каким же образом причина может уничтожить следствие?
 
- Чем больше зло, тем отвратительнее оно становится. Эгоизму надо было наделать много зла, чтобы стала понятна необходимость его уничтожения. Когда люди освободятся от эгоизма, властвующего теперь над ними, то заживут, как братья, не делая друг другу зла, а напротив, вследствие взаимного чувства солидарности помогая друг другу; тогда сильный будет опорой, а не угнетателем слабого, и не будет более людей, нуждающихся в необходимом, потому что все будут исполнять на деле закон справедливости. Это царство добра, подготовление которого возложено на духов.

-  Каким способом уничтожить эгоизм?

- Из всех человеческих несовершенств труднее всего вырвать с корнем эгоизм, потому что он зависит от влияния материи, от которого человек, переживший для своего усовершенствования наименьшее число перевоплощений, так сказать, слишком близко стоящий к своему началу, не может освободиться и которому все содействует для поддержания этого влияния: человеческие законы, общественный строй, воспитание.
Эгоизм ослабеет с преобладанием моральной жизни над жизнью материальной, и в особенности с познанием преподанного спиритизмом вашего действительного будущего состояния, не изуродованного аллегорическими выдумками, когда спиритизм, понятый, как следует, сольется с нравами и верованиями; когда он преобразует привычки, обычаи, социальные отношения.
Эгоизм основан на преобладающем значении личности; но спиритизм, повторяю, понятый надлежащим образом, заставляет смотреть на вещи с такой возвышенной точки зрения, что чувство личности исчезает некоторым образом перед бесконечностью. Уничтожая значение личности или по меньшей мере отводя ей то место, которое она должна занимать в действительности, спиритизм неизбежно побеждает эгоизм.
Человек, сталкиваясь с эгоизмом других, часто становится и сам эгоистом, потому что чувствует необходимость держаться в оборонительном положении.
 
«Видя, что другие думают о себе, а не о нем, он сам бывает вынужден заниматься собою более, чем другими. Но, когда принцип милосердия и братства станет основанием общественных учреждений, законных соотношений народа к народу и человека к человеку, – человек станет менее думать о своей личности, ибо увидит, что о ней думают другие; тогда он подчинится нравственному влиянию примера и отношении к нему. При настоящем же преобладании эгоизма нужна истинная добродетель, чтобы отречься от своей личности в пользу других, часто не придающих этому отречению никакой цены; вот для тех-то в особенности и открыто царство небесное; для них-то преимущественно и уготовано счастье избранных, ибо, истинно говорю вам, что в день воздаяния тот, кто думал лишь о себе, останется в стороне и будет страдать от этого отвержения» (785). – Фенелон.
 
Без сомнения, делаются похвальные усилия, чтобы подвинуть человечество к совершенствованию; добрые чувства более чем в какую-нибудь другую эпоху одобряются, поощряются и уважаются, а между тем грызущий червь эгоизма все-таки остается общественной язвой. Это зло действительное, отражающееся на всех, и каждый в большей или меньшей степени страдает от него; поэтому надо бороться с ним так, как борются против эпидемической болезни. Для этого следует действовать по примеру врачей: добраться до источника зла.
 
Пусть же во всех частях общественной организации, от отдельных семейств до целых народов, от хижины до дворца, стараются открыть все причины, все влияния, явные и скрытые, поддерживающие и развивающие чувство эгоизма; раз причины будут известны, средство представится само собой, дело будет лишь в том, чтобы преодолеть эти причины, если не все сразу, то по меньшей мере по частям, и только таким путем мало-помалу яд будет исторгнут.
 
Выздоровление может быть очень продолжительным, ибо причины зла многочисленны, но его можно достигнуть, устраняя зло в самом его корне, – при помощи воспитания; не того воспитания, которое стремится сделать людей образованными, а того, которое делает их добродетельными. Воспитание, если оно хорошо понятно, есть ключ нравственного прогресса.
Когда искусство обращаться с характерами будет так же хорошо известно, как и искусство направлять умы, первые можно будет выправлять так же, как выправляют молодые растения.

 Но это искусство требует большого такта, много опытности и глубоких наблюдений; большое заблуждение думать, что достаточно обладать знанием, чтобы с успехом применять его к этому делу.
 
Кто следит с момента рождения за ребенком богача, так же, как и за дитятей бедняка, и наблюдает все пагубные влияния, действующие на ребенка вследствие слабости, беззаботности или невежества лиц, им руководящих; кто увидит, как часто средства, употребляемые для исправления дитяти, не достигают цели, тот не удивится, встречая такую массу порочности.
 
Пусть же делают для нравственности человека столько же, сколько и для ума, – и тогда увидят, что если и бывают упорные натуры, зато больше, чем кажется, есть таких, которым для принесения желанных результатов недостает лишь хорошего ухода.

 Человек хочет быть счастливым, это чувство в его природе; вот почему он бесконечно трудится над улучшением своего положения на земле – он ищет причины своих зол, чтобы устранить последние. Когда он хорошо поймет, что эгоизм – одна из причин; та, которая производит гордость, честолюбие, жадность, ненависть, ревность, от коих он ежеминутно страждет; которая вносит расстройство во все общечеловеческие отношения, вызывает раздор, уничтожает доверие, постоянно заставляет быть по отношению к окружающим настороже, та, которая из друга делает врага, – тогда только он поймет, что порок этот несовместим с собственным его счастьем.
 
Скажем более, с собственной его безопасностью; и чем более он потерпит от него, тем более почувствует потребность противодействовать, как противодействуют чуме, вредным животным и другим бедствиям; он будет побуждаем к этому своим собственным интересом.
Эгоизм – источник всех пороков, как милосердие – источник всех добродетелей; и уничтожать первый – эгоизм – значит развивать последний; такова должна быть цель всех усилий человека, если он хочет обеспечить свое счастье в этой жизни, точно так же, как и в будущей.

---


P/S - Каждое учение считает себя единственным выражением истины; по какому признаку можно узнать то, которое действительно имеет право назваться таковым?
- Это будет то, которое создает большее число хороших людей и менее лицемеров, людей, исполняющих закон любви и милосердия в его величайшей чистоте и в самом широком приложении.
По этому признаку вы узнаете хорошее учение, так как всякое учение, сеющее раздор и разделение между детьми Божиими, может быть только вредным и неверным…


= И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его.=

Духи во плоти человеческой  и есть дети Божьи.(прим. Л.В.)


Рецензии
Ах у вас оказывается междусобойная битва "спиритуса и сантиса", дас, я пря и не знаю, что тут сказать, уже все за полтораста лет сказано после смерти сиятельного маркиза, а до него семнадцать веков сцерковь предостерегала от игры в колдовство, Это до какой гордыни нужно дойти, чтоб теоритически осуждая ее по произволу эгалитарной самодовольности своей "вызывать" демонов, и строить основываясь на их майсах толкование Благовестия, которое несомненно самый последний чертентк знает так , что от клыков отскакивает. Вот верх эгоизма сродни каббалистам, которых главная заповедь, разжечь в себе эгоизм наивысшего градуса, без этого приатупать к изучение каббалы нельзя, да и возраст рекомендуемый после 40 лет. Видно к этому времени у адепта отмирают последние фибры души, как и гаснет последняя искра Божия. Плохо понятая духовность, ведет к духовной прелести, т.е. самообману, а за неоновым фасадом смирения, скрывается черная демоническая сущность, которую чуть затронь и пардон пойдет вонь. Недаром маркиз отошел в мир иной, без покаяние, он в оном, как и в Христе Спасителе не нуждался. Француский язык афористичен, заслуга энциклопедистиков и еврейских проповедников модернизма включая Айн Рэнд с ее "Атлантом"демоном" который посмодерновой нашей духоаности уж расправил крылья так, что последние свободы эгоцентристы удавятс. Простите но это на зрение корня, а совершенное его невидение в упор!

Скобелев   06.04.2024 01:26     Заявить о нарушении
Да, мысль про французский язык не закончил, он афористичен у аристократов, этим и прельщает, написал бы эти книги немец, давно б про них забыли. Ипполит Адольф Тэн, в "Истории Франции" мого чего предрек нам, да и по уровню головы на четыре выше маркиза, как-никак основатель современной культурологии. Да кто читывал его курс лекций, поразбозарилмя все его книжки которые у нас не переиздавались, А как он пишет блистательно! Разве с Пушкиным сравнить. И незабвенный Гюстав Лебон его первый ученик. Вы К.Д. Ушинского почитайтес, эх жаль он Антропологию не довершил до конца, задолбали его бедного доброжелатели, А Пирогова врача и педагога "Вопросы жизни" в првой и особенно во второй редакции. Думаю все это Елена, вас не трогет, ибо вы своего кумира обрели, что и не избавитесь. Духоаная практика это не умощипательные сиансы и заигрывание с лукавыми, а духовная брань в душе с демонами ее постоянно атакующими, через помыслы, (прилоги) да кто эту науку знает, а зная применяет? Единицы... Был такой журнал "Душеполезное чтение", там много и досканально разбирали тему сперитуализма, модную в то время, у меня было подшивка за 1899 год, я даже зарегистрировал это издание, но никого заинтересованого в издание не нашел. То же все пораздавал на почитать с горящими как у дурочка глазами, вот так в наивноси жизнь и прошла, чуть не помер полтора года назад от мышиной лихорадки, значит на что то еще рогу Ему сгодиться, как и чем ума не приложу, дурак- дуракомс аз грешный.

Скобелев   06.04.2024 01:55   Заявить о нарушении
"рогу Ему" описка по слепду) Усе я бай.

Скобелев   06.04.2024 01:59   Заявить о нарушении
По смыслу высказанного - Вы критик,
а по теме поднятой в статейке - ни слова.

Так и не поняла. Вы, что же, предложить зашли прочитать Вами прочитанное, иль предостеречь от... французов?

Но, как бы то ни было, не метьте лихом души и делателя в моём лице, не ведая ясно, по факту...

Будьте здоровы, Скобелев.
А лихорадка, она, хоть телесности враг, для души всего лишь знак в "смирение и кротость" свернуться и маслом озаботиться...

Лена Валевич   06.04.2024 10:55   Заявить о нарушении
Спасибо, мягко стелите, да ...

Скобелев   06.04.2024 23:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.