Прикосновение к высоким наукам

Я соприкоснулся с высокими науками (высшей математикой, теоретической физикой) лишь однажды и, к сожалению, по весьма трагическому случаю. 7 января 1962 г по дороге из Москвы в Дубну разбился Дев Давидович Ландау, физик-теоретик, лауреат Ленинской и трёх Сталинских премий, лауреат Нобелевской премии. Водитель, ученик Ландау, пострадал слабо. Даже часть куриных яиц, лежавших в упаковке на заднем сидении, осталась целой. Однако у Льва Давидовича была повышенная хрупкость костей (остеопороз), и он получил множественные переломы, травмы внутренних органов и головы.

Средства массовой информации о катастрофе почему-то молчали, но в нашей семье узнали о ней от физика Я.И. Хургина, с которым работала в Совете но кибернетике тётя моей жены С.С.Масчан. Была эпоха общего увлечения кибернетикой, которая наконец перестала быть «буржуазной лженаукой» (об этом я уже писал в рассказе «Папка Х), в дискуссиях о будущем и думающих машинах «физики» побеждали «лириков», и на следующий день я пошёл в Политихнический музей на лекцию академика А.И.Колмогорова. Это он недавно оспорил каноническую формулировку Ф.Энгельса: «Жизнь есть форма существования белковых тел», заявив, что определение жизни должно быть функциональным. Не из чего состоят объекты, а какие функции они способны выполнять. То есть «не белковые» думающие машины тоже могут считаться формой жизни.

Когда лекция закончилась, я осмелился задать академику вопрос: «Как себя чувствует Ландау?». В зале воцарилась мёртвая тишина. О катастрофе никто не знал. После небольшой паузы Колмогоров кратко рассказал о случившемся.

Л.Д.Ландау пробыл в коме 59 дней. Это были два месяца беспрецедентного дружеского взаимодействия физиков всего мира. Из Канады прилетел нейрохирург У.Пенфилд, из Франции профессор Р.Гийо. Отсутствовавшие в России препараты американские физики передавали нашим пилотам, а московские физики встречали их в Шереметьево. Когда врачи «прописали» пациенту «абсолютно свежие яйца», физик, «дежуривший» на подмосковной птицефабрике, привозил из «прямо из под курицы»....Реабилитация была долгой и лишь к концу 1967 г Лев Давидович «был готов к возвращению занятий физикой». Конечно полностью он не восстановился, и его ученики грустно шутили: «Конечно, Лившицем он сможет работать, но работать Ландау - увы, никогда. (Считалось, что при совместном написании знаменитого учебника «Курс теоретической физики», Л.Ландау был автором всех главных идей, а Е.Лившиц - тоже талантливый физик - лишь помогал их формулировать). Умер Лев Давыдович Ландау 1 апреля 1968 г от закупорки артерии тромбом.

ПРИМЕЧАНИЯ. О некоторых подробностях я тоже хочу рассказать, но не разбавляя этот краткий трагический и оптимистический текст.

1. Солидарность, проявленная физиками в 1962 г явилась лишь отголоском беспрецедентного содружества учёных всего мира между Первой и Второй мировыми войнами. Великие физики, математики, химики, создавшие фундамент всей современной науки и техники: А.Эйнштейн, В.Гейзенберг, М.Планк (Германия), Э.Резерфорд, П.Дирак, Д.Томпсон ((Великобритания), Э.Шредингер, Н. Винер (США), Н.Бор (Дания), П.Капица, Л.Ландау, А Колмагоров (СССР), П.Кюри (Франция), Б.Понтекорво (Италия), М.Склодовская (Польша) и др. свободно перемещались по миру, совместно работали в Кевендишской лаборатории Резерфорда, Институте Нильса Бора и других научный центрах, становились членами иностранных академий (Н.Бор - член АН СССР. А,Колмагоров - член 17 академий и научных обществ....), свободно обменивались результатами своих исследований, что несомненно и привело к настоящему научному прорыву.

2. Л.Д.Ландау родился в 1908 г в Баку в семье инженера-нефтяника. В Бакинский университет поступил в 14 лет (!), в 16 за особые успехи был переведен в Ленинградский униниверситет, а закончил его в 19. Был отправлен в Европу, где встречался и работал с великими физиками Эйнштейном, Гейзенбергом, Бором, Дираком и др. Вернувшись, работал в Харьковских, Ленинградских и Московских институтах. Не избежал и ареста в 1937. Просидел год, но был выпущен после письма П.Капицы, «поручившегося» за Ландау в письме Лаврению Берия. «Меры физического воздействия» к нему не применялись, однако (...Если бы я пробыл в тюрьме ещё два месяца, я бы не выжил). Официально реабилитирован Ландау только через 22 года после смерти.

Ещё он был оригинал, острослов и шутник. С женой Корой заключил письменное соглашение о свободе «отношений» на стороне. Девушек разделял на «красивых» (нос прямой), «хорошеньких» (нос немного вздёрнут) и «интересных» (нос очень большой). Науки - на «естественные», «неестественные» и «противоестественные». И т.д.

3. А.И.Колмогоров. Один из крупнейших математиков ХХ века, академик, Герой труда, лауреат Ленинской и Сталинской премий. В 5 лет (!) в рукописном журнале опубликовал свою первую работу по математике, которую выучил сам по энциклопедии Брокгауза. Список математических работ академика необъятен. 18 математических понятий типа «теорема Колмогорова», «уравнение Колмогорова» носят его имя. Радикальная позиция в вопросе о понятии «жизнь» была высказан им в 1964 г в дискуссии «Может ли машина мыслить»: «Принципиальная возможность создания полноценного живого существа, построенного полностью на цифровом механизме переработки информации, не противоречит материалистической диалектике».

4. Г.Л.Капица. Академик, дважды Герой труда, лауреат Государственной премии, двух Сталинских премий, Нобелевской премии.

5. Норберт Винер. «Отец» кибернетики был вундеркиндом, в 7 лет (!) написавшем первый научный трактат по дарвинизму. В 14 получил степень бакалавра, в 18 - степень доктора философии по математике и логике в Гарварде. В математике существует десяток понятий типа «Теорема Винера», «Уравнение Винера». Его эпохальная книга: «Кибернетика или управление и связь в животных и машинах» была издана в 1948 г (в СССР - в 1958 г). Предсказал глубокие социальные последствия автоматизации и видел лишь один позитивный путь: «построение общества, основанного на человеческих ценностях, отличных от купли-продажи».


Рецензии