И. В. Болдырев. Фотограф и изобретатель

Иван Васильевич Болдырев, который был фотографом и изобретателем, родился в 1850 году в бедной казачьей семье станицы Терновской Области Войска Донского. Вместо того, чтобы стать писарем, он решил изучить фотографию, потому что увлекался этим ремеслом и считал, что оно может обеспечить его финансово, а также открыть ему новые возможности в других городах.

В 1869 году Иван Болдырев уехал из родной станицы в Новочеркасск, имея небольшую сумму денег. Там он стал учеником фотохудожника Черепахина Елисея Григорьевича и освоил основы фотографии. Он стал выполнять различные виды фоторабот и в 1870 году разработал "универсальный объектив", с помощью которого делал портреты, включая артистов Новочеркасского театра.

После успеха и результатов своей работы Иван Болдырев отправился в 1872 году в Санкт-Петербург. В столице он работал помощником и ретушером в фотоателье, которое принадлежало портретисту и пейзажному фотографу Альфреду Федоровичу Лоренсу, а также посещал занятия в рисовальных классах Общества поощрения художников. Жизнь в столице была тяжелой - он тратил почти все свои заработанные деньги на дорогостоящие фотоматериалы и эксперименты, чтобы улучшить технику фотографии.
В 1873 году он познакомился с Владимиром Васильевичем Стасовым, историком искусства и критиком, который в то время руководил художественным отделом Императорской Публичной библиотеки. Благодаря этой знакомству, Болдырев получил поддержку и помощь от Стасова, который помог ему получать заказы и рекомендовал его знаменитым клиентам. Например, он написал письмо Павлу Михайловичу Третьякову, в котором рекомендовал фотографии Болдырева, называя его "отличным фотографом".

В 1874 году Болдырев начал учиться в Императорской Академии художеств, но из-за финансовых проблем не смог закончить обучение. В следующем году он вернулся в родной город.

В 1875-1876 годах Болдырев путешествовал по станицам Цымлянской, Кумшшацкой, Есауловской и другим станицам и хуторам с фотоаппаратом, фиксируя жизнь донских казаков. Коллекция снимков, которую он создал, получила название "Виды и типы 2-го донского округа, снятые в 1875-76 годах". Эти фотографии стали уникальными документами, которые описывали жизнь и традиции донского казачества.

"Донские альбомы" Ивана Болдырева вызывают интерес уже более ста лет. Они не только представляют этнографическую ценность и информативный интерес, но также отличаются художественным видением автора, который умел передать характеристику пейзажей, групповых сцен и людей.

В 1877 году, вернувшись в Санкт-Петербург, Болдырев привез с собой два альбома с донскими фотографиями, которые были высоко оценены экспертами и любителями искусства. Стасов написал о работах Болдырева: "Многие из этих групп являются настоящими "бытовыми картинами" в малом формате, созданными талантливым художником". Один из альбомов был приобретен Императорской Публичной библиотекой, а другой – Русским географическим обществом.
Сам Иван Васильевич не считал себя фотохудожником, а скорее изобретателем. Он неустанно трудился над созданием универсального короткофокусного объектива, и после многочасовых экспериментов с различными стеклами, ему удалось разработать простой, но эффективный объектив, способный создавать качественные изображения. В 1878 году этот фотообъектив Ивана Болдырева был протестирован в присутствии ученых, включая Дмитрия Ивановича Менделеева, в фотоателье Андрея Ивановича Деньера. Он показал удивительные результаты, включая возможность передачи не только линейной, но и воздушной перспективы при групповых портретах. Однако, несмотря на такой успех, эксперты из Императорского Русского технического общества отказались отправлять его объектив на Всемирную выставку в Париж.

Начиная с 1878 года, Болдырев стал работать в Императорской Публичной библиотеке в Петербурге, где он фотографировал интерьеры, здания и создавал портреты ученых. В 1879 году Владимир Васильевич Стасов предложил ему снять фотографии Бахчисарайского дворца, чтобы сохранить информацию об этом уникальном памятнике архитектуры для будущих поколений. Болдырев с увлечением принялся за работу и в течение трех месяцев создал панорамные композиции, включающие как архитектурные сооружения, так и окружающую их природу. Его работы не просто отражали внешний вид дворца, но и передавали его особую атмосферу, а также интересные детали интерьеров.

Однако создание таких фотографий было сложной задачей в то время. Использование негативного материала, который делался на основе стекла, приводило к трудностям в получении четкого изображения объектов с большой контрастностью. В 1880 году Болдырев предложил новый тип фотоматериала - мягкую пленку, которая была эластичной и устойчивой к деформации. Это изобретение было принято положительно после публичных тестов.
Иван Васильевич Болдырев выставил свои работы на Первой фотографической выставке в 1888 году и получил положительный отзыв Императорского Русского технического общества за фотографирование художественно составленных сцен при искусственном освещении. В 1898 году он в последний раз представил свои работы российской публике на Пятой фотографической выставке. Сведения о его дальнейшей жизни очень ограничены. Несмотря на это, из известных сведений известно, что он продолжал заниматься фотосъемкой и стремился улучшить технические аспекты фотографии. Однако место и время его смерти остаются неизвестными.


Рецензии