Очевидное Невероятное. Вешкаймской земли

Очевидное – Невероятное.

                Красивая легенда оказалась правдой
Сенсация в селе Беклемишево Вешкаймского района состоялась! О деревянном водопроводе ходили легенды. Слышали многие, не видел почти никто. О былом напоминал лишь заросший мхом ствол, что торчал над ручейком у самой окраины. Старожилы уверяли, что это и есть остаток построенного столетие назад (!) водопровода. Проверить, так ли это, взялась местная молодежь. И вскоре на свет появилось уникальное сооружение, сложенное из стволов-труб. Окованный металлическими обручами трубопровод светился белизной, словно его сделали не на заре XX века, а вчера…
Создателем уникального водопровода был местный крестьянин Алексей Исаичев. В конце прошлого века он перебрался на самую окраину Беклемишева. Этот куток издревле кликали Нищенкой. Исаичев застолбил здесь место под кожевню, и в Нищенке закипела совсем другая жизнь. Рядом с магазинами убогих и нищих появились дома рабочих. А так как отстроенной кожевне была необходима вода, Исаичев запрудил родник на ближайшей горке и подвел туда деревянный водопровод.
Основную часть сооружения прикопали. Труба «выныривала» лишь у самых домов и заканчивалась двумя колонками. Воду зря не лили. Все знали, что местные источники необычайно целебны – камни из почек выгоняют за несколько месяцев, причём абсолютно безболезненно. А еще через пару годков во многих домах появится свет. Электричество стал вырабатывать генератор, установленный на новой исаичевской мельнице.
Однако «деревенский рай» просуществовал недолго. В начале 20-х Исаичева раскулачили, он и его сыновья сгинули где-то в лагерях. Электростанцию тут же сломали как буржуазный пережиток. Водопровод же прорубили в середине 30 – х годов деревенские мальчишки.
Теперь здесь, как и сто лет назад, живут одни старики. Сельская окраина поменяла лишь название – куток кличут выселками. За водой старики ходят с ведрами и, пригибаясь под их тяжестью, бредут назад. Свет же в Беклемишево провели вновь лишь в 1962 году…
А тех, кто видел, как прокладывали водопровод, уже нет и в помине. Однако деды еще вспоминают рассказы отцов о том, как в лютые зимы ездили на заготовки стволов. Сосны валили в декабре, в самые студеные морозы. Мужики кряхтели, но не жаловались: знали, за что спины ломают. Затем с них обдирали кору и пропитывали кипящим свиным жиром. Обработанные подобным образом деревья, по уверениям мастеровых, «не должны были гнить лет сто, а то и поболе!».
Красивая легенда оказалась правдой. Увидеть уникальное сооружение, которому в канун третьего тысячелетия «стукнул» век, удалось благодаря тому, что его основную часть строители надежно закопали.
-« Настоящее искусство!» - по достоинству оценил творение пращуров местный плотник и бондарь Михаил Бесов, указывая на заостренную «под карандаш» верхушку некогда огромной сосны. Сточенная в конус, она плотно вставлялась в воронку, которая выдалбливалась в комле (толстый конец ствола) следующей секции. Предварительно комель оковывался стальным кольцом в палец толщиной.
- Умели строить мужики, - заглядывая в высверленное внутри ствола отверстие, добавил абориген Юрий Лисов.
Мастеровые, создав беклемишевский водопровод, действительно показали «класс»! Сквозь весь ствол шел идеально ровный канал. Входные и выходные отверстия на обоих концах секции располагались строго по центру. Вопрос: каким образом мастера высверливали внутри многометровых стволов такой идеальный канал? На него никто не смог ответить. 
«Мастеровые высокого полета. Сейчас таких нет и не будет,» - с грустью заключил Михаил Бесов, а извлеченный из-под земли обрезок деревянной трубы погрузил на тачку один из местных мужиков:
« Пойду, припрячу. Вдруг кому-то понадобится. История как-никак!..»
Комментарий специалиста
« Найденный в Беклемишево водопровод можно смело назвать сооружением уникальным!» – сказал корреспонденту «НГ» археолог, доцент УГПУ, кандидат исторических наук Юрий Семыкин.  Однажды во время строительных работ на одной из улиц Ульяновска обнаружили остатки старого водопровода, но его конструкция была  абсолютно отлична от этой – выдолбленный желоб перекрывался сверху плахой. Здесь же строители использовали совершенно другой принцип….

                Раскопки около села Ховрино

Экспедицией ульяновских археологов под руководством А. Вискалина в 1994, 1999 и 2004 гг. вблизи села Ховрино было обнаружено поселение периода энеолита и мезолита. В песке, на небольшой глубине, найдены остатки 25 жилищ – землянок, построенных рядами, медные орудия труда, ножи, гарпуны, шила, долото, бляхи, рыболовные крючки и другие медные предметы культового (шаманского) назначения, а также остатки скелета древней женщины. Это было поселение металлургов и коневодов.
Раскопанный поселок является первым и единственным в Ульяновской области поселением с такой древней историей (несколько подобных поселений было раскопано в самарской области и Татарстане).
(О. Максимова. «Тайны села Ховрино». – Народная газета. 2004, 10 августа).

                Куроедовский могильник

Что он может открыть, какую тайну он хранит?..
Летом 2004 года у нас на территории деревни Архангельское Куроедово во время земляных работ нож бульдозера вскрыл древнее захоронение – могильник. Все работы сразу же прекратились, и рабочие собрали все предметы, которые оказались на поверхности. Из Ульяновского педагогического университета приехал археолог Юрий Анатольевич Семыгин, осмотрел могильник и определил, что захоронение мордовское и датируется 17 веком. Ученый высказался за проведение археологических раскопок этого могильника, который представляет научный интерес. Эти раскопки планировались проводить летом 2005 года.
Важным источником в историческом познании того или иного народа являются вещественные источники. А они в большинстве своем находятся в земле. Чтобы их добыть, надо проводить археологические раскопки. Этим делом занимаются только специалисты, археологи. Это целая наука, и она изучает по вещественным источникам прошлое человека. Само слово «археология» происходит из двух слов: «архайос» по–гречески – «древний» и «логос» - «наука» или «слово». Значит, археология является наукой о древностях. Вещи, изучаемые археологами, могут быть найдены или в древних погребениях, или на местах древних поселений. Древние погребения делятся на два типа: погребение, находящееся в яме без насыпи над ней, называют могилой, а скопление таких могил – могильником. Если же над погребением, будь оно в яме или без нее, сооружена земляная насыпь, то это курган. В данном случае в Куроедове погребение является могильником. В Ульяновской области ученые насчитали более 600 курганов, в том числе они есть и на вешкаймской земле в районе Каргино, М.Б. Ключа, Шарлово, Стемасса. Вешкаймские курганы пока законсервированы от археологических раскопок.
Коренным населением нашего края была мордва. Эта народность образовалась в эпоху бронзового века в начале нашей эры. Мордва вышли из финно-угорских племен. Говорят, у мордвы много от венгров и еще больше от финнов. Тем не менее она самостоятельная национальность. Мордва обитала на обширной территории Поволжья и делилась на два племенных союза – эрзя и мокша. Эрзя живут с древности по реке Сура и Алатырь, а мокша -  по Цне, Иссе и т.д. Правобережье нашей области занимали эрзя. Мордва была самым древним народом Среднего Поволжья. Долгое время она жила родовыми поселками в удобных долинах малых рек. Местность была покрыта дремучими лесами. Мордва занималась бортничеством, рыболовством, охотой. Постепенно осваивали земледелие и домашнее животноводство. Первой земледельческой культурой у эрзянских племен было просо. У них была языческая религия, и они признавали существование духов, которых позднее возводили в богов, одухотворяли природу и многобожие.
Вхождение мордвы в состав русских княжеств началось еще в домонгольский период и завершилось в основном к концу XV  века, когда оформилось Российское государство.
Как язычники, мордва имели свой ритуал захоронения родичей. Когда Юрий Анатольевич Семыгин вскрыл одно из захоронений, погребенным оказался мужчина. Покойный лежал на спине, руки вдоль тела, на руках и ногах украшения из кости и металла. Они верили в загробную жизнь и с умершими клали все необходимое: ножи, наконечники, посуду и т.д. В женском захоронении много бус в виде мелких шариков костяных с отверстиями, браслеты и другие украшения. Умершие лежали в гробу, выдолбленном из дерева.
Известие о могильнике в Архангельском Куроедово сразу же распространилось на все ближайшие и дальние округи. К нему стали прибывать любители легкой наживы, для продажи культурно-исторических ценностей. Они стали производить самостоятельные раскопки могильника. Таких любителей называют в среде подлинных ученых «черные археологи». Своими действиями они наносят непоправимый вред. Когда я побывал в очередной раз на территории могильника, моему зрению предстала чудовищная картина: вся территория могильника покрыта костьми, черепами. Это дело рук «черных археологов». Наука многое теряет от их преступных действий, и эти действия подпадают под статьи Уголовного Кодекса. Запланированные на лето 2005 года археологические раскопки так и не осуществились по некоторым причинам: всеми культурными, историческими памятниками на территории области ведает управление культуры, а на местах – местные отделы. Они не проявили должной активности в финансировании археологической экспедиции. Сейчас археологические раскопки ведутся в Старомайнском районе. Для нас упущена хорошая возможность вовлечь в археологические раскопки с учеными наших школьников, и группа такая была уже создана. Есть большое опасение, что до практического осуществления раскопок учеными куроедовского могильника «черные археологи» проделают эту работу наиболее активно, и тогда раскапывать ученым будет нечего. Быть может, новое руководство района оценит этот шанс и не позволит уничтожить памятник древней культуры, найдет возможность оказать практическую помощь ученым?...

Коммунарский боров – «Борис второй» - рекордсмен мира?

Этот вопрос, проставленный в заголовке, адресуется всем животноводам района: зоотехникам, ветврачам, скотникам, ухаживающим за свиньями, статистикам, гражданам, выращивающим на своем подворье хрюшек. Интересно бы узнать, в каком хозяйстве, на чьем подворье откармливались свинки или хряки до предельных весовых размеров и каков был этот предел. Из бесед с некоторыми специалистами и частными владельцами живности удалось установить, что бывали случаи, когда удавалось откормить свинушку или борова до такого состояния, что животное не могло удерживать свой вес на ногах или же оно могло стоять на всех четырех лишь непродолжительное время. Мои собеседники называли условный вес таких животных в пределах 300-400 килограммов или чуть более того. Когда же я их спрашивал о том, можно ли откормить боровка до 480 килограммов, то есть до 30 пудов и более, и чтобы он твердо стоял на ногах да к тому же был и производителем, они выражали сомнение.
Может, где-то в колхозно-совхозных канцеляриях или в архиве среди отчетной документации найдутся материалы, документально подтверждающие данные, которые я хочу изложить здесь, но, надеюсь, вы поверите моим сведениям, почерпнутым в краеведческих изысканиях.
Несколько лет назад от уроженца деревни Кротовка, бывшего учителя, ныне покойного Федора Ивановича Гончарова я получил ряд материалов, дающих некоторое представление о хозяйственной и другой деятельности коммуны «Красное знамя» в нашем районе, созданной в 1920 году (возглавлял её А.А. Грязнов), а также о разнообразных занятиях его отца. Среди материалов, на мой взгляд, наиболее интересным является газета «Красная жатва» № 132 за 7 ноября 1931 года. В ней – органе Карсунского райкома ВКП (б), РИКа, райпрофсовета и райколхозсоюза, выходящей в свет в 14-ю годовщину Октября, я обратил внимание на снимок. На нем изображена группа животноводов коммуны – три женщины, у двух из них на руках поросята, и один мужчина, а на переднем плане – огромная свиноматка. Под снимком скромная подпись: «Племенная свиноматка коммуны «Красное знамя» (село Соплевка)». И все. Но важно вот что: снимок в газете заставил задуматься и вспомнить о том, что где-то у меня еще хранится  материал о животноводах коммуны. И я нашел его – это выписка из газеты «Волжская коммуна» за 1932 год, переданная мне вместе с другими бумагами старейшим журналистом района Николаем Семеновичем Сазоновым. В довольно-таки объемной корреспонденции под заголовком «Борис Второй» за подписью В. Иванова рассказывается об успехах животноводов коммуны «Красное знамя», о большом вкладе в их дела И.Ф. Гончарова – заместителя председателя коммуны, имеющего связь со многими опытными станциями и научными работниками Средне-Волжского края, усвоившего немало ценных идей и рекомендаций научных трудов по животноводству.
Убедительно рисует автор корреспонденции картину развития и становления коммуны. «Босые, полураздетые энтузиасты – коммунары хватили немало горя. Вливались время от времени новые члены, по большей части бедняки, вносившие в капитал коммуны только загрубевшие, привыкшие ко всяческой работе руки. Стыдливо отворачиваясь от недавних товарищей, уходили из коммуны неустойчивые, испугавшиеся трудностей люди. Но основное ядро коммуны не допустило её развала. Несколько лет упорного, нечеловеческого труда, и коммуна встала на ноги, пошла в гору. А дальше к коммунарам стали ходить учиться, коммуна стала основной базой технического перевооружения и производственной переучки для окружающих сел и колхозов района. Сейчас коммуна представляет из себя небольшой, но показательный сельскохозяйственный комбинат…»
Вот некоторые данные о коммуне, зафиксированные в газете. Капитал оценивался в 341 тысячу рублей. В хозяйстве было 37 лошадей, 2 трактора, ряд сложный сельхозмашин, 166 голов крупного рогатого скота. Имелись сыромаслозавод, вальцовая мельница, лесозавод. На свиноферме размещались 78 чистопородных йоркширов, на овцеферме – 195 овец, на птицеферме – 660 кур породы Ройт Айленд, инкубатор на 17280 яйцемест и т.п.
Для того времени это хозяйство действительно во всех отношениях было образцовым. Неспроста на краевую партийную конференцию, о которой говорится в корреспонденции, от коммуны «Красное знамя» в порядке живого, убедительного рапорта для обозрения был доставлен боров-производитель «Борис Второй», привлекший внимание всех делегатов. Его данные: охват груди – 186 см, длина – 204 см, вес – 528 килограммов, по-старому – 33 пуда.
Специалисты – делегаты конференции – повели дискуссию вокруг «Бориса Второго»: мол, почему о нем, таком гиганте, никто не знает. А вот об экземпляре мирового значения, а именно о хряке на заводе Гринеля в Англии, известно из литературы: длина его 213 см, а вес 517 килограммов. Об этом экземпляре, подтвердили делегаты, сообщает в книге профессор Иванов.
Как видим, «Борис Второй» уступает «англичанину» лишь в длине, а по другим параметрам его можно считать рекордсменом мира. Так ли это?
В отношении имени борова можно предположить, что ему его дали коммунары в обычном порядке, так сказать, по - домашнему: Борька и все тут. А «Второй», наверное, потому что раньше был у них и первый, этой же йоркширской породы. Правда, на это можно взглянуть иначе, а именно: такого огромного, выделяющегося среди других свиней в стаде, вполне можно назвать по имени царя Бориса Годунова. Почему я так думаю? В корреспонденции есть упоминание о борове из хозяйства «Красная Пресня» с именем «Чемберлен». С этой фамилией в Англии было три государственных деятеля, умерших в 1914, 1937 и 1940 годах. Вот по фамилии какого-то из них и назвали хряка «Чемберленом». В те годы это было в порядке вещей.




              Красная Эстония – село мастеровых людей

В 1890 – 1895 гг. в городе Сенгилее успешно действовал спиртзавод, которым владела английская баронесса. Завод расширялся, нужны были работники, знающие самогоноварение. В 1895 г. госпожа привезла из Эстонии 30 молодых семей, выходцев с острова Саарэма. Завод баронессы процветал, и она щедро рассчитывалась со своими работниками. Накопив деньги, эстонцы решили завести свое хозяйство и жить самостоятельно.
Узнав, что в селе Беклемишево есть земельный банк, они в 1898г. взяли на 10 лет землю в аренду. Земля эта располагалась за деревней Красная Эстония от леса и склона оврага до речки Стемасска.
Первую зиму переселенцы перезимовали на берегу реки в землянках. В следующие годы они стали интенсивно строиться и покупать скот. Построили дома, конюшни, бани, рыли колодцы. Строились основательно, надолго. Скотину закупали породистую, не ленились ездить за овцами в Прибалтику и Финляндию. Зерно, семена, картофель тоже покупали качественные, ездили за ними к купцам в Симбирск.
Итак, в новом поселении пустили корни 8 семей Тимофея Теппомеса, Якова Клейна, семьи Теннисон и Кермас и др. Это были очень хорошо  работающие, талантливые люди. Летом мужчины работали в поле, пасли скот, а зимой занимались мастерскими работами, причем у каждой семьи было свое ремесло. Например, семья Лиллипео делала сани, телеги, дуги, хомуты, вили веревки, у Клейнов мастерили прялки, сундуки, лари, ткацкие станки, выделывали шкуры, шили тулупы, шапки, рукавицы, шубы и пр.
Члены семьи Премель построили мельницу на реке и обслуживали свое поселение и жителей соседних сел. Каждая семья построила себе дом, все хозяйственные постройки, имели мастерские. Весь хозинвентарь также мастерили своими руками, плели корзины, деревянную мебель, нужную для дома, сундуки, амбары, плуги и многое другое, без чего нельзя обойтись в хозяйстве.
Старостой в деревне выбрали Тимофея Типпомеса, человека очень умного, рассудительного, опытного, слушались его беспрекословно, порядок и дисциплина были в поселении строгие.
На полях сажали рожь, просо, коноплю и очень много картофеля. Возделывали немецкий картофель сорта «Вольтман», который славился высоким содержанием крахмала. Осенью картофель ссыпали в бурты, покрывали соломой и землей, а весной увозили на спиртзавод в Дурасовку, где получали за него неплохие деньги.
За деньги эстонцы сдавали в мастерские Симбирска высококачественные выделанные шкуры, шерсть, кожу, а также в городе продавали самогон (тогда это было разрешено).
Благодаря трем источникам дохода эстонцы сумели до 1915 года выкупить арендованную землю.
В каждой эстонской семье было от 4 до 12 детей, которых с малых лет приучали к труду. Девочки вместе с мамами, старшими сестрами учились прясть, вязать, ткать, шить, готовить еду, запасать на зиму продукты, печь хлеб, ухаживать за скотом и огородом. Мальчики помогали отцу и вслед за ним и старшими братьями постигали в семье все, что умел делать отец. Грамоте дети учились в Стемассе в русской школе.
После революции 1917 года в Красной Эстонии сменилась власть, управлять стали Советы. Тимофея Теппомеса, раскулачив и отняв все имущество, сослали в Казахстан, откуда он приехал только в 1947 году умирать в свою деревню.
У всех селян увели скот со двора: лошадей, коров, овец  на каждом дворе было много. Держали овец до 100 голов, шерсть была мягкая, шелковистая. Отняли и землю, и теперь на ней никто ничего не сажал, потому что это была земля, малопригодная для посева, - суглинок и щебень. Земля эта отвечала благодарностью и родила только тем, кто её любил, – трудолюбивым эстонцам.
До Великой Отечественной войны, во время и после нее эстонцы жили автономно, они не пользовались услугами машинно-тракторных станций, каждая семья на своих наделах, огородах выращивала много картофеля и овощей.
Это была небольшая деревня (раньше было 32 дома), которая находится между Стемассом и Канабеевкой.

                Зоологическая сенсация

В 1980 году в селе Мордовский Белый Ключ произошло своеобразное событие. На местной водонапорной башне Г. Беляевым и В.Ж Майером было обнаружено и заснято на цветную фотографию гнездование белых аистов, причем тогда же здесь вывелось 2 птенца. Через год к гнезду прилетели 3 аиста, но попытка гнездования почему-то не удалась, и они покинули эти места. Это был первый известный в Ульяновской области и во всем Поволжье случай гнездования белых аистов, места гнездования которых располагались отсюда на сотни километров  к западу – в Московской, Калужской и Тульской областях.


Воспоминания Ивана Яковлевича Яковлева (1848-1930)
С именем выдающегося просветителя чувашского народа, друга и единомышленника И.Н. Ульянова некоторым образом связано село Каргино. В книге воспоминаний «Моя жизнь» (Москва, издательство «Республика».1997г., стр.447-448) он рассказывает о том, как в начале 1880-х годов к нему в Симбирск приезжал посоветоваться, побеседовать раскольник-чуваш, мужичок лет 50 из мордовско-русско-чувашского селения Каргино Карсунского уезда, где всегда и ранее жили раскольники, сперва русские, а потом и мордва, и чуваши. Яковлев принял у себя на квартире каргинского жителя, где тот прожил около недели в качестве гостя. «По-русски, - пишет Яковлев, - он понимал плохо, а по – славянски – тем более. Между тем ему хотелось уяснить себе некоторые места священных книг. Он даже привез с собой Священную Псалтырь и просил перевести на чувашский некоторые её места, растолковать их. Не знаю, удовлетворил ли я ту жажду истины, которая привела его ко мне с его сомнениями. Фамилии его я не помню. Более с ним никаких отношений я не имел». О ком из жителей Каргино идет речь в воспоминаниях И.Я. Яковлева – установить не удалось.
Имеет отношение к чувашскому просветителю и р.п. Чуфарово, чей помещик Гулак – Артемовский был интереснейшей личностью. Его много лет знал Яковлев.
Как вспоминает Иван Яковлевич, Б.О. Гулак – Артемовский ранее служил в Харькове, недолго был инспектором народных училищ Сызранского уезда, затем построил в своем имении в Чуфарово «огромный каменный дом для народного училища» и готовил для него учителей, посылая способных в Симбирскую чувашскую школу.
«Я, - пишет И.Я. Яковлев, - часто с ним беседовал на темы по просвещению народа. У него была здоровая справедливая мысль, что никакие государственные, общественные реформы невозможны, если не повышать общего народного образования… Только одного его я и знал как помещика, стоящего близко к сельскому люду, желавшего стать к деревне еще ближе, приносить ей насущную пользу. Остальные помещики иногда и делали что-либо для крестьянства, но лишь уступая требованиям времени…»
После 1917 года имение Б.О. Гулак – Артемовского, этого «друга крестьянства», было разорено местными крестьянами, а сам он, лишившись имения и средств, служил у купца Карпова в качестве приказчика. Дальнейшая судьба его неизвестна.




Рецензии