Целитель

В наше время душевно страдающему человеку не надо искать монастырь со старцем: для решения любой проблемы можно найти специалиста в шаговой доступности. В чём только они не практикуют — в картах Таро, шаманизме, коучинге и т.д. Они готовы помочь в любой ситуации, и это откликается желанием чуда. Потому-то так длинна очередь к современным чудотворцам. Обвинять людей в том, что они выбирают, например, астролога, а не психотерапевта, вряд ли стоит, хотя бы потому, что универсального метода терапии пока не существует. Однако анализ предпочтений в таком выборе может многое прояснить для исследователя русской души.

Есть люди, которые доверяют только целительству, есть другие, которые горой стоят за пси-терапию, а есть те, кто готов на всё, лишь бы был результат! Конечно, доэдипальность русского человека допускает и полярность предпочтений, и «всеядность» в способах помощи. Такая неразборчивость особенно заметна во времена «великого потопа», когда привычный мир рушится, а люди ищут спасения. Когда человек теряет опору в других, утрачивает веру в себя, ему ничего не остается, кроме надежды на чудо. Он пытается найти мудрого «целителя», также как ребёнок ищет защитника в лице взрослого.

«Целительство» сродни таланту, которым должен обладать человек, способный помочь. И если авторитет целительства идёт из глубины веков, то эффективность психотерапии еще надо доказать. И потому-то нет веры в избавляющие возможности пси-терапевтов. Скорее, наоборот, образы психолога и психотерапевта порождают большие сомнения, и полного доверия эти люди (как в белых халатах, так и без них) пока не вызывают.

Целители душ воспринимаются русским культурным сознанием через расщепление. Есть комплекс двух терапий в культуре: народной, в чем-то «карнавальной», и более рациональной, невротичной, западного разлива. Потребность в чуде позволяет человеку не быть психотерапевтическим «вегетарианцем», а провоцирует его всеядность: он может ходить от гадалки к психоаналитику, а затем к астрологу, между делом, заглянуть к телесному терапевту. Пациент, как ребёнок, который хочет надкусить все конфеты, украсившие новогоднюю елку. Он погружен в ожидание чуда, которое может произойти у любой мамы-терапевта. К сожалению, и остаться надолго у терапевта он не может: слишком велика потребность в немедленном удовлетворении.
 
В огромном хаотичном поле душеисцеляющих практик на просторах России профессия пси-терапевта теряется среди множества предложений «чудодейственной» помощи и встречает сопротивление в доэдипальной материнской культуре. Кстати, общению с теми, кто реально нуждается в пси-специалистах «от науки», мешает и неустойчивая идентичность самих специалистов, которых время от времени также тянет поэкспериментировать в пространстве эзотерики!


Рецензии