Формирование пищевого поведения ребенка

Пищевое поведение ребенка формируется постепенно в течение первых 4 лет жизни. Но сегодня о закономерностях этого сложного процесса родителям и даже специалистам известно очень мало. Такое забывание естественных форм поведения ребенка связано с практически полным переходом на искусственное вскармливание. Наша задача описать формирование естественного пищевого поведения ребенка, которое происходит без вмешательств со стороны взрослых.

ЭТАПЫ ГРУДНОГО ВСКАРМЛИВАНИЯ

Новорожденный ребенок переходит от одного способа питания к другому. Находясь во чреве матери он получал все питательные вещества через пуповину, а после рождения он получает относительную автономию и начинает питаться из материнской груди, которая, по сути, является продолжением пуповины. Когда же он начнет становится способным питаться той же пищей, что и взрослые? Приведем основные этапы грудного вскармливания и примерные сроки их появления.

Этап исключительно грудного вскармливания – начинается с момента первого прикладывания и продолжается до появления у ребенка интереса к воде и пище взрослых, что происходит примерно к 5-7 месяцам. За это время созревают ферменты желудочно-кишечного тракта и происходит подготовка пищеварительной системы к возможности знакомства с новой пищей.

Этап знакомства с новой пищей – начинается с появлением стремления ребенка попробовать пищу, которую употребляют взрослые. Этот этап имеет педагогическое значение, поскольку новая пища пока еще не служит для удовлетворения энергетических потребностей ребенка. В это время пищеварительная система еще не готова к усвоению другой пищи, кроме грудного молока. Знакомство с пищей взрослых может продолжаться до 8-12 месяцев.

Этап переходного питания – начинается от начала немолочного питания до формирования способности питаться рационом, используемым для общего стола. Примерно в 8-12 месяцев у ребенка появляется потребность не только попробовать какой-либо продукт, но и насытиться им. С этого времени он начинает использовать новую пищу в качестве источника энергии, солей, витаминов. В дальнейшем к 1году и 3 мес. – 2,5 годам ребенок постепенно замещает грудные вскармливания другой пищей и сохраняет 2-3 прикладывания к груди в основном в ночное время.

Этап завершения лактации – начинается в период между 2,5 и 3 годами, когда ребенок практически полностью переходит на общий рацион, но сохраняет до 2 прикладываний к груди. Как правило, он совпадает с инволюцией молочной железы и заканчивается полным отказом ребенка от грудного вскармливания.

Если введение прикормов и отлучение от груди вписывается в схему, предусмотренную природой, то прекращение грудного вскармливания и для матери, и для ребенка происходит безболезненно.

ПИЩЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА ОТ МЕСЯЦА К МЕСЯЦУ

Поведение ребенка относительно грудного вскармливания, его отношение к матери и материнской груди, претерпевает изменения по мере его роста. Трехмесячный малыш сосет грудь уже не так, как сосал новорожденный. Начиная с 5-6 месячного возраста у малыша появляется интерес к пище, которую едят взрослые и у него появляется пищевое поведение, направленное на адаптацию к новой пище. Эти изменения происходят постепенно и их можно проследить от месяца к месяцу.

1 МЕСЯЦ
Грудное вскармливание. Вскармливание исключительно грудное, по требованию, хаотичное. Малыш может много времени проводить под грудью, посасывать ее в течение 1—1,5 часов. Нуждается в частых прикладываниях и сосании груди во время сна. Совместный сон с мамой в сочетании с беззаботным непрерывным  посасыванием, вызывает у ребенка чувство безопасности, необходимое для формирования полноценной уравновешенной психики.

В общем в сутки получается около 12 полноценных кормлений и около 8-10 прикладываний к груди, когда малыш не насыщается, а просто теребит и слегка посасывает грудь, необходимых ребенку для ощущения психоэмоционального комфорта.

2 МЕСЯЦА
Вскармливание исключительно грудное, по требованию ребенка. Малыш пока еще прикладывается к груди хаотично, без выраженного режима. Прикладывания, необходимые малышу для  психоэмоционального комфорта, могут происходить до 4 раз в час. В то же время полноценные кормления могут происходить примерно через 40 минут – 3,5 часа. Всего получается 8—20 дневных прикладываний, из которых 5—7 являются полноценными кормлениями, и 3—5 ночных кормлений. Малыши, как правило, нуждаются в обязательном прикладывании к груди перед засыпанием и во время пробуждения.

К этому времени грудные младенцы прибавляют в весе от 1 до 2,5 кг и вырастают на 5-7 см. Они пока еще не выглядят полненькими крепышами с перевязочками, но уже довольно заметно округляются.

Работа пищеварительной и выделительной системы. Остаются срыгивания, частый стул (от 3 до 6—7 раз в день) и частые мочеиспускания (через каждые 15—20 минут). Малыш с этого возраста способен спать сухим и просыпаться, чтобы его высадили. Стул может быть как частым 5—8 раз, так и редким 1—2 раза в день и даже через день. С этого момента малыш полностью контролирует дефекацию и по-большому ходит только в таз.

Взаимоотношения матери и ребенка во время грудного вскармливания. В этом возрасте малыш чувствует себя единым целым с мамой. Поэтому он стремится к постоянному контакту с ней и много времени находится на руках. Хорошо заметно, что он не способен отделить свое «Я» от «Я» матери. Ребенок чувствует себя комфортно, когда находится при ком-то и вместе с ним участвует во всех делах. Находясь при маме, ребенок не требует к себе особого внимания, он спокойно и терпеливо относится ко всем перемещениям и переменам поз наблюдая за происходящим вокруг. Он дает о себе знать только тогда, когда почувствует дискомфорт или у него возникнет какая-либо потребность. Освободившись от дискомфорта и удовлетворив свои потребности, он опять предоставит взрослому возможность заниматься другими делами. Таким образом, находясь постоянно  при маме, ребенок получает информацию о внешнем мире и знакомится с различными понятиями.

3 МЕСЯЦА
Вскармливание. Устанавливается режим кормлений, их всего 6—8 в течение дня и 2-4 ночью. Сохраняются частые прикладывания, но необходимость в них появляется реже. Может появиться длительный ночной перерыв в кормлениях, примерно 5 часов, но это бывает очень редко. Гораздо чаще ночной перерыв в кормлениях составляет 2,5 – 3,5 часа. К этому возрасту тело грудного младенца округляется и становится наполненным. Теперь он выглядит как молочный младенец с перевязочками. К этому времени грудные дети могут набрать вес до 7-10 кг., при исходном весе 3-5 кг.

Работа пищеварительной системы. У малыша значительно реже появляются срыгивания, налаживается регулярный стул в виде сметанообразной массы. Он появляется ежедневно примерно в одно и то же время. Периодически стул появляется реже: не ежедневно, а 1 раз в 2—4 дня. Такое урежение стула – нормальное явление, характерное для детей, находящихся на исключительно грудном вскармливании, поэтому ребенок не нуждается в клизмах и слабительных средствах.

Взаимоотношения матери и ребенка во время грудного вскармливания. Малыш начинает проявлять терпение: может немножко подождать пока мама достанет грудь, возьмет его на руки и т.д. Но пока еще терпения ребенка хватает совсем не на долго. В общем трехмесячные дети веселы, спокойны и общительны независимо от типа темперамента. В этом возрасте наступает тот приятный момент, когда малыш во время кормления обхватывает ручками материнскую грудь, что для мамы очень приятно.

4 МЕСЯЦА
Вскармливание остается исключительно грудным, без введения воды и каких бы то ни было прикормов. Малыш начинает заметно реже прикладываться к груди и у него появляется довольно точный режим кормлений. В этом возрасте у малышей стул начинает появляться 1 раз в 2-4 дня, что при исключительно грудном вскармливании является нормой.

С этого возраста при определенных обстоятельствах возможно введение прикорма.

Взаимоотношения матери и ребенка во время грудного вскармливания. Малыш во время кормления начинает прижимать материнскую грудь деснами, вызывая болезненные ощущения. Это первое действие ребенка, направленное на отделение своего «я» от «я» матери. Дискомфорт матери, ее поведение и даже вскрик, помогают ребенку понять, что мать и он это не одно и тоже - они чувствуют по-разному и по-разному себя ведут. Кроме этого во время кормления ребенок начинает часто отворачиваться от груди, демонстрируя свою важность, дескать, моя мама, моя грудь – никуда не денется. Это очень важный момент в поведении ребенка, который маме следует поощрять. В этот момент нельзя убирать малыша от груди, обижаясь на него и считая, что он уже наелся и просто вредничает. Напротив, сейчас он нуждается в дополнительных доказательствах в надежности матери, которые и следует предоставить. Если в такой момент мать не ждет ребенка и забирает грудь, он может разразиться плачем и безутешно обидеться.

5 МЕСЯЦЕВ
Вскармливание и работа пищеварительной системы. В этом возрасте у малышей может быть 6—8 дневных кормлений и 2-3 ночных. Ребенок, которого мать берет с собой за стол, может проявить активный интерес к воде и пище взрослых. Находясь за столом он тянется к маминой ложке, тарелке или чашке и настаивает на том, чтобы ему дали попробовать то, что пьют и едят. Это можно позволить сделать, давая попробовать (буквально лизнуть) все съедобные продукты, которые употребляют в семье.

Если ребенок проявил активный пищевой интерес, значит, наступило время первых педагогических прикормов.

Взаимоотношения матери и ребенка во время грудного вскармливания. В этом возрасте дети отвлекаются от груди, делая вид, что им интересны все происходящие события. Любой незначительный шорох или движение привлекают внимание ребенка, и он отрывается от груди, сделав буквально 2-3 сосательных движения. Если мама, пытаясь организовать спокойное кормление, уединяется, то это, как правило, не очень помогает, потому что ребенок все равно находит предлоги и поводы, чтобы отвлечься. Это особенность поведения, которую надо просто принять. Ведь такое кормление не мешает ребенку прекрасно набирать в весе и хорошо себя чувствовать.

6 МЕСЯЦЕВ
Вскармливание. Это возраст начала знакомства с пищей взрослых и введения педагогического прикорма. У малыша появляется активный пищевой интерес, который состоит в желании попробовать ту пищу, которую употребляют взрослые. Пока еще ребенок не нуждается в прикормах –  ему вполне хватает материнского молока. Он только знакомится с новой пищей и адаптируется к ней, это хорошо заметно поскольку ребенок не стремится наедаться даже понравившимся продуктом. Поэтому проявление активного пищевого интереса не стоит расценивать как свидетельство нехватки молока. Просто у малыша возникла потребность познакомиться с новыми продуктами, которые употребляют в его семье. Можно считать, что у ребенка началась экскурсия по знакомству с пищевым рационом своей семьи.

Вскармливание остается грудным. Изменяются свойства материнского молока: теперь оно помогает малышу справиться с новой пищей, которую он пробует. Изменяется режим кормлений. Наиболее активное сосание появляется утром в течение 2-3 часов перед пробуждением после ночного сна. Период дневного бодрствования можно условно разделить на 2 периода: утренний, когда насосавшийся за ночь малыш редко прикладывается к груди, и вечер, когда прикладывания становятся очень частыми. В общей сложности может быть 6—8 дневных и 3—4 ночных кормления.

Работа пищеварительной системы. С появлением педагогического прикорма может измениться стул ребенка и частота его появления. Стул может появляться ежедневно 1 раз в день или через день.

Взаимоотношения матери и ребенка во время грудного вскармливания. Во время кормления малыш начинает упираться в маму ручками, будто отталкиваясь от нее. Так проявляется знакомство ребенка со своими телесными возможностями и начало отделения своего «я» от материнского.

7 МЕСЯЦЕВ
Вскармливание. Сохраняется грудное вскармливание с педагогическим прикормом. Малыш активно пробует все со стола взрослых и в течение дня может непрерывно мусолить то баранку, то кусочек яблока, то печенье и т.д. Режим кормлений грудью остается прежними: 5—7 дневных и 2—4 ночных.

Работа пищеварительной системы. В связи с активным знакомством с другой пищей стул у малыша появляется регулярно 1-2 раза в день или через день. Это происходит, как правило, в определенное время: утром или вечером.

Взаимоотношения матери и ребенка во время грудного вскармливания. Наступает очередной этап отделения своего «я» от материнского и малыш начинает во время кормления прикусывать мамину грудь. Реакция мамы на подобные действия малыша должна быть естественной и адекватной, т.е. она может вскрикнуть и забрать у ребенка грудь. Ни в коем случае мать не должна терпеть или, напротив, реагировать слишком бурно. Бурная реакция может испугать ребенка и он начнет бояться мать, а нарочитое терпение дезориентирует малыша – он не сможет понять, какие ощущения в этой ситуации испытывает мать.

С этого возраста маме следует приспосабливаться к постоянному изменению поз малыша во время кормления.

8 МЕСЯЦЕВ
Вскармливание и работа пищеварительной системы. Меняется режим кормлений. Поскольку малыш проявляет высокую двигательную активность и очень занят освоением окружающего пространства, в дневное время он забывает  приложиться к груди. В связи с этим число дневных кормлений может сократиться до 4-6 раз. Сокращение дневных кормлений малыш компенсирует за счет увеличения частоты и продолжительности ночных кормлений до 2-5 раз. У него появляется устойчивый период почти непрерывного сосания перед пробуждением, который длится 2-4 часа.

В этом возрасте можно ввести первый прикорм, т.е. дополнить одно из дневных кормлений грудью другой пищей. Такое смешанное вскармливание всегда должно начинаться или заканчиваться прикладыванием к груди. Желудочно-кишечный тракт ребенка пока еще не может самостоятельно справиться с новой пищей. Материнское молоко помогает ему усвоить инородную пищу, поставляя необходимые для этого ферменты. Грудное вскармливание помогает в усвоении новых продуктов питания и облегчает переход ребенка на новую пищу.

Взаимоотношения матери и ребенка во время грудного вскармливания. Малыш может начать щипаться (в частности, мамину грудь), если не делал этого раньше, продолжая процесс отделения своего «я» от «я» матери. В процессе этого осознания он делает попытки самостоятельно найти мамину грудь и достать ее, когда у него появилась потребность приложиться. Во время дневных кормлений малыш упирается в маму ножками, принимает самые разнообразные позы и даже меняет их, не прекращая сосать грудь. Такое поведение под грудью является возрастной нормой, а не проявлением детской вредности. Маме остается только умиляться достижениям своего чада и показывать окружающим «какой он молодец» и как замечательно усовершенствовались его навыки в сосании груди.

9 МЕСЯЦЕВ
Вскармливание и работа пищеварительной системы. В этом возрасте одно из дневных кормлений можно дополнять другой пищей, как и в предыдущем месяце. Кроме этого у малыша может появиться потребность в постоянном жевании. Это связано с тем, что в этот период у ребенка активно развивается аппарат жевания (зубы и челюсти), а для его полноценного развития требуется повышенная жевательная нагрузка. Поэтому малышу следует регулярно давать для жевания кусочки твердого яблока, сухарики, сушки и т.д.

10 МЕСЯЦЕВ
Вскармливание и работа пищеварительной системы. В этом возрасте у малыша в дневное время могут участиться прикладывания к груди: это 4-6 полноценных кормлений и примерно столько же прикладываний по разным поводам. В ночное время присутствует 2-4 полноценных кормления, наиболее активный период сосания сохраняется в утреннее время перед пробуждением. В течение дня помимо кормлений грудью он постоянно что-то жует и пробует пищу со стола, когда едят взрослые.

Взаимоотношения матери и ребенка во время грудного вскармливания. Продолжается процесс отделения личности ребенка от личности матери. Малыш начинает более свободно относиться к процессу грудного вскармливания. Теперь он не только самостоятельно ищет, но и вытаскивает материнскую грудь, поднимая у мамы рубашку или вынимая грудь из выреза ее платья. Во время кормления малыш может вынимать рукой грудь изо рта и вставлять ее обратно, а также произвольно меняет позу по своему усмотрению. Теперь он может сосать грудь из любого самого невероятного положения. Наиболее шокирующе смотрится кормление, когда малыш, продолжая сосать грудь, выпрямляет ноги, становится к матери на колени и мерно раскачивается. Это поведение, характерное для возраста полного освоения ребенком навыков грудного вскармливания, и оно сохраняется до самого позднего периода, т.е. до отлучения ребенка от груди.

11 МЕСЯЦЕВ
Вскармливание и работа пищеварительной системы. Ребенок продолжает активно пробовать все со стола. В этом возрасте у него может появиться 1-2 полноценных прикорма, которые также должны заканчиваться или начинаться прикладыванием к груди. У малыша становится меньше полноценных дневных кормлений грудью (их число сокращается до 3-4 раз), но появляется больше кратковременных прикладываний, а также сохраняются активные ночные кормления перед пробуждением в период между 4 и 8 часами утра.

12 МЕСЯЦЕВ
Вскармливание. Режим кормлений и сна остается неизменным. Вскармливание преимущественно грудное с прикормом 2-3 раза в день. При этом малыш часто прикладывается к груди и постоянно пробует на вкус другую еду, не стремясь, однако, наестся даже понравившимся продуктом.

ПОСЛЕ ГОДА
После года малыши становятся активными едоками. Примерно к 1 году 3 месяцам они уже кушают не только в соответствии со своим режимом, но присоединяются к каждому члену семьи, который сел поесть. Примерно с 1 года и 4-5 месяцев малыши начинают активно пить воду. Кроме этого, они запивают пищу водой, делая это в процессе еды многократно. Еще одна особенность: дети не могут съесть порцию еды спокойно сидя за столом. Они поглощают еду двигаясь. Это выглядит так: мама сидит и ест, а ребенок подбегает к ней, берет кусочек пищи и убегает, затем он глотает его и подбегает к матери за следующей порцией.

Малыш очень свободно обращается с маминой грудью. Годовалый и полуторогодовалый ребенок часто подбегает к маме и прикладывается к груди, буквально стоя, на бегу. Он может взобраться к маме на руки и пососать подольше, а может, приложившись на несколько секунд, продолжить бежать по своим делам. Если взаимоотношения между матерью и ребенком доброжелательные, если доступ к груди беспрепятственный, то ребенок видит в материнской груди и маминых объятиях полную гарантированную защиту от всех бед и несчастий. Поэтому если он упал, обижен или больно стукнулся для успокоения ему достаточно приложиться к материнской груди, чтобы он забыл обо всех несчастьях.

Основной суточный период грудного вскармливания в этом возрасте смещается на ночное время. Самый активный период сосания — это время между 4 и 8 часами утра. Днем грудное вскармливание заключается в основном в кратковременных прикладываниях к груди. Полноценных кормлений в течение дня бывает всего 1-2 и, как правило, они связаны с укладыванием спать и пробуждением во время дневного и во время ночного сна.

ЗАВЕРШЕНИЕ ЛАКТАЦИИ
Оптимальные физиологические сроки завершения грудного вскармливания 3,5 – 4,5 года. У матери постепенно происходит инволюция лактации, изменяется качество молока, а у ребенка сокращается потребность в абсолютной защите, грудное молоко постепенно замещается другой пищей и наступает момент, когда он уже не нуждается в прикладываниях к груди.


Глава из учебника "Консультирование по грудному вскармливанию", М. 2000 год.
Редакция 2018 года.


Рецензии