Артистка из Соплевки

              Артистка из Соплевки.

В этом году исполнится 144 года со дня рождения  заслуженной артистки РСФСР Полины Никитичны Кушманцевой (Майской). Актриса большой душевной силы и обаяния – наша землячка. Ею могут гордиться не только жители Красного Бора (бывшей Соплевки), где родилась актриса, но и все вешкаймцы.
Полина Никитична Кушманцева окончила три класса нехитрой науки – и в ее руке Похвальный лист, внизу которого подпись инспектора народных училищ Симбирской губернии…
Тяжело жилось Домне Федоровне с детьми в родном доме. Братья, сестры, снохи ненавидели девочек, всегда всем попрекали, без дела или по делу колотили малюток. Они вели бедное, нищенское существование. Не выдержала Домна унижений и оскорблений, попреков на каждом шагу куском хлеба. Пошла на рискованный шаг…
Лето 1897 года. Гнедой в упряжке, на телеге Домна Федоровна с дочерьми. Дорога от Соплевки идет в гору на подъем, а справа в 3-4 верстах стоит господская усадьба властителя соплевских душ и крестьян всей округи. Место высокое, далеко барину видно. Не зря он слыл самодуром, кровопийцей и злодеем.
Миновали поля, чернолесье, а вот и станция Вешкайма. Верст сто с чем-то по чугунке, и предстал тихий-тихий утопающий в зелени Симбирск.
- Здравствуй, Волга - матушка!
Какой красивый, привлекательный был пароход. Колеса у него сзади, на нижней палубе везут скотину. Пассажиры едут наверху. Со скотиной на нижней палубе неуютно, неприятный запах, но зато дешевле, и Домна Федоровна со скудным скарбом плывет вниз по течению аж вплоть до самой Астрахани.
Куда, к кому?
 Да нет, ни к кому. А в Астрахань спокон веков понаезжали старообрядцы. Пароход общества «Русь» доставил Кушманцеву в Астрахань. Поселилась она в подвальном помещении. Там жили престарелые бедняки, нищие. Христовым именем нашли всем работу и продолжали свое жалкое существование. Вскоре старшая дочь Татьяна вышла замуж  и уехала в Кронштадт. Среднюю дочь Евдокию купил старик, богатый купец Егоров. Младшая, Полина, осталась жить с матерью Домной Федоровной…
Шел 1904 год. Как-то пришла подруга к Полине и говорит:
- Пойдем в театр, там артистов набирают. Мы с тобой будем пажей представлять.
- А что это такое? – спросила Полина.
- Пойдем, по полтинничку получим!
Полтинник за один вечер! Соблазн был слишком велик.
Давали в театре «Варфоломеевскую ночь». Никто в зале даже не обратил внимание на двух нарядных пажей. Полина представляла пажа два месяца. А когда стали набирать новую труппу, Полина твердо решила поступать на сцену. Но дома мать в ужасе воскликнула:
- Не пущу в театр! Это же срам великий. Проклятье! Черта будешь тешить?..
Пришлось солгать матери, что поступила на работу, где хозяева живут далеко и не любят, чтобы родственники приходили.
Незаметно летели годы. Стройная девушка в льняных локонах, с лукавым взглядом живых глаз ездит по волжским городам. У нее появился театральный псевдоним – Майская.
Ее замечает публика, все больше начинает ценить зритель из народа – ценить за простоту игры, за умение на сцене передавать живое чувство, одним бытовым штришком осветить образ.
Театр открыл у Полины Никитичны Кушманцевой призвание к искусству. Призвание – очень дорогое чувство. Порой оно приходит к человеку не сразу. Порой сам человек долго не может понять, что для него самое дорогое, что наполняет жизнь смыслом и содержанием.


Рецензии