Автокалендарь. 15 марта Певец за сценой

Кажется, уж что-что, а история «Шевроле» прекрасно известна, каждый мало-мальски значимый факт изучен-переизучен. Скажем, установлено, что 15 марта 1911 года в маленькой комнатке на втором этаже мастерской «П.М. Шульте и сыновья» в доме номер 707 по Гранд-Ривер авеню в Детройте были сделаны первые чертежи первого автомобиля марки Chevrolet. А вот о том, кто выполнил эти чертежи, известно крайне мало.

Нет, это не Луи Шевроле, знаменитый автогонщик и талантливый инженер. И не один из его братьев – Гастон и Артур, вслед за старшим перебравшихся в Америку из Швейцарии в начале XX века.  И не Уильям Дюрант, задумавший создать империю под названием «Всеобщая корпорация моторов» - именно он дал братьям Шевроле денег, чтобы те сняли здание на Гранд-Ривер-авеню и начали проектирование нового автомобиля. Но Дюрант был бизнесменом, не инженером. Между тем, на чертежах, помеченных 15-м марта, стоит и подпись автора – Этьен Планше. А вот об этом человеке мы знаем совсем немного.

Бесспорно одно - он был весьма одаренным инженером-конструктором. В самом конце XIX века Планше работал на фабрике Армана Пежо во Франции под руководством Грасьена Мишо – одного из пионеров автомобильного дела. Мишо построил первые двигатели для «Пежо», внес множество усовершенствований в конструкцию автомобиля, он буквально фонтанировал идеями, так что работа с Мишо стала для Планше отличной школой. Но в 1906 году Этьен решил перебраться за океан.

Прибыв в Нью-Йорк, он сразу устроился к другому иммигранту, Уильяму Уолтеру (на родине, в Швейцарии, его называли Вальтером), который на своей фабрике по производству оборудования для кондитерской промышленности решил выпускать автомобили. В 1907 году делом заинтересовалась семья богатейших американских промышленников Роблингов. Вашингтон Роблинг поручил Планше создание дорогой, быстрой и мощной машины. «Роблинг-Планше» планировали выпускать на заводе «Уолтер» и рекламировали как «лучший продукт американского гения в области автомобильного дизайна и мастерства изготовления». Газеты писали, что 140-сильный мотор позволяет разгоняться до 225 км/ч. И то, и другое вряд ли было правдой.

Зато не вызывает сомнений, что в сентябре того же 1908 года Планше построил очень легкий 4-цилиндровый 500-кубовый мотор воздушного охлаждения с алюминиевым блоком. Он весил всего 24,6 кг и, похоже, стал предшественником знаменитых мотоциклетных моторов «Индиан». Между тем, Роблинги выкупили «Уолтер», превратив его в 1909 году в «Мерсер», а Планше, который спроектировал первую модель новой марки, «Мерсер-30», уволили. Но сам Уолтер успел познакомить Этьена со своим земляком Шевроле, и француз в 1910 году здорово помог Луи при создании гоночного «Бьюика-60», знаменитого «Жука» - исключительно продвинутого для тех лет автомобиля. Вот почему Шевроле и нанял Планше для разработки первой машины своего имени.

Увы, эти двое построили совсем не то, что нужно было Дюранту. Не дешевый конкурент «Форда-Т», а большой, солидный, мощный, быстрый и, разумеется, дорогой – вот каким получился первый «Шевроле». Стоил он аж $2250 по сравнению с $680 за «фордик». И в 1914 году Дюрант… уволил Шевроле из «Шевроле». Понятное дело, вместе с Планше. После этого француз помогал Луи сконструировать первый в Штатах мотор с верхним распредвалом для гоночного «Фронтенака». Вскоре эта машина дважды подряд выиграет знаменитую 500-мильную гонку в Индианаполисе.

Но к этому времени Планше уже расстанется с Шевроле и автогонками. В том же 1914-м он станет главным конструктором у Далласа Дорта и десять лет будет создавать легковые машины марки «Дорт», девизом которых станет слоган «Качество себя покажет». Надежные и относительно недорогие, они быстро завоевали доверие покупателей – в 1920-м было продано более 30 тысяч таких автомобилей, «Дорт» поднялся на 13-ю строчку в списке самых популярных моделей. Но состязаться с «Фордом» и «Шевроле», которые стоили почти втрое дешевле, было невозможно, и в 1925-м производство остановилось. Сам Дорт умер от инфаркта на поле для гольфа, а имя Этьена Планше, автора первого «Шевроле» просто забыли.


Рецензии