Н. Н. Баратов, герой 1 мировой. генерал от кавалер

Будущий герой Первой мировой войны Николай Николаевич Баратов родился в городе Владикавказе 1 февраля 1865 года. Он происходил из дворян Терского казачьего войска грузинского происхождения. Его отец, Николай Баратошвили, был женат на осетинке и служил сотником, а также занимал должность заведующего станицей Галюгаевской. Детсво Николая Баратова прошло в станице Сунженской, где он получил начальное образование. Затем он окончил реальное училище во Владикавказе. В столице он получил специальное военное образование в 2-м Константиновском военном и Николаевском инженерном училище, после чего был произведен в офицеры в 1883 году и направлен в 1-й Сунженско-Владикавказский казачий полк. Баратов продемонстрировал свои способности и преданность должности, и был повышен в звании до сотника, а затем до подъесаула. За его ревностную службу, он был отправлен на экзамены в Николаевскую академию Генерального штаба, которую он успешно закончил в 1891 году по первому разряду и был произведен в звании есаула. После получения академического образования, Баратов проходил службу в различных военных округах. За отличия по службе он был награжден орденами Святого Станислава и Святой Анны. В 1900 году он был произведен в звании полковника и назначен штаб-офицером в управление 65-й пехотной резервной бригады. Он также был прикомандирован к 27-му драгунскому Киевскому полку, чтобы ознакомиться с управлением и ведением хозяйства в кавалерийском полку.
В марте 1901 года Николай Николаевич вернулся в Терскую область и получил командование 1-й Сунженско-Владикавказским казачьим полком Терского казачьего войска. Он присоединился к этому полку, где начинал свою офицерскую карьеру, и вместе с ним участвовал в русско-японской войне 1904-1905 годов.
С самого начала военных действий терские казаки проявили желание отправиться в Маньчжурию. Они хотели восстановить боевую славу своих предков. В октябре 1904 года началось формирование Кавказской казачьей дивизии, в которую входили Терские казачьи полки, а также другие подразделения. Николай Николаевич был награжден орденом Святой Анны II степени за свои заслуги.
В марте 1905 года дивизия была отправлена на фронт, где вошла в состав 2-й армии. В составе сводного кавалерийского корпуса они участвовали в знаменитом рейде по японской армии. За свою храбрость в Маньчжурии Николай Николаевич был награжден различными орденами и медалями.
С 1905 по 1906 год Николай Николаевич был начальником штаба Сводного кавалерийского корпуса. За свои заслуги он был повышен в генерал-майоры. В 1907 году он был назначен начальником штаба 2-го Кавказского армейского корпуса и награжден орденом Святого Владимира III степени. В 1912 году он стал генерал-лейтенантом и начальником 1-й Кавказской казачьей дивизии, состоящей из кубанских и терских казачьих полков. За свои заслуги он был награжден орденом Святого Станислава I степени.
В августе 1914 года началась Первая мировая война. Россия и другие державы вступили в схватку с Тройственным союзом. Николай Николаевич активно участвовал в этой войне. Различные страны заявили о своем нейтралитете, но Россия и ее союзники выступили против австро-германского блока.
В начале войны, Турция заявляла о своем нейтралитете. Однако, 2 августа 1914 года, она подписала секретное соглашение с Германией и начала мобилизацию своих вооруженных сил под контролем германского генерального штаба. Некоторые пантюркисты стремились к военному противостоянию с Россией и объединению всех мусульманских народов под руководством Турции. В октябре 1914 года, турецкий флот без объявления войны напал на порты России. В ответ, Российская империя объявила войну Турции и турки блокировали Босфор и Дарданеллы, прекратив транспорт пшеницы из России и поставки военных грузов союзникам. В ходе войны, турецкий военный министр пытался использовать немецкую тактику, чтобы разгромить русскую армию. Однако, стратегия Турции потерпела провал, и битва при Сарыкамыше стала практически полным разгромом для турецкой армии. Потери турецкой армии составили около 70-90 тысяч человек, включая обмороженных и дезертировавших, в то время как русская армия также понесла значительные потери. Генерал-лейтенант Баратов выделялся в битвах и получил орден Святого Георгия за свои достижения.
С середины 1915 года Германия и Турция начали стремиться привлечь Персию и Афганистан к войне против стран Антанты на Востоке. Они использовали «джихад» и поставки оружия, а также подкуп сановников и чиновников, чтобы поднять мусульманский Восток на войну против русских и англичан. Они были уверены в успехе, особенно учитывая, что они уже имели опыт подобных действий. Например, в начале войны местные аджарцы-мусульмане в горной Аджарии восстали под влиянием турецких эмиссаров.

Территория Персии была стратегически важна, так как позволяла совершить удар по нефтеносному Баку и дать доступ на Северный Кавказ среди горных народов, исповедующих ислам. Если турецкие войска захватят Главный Кавказский хребет и достигнут реки Терек и Кубань, они обязательно получат помощь от местных народов, что приведет к отделению Северного Кавказа от России. Через Персию и Афганистан можно было также напасть на Туркестан, другую азиатскую часть Российской империи с мусульманским населением. Поэтому создание пантюркистского государства «Туран» имело определенные перспективы.

В тот период в городах Персии распространялись проповеди о восстании мусульман против «гнета и насилия», призывая к «священной войне» против крестоносцев. Немецкое оружие начали поступать в персидские города, а германские и турецкие инструкторы обучали фанатиков и наемников партизанским действиям. Германское командование контролировало их деятельность, а в штабах были ключевые должности, занимаемые германскими генералами. Большая часть персидского правительства поддерживала Германию, и дипломатические миссии стран Антанты стали объектом нападений и грабежей.

Для остановки этой стратегической диверсии Русская армия приняла решение сформировать экспедиционный кавалерийский корпус и отправить его в Персию. Задачей корпуса было укрепление политического положения России в Персии, а также повышение престижа русского имени. Корпус состоял из двух кавказских казачьих дивизий, всего около 14 тысяч человек.
Генералы Юденич и Баратов успешно отправили корпус в Персию, используя дезинформацию, чтобы ввести его незамеченным. Казачьи дивизии были переброшены через Каспийское море в порт Энзели, а основные силы экспедиционного корпуса сосредоточились в Казвине. Это вызвало панику среди прогерманской и протурецкой элиты Персии. Корпус был разделен на два отряда и успешно справился с оппозицией в Хамадане и Куме. Силы экспедиционного корпуса затем заняли Хамадан и разгромили диверсионные отряды в других районах. Казаки захватили 22 устаревших орудия в результате своих действий.
В декабре 1915 года русский Хорасанский отряд, состоящий из 1000 человек и 4 орудий, отправленных из Туркестанского военного округа, успешно нейтрализовал германо-турецкие группы, двигавшиеся через Южные районы Персии к границе с Афганистаном. Позднее, сотрудничая с английским отрядом в Систане, Хорасанский отряд установил подвижную защиту на фронте Биржент, Систан, Оманский залив, чтобы предотвратить проникновение германо-турецких агентов в Афганистан.
В результате Хоманской операции экспедиционному корпусу генерала Баратова удалось обезопасить левый фланг Кавказской армии от действий германо-турецких отрядов. Главным достижением операции стала предотвращение организации восстания в Персии против Антанты, что привело к провалу планов Энвер-паши по созданию государства "Туан".
Цель операции была достигнута, однако в начале февраля 1916 года 6-я турецкая армия блокировала десятитысячную группировку британских войск под командованием генерала Чарльза Таунсенда в Эль-Куте. По просьбе английского командования, корпус генерала Баратова продолжил наступление, однако уже не успел помочь генералу Таунсенду, который сдался турецким войскам. В результате этого плену попали 13 164 человека.
В мае 1916 года пронемецкие и протурецкие отряды были полностью вытеснены из Персии и вынуждены уйти в Османскую империю. Баратов прекратил наступление и отошел к северу от приграничных малярийных зон.
В этот период был осуществлен рейд сотни 1-го Уманского казачьего полка сотника Василия Даниловича Гамалия по тылам турецкой армии с целью связи с английским корпусом в Месопотамии. Рейд был успешным, и сотня вернулась без потерь, получив военные награды от английских властей.
В июле 1916 года 6-я турецкая армия начала наступление против экспедиционного корпуса генерала Баратова, высвободившегося после взятия Эль-Кута. Русский корпус вынужден был отступить на 300 километров из-за эпидемии малярии и потерь в казачьих полках.
В течение своей службы генерал Баратов получил не только ордена Российской империи, но и иностранные ордены, включая орден Благородной Бухары, орден льва и солнца, командорский крест ордена Почетного легиона, орден «Бани» и высший персидский знак отличия - темсал.

Военнослужащие экспедиционного корпуса все еще оставались преданными присяге, но вскоре это стало бесполезным. К началу зимы казачьи части начали покидать свои позиции и организованно уходить на Кубань и Терек. После подписания отдельного мирного договора Брест-Литовская Россия и Кавказский фронт перестали существовать. 10 июля 1918 года генерал Баратов распустил экспедиционный корпус, подписав свой последний приказ.

После расформирования корпуса Николай Баратов жил в Индии в течение пяти месяцев, после чего присоединился к Белому движению. Он больше не занимал командные должности. Генерал Баратов, который был любимцем казаков, представлял Вооруженные Силы Юга России при правительстве Грузии, контролируемом меньшевиками.

13 сентября 1919 года в Тифлисе был совершен теракт с целью убить генерала Баратова. В его автомобиль была брошена бомба, в результате которой он получил серьезное ранение в ступню. Нога была ампутирована, и впоследствии генерал Баратов использовал протез, изготовленный в Англии.

К середине февраля 1920 года было создано Южно-Русское правительство верховным кругом Донского, Кубанского и Терского казачьих войск во главе с руководством Вооруженных Сил Юга России. Генерал Баратов был назначен министром иностранных дел. Однако его должность была отменена в результате действий главнокомандующего ВСЮР генерала А. И. Деникина 29 марта 1920 года, когда было упразднено Южно-Русское правительство.

В 1920 году, как и многие остальные участники Белого движения, Баратов вынужден был уехать из Родины. В эмиграции он занимался вопросами помощи русским военным инвалидам по поручению генерал-лейтенанта барона Петра Врангеля, командующего Русской армией. Он стал одним из организаторов Союза инвалидов и посвятил последние десять лет своей жизни этому делу. Он путешествовал по Европе, просил помощи для русских инвалидов и был известен в правительствах разных стран.

С 1927 года Баратов стал председателем Главного правления комитета "Для русского инвалида", который работал в Париже. С 1930 года и до своей смерти он занимал должность председателя Зарубежного союза русских инвалидов. Он также был главным редактором газеты "Русский инвалид" и председателем Союза офицеров Кавказской армии с 1931 года.
Умер генерал от кавалерии Николай Николаевич Баратов в Париже 22 марта 1932 года и был похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.


Рецензии