О монахах, чудесах и Общине Будущего!

Все жизненные тяготы необходимы для роста духа. «Так лучшие цветы радости растут у трудных дорог».

Друзья!

Из Сети.
"...Нужна ли гигиена монаху? Когда отказ от гигиены становится подвигом?
- Часто в книгах о монахах и подвижниках говорится о том, что они не мылись, не стирали одежду, изнашивали всё до ветхости. Допустимо ли это в современных монастырях? Нужна ли гигиена монаху? Когда отказ от гигиены становится подвигом?
- Вот начнёте вонять - я вам задам!.. Шучу.
Когда гигиена становится страстью, конечно, это грех. Мы в плену у всего, что владеет нами до страсти. Но элементарная гигиена, конечно, необходима. Своим опытом на эту тему со мной поделился один русский монах, который подвизался на Святом Афоне и жил в скиту греческой общины. Он рассказывал, что эти монахи жили очень уединённо, в числе прочих подвигов, соблюдали и этот, то есть практически не мылись. По восточному обычаю омывали руки, ноги до колен, соблюдали элементарную гигиену, но полностью тело не мыли водой. И когда этот монах начал соблюдать их традиции, то через месяц его тело стало источать тяжёлое зловоние, и он никак не мог понять, почему другие старцы не пахнут. Но через три месяца произошло чудо: этот естественный запах от него ушёл. Организм физиологически как-то перестроился на другой режим жизни. На Афоне в некоторых общинах до сих пор существует эта традиция. И для тех, кто живет в ней, в этом нет ничего удивительного.
Протоиерей Сергий Баранов".https://ivermon.ru/
...Други!
В Учении Живой Этики монастыри названы антитезой жизни.
Большое отступление.
"Монастыри антитеза эволюции.
Ответ доморощенному йогу незнакомому с идеями Агни Йоги, выставившему пост в Моем Мире в родственной группе «ЖИВАЯ ЭТИКА (Агни Йога)» с «заманчивым» предложением, найти единомышленников, готовых уехать из города, отыскать заброшенною деревню, чтобы организовать обособленное поселение общину – ашрам - монастырь.
После ответа автор поста с «заманчивым предложением» свой пост благополучно удалил, больше там его не видели.

Само слово монастырь (келья монаха, моно – один) говорит само за себя.
Мы, последователи и ученики Агни Йоги, заменяем его словом Община – Сотрудничество - Кооперация.
Семья, род, народ, союз народов, государство, человечество, где люди живут большими и маленькими группами, объединенными в села, поселки, города, страны и т. д.

Безусловно, Ваша идея хороша, но для прошлого, к тому же Вы не знакомы с Идеями Агни Йоги.
Агни Йога - это синтез всех традиционных йог, но с существенным отличием применимым к современному времени – наступающей Эпохи Огня.
Все йоги прошлого оберегали от жизни, предлагая путнику уединение от жизни.
Агни йога, напротив, ведет в центр жизни, предлагая жить посреди людей и лишь время от времени удаляясь в некоторое уединение на природу в пустыню, в лес или в горы для восстановления сил и здоровья.

«Являя копье жизни, улыбкою вдыхаем солнца эфир целебный.
Возьми копье на восходе солнца.
И направь коней утра в полуденный зной жизни».

Слово УЕДИНЕНИЕ так же говорит само за себя за себя - УЕДИНЕНИЕ, побыть или пожить некоторое время одному для единения с Природой, для единения с праной, а в предлагаемой вами общине все подвижники должны жить вместе по монастырскому уставу, но Агни Йога советует (указует) жить по Уставу Сердца. К тому же в монастырях происходит постоянное вмешательство в личную жизнь друг друга, но личная жизнь каждого – это святая святых и никто не имеет права в нее вмешиваться.

В отношении постройки Общины по примеру турбазы следует заметить, что на тур - базы не запретишь приезжать людям неготовым к духовному подвигу, поэтому на турбазу могут приезжать все кому не лень. На тур - базы ездят отдыхать в отпуск, словом есть много причин, которые могут превратить предлагаемую вами общину в неуправляемый хаос.

Все монастыри, общины, ашрамы, братства всегда держались на чьем - то авторитете, который объединял вокруг себя близких по духу людей, вы хотите кого – то предложить? Агни Йога предлагает каждому стать героем и творить героев, каждому на своем месте жизни, исходя из условий кармы не покидая общества.

Собрать несколько созвучных сознаний в маленькую группу очень непростое и нелегкое дело, а построить ашрам – общину – монастырь собрав созвучные сердца, еще более сложная, почти не возможная задача.
Причем одно существенное отличие Агни Йоги от всех йог прошлого в том, что занятие Агни Йогой возможно (безопасно для здоровья) только после 30 лет. А вы в вашем еще сравнительно молодом возрасте говорите о вашей 20 летней практике.
Вы просто совершенно не знакомы с Основами Живой Этики, а с Основами Агни Йоги тем более, поверьте, некоторые Основы вводятся впервые, что существенно отличает Агни Йогу от многих йогических практик прошлого.
Одно из главных и ведущих условий - это преданность Одному Учителю и Его Учению.
Вы упомянули о Рамокришне, как об организаторе Ашрама, так и в Агни Йоге говорится о Рамакришне, как прошедшем все веры и все религии, но почему же Рамакришнаи его ближайший ученик Вивекананда, рано ушли из жизни? На это Агни Йога так же дает ответ.

Словом сама идея жить общиной – ашрамом - монастырем хороша, но только если бы мы просто стремились к единению с природой, к натуральному хозяйству, к сохранению здоровья, экологии и т.д. и т.п.
Кода мы начинали изучать духовность, то предложения покинуть город для организации обособленных родовых или экологических поселений – общин мы слышали не раз, а почтенные экстрасенсы (зарабатывающие на жизнь на своих способностях) удивлялись, почему духовные сообщества – общины быстро разваливались. Ответ прост, собранные вместе люди, практикующие разнородные духовные практики не могут долгое время жить вместе или сотрудничать из-за не созвучия несущих в сознании разнородные энергии.

Живя в предлагаемой вами общине, чем будут заниматься подвижники, постоянно там проживающие? Учить приезжающих туристов Основам йогических практик или Основам Агни Йоги, продавая полученные знания, проводить медитации и т. д. и т.п.?

Агни Йога советует –

«Истины Вестник не будет кричать на базаре. Невозможно исчислить вред навязывания и нельзя без презрения увидеть, как на базаре продается Учение с уступкой. Умейте понять, что сознающее свое значение Учение не будет выставлять себя на базаре.
Каждый постучавшийся отвечает сам, но зазванный ляжет жерновом на шею звонаря.
Потому звоните лишь вовремя, – так избегнете навязывания».
И еще одна ведущая Основа Агни Йоги -

«Каждый сам должен добывать свой кусок хлеба».

Многие первые «последователи» Агни Йоги тогда еще Советской России, тоже пытались объединяться и объединялись в общины, но где они сейчас? Многие и многие отошли тогда от Учения и читают его перед сном, не предавая Учению соответственного внимания, ушли в православные монастыри, занялись целительством или магией, служат церкви, лжепророкам, персонификаторам или даже дьяволу.

Великая русская подвижница 19 века Е.П. Блаватская ввела новое понятие – духовный эгоизм, но мы знаем, что эгоизм может быть семейным, родовым, государственным и т.д., но все равно эгоизм останется эгоизмом.
Можно и нужно строить Общины, но общины по труду, где «каждый сам должен добывать свой кусок хлеба», основанные на Основах Сотрудничества.
Постройка современных духовных Общин должна не уводить от жизни любого государственного строя. В Новых Общинах есть и должно быть одно ведущее условие: труд, труд и еще раз труд, труд любимый и вдохновенный, радостный и творческий, добровольный и совместный.
В Общинах будущего не должно быть социального рабства, которое давно стало основой современного извращенного сотрудничества. Повсеместно можно увидеть унижение трудом, но мы должны знать и помнить, что ничто так не унижает и не гасит Огни Творчества человека, как труд насильственный, порабощенный, ненавистный и подневольный.

В любой стране, в любом городе или поселке в ДК, школе или в каком-либо культурном учреждении можно организовать группу по изучению Агни Йоги, туда все желающие могут приходить и делиться своими мыслями, но обязательно должен быть руководитель и сотрудники, которые совместно должны сами выработать Устав и выбрать руководителя.

Так каждый будет трудиться на своем месте жизни, куда судьба послала, но один раз в неделю или два раза в месяц собираться для духовного сотрудничества, посещая группу единомышленников.

И кто может знать, что в будущем какая-нибудь маленькая группа трудящаяся на благо мира не разрастется в Ашрам и Центр известный всему миру?

Таких духовных Обществ, построенных на Основах духовности, трудящихся на благо мира сегодня много разбросанно по нашей многострадальной земле. Вот тогда это будет действительная помощь, а возможно и действенная помощь – Владыкам, ведущих человечество в страну Общего Блага.

Словом, если действительно хотите серьезно изучать Агни Йогу, то оставьте все прошлые наработки, начните заново, выбрав Вел. Учителя, которого сердце подскажет и Его Учение, а если хотите организовать Новую Общину, начните с изучения Основ Сотрудничества, перечитав и усвоив книгу “Община”.

Ведущее условие Нового Мира – Сотрудничество, но на Основах Сотрудничества и Общины.

«Лоханка мира переполнена бациллами. Ткань закрывающая трепещет, но волшебный цветок на земле должен быть сорван руками человеческими.
С вами Я, но когда становлюсь молчаливым, значит, Принимаю в щит стрелы, посланные вам.
В единении взирайте на день явления, когда знание войдет в Мой Дом. Уже рождены носители знания».

Озарение, 1-VII-6.

«Звезда Аллахабада указала путь, и так Мы посетили Сарнат и Гайю. Везде нашли поношение религий. На обратном пути, в полнолуние, произошло памятное изречение Христа.
Во время ночного перехода проводник потерял
путь. Я нашел, после поисков, Христа, сидящего на песчаном холме и смотрящего на пески, залитые луною. Я сказал: "Мы потеряли путь, надо дождаться звездного положения".
"Россул Мориа, что Нам путь, когда вся земля ждет Нас?" Взяв бамбуковую трость, Он очертил квадрат вокруг отпечатка Его следа, прибавив: "Истинно Говорю - ногою человеческою". Потом, отпечатав ладонь, так же заключил ее в квадрат: "Истинно Говорю - рукою человеческою". Между квадратами Он начертил подобие колонны и покрыл как бы полусферой. Он говорил: "О, как Оум проникнет в сознание человеческое! Вот, Я сделал пестик и над ним дугу и заложил основание на четыре стороны. Когда ногами человеческими и руками человеческими будет построен Храм, где процветет заложенный Мною пестик, пусть Моим путем пройдут строители. Почему ждем пути, когда он перед Нами?" - и, встав, тростью смешал начертанное.
"Когда Имя Храма произнесено будет, тогда выступит начертание. Запомнив Мое созвездие, квадрат и девять звезд засияют над Храмом. Знаки ступни и руки будут начертаны над камнем краеугольным", - так это Сам сказал накануне новолуния. Жар пустыни был велик.

Звезда Утра - знак Великой эпохи, которая
первым лучом блеснет из учения Христа, ибо Кому же возвеличить Матерь Мира, как не Христу, ибо Христос был унижен миром.
Дайте Нам дугу свода, куда войти!».

Озарение, 2-V-5



«Не горюйте, что Вам приходится тратить столько времени на заработок для жизни. Все мы должны зарабатывать свой кусок хлеба. Именно, все должно быть совершено, не уходя от жизни, и земными руками и ногами. В этом заключается великая красота. Разве так уж ценен труд, совершенный в покое и довольстве? И разве мы слышим о таких трудах? Нет, все гиганты мысли творили посреди самых тяжелых условий. Труд в спокойствии и довольстве не может дать необходимого напряжения всех центров.
Истинно, физическое довольство и спокойствие – опаснейшие враги наши. Ничто так не гасит внутренний огонь, как обеспеченность завтрашнего дня. Мы не знаем такого обеспечения и работаем на пределе нужды и возможностей. Но в трудную минуту, когда все силы напряжены и находчивость явлена, приходит и помощь, но по закону всегда в последний час. Все жизненные тяготы необходимы для роста духа. «Так лучшие цветы радости растут у трудных дорог». Придет время, придут и другие условия, и задачи расширятся. Возможно, что уйдут заботы о куске хлеба, но зато придут другие, и гораздо более сложные и трудные. Но если Образ Учителя живет в сердце, разве можем мы беспокоиться о завтрашнем дне? Самое худшее в представлении людском иногда является нашим спасением и ступенью к новым возможностям. Истинно, если служение наше бескорыстно, то волос не упадет с головы нашей без ведома Великого Учителя. Бескорыстное служение, сердечная преданность и признательность ткут прочную нить, по которой все нужное приходит.
Так, мужественно будем встречать неизбежные тяготы и питать дух свой общением с ищущими Света. События назревают, можно ожидать много перемен. Но если мы служим великому Свету, то самая губительная волна может лишь вознести нас. Так в полном доверии к Руке Водящей будем творить светлое дело».
24.09.35 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2
.....Да, только светлые дела!
***********
1.Архимандрит Амвросий Юрасов - О вере и спасении. Вопросы и ответы.

Самый лучший закон, правило для общения с ними - не надо их обличать и ругать. Вера - это дар Божий, а они его не имеют. Их просто надо жалеть и молиться, чтобы и их Господь оделил сим даром. Господь говорит: "Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня" (Ин.6,44). Ну, человек и рад бы уверовать, но никак не может - гордыня ли мешает, высокое ли мнение о себе, о своих мирских знаниях или положение в обществе... Может, внутренне прогнил этот человек, с совестью у него не все в порядке, или не доходит через закрытые духовные очи и уши слово Божие. Много всяких причин тому. Но помните, что в это время надо с ними ласковыми быть, быть для них примером истинного православного христианина, кому стоит подражать. Не надо раздражаться, ругать их, обличать. Надо только молиться. "Просите, и дано будет вам..." (Мф.7,7)
292. Афонские монахи никогда не моются. А если придется выполнять грязную работу, то и тогда не моются?
Ну, если они не моются вообще, то, значит, и после грязной работы не моются. Но они, поверьте, все чистые. Чище нас с вами. И лица чистые у них. Берут тряпочку, протрут лицо - и-все.
Я встречал одного человека - старца. Было это в Сибири. Старец, ему уже за 80 лет было, жил в одном селе. Одно время он спал и зимой, и летом под бричкой - прикроется чем-нибудь и спит. Я с матерью был у него зимой. Дома у него нетоплено, в доме холод, хотя дрова наколоты и печка цела. Это у него не для себя, а для тех, кто приходит к нему за каким-то советом. Приезжают издалека и приходится ночевать у него. Там температура... минусовая. Он сам ходит в тапочках, в белом халатике и никогда не моется. Весь белый, чистый такой. Не боится мороза. Он его не чувствует - благодать Божия его хранит. Он тоже никогда не мылся, но был чистый и благоуханный.
293. Надо ли брать благословение художнику, чтобы рисовать Ангелов?
Не только благословение требуется, над художником читается особая молитва, призывающая помощь Божию в написании икон, духовных картин. Когда пишут иконы, их пишут не с папиросой в зубах, а с молитвой на устах. Человек, желающий писать иконы, обязательно должен быть смиренным. На Афоне монахи с таким смирением и благоговением писали иконы, что они и без освящения сразу становились чудотворными.
На днях пришло из Сухуми от одной женщины письмо. Она всю жизнь собирала акафисты, набрала их около 200 и каждый день читает. У нее много икон - и писанных, и бумажных, - и все они начали мироточить. Многие приходят к ней, видят, что на иконах (даже бумажных) выступает миро... Господь сейчас милует натерпевшийся лиха народ - идет четвертое поколение после тех, кто согрешил против Бога, снимается наказание, которое терпели дети и внуки за своих родителей. Наступает время, когда Россия должна придти к Богу. Не Ельцин и Горбачев тому причина, пришло время - грех с народа снимается. Бог прощает Своим детям беззаконие и милует их. Россия должна проснуться.
294. Был ли отлучен от Церкви Лев Толстой?
Святая Церковь никого не отлучает, она только подтверждает, что человек сам отпал от Бога, от Церкви. Такой человек не признает Христа, он говорит: "Если бы Христос пришел ко мне, и мне сказали, что Он ждет меня во дворе, я бы ответил: "Я занят, у меня есть более важные дела, пусть подождет". Это признак чрезвычайной гордости. Такому человеку трудно покаяться. Толстой приезжал в Оптину пустынь, приходил к преподобному Амвросию, и старец покорил его своими знаниями, духовным опытом. Старец заметил, что Толстого снедает гордыня и может его погубить. Так и случилось... Перед смертью душа его металась, он ушел из дома и умер на станции без покаяния.
Провозглашение анафемы, как мы уже сказали, - это подтверждение Церковью уже совершенного человеком отступления от ПЦеркви. Толстой был известная личность, много к нему тянулось молодежи, заражались его учением о новом христианстве.
отому Церковь и подтвердила, что Толстой перестал быть членом Православной Церкви, находится вне ее ограды... Бывает, что не Церковь, а Сам Господь отлучает. В нашей епархии недалеко от Пучежа есть село Воронцово. Служил там О.Владимир. Одна прихожанка постоянно ходила в церковь, но в грехах не каялась; собралась причащаться, а О.Владимир говорит ей: "Тебе нельзя, ты до причастия не допускаешься". Она вспылила: "Как это мне причащаться нельзя? Я всю жизнь хожу в церковь и причащаюсь! Ты меня не допускаешь, Господь допустит". Скрестила руки, пошла к Чаше и причастилась. На второй день ее парализовало, и она скончалась...
295. Во время сна слышу голос: "Господь тебя не примет, пока свою дочь не приведешь к вере". Что это значит?
Это значит, надо стараться за дочь усиленно молиться, чтобы она пришла к вере. Господь говорит: "Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам" (Мф. 7,7). Как молиться за дочь? Можно своими словами, от сердца просить Господа, Матерь Божию, Святых угодников, читать Псалтырь и на "Славах" поминать, можно на Евангелии поминать на главах, подавать на Божественную Литургию, если крещеная...
296. Некоторые места из жития святых, написанные Димитрием Ростовским, подобны сказкам, много там чудес и страшных мучений, которых не может вынести человек. Как же было на самом деле?
Сам Димитрий Ростовский - святой. Он однажды писал житие какого-то святого, и там было очень много описаний мучений. Он не хотел писать это, ему показалось, что уж черезчур много их описано. Но ему во сне явился этот мученик сам и сказал: "То, что ты описал из моих мук, есть несколько процентов того, что я перенес, мучение мое было больше во много раз".
Когда истязали святых угодников, то после некоторых остались акты мученичества. Например, у нас покоятся мощи святителя Василия Кинешемского и блаженного Алексия Елнатского. Один человек получил доступ к архивным документам КГБ, нашел там документы на святителя и блаженного, прочитал их и написал жития... Наша земля - святая, она пропитана кровью мучеников. Недаром- их тела нетленны, святы. Господь сохранил их для нас, нашей веры.
К житиям святых надо относиться как к Священному Писанию, всему написанному там верить.
297. Как избавиться от заболеваний нервной системы?
Будьте смиренны, смиряйтесь со всем, что обрушивается на вас. Многие говорят: "У меня все болезни на нервной почве". Знайте, что не на нервной почве, а на греховной. Просто даем свободу своим страстям и языку. У некоторых нервы так расшатаны, что их можно сравнить с оголенными, неизолированными проводами. Если у одного человека оголенные, у другого - оголенные, то при столкновении происходит своего рода замыкание - скандалы, споры, раздражение друг на друга. Вот тогда нервная система и страдает.
298. Грешно ли засматриваться в зеркало на свой лик?
Смотреться в зеркало греха нет, грех, если девушка часами стоит перед зеркалом, крутится, а если человек оделся, посмотрел в зеркало - все ли в порядке, и пошел, в этом греха нет.
299. Борется ли Православная Церковь с проституцией?
Церковь ни с кем не борется, она только вразумляет и увещевает. Есть такой святой - Виталий, он был монах, днем трудился, а по ночам ходил в публичный дом. Все знали об этом, его ругали, над ним издевались, оплевывали, даже били, говорили: "Ты позоришь всех, не ходи туда"... А потом открылось, что он приходил, закупал номер и все время беседовал с женщиной, наставлял ее, молился за нее. Так многих он наставил и вывел из дома терпимости. Когда пришла его кончина, собрались все женщины, которых он спас, и все открылось...
300. Можно ли по воскресным дням шить?
Воскресенье надо посвятить Господу. Если же нас кто-то просит помочь - сшить что-нибудь бабушке, больному человеку, -это уже доброе дело, его и в воскресенье делать можно. Можно старушке забор поправить, грядочки прополоть, полы помыть, убрать... Так помогают ближнему настоящие христиане. А как у нас? С весны до осени все выходные дни и праздники - на дачах. Это очень плохо . Так мы ставим на первое место свою плоть, а не службу Господу, не спасение души.
Почему нельзя работать в праздники? Служил я в селе Красное под Палехом. Как-то приходит ко мне бабушка - соседка и говорит: "Батюшка, пойдемте со мной, я Вам диво покажу". Приводит меня в огород, а дело было летом: "Смотрите: вот эту картошку я в воскресенье сажала, а эту на другой день - в понедельник". Огород ровнехонько как-бы разделен на две половины: на одной половине картофельная ботва высокая, густая, а на другой - чуть видна, картофель только всходит. "Какую же часть ты в воскресенье сажала?" - "А вот эту, что едва всходит".- "Видишь, нет Божиего благословения работать в праздники"...
У одного из моих родственников есть сосед. В церковь он не ходит. Богу не молится, в Пасху всегда огород копает, сажает, да посмеивается: "Что, праздничек справляешь, не работаешь?" Родственник говорит: "Да, справляю - не работаю" - - "А я уже все посадил, все у меня готово"... Он на огороде всегда работает, особенно в церковные праздники и воскресенья. И вот, родственник мне рассказывает...
Колорадский жук зимой уходит в землю, сантиметров на 50, а то и больше, чтоб его морозом не прихватило, а как тепло придет - жук на поверхность выходит, а как вышел, видит - никакой зелени нет, он с огорода родственника и перелетает на огород соседа, потому что там картошка рано посажена, уже вылезла из земли. Родственник говорит: "Захожу я к соседу на огород, а у него красным- красно. Спрашиваю: "Что это у тебя?" - "Вот, колорадский жук- всю картошку сжирает..." "У нас картошка огромная вырастает, а у него - горох, мелкая, Божиего благословения нет".
301. Как в пост заниматься тяжелой физической работой, если скоромную пищу есть нельзя?
Когда Господь создал животных и человека, он дал им в пищу травы. И организм наш не приспособлен усваивать мясную пищу, от нее он только зашлаковывается, появляются болезни. А кто часто ест мясо, становится злым, кровожадным, агрессивным. Когда будем вкушать растительную пищу, то умиротворимся, станем спокойнее. Посмотрите: слоны, кони, быки - они мяса, колбас не едят и силы при этом не теряют. Значит, в траве, растительной пище есть все для поддержания жизни в больших организмах.
Не хотим добровольно поститься, будем поститься принудительно. Раньше не очень-то берегли хлеб, отходы давали скотине, а то и просто бросали в мусор. Заелись... А знаете, как раньше люди добрые жили? В году 280 дней поста! Огромная экономия продуктов животного происхождения: и мяса, и молока, и яиц. Яйца на постройку храмов отдавали, замешивали в раствор для прочности. А сейчас... Постов не соблюдаем - и здоровья нет, и продуктов. Пища съедает человека. От этого и головные боли, и давление, и ноги отекают, и сердце учащенно бьется. Весь организм забит шлаками, токсинами.
Когда топят деревенскую печь, бывает, что дым в трубу не идет, а выходит из печи в дом. Поддувало почистят, золу уберут, и воздух попадает в печку, дрова горят. Что надо делать с организмом, когда он отравлен настолько, что все органы отказывают: и почки, и печень, и поджелудочная железа, и желудок? Надо поститься.
В Церкви все мудро продумано - в году 365 дней, 280 из них - постных. Четыре длительных поста, почти каждую неделю (кроме сплошных седмиц) пост в среду и пятницу. За это время человек хорошо очищает свой организм, ему легко и хорошо. Трудно привыкнуть поститься? Да, трудно - трудно тому, кто себе ни в чем не отказывает. А как только приучим себя к посту, сразу увидим, что нам станет легко-легко. Многие знают, как не хочется прекращать поститься, когда дни поста проходят. Так привыкают к постной пище, что не хотят ничего есть скоромного.
302. Нужно ли соблюдать пост тем, кто находится в дороге?
Есть апостольское правило, что для странников пост послабляется. Но вкушать им разрешается не больше, чем рыбу. Если, допустим, идет пост Петра и Павла, в этот пост всем разрешается вкушать рыбу кроме среды и пятницы. А если мы находимся в дороге, мы можем и во все дни есть рыбу.
303. Назовите дни особо строгого поста в течение года. Как их надо проводить?
Строгие посты - Великий (первая и последняя недели особо строгие) и Успенский. На первой неделе Великого поста пища вкушается только в среду, пятницу, субботу и воскресенье. В среду и пятницу разрешается стакан воды и кусок хлеба. В
субботу и воскресенье можно вареную пищу есть. Так постятся и в последнюю неделю - в Великую Пятницу, в Субботу -строгий пост. Накануне Рождества Христова - в Сочельник - строгий пост, пищу начинают вкушать с появлением первой звезды, часа в 4 дня. В день Усекновения Главы Иоанна Предтечи также постятся, вкушают пищу без растительного масла. В эти дни воздерживаются не только в пище, но и во всех чувствах. Сдерживают свой язык, взгляд. Супруги должны воздерживаться от близости. Пост на все - на душу и на плоть.
304. Соблюдают ли посты и постные дни беременные и кормящие женщины?
Есть апостольское правило, где сказано, что если женщина родит в Великом посту, то для нее поста нет. Она может 40 дней есть все для восстановления организма. А когда пройдут 40 дней, кормящая женщина, как и все, должна соблюдать пост. Беременные женщины обязательно соблюдают пост, им еще больше надо поститься, и тогда роды будут легкими.
305. Моя мама болеет. Пищу ей готовлю я, значит, она вынуждена поститься. Она же поститься не хочет, из-за этого часто бывают ссоры. Может, не нужно ей соблюдать пост?
У праведного Иоанна Кронштадского мать однажды заболела, и сильно. Врачи предложили ей для диеты куриный бульон. А это было во время поста. Она им ответила: "В своей жизни я никогда не нарушала поста. Если мне не поможет Господь, то и пища мне не поможет". По ее вере ей и помог Господь. А пост нарушать не надо. Здоровье даст не скоромная пища, а Господь. Пусть и ваша мама постится.
306. Можно ли в пост употреблять спиртные напитки?
Спирт продукт не скоромный, а постный. Там жиров животных нет.
Вся Россия утонула в стакане. Обычно святые люди говорят: "Хоть вы, православные, не пейте!" Мы ведь нормы не знаем: сегодня - "для аппетита", завтра - "для аппетита" и... спились. Очень трудно отстать от этого. Как только появляется желание пить - сразу надо прекращать. В праздник можно выпить, но только тем, у кого нет страсти к вину. А у кого есть эта страсть -лучше нс касаться.
Я помню, меня приучали пить, еще в 56-м году, когда мы ездили в колхоз. В поезде едем, говорят: "Ну, давай, выпей-ка". Наливают 100 грамм. Я говорю: "Я не пью так мало, я пью один раз, но зато сразу кружку. Мелочиться не хочу". А мне кружку никто не давал - жалко было. Потом дорогой пропьются, денег на вино нет, так они давай зубной порошок пить. В стакане разводят с водой и пьют.
Однажды мы приехали в колхоз в Кемеровской области. Дали нам барак. Матрасовки наполнили сеном, заняли места, и каждый пошел по станции "промышлять". Кто за чем: некоторые пошли по магазинам - водку искать, а я пошел верующих искать. Думаю, что где-то рядом должна быть церковь. Несколько человек взрослых спросил, говорят: "Есть церковь - на рабочем поезде надо ехать 40 км". Указали: "Вот, недалеко живет Иван Чернов. Пасечник. Он верующий, в церковь ездит". Я к нему и пошел. С ним пошли еще к одному мудрому старцу, очень высокой духовной жизни. Так появились друзья, и стал я к ним ходить. И даже ночевал у них. А наши ребята несколько дней пожили, ознакомились; вечером подвыпили, пошли на танцы, там стали задираться к ребятам и к девушкам приставать. Когда они все ушли в барак, все станционные ребята собрались, и где-то в 3 часа ночи человек 30 на барак напали с палками. Двери в бараке не запирались, они открыли их и говорят: "По-одъе-ем!" Всех в ряд выстроили и палками избили. Я утром прихожу, а они все красивые такие; говорят мне: "Ну, тебя Бог спас!" Все с синяками, глаза заплыли. "Нам ночью досталось, а тебя Господь спас". На всяком месте можно найти своих. Господь не без милости... А водка до добра не доведет. Лучше воздержаться, не пить...
307. Какова епитимья для женщины, делавшей аборты?
Этот вопрос решается индивидуально: надо знать, какая женщина, насколько она православная. По апостольским правилам женщина, сделавшая аборт 10 лет "да не причастится". А убил человек ближнего, и на этот случай есть епитимья в правилах -"20 лет да не причастится". Но если ему через день после исповеди умирать, его могут допустить до Причастия, напоследок земной жизни. О чем говорит эта епитимья? Этот человек 20 лет благодать Божию не будет чувствовать в своей душе! Какую епитимью еще дают убийцам? Женщины, делавшие аборты, тоже убийцы. "В среду и пятницу - не пей и не вкушай пищи, плачь, думай о смертных грехах. Мяса не вкушай до самой смерти. Много трудись". Но бывает, что епитимью дают на 10 лет, а человек так раскаивается во грехе, что срок может быть сокращен до 2 лет. Но это только тогда, если человек усиленно трудится над собой, каждый день ходит в церковь, много добрых дел творит, только тогда срок епитимьи может быть сокращен. Человек заглаживает грех делами покаяния. Многие берут детей из детдомов, из приюта на воспитание, в уплату за свой грех. Но всё, повторяем, по силам - кто сколько может понести! Если женщина впервые в храм пришла, никогда до этого на исповеди не была, то если ей скажешь: "Вот, на 10 лет отлучаешься от Причастия", так она как не ходила до этого в церковь, так и не будет ходить. А где искупление греха? Она и так давно себя от Церкви, от Причастия отлучила...
308. Грех ли предохраняться от беременности? Если грех, то как же быть - каждый год рожать детей?

Когда Русь была святая, народ жил в законе Божием. Многие женщины имели не одного-двух, а десять-пятнадцать детей. И Господь всем давал дождя, солнца и плодов. Нас кормит Господь, а не мы себя кормим. Так что не надо думать о том, что не прокормим детей.
Жила одна многодетная чета. Очень она была благочестивая и добродетельная. Они засеивали поле для себя и для странников, для нищих. Через это село, где они жили, проходила дорога в город, и они принимали всех странников. Когда странники к ним во двор заезжали, они с радостью их принимали, коней распрягали, кормили, для гостей баню топили, место для отдыха готовили. И нищих одевали, обували и кормили. Бог благословлял этот дом, и всего было с избытком. А когда они состарились, детям своим наказали, чтобы и они поступили так же. Но дети после смерти родителей перестали с любовью принимать странников, ссылаясь на то, что им и самим мало, и никто не стал заезжать в этот негостеприимный дом. Благословение Господне отошло от их дома, от полей, и впали они в нищету, и чтобы выжить, не умереть с голоду, вынуждены они были разъехаться кто куда...
309. Слышала, что венчают не во все дни недели и не во все дни благословляют жить по плоти. Так ли это?
Сказано у святых отцов: если ребенок зачат в среду, в пятницу, в воскресный или праздничный день, в пост, то он родится с дефектом - физическим или нравственным. Если жена узнала, что она беременна и продолжает иметь с мужем близость, ребенок рождается страстным, с нравственными и духовными дефектами. Поэтому, как только будущая мать зачала, должна жить в чистоте, воздерживаться от плотской жизни. Если женщина зачала и сказала об этом мужу, и оба они не желают этого ребенка, то ребенок, если он родится, рождается нежеланным. И такие дети, когда будут учиться в школе, быстро будут запоминать стишки, но молитвы им запомнить очень сложно. Часто приходится встречать людей, которые целую книгу могут за вечер "проглотить"; память у них прекрасная, а откроют Евангелие, только начнут читать, их сразу в сон клонит. Вот, признаки бездуховности... Священное Писание отложат, возьмут в руки газету - и сразу сон проходит. Это действие демонических сил. Они не желают, чтобы человек духовно возрастал, душу подпитывал Святым Писанием. Они хотят, чтобы человек жил во грехе и питал душу греховной литературой...
Для того, чтобы дети были талантливые, умные, послушные, надо все время, пока ребенка кормят грудью, не иметь близости с мужем. С материнским молоком все страсти передаются ребенку. Когда надо начинать воспитывать ребенка? Не тогда, когда он родится, а когда молодые еще только собираются венчаться. А как только зачался младенец, мать, узнав об этом, должна ночью встать перед иконочками, зажечь лампаду и сказать: "Господи, Ты мне даешь дитя. Ты Сам его благослови, вразуми, чтобы было Твое благословение на нем, на его жизни. Когда дитя родится, чтобы оно не было в обузу людям. Благослови, чтобы этот ребенок был управляемым".
310. Муж и жена невенчаные - живут во грехе. Может, им не надо соблюдать заповеди Божии - все равно не добьешься прощения?
Нет, надо - как никогда. Еще и больше трудиться надо. Обычно невенчаные супруги (если жена или муж уверуют) начинают усиленно молиться за неверующего супруга: по 150 раз читают "Богородицу", через 10 молитв просят Матерь Божию о даровании неверующей половине живой веры, покаяния. Из опыта знаю: многие жены, усиленно служа Богу, были примером мужьям. Апостол Павел пишет к коринфянам: "Неверующий муж освящается верующею женою" (1 Кор. 7,14). Муж видит пример христианской праведной жизни и начинает подражать ей, обращается к Богу.
Можно поминать супруга на Псалтыри, в поминальных записках, поданных на обедню, самим ходить на литургию и молиться. Господь говорит: "Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам" (Мф. 7,7). Господь никого не оставляет. Он желает одного - всем спастись. Кому-кому, а невенчанным надо усиленно молиться.
311. С какого возраста можно собороваться?
Апостол Иаков говорит: "Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне" (Иак.5,14). И Господь исцелит этого человека, исцелит его душу. А если Богу угодно, то Господь исцелит и тело. Соборование установлено для больных и для тех, кто по слабости не может вспомнить все грехи. А если дитя здоровое, разумеет свои грехи, то соборовать его не надо.
312. При хиротонии для кого архиерей восклицает "Аксиос"?
Епископ восклицает "аксиос" тогда, когда рукополагает во священника или диакона. В первые века христианства народ выбирал пастырей (не епископат, а народ). Епископу представляли человека. Он его вопрошал о вере. Если считал, что тот достоин, рукополагал, восклицая "Аксиос" - "Достоин". Это он говорил народу, свидетельствуя, что тот достоин этого сана.
313. Когда я ложусь спать, то крещу постель, а потом ложусь. Не грешно ли ложиться на крест?
Мы с вами складываем три перста вместе и осеняем жилище, постель, одежду со словами: "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа". Из креста выходит священный огонь и попаляет все нечистое, освящает жилище. Вот если мы огнем постель попалим,
а потом ляжем, мы же не на огонь ложимся. Так мы не на крест ложимся, а на место, освященное крестом. 3М14е.нМюошжано ли крестить себя в рукавицах?
У препГлавнаяо Варсонофия Великого сказано: у тех, кто крестится в перчатках, отнимается благодать Божия. Креститься нужнопОИСКговением, мужчины при наложении на себя крестного знамения должны снимать шапки. Но бывает, мы проезжаем или проходим мимо храма, а на улице мороз, тогда можно осенить себя крестом и в шапке, чтобы отогнать нечистЙапистажынам
315. *МВыход[ и некрещеному вкушать просфору?
Нет. Некрещеный человек - мертв душой. Просфоры и святой воды ему давать нельзя. А окропить святой водой можно.
316. Что такое гоморрские грехи?
Были такие два города - Содом и Гоморра. В них жители творили противоестественные грехи: жили мужчина с мужчиной и женщина с женщиной, и супруги допускали разного рода вольности, были там всякого рода извращения. За это на них с неба сошел серный огонь и эти города уничтожил. Сейчас на этом месте Мертвое море, в нем ничто живое не живет: ни водоросли, ни рыба.
317. Если пишешь грехи на бумажке, что потом с ней сделать?
Если Имя Божие там не написано, то можно просто порвать и выбросить. А если упоминается Имя Господа, нельзя бросать в мусор, надо предать огню. Имя Господа всегда пишите с большой буквы, а если приходится писать большую работу, и предложение, где упоминается Имя Божие, надо вычеркнуть, все предложение зачеркиваем, а Имя Божие берем в скобки, Его зачеркивать нельзя.
318. Когда диакон кадит храм, как вести себя людям: повернуться к нему лицом или к алтарю?
Когда диакон идет с кадилом, кадит иконы и стоящих людей, все должны повернуться лицом к нему. Почему он кадит человека? Потому, что каждый человек имеет образ Божий. И хотя мы и грешные, нас кадят как святых, поскольку мы крещеные и посвящены Господу.
319. В газете была статья об обновлении икон. Как к этому относиться?
Обновление икон бывает. В 20-е годы в Петрограде утром проснулись, смотрят - купола на храме золотые, а были черные. Сразу службу отслужили, священник объявил народу, что чудо совершилось- купола обновились. Священника сразу арестовали, а потом расстреляли... Однажды был я требный, вызвали в один дом причащать. Вижу - мужчина 78 лет, еще в силах. Много икон у него. Он говорит: "Я здоров, причащаться не буду. Я хотел покаяться". - "Пожалуйста. А почему не в церкви?" - "У меня такие грехи, а в церкви народу много, не могу там все рассказать. Вот я Вас и вызвал". В 30-е годы была группа безбожников, ездили по городам, выступали против Бога, "чудеса" творили. Из воды "претворяли" вино: опускали в воду порошок и вода цвет меняла, как у вина был. Но на этом группа и прокололась. В клубе, где они выступали, их попросили: "Когда Христос воду в вино претворил, все пили и были довольны, сделайте и вы вино и дайте нам попробовать"... Многого он еще порассказал. Господь смиловался над ним, дал возможность покаяться. Очень он сильно плакал, что против Бога выступал... Так что "чудеса" бывают разные.
320. Что ожидает тех людей, которые хулят Бога, когда-то ломали храмы, снимали с храмов кресты, колокола, сжигали иконы, святые книги?
Были такие времени, когда все это делалось массово. Некоторые боялись Бога, но находились "храбрецы" - делали все это. Но часто они падали с храма или с колокольни и разбивались насмерть. Такие люди вообще-то часто до своей смерти не доживают. В Кавказских горах был такой случай. Один монах из Киево-Печерской Лавры - иеродиакон Исаакий - 92-х лет потерпел от бандитов. В горах жили монахи, была церковь. Он сам был слепой. Братья в большой праздник ушли в г. Сухуми на богослужение. Он остался один. Три абхазца-мусульманина пришли и говорят:
-Давай все ценное, что у тебя есть. - Стали про- сить у него золото, деньги.
Он говорит:
- Я - пустынник. У меня ничего этого нет. Ищите, что найдете - ваше.
- Мы тебя убьем. Нам монаха убить - что муху! Взяли полотенце, завязали на шее, подвели к обрыву и сбросили в пропасть. Он насмерть разбился.
Сейчас в Почаевской Лавре живет один старенький архимандрит. Его келья тогда была построена чуть ниже кельи о. Исаакия. Он все слышал, что говорили и все видел, что делали разбойники, но помочь не мог - горы мешали. Потом спустился в пропасть - Исаакий уже был мертв.
Так вот интересна судьба этих убийц. Они все в течении года погибли: один ехал на машине и разбился - упал в пропасть, другого трактор раздавил, третьего убили.
Если Господь не наказывает в этой жизни тех людей, которые идут против Него, против рабов Божиих, то ждет их суровое наказание в день Страшного Суда. Каждый должен знать, что получит по заслугам. Господь всех любит. Господь всех ждет. Ждет Он, когда человек покается. Но когда нет уже в человеке чувства покаяния, когда душащего окончательно огрубела, то бывает внезапная кончина. Демоны эту душу забирают и тащат прямиком в ад. Порой такие люди кончают свою жизнь самоубийством.
321. В газете "Будни" была напечатана фотография женщины и огромная голова мужчины какого-то пропечаталась. Когда съемки делали, никого с ней рядом не было, отпечатали фотографию, стало видно эту страшную голову. Что это?
Я вспоминаю: в Почаевской Лавре меня один человек сфотографировал, отпечатал и отдал снимков 20. Все одинаковые, но на одном из них в уголке - иконка Спасителя. Я его спрашиваю: "Как это могло случиться? Все фотографии обычные, а на этом снимке иконка?" Он ничего мне не мог ответить.
Все эти снимки - это напоминание людям о том, что реально существует потусторонний мир, и что духи - злые и добрые -могут появляться рядом с нами. Человек, если он не живет с Богом, не работает Ему, не раскаялся в грехах, то в нем и рядом с ним живет нечистая сила. Она-то и напоминает о себе.
Мы с вами в храме не одни - здесь же и Матерь Божия, и святые, и Ангелы, и души тех православных, которые когда-то молились в нем, но умерли и ушли ко Господу. Наше тело, перемещаясь, может пронизывать их и наоборот, но мы их не
видим и не чувствуем.
НМеекнотюоршыах спрашивают: "Почему вы литургию не совершали?" - "А в храме никого нет". Да мы служим не людям. Служба Богу идет. Даже если в храме нет ни одного человека, службу надо вести - здесь и Господь на Престоле, и Матерь Божия, и ангелы] Тлавнаяе угодники, и вся небесная Церковь. Молитву Церкви ждут усопшие и те, кто не мог по болезни прийти в храм.
Поиск
322.»УНаписатьнамй маленький сын лунатик - страдает сомнамбулизмом. Что это - бесовская одержимость или пси\иче.ско.е, заболевание?
Человек, когда совершает грех, он ранит свою душу, становится душевнобольным. Раньше, до XX века, у нас психиатрических лечебниц не было. Для больных душой были храмы и монастыри. Когда человек совершал грех, он приходил в церковь, каялся, соборовался, причащался и получал душевное исцеление. Но как только закрыли храмы и монастыри, сразу стали открывать психбольницы. Если ребенок больной, значит родителям надо проверить свою жизнь; значит, надо во всех грехах покаяться, повенчаться, вспомнить все. Если ребенку 10-15 лет, его надо поисповедовать, можно пособоровать, причастить, а родителям молиться. Все взаимосвязано. Не только родители, но и все ближние, братья, сестры должны покаяться, повенчаться, жить в мире, стать церковными людьми. Семья - это единое тело. Заболел один член - все мучаются.
323. У брата жена неверующая, убежденная атеистка, хотя согласилась креститься и венчаться
Это будет против слов Христа. Христос сказал: "Кто будет веровать и креститься, спасен будет; кто не будет веровать, осужден будет" (Мр-16,16) Таинства совершаются только над верующими людьми. Неверующих людей нет. Одни верят, что Бог есть. Другие верят, что Его нет. Кто такие атеисты? Бог по- гречески - Тэос. Верующий в Бога - Теист. Буква "а" - означает отрицание, против. "Атеист" - это значит "против Бога". Если бы не было теистов, то не было бы и атеистов. Достоевский говорит, что вера - это душа народа. Атеисты - это люди, которые приняли новую веру, они уверовали в ноль. Что такое ноль? Это дырка от бублика. Верующие верят в бублик, а атеисты в дыру. Если бы не было бублика, не было бы и дырки. Если не было Бога, не было бы и атеистов. Наличие атеистов на 100% доказывает, что Бог есть.
324. Кому и как молиться, чтобы выбрать себе спутника жизни?
У меня в Сергиевом Посаде есть знакомый художник, решил он себя связать брачными узами - по рукам и ногам. Помолился Господу, Матери Божией и говорит "Господи, вот в церкви какая девушка попадется мне первая - сама подойдет - это и будет моя жена". Приехал в Москву, в Богоявленский собор. Заходит. Рядом стоящая девушка повернулась к нему и улыбнулась. Он спрашивает.
- Как тебя звать?
- Катя.
- Ты замужем?
-Нет.
- Желаешь замуж?
- Желаю.
И они живут в Сергиевом Посаде, все нормально у них - чисто, хорошо. Господь послал жену.
А если себе мужей и жен искать на дискотеках, в театрах, то потом вся жизнь пройдет в "танцах".
325. Можно ли пользоваться благами, которые создают некрещеные люди?
А что сделаешь, если мы живем в этом грешном мире? Самое главное, если Господь дал вам веру и молитву, надо молиться за пропадающий во грехе мир, молиться за заблудших, погнавшихся за приобретением материальных благ, за тленным; молиться за неверующих, за некрещеных, за инославных, чтобы Господь всех присоединил ко Святой Церкви, Своему стаду.
326. Правда ли, что души всех душевнобольных попадают в рай?
Ничего подобного. Очень много таких людей безбожных, которые сквернословят, курят, пьют. Душевнобольной верующий человек, постоянно исповедующийся, ведущий церковную жизнь, - тот спасаем Господом. И душевнобольные бывают разные. Есть дебильные, так они как дети. Приходят к нам на исповедь - толком объяснить грехи-то не могут свои.
Однажды в Сергиеву Лавру из Москвы ко мне на исповедь одна женщина привезла своего брата. Ему 60 лет, полный такой, больше 100 кг. Его ум остановился в развитии в семилетнем возрасте. Сестра просила его исповедать. Чтобы он поехал на исповедь, она ему, пообещав, купила машину - детскую, заводную. Он с нею в кармане так и приехал. Пока я с ним беседовал, он этой машинкой по аналою водил, катал ее. Он по уму как ребенок.
327. Если видишь в человеке недостатки, считается ли, что ты "взором осудил"?
Нет, не считается. У нас в следственном изоляторе находится много людей. Они находятся под следстви- ем, еще не осуждены, но подозреваются в убийствах, кражах и прочих преступлениях. Нет никакой гарантии, что всех их осудят - кого-то могут и оправдать. Вот когда их осудят, то они идут уже как убийцы, воры, грабители. А сейчас они еще не осуждены, но подозреваются в этом.
Так и мы, если видим в человеке какие-то грехи, увидим свои грехи в нем. Увидели - еще ничего грешного в том нет, но если скажем: "Этот человек - пьяница", "этот - вор", то мы уже их осудили. А это уже грех нашей душе. Так что лучше ни за кем не смотреть. Надо быть очень духовным, чтобы прозревать в том или другом человеке грех, не осуждая, а жалея его, молиться, чтобы человек от него избавился. Когда же мы видим в человеке грех и осуждаем, то согрешаем.
328. Что за грех "многозаботливость "?
Господь нам сказал: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и земное все приложится вам" (Мф.б,33). Есть такой сорт людей - все суетятся о чем-то, много, впустую. Толку от суеты нет. На первое место надо поставить спасение души, а остальное Господь все даст с избытком.
https://uchebana5.ru/


Рецензии