Репертуар. Что знаю из классики. Романсы и песни

Тетради по музыке. 2016г.
На спиральках, коричневая  обложка со стилизованными цветами.
  28 января -  сентября 2016
Тетради по музыке, вокалу. декламации, музыкотерапии.

стр.3-11
За многие годы слушано-переслушанное-выученное.
  Классика. Эстрадные песни.
  Классика.

  Моцарт.
Песни Моцарта.

   1. К Хлое.
   2. К цитре
   3. Когда Луиза...
   4. Тоска по весне
   5. Фиалки.

 Замечательно их исполнила например Виктория Иванова, истинно моцартовская певица по своей природе. Или Зара Долуханова. И многие другие камерные и оперные певцы. Лично я на Хлое и К цитре распевалась готовясь к урокам вокала в муз. училище.И друие конечно произведения шли в ход, я разработала еще тогда свою систему постановки голоса, не ту на которй все. Я никогда с самого начала не жаловала эти убогие распевки, кошачьи мяуканья из окон муз.уч. заведений - я во-первых всегда распевалась на конкретных произведениях, которые мне нравились и которые подходили по определенным параметрам. Приезжала я на занятия в училище уже словно на сольный концерт, настолько распетая и звучная. Не забыть этих дней...
 
П.И. Чайковский.
 Романсы.

 Все 102 романса я конечно даже не слушала, но 27 романсов отмечено в моей тетради. Выпишу их в порядке того что знаю отлично, хорошо, не очень ещё, но...

На отлично:

1. День ли царит... На стихи Апухтина.
Знаю отлично романс, слушала у всех.

2. Не верь, мой друг. На стихи А.К.Толстого.
 
 3.Нет, только тот кто знал...

В одной из моих статей я привожу интересные стихи Георгия Адамовича с цитатой из этого романса. А сам романс - Не верь, мой друг...я готовила для программы поступления в муз. училище на вокальное отделение, куда меня звали снова и снова, но...Передумала. Наука перетянула. В отличие от Ирины Архиповой, которая также была в сомнениях и смятении, не зная что выбрать:уже готовый диплом архитектора(даже построить успела несколько домов), или оперу. Правда, ее пригласили в Большой театр, и это, конечно весомый аргумент. Но все же жаль и 5 лет архитектурного факультета. Законченное научно-практическое образование. А там неизвестно что в опере.

4.Растворил я окно.
5.Средь шумного бала.
6.Я тебе ничего не скажу.
7.Кабы знала я.
8.Колыбельная
9. Я ли в поле да не травушка была
10. То было ранннею весной.

 Остальные я пока не буду выкладывать, их знаю немного, не назубок, в отличие от этих 10 пп.

Я, собственно, хочу записать свой альбом и выложить. Недаром же к нам всё приходит-------
Значит есть смысл.

С.Рахманинов. Романсы.
10 романсов.
 Выпишу 5 которые знаю на отлично.

1. В молчаньи ночи тайной.
2. Она, как полдень, хороша.
3.Утро
4.Конечно любимая "Сирень"на стихи Бекетовой(русская переводчица, тетка А.Блока).
и 5. Крысолов
на стихи ...В.Брюсова. Услышала с пластинки в исп. Наталии Шпиллер, очень интересный романс в исканиях эстетики символизма Серебряного века.
6. О,не грусти по мне. Тоже введу в список, помню потрясения от исполнения Еленой Образцовой, больше до мурашек так ни у кого не услышала.

 О,не грусти по мне
Я там, где нет признаний.
Забудь былых скорбей мучительные сны.

   Образцова на пластинке 1980-х спела это так, что я сразу полюбила ее экспрессивный страстный и чувсвтвенно-мощный вокал и никогда не изменяла  пристрастию к ней, чтобы там не писали о ней. Она была глыба оперного и камерного вокала. Не всем дано петь русский романс так как его следует спеть.
 У меня об этом страницы дневника со сравнением - как пели русские романсы Образцова и Синявская в сравнении. И я отдала пальму первенства Образцовой, потому что у Синявской изумительный голос, Образцовой даже на зависть, но не было той эмоциональной наполненности, что в пении Елены Васильевны. Или может быть эмоции, но другого характера, более светлого и элегичного, тогда как образцовская экспрессия более темная, не знаю пока как точно выразить.

А.Рубинштейн.

Романс Тамары из оперы Демон.
Это первое что я услышала в исп своего педагога.
 Ночь тиха. ночь светла. Не могу я уснуть...Неотвязной мечтой занята...

Об опере Демон, постановки Геликон-опера с партией Демона - Д.Хворостовский я писала статью см на стихи ру.

Римский-Корсаков.

 Редеет облаков летучая гряда.

Правда. знаю плохо этот романс, да и исполнила его Архипова так что вряд ли стоит пытаться перепеть.
 Хотя у Архиповой я и учусь, за годы поняв что ближе всего к ней из всех - по своей певческой органике.
И мастер-классы Тамары Синявской нынче.

  М.Глинка.
  Вот глинкинской певицей и решила стать, услышав от подруги по вокалу:

  Ненавижу классику!

В ответ на обсуждение урока, на котором педагог сказала ей:твой тембр хорош именно для Глинки. Ты можешь быть глинкинской певицей.
  Но она ненавидела классику, ей эта квалификация(глинкинская певица) не показалось блестящей перспективой в каръере певицы и притом не эстрадной, как она мечтала и откуда ее взяли, с конкурса эстрадной песни -но филармонической, что ей глубоко претило, как, впрочем, и всем нам, кто же мечтает о филармонии, если классика, то уж не меньше чем европейские театры, хотя бы и второго и третьего ряда, а так все мечатют о эстрадной звездности и кино.  Хотя...Слабый голос для солистки филармонии, я не знаю почему педагог пригласила ее в свой класс. Тембр, пожалуй, сумрачный. Подходит вообще для русского романса с преобладанием именно минорных эмоций. В итоге она закончив муз училище, вокальное отделение, потом снова поступила в вуз выучилась на экономиста.
 
А пластинку Романсы Глинки в исп Г.Вишневской за роялем Ростропович. Я заслушала до дыр в минувшем году.
  Так что добавлю не из тетради:

Глинка. Венецианская песня на стихи Козлова.
Глинка. Я помню чудное мгновение.на стихи Пушкина.

"Сомнение" Глинки это для  мужских голосов. и не всяких, а из женских его только и Вишневская смогла бы исполнить сее вулканическим темпераментом.

 А.Бородин.
Для берегов Отчизны дальной. На стихи Пушкина.

Архипова спела чудесно и многие другие. Очень грустный романс, не знаю, взять ли его. Но шедевральная музыка Бородина.

Нынче просыпаюсь несколько раз уже было:и крутится в памяти: Для берегов Отчизны дальнооой.Ты покидала крааай родной...

  Рейнгольд Глиэр.

  Это наш композитор, российский, совеский, немец по национальности.
 О, не вплетай цветов.

Спела его Нинель Ткаченко, у нее услышала во всяком случае. 

  А.Гурилев.
Однозвучно гремит колокольчик.

  Из всех исполнений больше всего меня впечатлило в исп Евгении Смольяниновой. Тихонько...это же дорожная песня. чего орать-то.

Зденек Фибих.
Поэма.

Очень нравилась эта песня(не романс) в исп Надежды Казанцовой с заслушанной пластинки, точнее кассеты куда пееписала пластинку из серии Мировое исполнительское искусство.

 Фибих чешский композитор, а слова Седых, русский текст на мелодию, которая изначала была просто инстр. произведением.

   Э.Григ.
 Восход солнца.
 Принцесса.

Оба чудные песни Грига.

Восход солнца поют детские хоры, программа муз. школы. Лучшее исп на мой слух- Зара Долуханова.
  А Принцесса Грига я услашала лишь в исп. Ауликки Раутаваара на немецком языке с  пластинки 30-х гг., финская певица. Тоже пластинка из фонотеки библиотеки из серии фирмы Мелодия Мировое испол. искусство, и помню все вместе пытались прочесть это чудное имя:
Ауликки Раутаваара.
 Красавица на обложке.
Я сказала:Ауликка, а вахтёрша, тоже участвовавшая в разглядывании пластинок поправила с нажимом:нет! АуликкИ. Через и на конце.
 Только спустя годы я увидела снова в интернете эту пластинку и фотку Ауликки и написала заметку см.
Притом инструмент. версии Принцессы Грига я слышала на ютубе не раз, домашние исполнения на пианино и классные. А русское исп ни разу -романса.


 Еще несколько распевочных произведения:
с пластинки Н.Казанцевой(колоратурное сопрано, легкое, развитие виртузности):

 Леккок. Гавот.
 Люлли. Гавот.

Это барокко. В моем списке муз самообразования на 2024 см Валенина Конен "От Люлли до наших дней"
  Жан-Батис Люлли.
Не его романс поет  Графиня в Пиковой даме? Нет, Гретри, опера Ричард львиное сердце. Вот бы и узнать и написать про Гретри и оперу, откуда Петр Ильич заимствовал песенку для своей Графини.

И песенку эту Романс Графини всегда мечтала вуыучить. Знаю дуэт Лизы и Полины. При мне меццо-Полины нет, переделать бы для сольного сопрано эту чудесную вещицу на стихи русского поэта ломоносовских времен Сумарокова. Это же русское Барокко!

Штраус-рус. текст Катульской. В детской. Елена Катульская певица золотого века Большого.
 Для меня была


 тоже распевочная, на таких вещицах хорошо ставится staccato  то есть беглость, подвижность голоса.

Это все я выбирала. Себя делала всегда сама и во всем.
И всегда в оппозиции расхоже-банальному, всегда свои пути(Мы пойдем своим путем).

   Эстрадные песни в след. списке.

   Здесь тоже не всё далеко из классики, но выписала из тетради. Есть еще много чего и в др. тетрадках.
 Буду выкладывать для всех. Чем богаты, тем и рады. 

 16 марта 2024г.

15ч.05м.
З

P.S. На ютубе встретился канал Ваш виртуальный концертмейстер.   Играет основной репертуар всех типов голосов на фортепиано, проф. концертмейстер. Молодец.
Это даже лучше чем минусовки и караоке.


Рецензии