В. Соловьев. О проблеме наркомании

Автор: СОЛОВЬЕВ В. Н., врач, Краснодарский край:

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ: НАРКОМАНИЯ И ОБЩИНА

О проблеме наркомании и неисчислимых бе¬дах с нею связанных знают все. Люди смотрят вокруг и ищут где же выход? Надежды возлагают на медиков, но сегодня в мире не существует такого препарата, таблетки или укола, которые бы вылечили от наркомании, как пеницилин от микроба. Помощь медиков только в дезинтоксикации, снятии похмелья — абстиненции и все! Обращаются к педагогам, но те тоже разводят руками. А между тем способ борьбы с наркома-нией, единственный способ, надежный, высокоэффективный есть и давно известен. Вот о нем и пойдет речь. Чтобы понять проблему надо на-чать с букваря.

За всю историю человечество изобрело четы¬ре формы труда (всего четыре): труд рабский. Труд крестьянский, труд наемный и труд общин¬ный. Все эти формы труда одновременно существовали всегда в любом обществе, в любое время и в любой стране, хотя общество определялось господствующей формой.

Была ли наркомания в рабовладельческом об-ществе? Практически нет. Только эпизодически в местах непосредственного выращивания мака и конопли, но уж никак ни по всему миру. Была ли наркомания при феодализме? Также нет. Если кто-то, где-то какой-то из крестьян пристрастился к зелью, семья практически сразу же по¬гибала, на этом все и заканчивалось.

И вот наступила демократия. Все стало това-ром: и тела и души, и бальзам и яды, и елей и зелье. Господство труда наемного оказалось идеальной средой для развития наркомании. Мир захлебнулся от наркотиков и наркоманов. Сейчас на западе уже просто отказываются от борьбы с наркоманией и, опустив руки, соглашаются на ее легализацию. Для своих чад создавая, правда, отдельно взятые, ограниченные лечебницы — общины для лечения и реабилитации своих, только своих детишек — баловников и причем за большие деньги. 10-12 тысяч долларов за двух — трехмесячное пребывание сына-наркомана в та¬кой общине для наркоманов где-нибудь в Швейцарии, Италии или Испании причем без каких либо гарантий излечения, может себе позволить далеко не каждый родитель.

Тем более у нас в России, которая оказалась не готовой и совершенно беспомощной беззащитной перед этим цунами наркомании. Наши «кормчие» уверяли нас, что Демократия — это розы, да забыли про шипы. Где же выход? Труд общинный. Община враг наркомании. Любой человек познакомившийся с жизнью и бытом общин с удивлением обнаруживает, что наркомания в общинах начисто отсутствует. Для общин наркомания и наркоманы это совсем не проблема потому, что их просто нет. У них другие проблемы и заботы. В чем здесь дело? Отсутствие стрессов — все проблемы здесь коллективные и коллективно решаются. Нет индивидуализма, замкнутости — все открыто и гласно. Общие заботы, общие цели и общие радости. Все беды и победы — наши, общие. Все проблемы решаются сообща, всем миром. Перечислять все особенности в виду ограниченности статьи просто невозможно. Желающим подробно, системно ознакомиться с жизнью и бытом общин, и главное с организацией их фундамента, их основы, — труда общинного, можно порекомендовать изучить монастырские общины, крестьянские общины России, коммуны Мормонов в США, которые существуют уже более двухсот лет, кибуцы Израиля, которым тоже уже полвека и, самое главное, модель коммуны Макаренко.

Самый наглядный и демонстративный пример перековки уголовников, наркоманов, проституток и прочих делинквентов. А.С. Макаренко — наш Русский — из наркоманов и проституток, убийц и грабителей, попрошаек и беспризорников свободно делал академиков и директоров заводов, героев Советского Союза и СОЦ. Тру¬да, писателей и журналистов, врачей и педагогов, нормальных незаурядных граждан нашей великой Родины, причем в таких количествах и с таким КПД, которые и не снились никаким другим методам воспитания и лечения. В Израиле также почти вся элита вышла из кибуцев, или прошла через них, но необходимо помнить, что кибуцы возникли через 20 лет после Макаренко.

Опыт Макаренко оказался настолько великим и настолько прекрасным, что к нему ездили учиться и знакомиться со всего мира писатели, журналисты, педагоги. Ученые, политики и даже премьер-министр Франции нашел время для посещения коммуны и восторгов по поводу увиденного. Иностранцы ездили не зря. Они учились. Сегодня во всем мире, все до единой ле¬чебницы — общины для наркоманов — это всего лишь подражание коммуне Макаренко, - при¬чем в процентах. На 20-30 % как у Макаренко. Где-то чуть больше, где-то меньше. Весь мир использует этот опыт, а у нас нет. Хотя уже сей¬час мы можем создать общины на 100 и даже 150% от общины Макаренко. Мы знаем больше, у нас уже больше информации и опыта. Мы мо¬жем и должны сделать больше.

Итак, сегодня во всем мире самым эффективным и надежным средством борьбы с наркоманией и делинквентным, антисоциальным поведением вообще являются общины типа Макаренко. Что это? Педагогика? Нет, это не педагогика. Что это, медицина? Нет, это не медицина. Это форма труда - труд общинный. Что здесь первично — наличие помещений и создание быта общины? Нет, это не главное. Может наличие педагогов или бригады врачей? Педколлективов много и врачей много, но проку от этого нет. Лечит и перевоспитывает — труд. Труд общинный. Вот что первично, вот главное, первостепенное и первоочередное. В принципе это может быть любой вид общественно — полезного труда, но здесь есть свои тонкости. Например, может ли община организовать автосервис? Ни в коем случае, потому, что изменится форма труда — это будет сфера обслуживания — труд наём-ный, а это гибель, смерть общины. Но может ли община брать разбитые автомобили восстанавливать, ремонтировать их и, затем, продавая за-рабатывать на свое существование? Да, может. Пожалуйста, берите, ремонтируйте, продавайте, потому, что это уже труд общинный «всем миром». Ничего, кроме пользы.

Так с чего же начать? Начинать надо с начала. А в начале было слово. Борьба с наркоманией и создание лечебниц - общин, это такое доброе, чистое и святое дело, что вы почти не встретите врагов за исключением государственного аппа¬рата и гос.служащих. К, сожалению, это не шут¬ка. Общины в нашем обществе находятся вне закона. Были и есть. И при коммунистах и при демократах. Даже господин-коммунист Зюганов, который, в обнимку с Горбачевым, на словах вот уже 10 лет тужится и пыжится за торжество «многоукладности экономики и плюрализма всех форм собственности», на деле ничего не сделал для общины и труда общинного. Нет не только законов, но даже и законопроектов на эту тему. «Терра инкогнита». Любой врач или педагог, который на своем рабочем месте попытается организовать общину, будет незамедлительно наказан и уволен, как злостный нарушитель трудовой дисциплины и всех существующих долж-ностных инструкций. Поверьте, я знаю, о чем говорю. Могут даже и посадить за нарушение всех существующих законов и прежде всего законов о труде. Поэтому на помощь государства и власти можно не рассчитывать с самого нача¬ла. Нет у них такой формы труда. В списках не значится. Рассчитывать можно только на обще¬ственность, — «всем миром».

Обратитесь к людям (вначале было слово) ус-тно или письменно, с помощью средств массо¬вой информации или просто объявления от руки написанного на клочке бумаги, что такого-то, там-то для борьбы с наркоманией... собирают¬ся.... приглашаются... И к вам придут. Вы обре¬тете десятки друзей и сотни единомышленников. «Начнешь борьбу — появятся соратники». Здесь каждому найдется дело. Честолюбивый может стать политиком и депутатом, отстаиваю¬щим интересы общины и выходящим с соответствующими законопроектами в местные и федеральные законодательные собрания. Молодой журналист может прославиться на весь мир се¬рией репортажей о жизни общины и написать бестселлер на эту тему. Наиболее страдающие от наркомании родители и родственники наркома¬нов могут принести пользу и словом, и делом. Если это просто честный человек, не блещущий ни пером, ни модным галстуком, но с золотыми руками и душой болеющей за нашу молодежь - то и ему найдется место в общей работе, может быть самое главное. Ведь «пацанов» надо научить работать, расставить, организовать, проследить за соблюдением технологии и техники безопасности. Врачи здесь нужны только как врачи-организаторы, врачи - трудотерапевты, а педагоги - как учителя труда.

Проведя собрание и организовав общество под любым названием "Фонд...клуб...родители...без наркотиков...надежда" вы должны приступить к регистрации устава вашего общества в органах власти для получения печати и счета в банке. Конечно здесь свои трудности потому что все госслужащие будут смотреть на вас, как на мошенников и проходимцев, таких же как они сами и захотят что-то от вас «поиметь», но через это надо пройти. Получив печать и счет в банке, снова обращайтесь к общественности за пожертвованиями и к спонсорам способным дать не только деньги, но и работу (самое главное). Вот теперь пора начать искать помещение и участок желательно, чтобы оно было не в городе, а за 30- 40 км от него и подбирать кандидатов на начало лечения наркоманов. Самое важное сформировать из них ядро коллектива может быть всего 7- 9 человек что бы потом к ним «пристегивать» новых пациентов.

С самого начала главное правило гласность и открытость. Честно и откровенно разъяснять «пацанам» все сложности и трудности. Что есть, что будет и к чему стремиться. Они должны ясно и четко представлять себе все цели и задачи. Точно знать, что вокруг темно, а впереди светло. Что, зачем и почему они делают и делать еще предстоит. Макаренко выделял три стадии развития коллектива: Первая — «коллектив новый, нет самоуправления и общественных организаций — я действую как диктатор. Вторая стадия — появляется самоуправление, определяются цели и, задачи объединяющие коллектив, - делю власть с органами общественного самоуправления. Стадия третья — цели ясны, самоуправление работает, коллектив уверенно идет вперед — сохраняю за собой функции контроля». Это пря¬мой наказ для любого руководителя (директора, председателя) общины.

Самоуправление обязательно! Как совет общины, так и совет родителей. Советы вырабатывают устав и распорядок общины. Причем через совет общины должны пройти все воспитанники. Все, но не сразу. Все, но по очереди. Общи¬на может быть самостоятельной и эффективной только на основе хозрасчета и самоокупаемости. Плата родителей за содержание в общине возможна, но только как временное, вынужденное явление. Если какой-то из воспитанников рас¬топырив пальцы заявит: « Мой батяня отстегнул Вам такие бабки, что за них вы должны для меня и спеть и сплясать и в турпоходы водить...», то не надо воображать, что его перевоспитание бу¬дет простым и легким.

Пожертвования были и у Макаренко, но толь¬ко в начале пути. Чем быстрее будет организовано производство и самоокупаемость, тем лучше. Лучше, если буквально с первого дня. Заработанное должно распределяться частями. Напри¬мер, 30 % на содержание общины — остальное как зарплата воспитанникам, определяемая Советом общины по КТУ и выплачиваемая им по окончании лечения или по каким-то особым причинам (например: семье — детям) выплачиваемая сразу, но опять же, по решению Совета. Совет общины должен определять КТУ для всех наемных работников, привлеченных для работы с воспитанниками, пускай символически, пус¬кай в десятых долях от зарплаты воспитанников, независимо от их источников финансирования и зарплаты по договору. То есть зарплата (2-3 тыс. руб.) и плюс КТУ от воспитанников (200-300 руб.) Это есть самый надежный способ оценки пользы для общины каждого конкрет¬ного работника. Руководитель может не разглядеть, а десятки глаз «пацанов» увидят все.

Каким должно быть производство? Любым (кроме сферы обслуживания), если оно по си¬лам, от простого к сложному. Это может быть и сельское хозяйство, если вам удастся поставить его на промышленную основу. Макаренко тоже начинал с сельского хозяйства, но настоящие результаты появились только тогда, когда они создали конвейер для производства мебели. Кон-вейер — лучший воспитатель.

Взаимозависимость, взаимопомощь, взаимообучение, взаимоконтроль, общий результат труда. В конце пацаны- подростки смогли построить сами, без посторонней помощи, Завод по производству лучших в мире в то время фотоаппаратов Лейка (ФЭД)! И завалили этими ФЭДами весь Советский Союз.

Особую, скажем так неуверенность испытывают люди при приеме, в коллектив наркома¬нов, девушек-наркоманок, большинство из которых (чего греха таить) проститутки. « Ой, чё бу..де..т..?» Макаренко и здесь подарил нам ге-ниальное решение: «Женись!». Как только кто-то из ребят начинал ухаживать за девушками, к нему подходили руководители и актив общины с простым предложением «Нравится? — Женись!» Но жениться на проститутке, зная, что она про-ститутка, никто не хочет. Ухажера как ветром сдувало и сразу же, автоматически, вступали в силу другие критерии оценки уже не «девочки», а человека. Вместо «ах, какая попка, ах, какой бюст...» уже смотрели, а что она за человек, а как она трудится, а какой у нее характер, а как она в коллективе, какой товарищ и т. д. Гениальное решение! Наши современные педагоги, доктора с кандидатами и профессорами ерничали и ехидничали, смеялись и издевались над Макаренко. «Ну что это за половое воспитание? Вот у нас лекции, вот у нас беседы, вот уроки с тычинками и пестиками».

Пусть попробуют сейчас эти доктора с кандидатами со своими учеб-никами и методиками придти со своим «половым воспитанием» на урок к проституткам, даже малолетним проституткам — народ со смеху сдох-нет. Потому, что Макаренко гигант-гений. А они пигмеи.

Теперь о размерах коллектива. 10-30 воспитанников — это полностью контролируемый кол-лектив. Это нагрузка на воспитателей. Если это коммерческая община (лечение за плату), то та-кая численность вынужденная, но на результаты особо не рассчитывайте. Настоящий коллектив, самостоятельный, уверенный, стабильный начинается с 80-120 чел. Вот здесь уже и результаты, и способность решать любые задачи. К этому и надо стремиться, дальше уже все само пойдет.

Экономическая самостоятельность, хозрасчет и самоуправление делают чудеса, распрямляют людей, исчезают депрессии и забитость, появляется чувство хозяина, хозяина жизни, хозяина своей судьбы. Вы можете не поверить, но так лечатся даже все пограничные состояния психических заболеваний, психопатии, неврозы, фо¬бии, неврастении и т. д. — Труд общинный тво¬рит чудеса.

Кроме (например 8 часового) обязательного труда, воспитанники все время должны быть за¬няты, желательно также трудом, но уже в виде хобби. За время пребывания в общине они дол¬жны освоить как можно больше профессий, как можно больше трудовых навыков. Вот и пусть по вечерам осваивают народные промыслы, строят модели, делают спортинвентарь, благоустрой¬ство территории и общежития и т. д. Хотя биб¬лиотека, игры, спорт тоже нужны обязательно. Работа, заработок, доход — позволяют все. Макаренко и турпоходы организовывал и рабфак (подготовительные курсы для поступления в вузы, техникумы) и материальную помощь выпускникам и даже приданное на свадьбу воспитанниц собирал.

Время. Если община коммерческая, то время пребывания 1 -3 месяца — результатов не ждите. Если с трудом общинным — неограниченно, хоть год, хоть три, столько, сколько потребуется до полного излечения.

Думаю, что вышеизложенного уже достаточно. Все остальное можно найти хоть у Макаренко. Будет весьма полезно начать библиотеку общины с полного собрания его сочинений.

Недоверчивый читатель спросит: «А где же ле¬чение, где уколы и таблетки, а если это воспитание, то где же система?» Все правильно. Самое смешное, что этот же вопрос возникал и перед самим Макаренко. Он писал: «Осматривая свои записки о жизни коммуны, я все время нахожу заботу об обуви, питании, одежде и спецодежде воспитанников, а где же система воспитания, где? В чём система Макаренко?» А вот в этом и есть — Труд общинный! Самоуправление и хозрасчет, производство и конвейер, как лучший вос¬питатель. Это потом психологи и педагоги будут охать и ахать: «Так у него же все есть. И ролевые игры (сегодня ты бригадир — начальник, а я под¬чинённый, завтра я командую — ты подчиняешь¬ся) и интернационализм, и чувство хозяина и уверенность в завтрашнем дне и ситуация успе¬ха и планирование завтрашних радостей и так далее и тому подобное, - и всесторонне развитые гармоничные личности и радость труда, дисциплина и сознательность, оптимизм и соревнование, труд на общую пользу, как потребность здорового организма и прочая и прочая.»

Да у Макаренко всё было. Будет и у вас. Люди скажут спасибо и Вам, если вы организуете труд общинный — единственный сегодня путь спасе¬ния наркоманов. Желаем успехов: «Стучитесь и вам откроют. Ищущие, да обрящут.» Вам в этом добром святом деле будут помогать все. Церковь и казаки, женсоветы и партийные организации (люди на местах честнее, чем наверху), профсоюзы и воинские части (кровати, матрасы) даже ГАИ может найти для вас разбитый транспорт. А делать самим. Где копать мы показали, но копать Вам. В добрый путь.

(опубликовано в сборнике научных трудов по материалам региональной научно-практической конференции «Россия в III тысячелетии: прогнозы культурного развития. Качество жизни населения Уральского региона: состояние, изучение, оценка и обеспечение. Наука. Бизнес. Власть». Екатеринбург, 2003 год.

Ответственные редакторы:
НЕКРАСОВ С. Н., РАДЧЕНКО С. Ю.)


Рецензии