Казнь Иисуса

Распятие было, пожалуй, самой мучительной казнью, которую Римляне применяли  преимущественно в отношении бунтовщиков в оккупированной ими Палестине, в надежде, что это послужит наиболее мощным средством унижения и устрашения.
Вынесение приговора часто сопровождалось бичеванием и пытками.Осуждённые были вынуждены нести перекладины от крестов. У них отбирали одежду: в своей наготе они выставлялись на публичное посрамление.Тяжёлые увечья наносили гвозди, вбиваемые в руки. Смерть была медленной и мучительной. Часто к кресту собирались насмешники, которые издевались над казнимым и осыпали его бранью и шутками.
Иисусу  веоятно, довелось пережить большую часть из описанного здесь.

Смерть Иисуса в Евангелиях от Марка и Иоанна

После вынесенного смертного приговора крест должны были доставить от городских ворот на Голгофу.   Согласно Ев. Марка, «проходящего  некоего Киринеянина Симона, идущего с поля», заставили нести крест Его.
 «Был час третий, и распяли Его... В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого. В девятом часу возопил Иисус громким голосом: «Элои! Элои! ламма савахфани?» – что значит: «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» .. Иисус же, возгласив громко, испустил дух.» (Марк. 15: 21, 25; 33–34;37)

У Иоанна Пилат выносит приговор: «Тогда был день приготовления к Пасхе, около полудня» (Ин 19:14).
В Евангелии от Марка Иисус прожил весь этот день, велел ученикам приготовить пасхальную трапезу, присутствовал на ней вместе с ними, потом был схвачен, провел ночь в темнице, предстал на следующее утро перед судом и был казнен в день Пасхи, в девять часов утра. Но не в Евангелии от Иоанна. В нем Иисус умирает днем раньше, в день приготовления к Пасхе, после полудня.
 У Марка тоже говорится, что Иисус умер в пятницу (Мк 15:42),но только  Марк сразу поясняет : «был день приготовления к субботе», а не день перед Пасхой. Иными словами, у Марка это не день перед пасхальной трапезой, а день перед субботой; он назван «днем приготовления», поскольку еду для субботы полагалось готовить днем в пятницу.
Здесь наблюдается противоречие: у Марка Иисус съедает пасхальный ужин (в четверг вечером), а на следующее утро погибает на кресте. У Иоанна Иисус не принимает участие в пасхальном ужине — его казнят днем накануне пасхальной трапезы. Более того, у Марка Иисуса распяли в девять часов утра, а у Иоанна приговор ему вынесли только в полдень, а потом казнили.

Марк упоминает, что при распятии присутствовали женщины-ученицы Иисуса : «между ними была и Мария Магдалина, и Мария , мать Иакова меньшого и Иосии, и Саломея, которые  и тогда, когда Он  был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим»(Мк 15:40). О присутствии у креста Марии, матери Иисуса, учеников, включая «любимого ученика», в Евангелии Марка не сообщается.
В Ев.Иоанна  «стояли же у креста Иисуса Мать Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова и Мария Магдалина. Иисус же, увидев Мать и ученика, близ стоящего, которого Он любил, говорит Матери: Женщина, вот сын Твой. Потом говорит ученику: вот Мать твоя. И с того часа взял ученик Ее к себе. «( Ин 19:25-27)

Повествуя о распятии Иисуса, Евангелия представляют совершенно по-разному душевное состояние Христа. Если в самом раннем Евангелии, от Марка, Иисус изображен смятенным, одиноким и оставленным Отцом, то в самом позднем, от Иоанна, Христос уже совершенно спокоен и уверен в том, что все происходит так, как и должно быть.
В Евангелиях от Марка и Матфея Иисус ужасается и тоскует, душа Его скорбит смертельно, однако у Него еще есть надежда, что «чаша» страданий и физической смерти «минует» Его, что возможно вмешательство Отца, которое изменит ход
событий (Мк. 14: 33–34, 36; Мф. 26: 39).

Тот факт, что Иисус шел на распятие, а потом умирал на кресте в полном смятении чувств, подтверждает и Его  «вопль богооставленности»: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» . В этих словах столько боли и отчаяния, что  не может быть и тени сомнения, что Иисус уходил из земной жизни отнюдь не в состоянии душевного покоя, как хочет уверить Евангелие от Иоанна. Вероятно, Иисус до самого конца полагался на вмешательство Бога. Возможно, Он ожидал  вмешательства   Всевышнего, остановившего в свое время руку Авраама с ножом, занесенным над его сыном Исааком. Но если принесение в жертву Исаака было остановлено в последний момент, то принесение в жертву Иисуса все-таки состоялось.

Это драматичная , потрясающая сцена! Иисус все время молчал, словно от потрясения, только в конце испускает крик, повторяя  слова Псалма 21. Иисус  хочет знать, почему Бог покинул его в таком положении. Согласно  популярному толкованию этого отрывка, Иисус цитирует Псалом 21:1, потому что на самом деле думает о финале того же Псалма, где Бог вмешивается и защищает страдающего псалмопевца.   Иисуса отвергли все: его предал один из учеников, от него трижды отрекся ближайший из последователей, его бросили все ученики, отвергли иудейские власти, приговорили к казни римляне, высмеяли даже двое разбойников, распятых вместе с ним. В конце концов у него возникло чувство, что даже сам Бог о нем забыл. Иисус погружается в пучину отчаяния и мучительной душевной боли и умирает. Он умирает в муках, не зная точно, почему должен погибнуть.

Смерть Иисуса  В Евангелии от Луки

Рассказ Луки тоже чрезвычайно  драматичен, но тем не менее, он совсем другой (Лк 23:26–49). Речь не просто о расхождениях в некоторых деталях: различия гораздо существеннее. Они определяют общий характер изложения и в результате влияют на возможное истолкование текста.
У Луки Иисуса уводят на казнь, Симона Киринеянина заставляют нести его крест. Но по дороге к месту распятия Иисус не молчит. В пути Он встречает женщин, оплакивающих его, обращается к ним и говорит: «Дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и детях ваших» (Лк 23:28). Далее Он пророчествует о грядущих бедствиях, которые им предстоят. Судя по всему, Иисус вовсе не потрясен тем, что с ним происходит. Он больше озабочен участью окружающих, нежели собственной судьбой.

 Более того, Иисус не молчит, пока Его распинают на кресте, в отличие от повествования Марка. Вместо этого Он молит: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк 23:34). По-видимому, Иисус поддерживает тесную связь с Богом и беспокоится больше о тех, кто совершает казнь, чем о себе.
Иисуса высмеивают представители иудейских властей и римские воины, но только не те двое, которых распяли вместе с ним , в отличие от текста Марка. Один из разбойников пытается злословить Иисуса, но другой унимает его, упрекает за это и объясняет, что они получили по заслугам, а Иисус не сделал ничего плохого . Затем разбойник просит Иисуса: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» Ответ Иисуса приковывает внимание: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк 23:42–43).
В этом повествовании Иисуса вовсе не ставит в тупик то, что с ним происходит, и причины этих событий. Он совершенно спокоен, Он все держит под контролем, Он знает, что произойдет, и понимает, что будет дальше: Он очнется в раю Божьем, и разбойник вместе с ним. Это полная противоположность описанию у Марка, у которого Иисус чувствовал себя забытым и брошенным вплоть до самого конца.

 И самое главное: вместо того, чтобы перед смертью издавать вопль, исполненный тоски и отчаяния («Для чего Ты Меня оставил?»), у Луки Иисус громким голосом молится Богу и провозглашает: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой». С этими словами Он испускает дух (Лк 23:46). Здесь Иисус не считает, что Бог покинул Его, и не гадает, за что Ему такие муки одиночества и смерть. В этом случае Иисус чувствует, что Бог рядом, и утешается мыслью, что Бог на Его стороне. Иисус полностью осведомлен о том, что с ним происходит и зачем, он вверяет себя попечению небесного Отца, твердо зная, что случится дальше. Затем сотник подтверждает то, что прекрасно известно самому Иисусу: «Истинно Человек Этот был праведник».

Как велика разница между этими изображениями смерти Иисуса! . С какой же целью Лука мог изменить повествование Марка  так, чтобы Иисус уже не умирал в терзаниях и отчаянии?
Иисус уже не умирает в агонии, как у Марка , у Луки Он держится уверенно, хранит спокойствие и уверенность; у Марка Он в отчаянии.
При попытке объединить Евангелия от Матфея и Иоанна  получается еще более хаотичный портрет Иисуса .

Очень сложен вопрос о последних словах Иисуса.
Здесь евангелисты сильно расходятся в показаниях.:
   1. «Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят!» (Лк 23:34).
   2. «Женщина, вот сын твой!.. вот мать твоя!» (Ин 19:26; о «любимом ученике»).
   3. «Истинно говорю тебе: ныне же будешь со мной в раю» (Лк 23:43; сказано одному из преступников, распятых вместе с Иисусом).
   4. «Элои, Элои, ламма, савахфани!» (Мк 15:34/Мф 27:46).
   5. «Жажду» (Ин 19:28).
   6. «Совершилось!» (Ин 19:30).
   7. «Отче! В руки Твои предаю дух мой» (Лк 23:46).
 Можно ли из них создать один цельный портрет погибающего Иисуса?

На первый взгляд, можно предположить, что никому из христиан и в голову не пришло бы вложить в уста Иисуса крик богооставленности. Обычная тенденция диаметрально противоположна. Когда христиане пытались представить, что Иисус мог сказать в последние часы жизни, они вкладывали ему в уста попечения о судьбах церкви (Ин 19:26), уверенность в своём посмертном будущем (Лк 23:43, 46), уверенность в исполненной миссии (Ин 19:30), слова милосердия (Лк 23:34) или, в крайнем случае, желание пить (Ин 19:28; с мессианской оглядкой на Пс 68:22).
Включение Марком цитаты из Псалма 21:1, которая отражала бы недоумение и страдание Иисуса (Мк 15:34), сильно выбивается из общего ряда и поэтому, как считают  многие исследователи Нового Завета,именно эта фраза является аутентичной.

Табличка, которую Пилат, предположительно, велел прикрепить к кресту, указывала на вину Иисуса: «Царь Иудейский», что было чисто политическим преступлением. Евангелист Иоанн добавляет к этому еще одну деталь: первосвященники попросили Пилата написать не «Царь Иудейский», но «что Он говорил: Я Царь Иудейский», однако Пилат не выполнил их требование. Здесь мы находим еще одно подтверждение тому, что прокуратора вовсе не заботила точка зрения еврейских властей. Он сформировал собственное мнение, которое и стало причиной осуждения и казни. Если бы Иисус был казнен за богохульство, за то, что Он приписывал себе божественную природу («Сын Божий», в том смысле, как это впоследствии провозглашалось христианством), надпись на табличке гласила бы не I. N. R. I., а I. N. F. D. (Jesus Nazarene Filius Dei – «Иисус из Назарета, Сын Божий»). Римлян же не беспокоил Бог евреев; им было все равно, оскорбляют этого Бога или нет. Единственной вещью, которая их заботила, было осуществление lex Julia maiestatis


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.