Н. Лапшова. Проблема первичной медпомощи
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ: ПРОБЛЕМА ПЕРВИЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Реформа здравоохранения Российской Федерации, введение обязательного медицинского страхования граждан предъявляют новые требования к врачу, оказывающему первичную меди-цинскую помощь.
Основным структурным элементом амбулаторно-поликлинического звена здравоохранения является территориальный терапевтический участок, а его главным представителем — участковый терапевт.
Но преимущественное развитие в последние десятилетие специализированной медицинской помощи во многом отрицательно сказалось на организации работы участкового терапевта. Его лечебно-профилактические функции постепенно стали заменяться диспетчерскими. Престиж участкового терапевта резко упал, а о конкурентоспособности его в условиях страховой медицины и говорить не приходится. Плюс экономическая социальная ситуация.
Выпускники медицинских ВУЗов не идут в участковые терапевты. Это не престижно, это страшно и это мало оплачиваемая работа. И, конечно, изменение ситуации необходимо, но не на словах, а на деле.
И первое, это внимание со стороны государства, т.е. достаточное вложение средств. Расходы на медицину должны составлять в объеме ВВП не 3,5%, а значительно больше. По дан¬ным ВОЗ допустимый минимум должен быть не менее 5 % (США — 6,5 %, Франция — 7,1 %)
А что можно сделать без денег? Даже из тех небольших средств до территории доходит не все. Больницы нищают и в первую очередь поликлиники.
Второе — поднять престиж участкового врача. Как?
Приказом М3 № 237 от 26.08.1992г. введена новая специальность «врач общей практики» (се-мейный врач) и намечен поэтапный переход к организации первичной медицинско-санитарной помощи по принципу врача общей практики (семейного врача).Как показывает зарубежный и отечественный опыт внедрения службы ВОП положительно сказывается на уровне первичной меди-цинской помощи. Семейный врач (ВОП) как специалист, имеющий базовую подготовку по общей терапии и хорошо ориентирующийся в основных врачебных специальностях должен уметь оказывать многопрофильную медицинскую помощь в поликлинике и на дому всем членам семьи. Но необходимо определить, что должен делать ВОП, и какие функции он передает другим специалистам амбулаторно-поликлинического звена, не сни-жая качества медицинской помощи.
При этом необходимо учитывать, что уровень оказания первичной медицинской помощи населению определяется экономическим и социальным развитием территории.
До введения ВОП в нашем регионе еще много времени пройдет. Поскольку 10 лет уже потеря¬но. Те ростки, что были, завяли. Учатся на вновь открытой кафедре семейной медицины врачи, окончившие медицинскую академию, но что получиться? Учиться 2 года.
В данное время пытаться реформировать первичное звено, введя эксперимент по количественному учету медицинской услуги.
Что будет иметь врач? Доплату за увеличение объема работы. Про качество разговора нет. 15 минут можно меньше, на одного больного у терапевта. Обязательное выполнение функции врачебной должности, т.е. плана. И никакого творчества, опять как в старые застойные времена.
Не думаю, что нужно открывать новое. Есть опыт отечественный, зарубежный и применяя его на практике можно решить вопросы первичной медицинской помощи населению.
И третье — амбулаторно-поликлиническая служба, кроме оказания первичной медицинской помощи, а она является основным, доступ¬ным и бесплатным для каждого гражданина ви¬дом медицинской обслуживания, проводит и противоэпидемиологические, санитарно-гигиенические меры по охране семьи, материнства и детства. Один из самых больших блоков — это оказание медико-социальной помощи. Эта работа занимает львиную долю рабочего времени врача и не оставляет его для занятия лечебно-профи-лактической работы.
Опять все упирается в денежные средства. Все или большую часть социальных проблем сброшены на лечебную сеть, которая при укомплектованность 50% с этой задачей справляется в ущерб лечебно-профилактической работе.
Оформление медицинского пенсионного возраста на бюро МСЭ. Пенсионерам старше 60 лет, в 80 лет и даже 90 лет оформляются группа инвалидности, чтобы он мог иметь льготы, т.к. пенсия у него маленькая. А выписка лекарств льготной категории более 50% времени врача на приеме уходит на эту категорию граждан.
Поэтому, чтобы проводить реформу здравоохранения не половинчато, частями необходимо затрагивать и вопросы социального характера.
При проведении реформы системы первичной медицинской помощи, основным будет создание такой модели врача общей практики (семейного врача), который владел бы врачебными манипуляциями терапевтического профиля, основными врачебными лечебно - диагностическими манипуляциями для лечения смежных заболеваний, неотложных состояний и владел бы социальными вопросами.
ВОП решил бы многие проблемы первичного медицинского звена, но с кого много спрашивается, тому и много дается. А оплата по тарифной сетке на разряд выше участкового врача? Этс даже не смешно.
Без вложения денежных средств в первичное медицинское звено поднять его на должный уровень будет невозможно.
(опубликовано в сборнике научных трудов по материалам региональной научно-практической конференции «Россия в III тысячелетии: прогнозы культурного развития. Качество жизни населения Уральского региона: состояние, изучение, оценка и обеспечение. Наука. Бизнес. Власть». Екатеринбург, 2003 год.
Ответственные редакторы:
НЕКРАСОВ С. Н., РАДЧЕНКО С. Ю.)
Свидетельство о публикации №224031601118