С. Комов. Качество жизни как проблема образования

Автор: КОМОВ С.В., профессор, Уральский государственный университет им. А.М. Горького, г. Екатеринбург:

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ КАК ПРОБЛЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Качество жизни человека можно определить как степень удовлетворения его потребностей. Потребность рассматривается как нужда в чем-либо объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом.

Необходимость ежедневно питаться, дышать и в определенный период жизненного цикла ос-тавить потомство формирует базовые потребности. Главная особенность этих биологических по-требностей — невозможность их изменить, заме-нить, отменить. В отличие от них социальные и духовные потребности формируются самим че-ловеком (группой людей, обществом в целом) и поэтому их можно отменять, изменять, заменять. Указанные различия необходимо учитывать при разработке критериев оценки качества жизни. Если биологические потребности, прежде всего в пище, можно достаточно точно определить для любой группы людей в зависимости от места про-живания и выполняемой работы, то социальные и духовные потребности в оценке качества жизни будут столь сильно различаться для этих групп, что введение каких-либо средних норм просто не имеет смысла.

Выход из такой ситуации для социальных по-требностей найден в директивных решениях вла-стных структур, определяющих условия жизни в каждом конкретном месте — количество квад-ратных метров жилой площади, потребляемой воды, тепла, энергии, магазинов, аптек, библиотек и т.п. Область духовных потребностей не поддается ни точному расчету, ни директивным решениям. Достаточно указать на духовное противостояние Москвы и остальной России, круп-ных городов и небольших поселений, групп лю¬дей различных национальностей и вероисповедания.

Системе общего и профессионального образования в структуре государственного управления предназначено выполнение уникальной функции — знакомить каждое новое поколение с до-стижениями мыслительной и трудовой деятельности людей, то есть объяснять — почему в дан-ный момент времени достигнут именно такой уровень качества жизни? Степень удовлетворения базовых потребностей обычно связывается с уровнем развития науки, а социальных - с наличием финансовых ресурсов. Возникающие методические и содержательные проблемы раз-решаются обычно без «кровопролития».

Степень удовлетворения духовных потребно-стей в системе образования и общества в целом является главным в оценке качества жизни. Ду-ховные потребности, являясь высшим проявлением человеческой личности, в значительной мере определяют уровень удовлетворения ее био-логических и социальных нужд. Понимание ве-дущей, управляющей роли духовных потребностей должно бы находить соответствующий от¬клик в общей структуре системы образования, ее организационных и содержательных аспектах. Увы! В советское время мерилом духовности считалось верность идеям марксизма. Закон об об-разовании, принятый для переходного периода, требует знакомства с мировой культурой, пони¬мая под ней в основном западную культуру, а не культуру народов России. Новый стандарт базо-вого школьного образования, проходящий в на-стоящее время апробацию в некоторых школах Москвы, оценивает уровень духовной подготовки выпускников школы умением заполнить за-явление о приеме на работу. Принятие такого стандарта общего образования в сочетании с бес-предельной пропагандой средствами массовой информации всех видов насилия приведет к пол-ному духовному обнищанию новых поколений народов России.

Проблема качества жизни раз-решится очень просто — «хлеба и зрелищ». Очевидно, что не все нации, составляющие нашу федерацию, согласятся с таким положением. Народы России, исповедующие ислам, несомненно, потребуют самостоятельности, чтобы отгородится от духовной нищеты системы образования и средств массовой информации. Распад России на отдельные государства станет в пове-стку дня. Избежать такой ситуации возможно только одним способом — выдвинуть духовные установки новой России, приемлемые для всего нашего суперэтноса. В этом случае система образования получит столь необходимую ей идеологическую основу, а контроль за СМИ станет необходимым условием их существования. Фор-мулировать цивилизационные установки удел мудрецов, а не политиков, экономистов и т.п. Тот, кто сделает эту работу, будет признан ду¬ховным лидером России и сполна получит как безмерную любовь, так и ненависть отдельных групп людей.


(опубликовано в сборнике научных трудов по материалам региональной научно-практической конференции «Россия в III тысячелетии: прогнозы культурного развития. Качество жизни населения Уральского региона: состояние, изучение, оценка и обеспечение. Наука. Бизнес. Власть». Екатеринбург, 2003 год.

Ответственные редакторы:
НЕКРАСОВ С. Н., РАДЧЕНКО С. Ю.)


Рецензии