А без массовки театр невозможен...

Друзья!

Вчера ушёл в мир иной прекрасный, честный и светлый русский  человек- артист-сатирик Александр Ширвиндт.
Из Сети.
"Владимир Путин выразил соболезнования в связи со смертью Александра Ширвиндта
Президент России Владимир Путин выразил соболезнования родным и близким в связи со смертью народного артиста РФ, президента Тетра сатиры Александра
Ширвиндта.
Комсомольская правда
Песков отметил, что глава государства глубоко соболезнует в связи с кончиной Ширвиндта.
Взгляд.ру
Александр Ширвиндт родился в Москве в 1934 году. Smotrim.ru
Бывший худрук Московского академического театра сатиры Ширвиндт умер в больнице на 90-м году жизни 15 марта.
 РБК.
...Други!
На всех снимках Александр виден со своей неизменной  табачной трубкой. Курение- убивает?А ведь  иначе мог бы дожить и до ста лет!
Впрочем,дни наши не нами сочтены! Но дух наш, как и  моего любимого сатирика Ширвиндта,-бессмертен!
Вл.Назаров
***********
1.Памяти Александра Ширвиндта. Отмерил себе 117 лет и "покупал землю" в Германии

Для меня не было в нашем кино и культуре более глубоко ироничного человека, чем Александр Ширвиндт. Перебираю всех великих актеров... Моя преподаватель по философии считала самым глубоким артистом страны Янковского. И он мог шутить, оставаясь при этом предельно серьезным.
Но чтобы с такой иронией, как Ширвиндт?! Может, Гафт с его "Счастливый вы наш" или "Вовремя предать - это не предать, а предвидеть". Или Басов с "О, сюжет!" и "Кто такая тетя Нина из Тбилиси". Миронов? Яковлев? Важен ведь не только сам юмор, важна его глубина. Важно оставаться невозмутимым, а вокруг все падают со смеху.
И все-таки Ширвиндт! Вряд ли с ним в этом мог сравниться даже кто-то из сатириков на сцене, можно сказать, профессионалов. Кто мог бы вот так на ходу пошутить, и эта глубина шутки одновременно и смешила, и поражала. Хазанов? Ярмольник? На ходу мог что-то, наверное, придумывать Арлазоров, но у него, конечно, не было той глубины как у Александра Анатольевича, все - на поверхности.
И вот 15 марта его не стало. Умер в больнице на 90- м году жизни . Свой диагноз он охарактеризовал ранее сам - фразой: "Старость средней тяжести".
Отмечая свой последний день рождения, актёр с присущим ему юмором и оптимизмом заметил, что отмерил себе 117 лет жизни. При этом уверял, что 116 лет для него мало, а 118 - уже перебор.
Ну, а больше всего мне, наверное, запомнилась вот эта его шутка. И как всегда - из жизни.
Будучи сопредседателем Московского английского клуба, Ширвиндт как-то присутствовал на собрании с участием наших богатеев. Речь зашла о том, где лучше покупать землю. Кто-то хвастал покупкой недвижимости на юге Франции, кто-то - в Австралии. И тут Ширвиндт вставил свои пять копеек, заявив, что недавно купил землю в Германии.
Олигархи спросили актёра - сколько же именно земли он там приобрёл? Тот спокойно, с важным видом ответил: "Немного". Уточнять детали никто не решился, но уже позже в своей книге воспоминаний "Склероз, рассеянный по жизни" он так описал этот эпизод:
"Был случай, когда мне удалось продемонстрировать своё благосостояние. Как-то из Германии я привёз жене розу в горшке. Оказавшись очередной раз в обществе миллионеров, я ввязался в спор, где лучше покупать землю - в Швейцарии или Австралии, и, попыхивая трубкой, вставил: "А я вот недавно купил землю в Германии". Между прочим, не соврал: земля вокруг розы - немецкая".
https://mirtesen.ru/people
*************
2.Отрывок из книги «Склероз, рассеянный по жизни».
Александр Ширвиндт...

В три часа ночи очень утомительно быть искренним, но приходится, потому что врать некому, а сон не идет.
Удивляешься на людей, проживших жизнь в натуральном бесстрашии. У них, если пользоваться сегодняшней терминологией, кастинг совести гарантирует рейтинг биографии. Это бесит. Вот Юрский, например. Начать снова дружить уже поздно -столько не выпьешь в наши годы. Обходишься виртуальными чувствами. Среди повсеместной банальной лабуды вдруг неожиданно обнаруживаешь личность. Тут как-то на очередной телесходке он (я все о Юрском) вдруг мудро и тонко, слава богу, доброжелательно препарировал мою незамысловатую персону. Спасибо. Серьезно!
Вот со Жванецким очень выгодно дружить - не любит бессмысленной траты времени на общение. При нем не надо пытаться шутить - лучше не получится, а если хорошо - не простит.
Проявлением смелости нашего поколения считалось выбежать с партсобрания, якобы в туалет, чтобы не голосовать за ввод советских войск в Чехословакию, поэтому некоторым оправданием мне может служить моя антипартийная судьбина (не вступал в партию не в силу смелости, а в силу боязни не туда вступить).
Когда Тито спрашивали, как это Югославия вроде бы в социалистическом лагере, а вроде бы и нет, он отвечал: «Югославия - это как яйца при половом акте. Они участвуют, но не входят». Это про меня. Чистым диссидентом никогда не был -материл, как все, коммунистов на кухне. Некоторый элемент вынужденной беспринципности преследовал меня всю жизнь. Авторы альманаха «Метрополь» - мои друзья. Но все равно я не был «ихний» стопроцентно.
Все мы были замешаны, все активно или вяло клялись, врали. Хорошо бы сегодня всем оглянуться на свою биографию и притормозить с пафосом негодования и осуждения прошлого.
Я перелистываю старые бумаги в пожелтевших папках и натыкаюсь на плоды своего творчества застойных лет. Лестно было бы на этих страницах поврать о непримиримости, об отказах участвовать, об акциях протеста. Самое большое, что я лично себе позволял, - не завышать планку непристойности, не быть в авангарде ликующих и ура-кричащих своих коллег. Слабое оправдание, но все-таки.
Выступать, бороться против чего-то было опасно всегда. Только раньше было опасно смертельно, а сейчас опасно карьерно.
В то время, когда было нельзя, я порой был гораздо категоричнее и смелее. А когда стало можно, начал всего бояться. Старость.
Театр сатиры не по репертуару, а по местоположению находится на острие политической борьбы, потому что стоит на Триумфальной площади, где, как известно, 31-го числа проходят митинги. Когда фоном митингующих пестрят афиши наших спектаклей «Дороги, которые нас выбирают» или «Вечерний выезд общества слепых» Виктора Шендеровича, мы поневоле становимся участниками острых баталий.
Я всегда стеснялся и сейчас стесняюсь разных политических программ. Столько их повидал, что, когда с пеной у рта отстаивают даже самые светлые идеи, мне становится скучно, я подозреваю за этим очередную глупость.
С некоторой брезгливостью и осторожностью отношусь я к коллективным волеизъявлениям и письмам как к форме социального существования вне зависимости от смысла. Смахивает на группен-секс, где можно сачкануть на волне суммарной эрекции. Я думаю, что коллективизм и единомыслие -шизофренизм философского фундамента. Единомыслие - это когда один мыслит, а остальные тут же создают вокруг коллектив. Ницше, Маркс, Станиславский -гении идей. После смерти гениев идеи превращаются в системы, системы в догмы, догмы в глупость, глупость обратно в идеи. И торжествует счастливая безапелляционность бездарности.
Общественное сознание нынче невероятно аморфно. Да и властители умов и сердец сегодня пожиже, чем в начале XX века. Одно дело, когда полемизировали Павел Флоренский и Сергей Булгаков, и совершенно другое, когда спорят Проханов с Жириновским. Грандиозный шабаш талантливой безвкусицы. Кстати, один-единственный раз видел Жириновского растерянным. На юбилее Говорухина. Станислав Сергеевич велел мне бегать по залу с микрофоном и спрашивать зрителей о юбиляре. Подошел к Жириновскому и сказал: «Представьтесь, пожалуйста!» Он обалдел и тихо произнес: «Меня все знают». -«Откуда?» - спросил я. И он растерялся. Ура!
Шекспир был абсолютно прав: мир - театр! Вот, например, смотрю заседание Думы и вижу депутатов, которые годами сидят в этом зале и рта не открывают. Зачем они нужны? Почему они там сидят? И тут я понимаю, что это массовка. Без массовки театр невозможен. Эта театральность существования касается не только Думы, но абсолютно всех сфер нашей жизни.
Государственного строя так и не придумали. Из свалки лозунгов пытаются сконструировать новую модель. Что-то вроде: «Народ и партия - едины Россией». Начальники, не считая театрального цеха, все очень молодые и энергичные -
титанические трудоголики, поджаро-спортивные вожди.
Сегодня полностью девальвированы вечные понятия: если «авторитет» - то только криминальный, если «лидер» - то лишь политический.
Раньше мы неслись к коммунизму, теперь к обогащению. И то и другое -
велосипед, мотоцикл, потом машина (что вообще было за гранью возможностей), маленькая дача на участке в четыре сотки, а потом - в шесть. А потом - о счастье - подворачивалась вагонка! Я помню, как мне позвонил друг и сказал по огромному секрету, что на 26-м километре Рязанского шоссе в пять утра будет грузовик вагонки. И мы должны были, минуя посты ГАИ, эту вагонку доставить на дачу... Дефицитная жизнь давала импульс энергии. В духовной, интеллектуальной сфере - то же самое: дефицит свободы, дефицит острого слова, дефицит открытого смеха. Было счастье обретения. А сейчас бери - не хочу. И куда девать эту энергию желания?
Я уверен, что у нуворишей все - понты. Понты - особняки: построят и не знают, что делать на четвертом этаже. Один мой знакомый, чуть моложе меня, но уже с четырьмя инфарктами и одышкой, построил дом, шесть лет в нем живет и никогда не был на втором этаже - не может подняться. А у него их четыре. Потому что сосед построил трехэтажный дом - значит, ему нужно выше. Это психология абсолютной неподготовленности к богатству.
Я когда-то купил сельский магазин в Завидове. Там в отделе «Гастрономия» лежала патока, а в отделе «Галантерея» висел одинокий хомут. На эти товары никто не зарился, и магазин продавали за ненадобностью.
Когда я стал сопредседателем московского Английского клуба, мне пришлось частенько присутствовать на приемах в среде «новых русских». Наслушавшись за столом, как московские «лорды» хвастаются виллами в Майами и недвижимостью в Сен-Тропе, я решил поддержать разговор: «А у меня в Тверской области есть небольшой магазинчик». И все с уважением посмотрели на меня. Был еще один случай, когда мне удалось продемонстрировать свое благосостояние. Как-то из Германии я привез жене розу в горшке. Оказавшись очередной раз в обществе миллионеров, я ввязался в спор, где лучше покупать землю - в Швейцарии или Австралии, и, попыхивая трубкой, вставил: «А я вот недавно купил землю в Германии». Между прочим, и в том и в другом случае не соврал: и земля вокруг розы - немецкая, и сарай - действительно в прошлом магазин.
Сейчас декларируется необходимость духовности, а вокруг одни силиконовые груди и гелевые губы. Все красивое и надутое, но хочется иметь что-то натуральное! Меня не покидает ощущение, что сегодняшняя жизнь -силиконовая. Сколково - силиконовый сколок Силиконовой долины -построили, надули, после чего стыдливо замолчали. Обожаем новые словечки! Инновации, инновации. Пожуем - и забываем.
Еще говорят о патриотизме. Но патриотизм - это не березка, опята и памятник Тимирязеву. Патриотизм - это в общем-то эмбриональная штука. Человек с рождения пуповиной связан с землей, нацией, родителями, со школой, с кинотеатром и зоопарком, в которые он ходил. Всё это, как бы ты ни метался, все равно в тебе сидит. А сейчас с рождения существует нигилизм.
Вечно молодая, безгранично русская Надежда Бабкина с искусственной косой, навсегда приколотой к тоже искусственному кокошнику, олицетворяет бутафорскую мечту о национальной идее.
https://vk.com/alexander_shirvindt


Рецензии