Екатеринина дорога. Вешкаймский район
Через Вешкайму, Мордовскую Кандарать, Архангельское Куроедово пролегала широкая дорога, по обочинам которой стоят вековые сосны, словно былинные богатыри, охраняющие тайны прошлого. На полях совхозов «Вешкаймский» и «Рассвет», где протянулась лента дороги, в знойный летний день взору открывается замечательный вид: над морем спелых хлебов возвышаются зеленые кроны могучих сосен. Восхищаясь этим пейзажем, люди невольно задают себе вопрос: не здесь ли знаменитый художник Шишкин писал свою картину «Рожь»?
Об этой дороге в народе до сих пор живут предания. Люди старшего поколения называют ее «Екатериновской, имея в виду, что путь был проложен во второй половине XVIII века в связи с путешествием императрицы Екатерины II на южную Украину, присоединившуюся незадолго перед этим к России, где находился её фаворит князь Потемкин – Таврический. Рассказывают, что императрица ехала именно этой дорогой, сопровождаемая свитой и дипломатическим корпусом, занимавшими четыреста карет, и охраняемая гвардейским конным войском, насчитывавшим 30 тысяч человек. Однако эти сведения не соответствуют действительности. Екатерина II проследовала другим трактом, лежащим западнее Симбирского края.
И все-таки цари тут проезжали, и не обходилось без курьезов. Николай I, например, следуя этой дорогой, под Пензой свалился в овраг, и ушиб себе ногу. Ему пришлось на несколько дней задержаться в сельской глуши на страх всем жившим в округе, пока не заменили в его карете колеса.
Дорога, о которой ведется рассказ, считается вещественным памятником прошлого, интересным краеведческим объектом. Образно говоря, она очень много видела и слышала на своем долгом веку.
Строительство дороги было вызвано потребностями развивавшейся экономики и ужесточением военно-политического режима в стране. Она имела государственное значение и на картах именовалась как «Пензенский этапный тракт». Наиболее интенсивная эксплуатация тракта относится к XVIII, XIX, началу XX веков.
Вот некоторые данные о дороге. Ширина проезжей части составляла 60 метров. По краям полотна были прорыты канавы для стока воды. Чтобы путники не сбивались с дороги, по обеим сторона были врыты в землю двухметровые столбы – вешки, расположенные на расстоянии 100 метров один от другого. Столбы окрашивались в косую полоску: черная полоска, белая полоска. Здесь же стояли более высокие, тоже полосатые, верстовые столбы. На открытой местности дорогу окаймляли деревья. В глухих местах невдалеке от дороги были построены часовни. Строительство и содержание дороги в проезжем состоянии осуществлялось за счет местных крестьян в порядке дорожной повинности. Выделялись деньги и государством, но они, как правило, попадали в карманы крупных и мелких казнокрадов.
Инзенский этапный тракт начинался в Карсунском районе у села Большая Кандарать, в деревне Стрелецкое, как южное ответвление Московского этапного тракта. Московский этапный тракт соединял через г. Симбирск центральные губернии страны с Уралом, средней Азией и Сибирью. Начинаясь в Москве, тракт уходил на Владимир, шел через Муром, Арзамас, Алатырь, Сурск, Большую Кандарать, Базарный Урень, Тагай, Симбирск и т.д. В перечисленных населенных пунктах стояли этапные тюрьмы.
Осужденные в ссылку или на каторгу в Сибирь, Среднюю Азию из центра страны переправлялись по этапному Московскому тракту. Эта большая дорога, пропитанная кровью, в народе называлась «Владимирской». Она, как образ человеческих мук и скорби, занимает большое место в литературе и искусстве. Вспомните: «Колодников звонкие цепи взметают дорожную пыль…» или картину И.И. Левитана «Владимирка».
Южная ветка Владимирки – Пензенский этапный тракт, начинаясь от деревни Стрелецкое, проходит через населенные пункты Вальдиватское, Большие Поселки, Карсун, Вешкайма, Мордовская Кандарать, Куроедово, Красная Сосна, Базарный Сызган и дальше через Кузнецк до Пензы. За Пензой она под другими названиями тянулась далеко на юг – в Нижнее Поволжье. На Кавказ, сливаясь с еще более древними путями, по которым золотоордынские ханы совершали опустошительные набеги на русские земли.
Назначение тракта было многоцелевым. Во время войн по нему перебрасывались войска. А в периоды народных восстаний здесь рыскали карательные армии и воинские команды.
Тракт являлся этапным, потому что по нему под усиленной охраной препровождали арестантов в места ссылки и каторжных работ. Этапные тюрьмы находились в Большой Кандарати, Карсуне, Мордовской Кандарати, Базарном Сызгане, в 25-30 километрах одна от другой. Этап между ними нужно было пройти за световой день. Приземистое кирпичное здание тюрьмы с крошечными окнами под карнизом в Карсуне стоит и теперь, продолжая свой век в качестве сарая для дров. В прошлом же здесь уставшие, измученные арестанты после очередного этапа проводили ночь, чтобы с раннего утра продолжить свой скорбный путь.
Почтовая связь являлась следующим назначением почтового тракта. Одна из почтовых станций находилась в селе Вешкайма. С ней соседствовали станции в Карсуне и в Красной Сосне. В обязанности почтовых работников входило не только обеспечение почтовой связи, но и перевозка пассажиров. Люди тогда ездили «на почтовых», когда и кони с ямщиком, и повозка представлялись почтой. Ездили в своих экипажах на лошадях станции. Приходилось передвигаться и «на обывательских». То есть почта, в порядке гужевой повинности – ямщины, привлекала крестьянские подводы.
В Вешкайме почтовая станция была для того времени довольно внушительным предприятием. В жилом каменном доме станции было несколько комнат для проезжающих, кухня, столовая. Здесь же с семьей проживал и сам смотритель станции. В числе надворных построек имелись конюшня на 16 лошадей, сараи для экипажей, амбар для фуража и продуктов и т.п. В штат работников почтовой станции входили ямщики, конюхи, прислуга. Словом, все, что мы знаем из литературы и кино о почтовых станциях и трактах, было и в нашей Вешкайме. Днем и ночью в обе стороны от села мчались почтовые пары и тройки, звеня бубенцами, колокольчиками. Ведь бубенцы на конской сбруе и колокольчик под дугой являлись обязательной принадлежностью ямской службы.
Торгово-коммерческое дело давало большую нагрузку Пензенскому тракту. Большая дорога – свидетельница больших исторических событий, разных сторон обыденной жизни, переплетения социальных явлений того времени. Кому она – праздная прогулка, кому – тяжкий труд. Дорога - это символ дали и неизвестности, место встреч и расставаний, источник размышлений и познания, материальный образ движения. После Октябрьской революции бывший Пензенский этапный тракт стал обычной грунтовой дорогой. В нескольких пунктах его пересекают железные дороги. Местами исторически сложившаяся трасса используется под асфальтированные автомобильные дороги.
Свидетельство о публикации №224031601184