С. Иванова. О преподавании истории

Автор: ИВАНОВА С. Н., историк, ученый секретарь кафедры Социально-гуманитарного образования Института Менеджмента и Рынка г. Екатеринбург:

О НОВОМ КАЧЕСТВЕ ЖИЗНИ, ИЛИ О ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ В ВУЗАХ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НЕГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В XXI ВЕКЕ

Изменения в политической и социальной структуре общества не могут быть осмыслены вне глобальных процессов происходящих в мире. На рубеже веков именно формирование целостного мировоззрения становится особенно важным. Гуманитарному знанию в сложившихся условиях принадлежит особенно важная роль. В законе «Об образовании» законодательно закреплена новая концепция высшего образования в России. Если раньше образование было ориентировано на узкопрофессиональную подготовку, теперь становится очевидным необходимость формирования универсальной личности, с учетом нового социального качества современного общества.

Безусловно, в последнее десятилетие XX века было немало сделано для обогащения учебного процесса. В первую очередь необходимо отметить изменения в преподавании гуманитарных наук, отход от догматично интерпретируемого марксистско-ленинского понимания природы человека и общества, формирование новых научных школ и направлений. Совершенно новым шагом стало введение на гуманитарных факультетах таких дисциплин как: математика, информатика, концепций современного естествознания.

К сожалению, подобные тенденции не наблюдаются на естественнонаучных и технических факультетах высших учебных заведений. Коли¬чество часов, выделяемых на гуманитарные дисциплины, не обеспечивают в должной мере по¬требности формирования гармонично-развитой личности, граждански-ответственного понимания природы власти и общества, ничтожны. Особенно странной такая ситуация становится, в условиях отсутствия национальной идеи в об¬ществе, потока очень разной и не всегда достоверной информации о далеком и не очень дале¬ком прошлом нашей Родины. Ориентирование в потоках информации невозможно без целостного восприятия мира, знаний тенденций его исторического развития.

Оглядываясь в прошлое, становится очевидным, что в периоды реакции в первую очередь гонениям подвергались именно исторические и тесно с ними связанные философские, культурологические дисциплины.

С чем это, по нашему мнению, связано? - Человек универсальных знаний комплексно и критично воспринимает настоящее. Исторические процессы имеют определенные закономерности, таким образом, имея представления о них мож¬но избежать ошибок в настоящем, и иметь возможность делать грамотно определенные прогнозы на будущее развитие нашей страны (России) и мира в целом. Подобные навыки и умения необходимы для активного и результативного участия в жизни современного общества.
Расхожим утверждением стало, что России находится в упадке. При этом одни исследователи связывают это с далеким прошлым России, другие с недавними потрясениями, однако практически все сходятся на том, что кризис продолжается, и до его полного преодоления еще далеко. В таких условиях необходим качественно новый подход к формированию личности, под-ход целостный, с учетом многовековой истории нашей страны и мира в целом.

Очевидно, что на современном этапе необходимо пересмотреть подход к преподаванию гуманитарных дисциплин. На наш взгляд, в со-временной России, строящей современное социальное государство, для того, что бы у студента, - гражданина России, сложилось целостное восприятие мира, необходимо не только решать проблему координации учебных программ, но и увеличивать само количество времени отведённое на преподавание и изучение истории России и других разделов исторического знания как предмета формирующего человека как личность, гражданина России.
Тем более что незнание истории, в том числе и истории родной страны, её гражданами, с чем нам приходится сталкиваться в повседневности, никогда и ни где ещё не приводило к положительным результатам социального развития.
И поэтому, когда мы говорим о новое качество жизни в России, то в первую очередь мы должны ставить вопрос о новом качестве исторического образования на естественнонаучных и технических факультетах высших учебных за-ведений, а это есть ни что иное как новое качество исторических знаний для русского и всех других народов нашей Древней Великой Страны.


(опубликовано в сборнике научных трудов по материалам региональной научно-практической конференции «Россия в III тысячелетии: прогнозы культурного развития. Качество жизни населения Уральского региона: состояние, изучение, оценка и обеспечение. Наука. Бизнес. Власть». Екатеринбург, 2003 год.

Ответственные редакторы:
НЕКРАСОВ С. Н., РАДЧЕНКО С. Ю.)


Рецензии