Глава 24. Начало недели школьных занятий

Глава 24: Начало недели школьных занятий

Кроме обязательных общеобразовательных уроков Ваня Сверчков три раза в неделю: в понедельник, среду и четверг посещал ещё и художественную школу. Она находилась в здании Горловского института иностранных языков, в центре города.
Ваня пришёл домой, когда уже было совсем темно, поздним вечером. Пёсик Кузя встретил Ваню радостным, дружественным лаем, словно хотел сказать:

- Ваня наш приехал! Ура! Наш Ваня приехал! Ура! Лай-лай-лай! Ура!
Мама Вани Наталья Дмитриевна и бабушка Анна Алексеевна ещё не спали. Ждали Ваню. Во всём доме горел свет. Ваня вошёл во двор. Запер калитку на крючок. Поприветствовал Кузю:

- Кузька, привет! Не спишь! Дежуришь! Молодец!

Вошёл в дом, поставив на половик ведро с молоком, яйцами и яблоками. Мама и бабушка сидели за столом на кухне-веранде и пили чай с малиновым вареньем. Увидев вошедшего сына, Наталья Дмитриевна встала из-за стола и подошла к Ване, обняла его и поцеловала.

- Приветик! – Сказал Ваня, глядя на розовое ведро. – Вот гостинцев бабушка Валя передала. И огромный привет вам от них.
- Приехал! Ну, Слава БОГУ! А мы ждём. Уже волнуемся. Как ты донёс-то… Полное ведро. Спасибо за привет. Как они? Дедушка Дима? Бабушки?
- Всё хорошо!
- Как вы время провели? – Спрашивала мама Ваню.
- Хорошо. У прабабушки Фроси созрели дыни! Сладкие, сочные! Андрей Валковский принёс громадного сазана. Бабушка Валя пожарила с луком… - Стал вдохновенно, залпом рассказывать Ваня. Анна Алексеевна радостно перебила его.
- А у нас на ужин кролик жареный с чесноком. Сосед дядя Толя сегодня тушку продал. Бабушки Валиных кроликов жаль. Свои! А это соседский. Хи-хи… - Улыбнулась Анна Алексеевна. И Ваня улыбнулся в ответ на её улыбку.

Ваня снял верхнюю одежду. Прошёл в ванную помыть руки и умыться с дороги. Наталья Дмитриевна стала подавать на стол ужин. Ваня решил ещё до ужина собраться в школу: для обычных уроков и для художественных занятий. Всё продумать. Ничего не забыть. Подготовиться сейчас, без спешки, чтобы утром без суеты спокойно пойти в обычную школу, а после неё, прийдя домой, взять пакет с бумагой, карандашами, кистями, красками и идти в художественную. Подготовка требовала толка, чувства, расстановки. Ваня сидел за своим столом в углу веранды у огромных окон и раскрыв обычный и художественный дневники, готовил школьные предметы, сверяясь с расписанием уроков и занятий на понедельник. Всё на столе и внутри стола, каждый предмет, каждый карандаш, каждая тетрадь, каждый учебник имели своё место. Настольная лампа с плафоном в форме огромного тюльпана розового цвета ярко освещала письменный стол, отражаясь в огромных стёклах двух смежных окон, словно огромная электрическая медуза плавала, сверкая, в тёмно-синей толще морской воды. А у другого окна, на тумбочке росла в огромном горшке купированная веерная пальма, её тёмно-зелёные листья отражались в другом окне на фоне тёмно-синего прозрачного неба. Ваня взглянул на неё и вспомнил юг: Кавказ, Ставропольский край, где он бывал у родственников вместе с Анной Алексеевной, Абхазию, где он отдыхал с мамой 2 года назад, подумал об Африке. И тут же понял, что лучшее место на Земле, это его Андреевка.

Ваня ещё раз взглянул на пальму, привезённую из Абхазии. И подумал, что когда начнётся зима и двор с садом засыпит снегом, на неё будет особенно приятно смотреть и думать о Чёрном море. О Кавказе и Крыме, о Сочи и Ялте, где редко, но тоже идёт и ложится снег, как в фильме «АссА», который Ваня любил смотреть именно из-за романтики Черноморского побережья, укрытого снегом.
Когда Ваня собрался в школу и семья поужинала, начался проливной осенний дождь. Ваня лёг на свой диван и уснул под его серебряный шум.
Новый день, не смотря на ночной дождь, был ясным и солнечным. Ваня проснулся. Подошёл к окну с градусником, измеряющим температуру воздуха. Он показывал плюс 12 тепла. Ваня открыл, лежащую на столе тетрадь по природоведению и отметил в ней: «ясно» - круглый чистый кружок; плюс 12 тепла; небо безоблачное. После он умылся, почистил зубы, позавтракал, одел на плечо школьный портфель, и выйдя за калитку, пошёл в школу.

Начинался понедельник.

Надо сказать, что Ваня Сверчков любил знания, школьные предметы, особенно гуманитарные, но не любил школу как систему. Наоборот, она мешала ему подробно изучать литературу, историю, рисовать. Шум и беготня на переменках, контрольные работы, казённая строгость учителей, общие школьные линейки - всё это вызывало стресс у Вани Сверчкова. Не любил он и уроки физической культуры. Кроме футбола он не любил спорт. Но футбол больше нравился ему по телевизору, искусство профессиональных футболистов, кудесников мяча, зелёное травяное огромное футбольное поле восхищали Ваню. И совсем его не радовал школьный футбол с асфальтированным неровным полем, с тяжёлым мячом, скорее баскетбольным, а совсем не футбольным, после которого болели голени.

Вот и сейчас Ваня шёл в школу и испытывал стресс. Он даже забыл по какому предмету первый урок. И он уже мечтал, что школьный понедельник со всеми его уроками поскорее завершился и можно было идти на занятия в художественную школу, в центр города.

Ваня шёл переулком, где жили его друзья-говорящие индюки. Индюков не было, но вместо них прогуливалось огромное стадо индоуток, или молчунов: селезней уток и их подросших утят. Молчуны, естественно, говорить не умели, они не умели даже крякать. И, чтобы унять свой стресс, Ваня решил их нарисовать. Он часто носил с собой альбом, чёрные маркеры и фломастеры 18-ти цветов. Ваня присел на скамейку, достал принадлежности, положил на коленки школьный портфель и начал делать зарисовки. Он набросал всё утиное стадо на фоне забора, с крышами домов и деревьями на дальнем плане. Получился полноценный пейзаж.
После юный художник нарисовал голову селезня, со всеми подробностями: с мелкими пёрышками, алой кожей на щеках и над бледно-розовым клювом, сам клюв. Пока Ваня рисовал, под забором пролез рыжий кот, похожий на Рыжика бабушки Фроси, и стал дружелюбно тереться о ноги Вани, словно просил нарисовать и его. Ваня нарисовал и кота: оранжевым фломастером. Ваня так увлёкся рисованием, что забыл о том, что первый урок уже начался и идёт.

- Опоздал! – Воскрикнул Ваня.
- Конечно опоздал! Тебе бы на 2-ой успеть! А вообще зачем тебе эта школа?! От неё один стресс! Сидели бы сейчас с тобой, рисовали бы с вдохновением! А!? – Сказал Ване рыжий кот-натурщик.
- Да! Всё так, Рыжик! Сплошное издевательство над детской нервной системой. – По-взрослому, а совсем не по-детски согласился с котом Ваня Сверчков.
- Именно так! Только я не Рыжик, а Иосиф Александрович. Буквально вот только вчера прибыл из Венеции. Ты хочешь в итальянский город Венецию?
- Я хочу в Андреевку!
- Тоже хорошо! Ну, собирайся, торопись… Может к концу физ-ры успеешь!
- Физ-ры?! Ах, да – физ-ры! А после общая линейка Кто так у них расписание составляет?!
- Как, кто!? – Не переставал удивлять Ваню Сверчкова рыжий венецианский кот Иосиф Александрович. – Александра Григорьевна Шимчук – завуч и твоя учительница русского языка и литературы. Быстрее, Ваня, быстрее… До свидания!

- До свидания, Иосиф Александрович! – Крикнул коту Ваня, быстро сложив рисунки и фломастеры в портфель и почти бегом направившись в сторону своей школы №74 города Горловки. Кот махал ему лапкой, в которой неизвестно откуда волшебным образом оказалась летняя соломенная шляпа. Кот надел её на голову и перепрыгнув через забор, исчез.

А Ваня Сверчков уже подбегал к школе. На огромной асфальтированной площадке перед серым 2-х этажным зданием школы подходил к концу урок физкультуры, 1-ый урок. Одноклассницы и одноклассники Вани Сверчкова в спортивных костюмах и кроссовках заканчивали бег и эстафеты. Когда Ваня подошёл, упражнения закончились звонкой трелью свистка учительницы Людмилы Ивановны Чабан. И все школьники по её приказу построились в шеренгу для оглашения оценок за урок и за всю первую четверть. Ваня встал с краю.

- Сверчков, можешь не пристраиваться: за урок тебе «2», за четверть «3»!
- Хорошо, Людмила Ивановна. –

Согласился Ваня и пошёл в школу ждать начала перемены. Он зашёл в школьный буфет, купил стакан берёзового сока и булочку с маком. Взяв поднос, Ваня присел у окна. Деревья черёмух сбрасывали последнюю багряную листву, усеянные гроздями мелких чёрных очень сладких и терпких ягод. На черёмуховых ветвях сидели воробьи и лакомились ими. Не успел Ваня сделать второй глоток берёзового сока, как в буфет вбежала возбуждённая (впрочем как всегда), заместитель директора Виталия Витальевича Зайцева, завуч и учитель русского языка и литературы Александра Григорьевна Шимчук и обратилась к Ване:

- Сверчков прекращай прохлаждаться, тебе здесь не ресторан! Завязывай! Общую линейку начнём на переменке. С тобой всё ясно – «3» по физкультуре и ты уже даже не хорошист! И по поведению у тебя «неуд». Продолжай и дальше опаздывать на физ-ру. И вообще пора приглашать твою мамашу на разговор. Ты дано уже перепутал общую школу с художественной.
- Моя мама не «мамаша» для вас, Александра Григорьевна, а Наталья Дмитриевна. Я же не называю вас «завучка»!
- Хам! Можешь вообще собирать манатки и идти домой!
- А я пришёл не к вам, а к государству. Школа – государственное учреждение, а не ваша частная квартира, или дача!
- А школьный буфет не твоя кухня, Сверчков!

И с этими словами Александра Григорьевна ушла. Ване Сверчкову захотелось вместо бессмысленного стояния на «линейке», уйти домой и уехать в Андреевку к своим бабушкам и дедушке.

Когда Ваня вышел из школы, ученики всех классов уже построились перед зданием школы. Его одноклассники 5-го «А» отличались от остальных красными, разгорячёнными лицами после физкультуры м спешного переодевания из спортивных костюмов в тёмно-синего цвета школьную форму: брюки и пиджаки для мальчиков и платьица для девочек. Перед школьниками стоял 74-ой школы Виталий Витальевич Зайцев. Справа и слева стояли от него стояли завучи Александра Григорьевна Шимчук и Надежда Николаевна Жук. Они оглашали списки отличников, хорошистов и тех, у кого одна «тройка», а остальные оценки «4» и «5» по итогам конца первой четверти. Зайцев оглашал отличников, Шимчук хорошистов, а Жук тех, кто с одной «тройкой». С одной тройкой оказался один ученик – Ваня Сверчков. Но так, как по поведению у него был ещё и «неуд», то даже в эту категорию он не попадал. Одноклассница Вани Ксюша Бабочкина в очередной раз стала отличницей!

«Линейка» завершилась. К Ване подошла Александра Григорьевна и сказала ему:

- Ваня, я тебя освобождаю от уроков! Нарисуй пожалуйста для учительской плакаты «Времена года». Зайди сейчас ко мне в кабинет, возьми ватманы, кисти и краски… - Просила Ваню подобревшая и успокоившаяся Александра Григорьевна.
- Да, конечно, нарисую. – Ответил ей обрадовавшийся Ваня. Ему очень не хотелось идти на 2-ой и 3-ий уроки математики. И он сразу же пошёл с Александрой Григорьевной в её кабинет.
- У вашего класса сегодня пять уроков, вот и рисуй до конца пятого, а после можешь идти домой. – Ласково объяснила Ване завуч. – Иди ко мне в кабинет, я сейчас подойду. – Добавила она.

Ваня поднялся на второй этаж школы. Через огромный холл, похожий на бальный зал, размером с гектар, Ваня пошёл к кабинету завучей на противоположной стороне холла. Он подошёл к двери и стал ждать Александру Григорьевну. Она подошла через 5 минут, пригласила Ваню в кабинет.

- Рисовать будешь в актовом зале, на свободных столах. Вот тебе четыре ватмана, краски акварельные, гуашь, кисти, простые карандаши. Ваня в несколько приёмов перенёс все материалы в актовый зал. Сдвинул четыре стола к окну, соединив их между собой. Солнце светило ярко и мощно, по-летнему. Празднично и бодро!

Так ярко и противоречиво началась для Вани Сверчкова неделя школьных занятий.


Рецензии