Р. Яновский. Динамика перемен в жизнеобеспечении

Автор: ЯНОВСКИЙ Р.Г., Член-корреспондент РАН, Руководитель Центра социологии национальной безопасности России Института социально-политических исследований РАН, Председатель редакционного совета журналов «Безопасность Евразии», «Security & Eurasia», г. Москва:

ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИКИ ПЕРЕМЕН В ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИИ ЛЮДЕЙ НА РУБЕЖЕ XX И XXI ВЕКОВ

Глобальные изменения и социальная безопасность.
Осень 2001 года обозначила важную особенность социальной и культурной динамики пере¬мен в жизни сотен миллионов людей во многих странах мира. Реально проявилась роль социально-го и культурного потенциала в ориентации социо-культурных изменений. По существу впервые на глобальном уровне актуализировалась проблема мировоззрения, духовного ядра, высокого интеллектуального синтеза для жизнеобеспечения людей.

Как в плане возрождения России, так и в пла¬не позитивного участия в решении глобальных перемен, в том числе и преодоления международного терроризма, у нас есть такие возможно-сти: в интеллектуальном аспекте — содействовать высокого мировоззренческому синтезу, про-движению высоких гуманитарных технологий для сохранения и развития диалога цивилизаций, в международном аспекте — развивать и укреплять социальный капитал цивилизации, который мо¬жет кардинально и оперативно влиять на смысл и содержание отношений Севера и Юга, Востока и Запада в цивилизационном аспекте — на¬полнить диалог между цивилизациями реальным гуманизмом, обеспечить смысловое единство движения от культуры мира к культуре безопасности.

Вторая половина XX столетия ознаменовалась всеобъемлющим глобальным процессом транс-формации всего мира, всех сторон жизни наро¬дов России и других стран мирового сообщества. Глобализм — следствие объективного исторического развития человечества, неоднозначного по своей сути. Но это не просто объективный ней-тральный технологический процесс, а следствие исторического, экономического, социального, духовного развития творческой, трудовой и общественной деятельности человека, развития его общественного сознания.

Важнейшей глобальной проблемой становит¬ся в XXI веке тема духовного синтеза объединения людей в преодолении бедности, насилия и терроризма. Основным конструктивным тезисом, поэтому, становится понимание ряда новых об-стоятельств. В основе понимания жизни и дея-тельности Человека и Общества лежит высшая ценность — смысл жизни (его потеря или де-формация толкает индивида к самоуничтожению и исчезновению вполне конкретного общества). Это предполагает высокий и возрастающий ста¬тус социологии и философии, культуры, чьим интегральным ядром является философское мировоззрение и национальные идеологии. Изменение в состоянии российского общества на рубеже II и III тысячелетий привело сегодня к не-обходимости поиска новой социологии и фило-софии, новых культурных ценностей. Кризис духа, кризис идеологии Запада на рубеже II и III тысячелетий разрушают его потенциал. Причина — деформация философского и культурного измерения западной цивилизации — необходимость новой философской, социологической и культурной ориентации. Изменение (культурное, социологическое и экономическое) может быть связано только с фундаментальной переоценкой ядра убеждений (Национальная Цель, Национальная Идея, Социальный Идеал), которое кон-тролирует социальное поведение.

Существует точка зрения, что России нужны высокие идеалы, идеи и цели. Однако русская мечта, согласно такой позиции, может быть реа-лизована только через несколько десятилетий. Наша позиция исходит из необходимости дей-ствовать для этого уже сегодня, искать, формулировать программу действий, технологию тоже сегодня. Именно сегодня Общенациональная Цель, Социальный Идеал, Национальная Русская Идея, Русская Мечта может быть сформулирована в самом предварительном плане следующим образом. Человеку, россиянину, каждому — благополучие и безопасность, каждой российской семье — достойный уровень и качество жизни, Отечеству, России — мир и национальное согласие.

На рубеже III тысячелетия общественное со-знание, научное мировоззрение и общественно-полезный труд оказывают все возрастающее воз-действие на результаты общественной практики, в том числе и на трудовую, научную, педагогическую, правовую, нравственную, психологическую. В современных условиях естественно-исторический процесс становится социально-историческим. Резко усиливается роль субъективного фактора, активно влияющего на роль исто-рического развития, усиливается борьба сознательного с бессознательным, организованного со стихийным. Бытовое, практическое сознание обретает характеристики реального зрелого мышления, осваивая законы развития мира. Преступление, совершенное 11 сентября 2001 года в США, предупреждает человечество о том, что с невежеством и духовной отсталостью шутить нельзя. Люди должны поверить и понять, что разум, труд и общественное сознание могут по-бедить суеверие, войны и насилие, анархию и стихийность, а человек может совершенствовать¬ся и совершать политические, экономические и духовные изменения, создавать совершенное общество.

Обычно в практической, обыденной жизни люди не стремятся решать общие проблемы развития человечества, а нередко стараются спасаться бегством от решения действительных практических проблем развития, предпочитая не задумываться над сложностью быстротекущей жизни. Плебеи Рима бежали от этой проклятой жизни на зрелище гладиаторов под лозунгом «Хлеба и зрелищ!», а современные подростки спешат на дискотеки и тусовки. Уходя в мир грез, виртуальных иллюзий, прячась в притоны, в своих жилищах, дворах, многие наши современники нередко ищут утешения в сексе, в «любви за деньги», скитаниях по миру и в забвении, в вине и в наркотиках. Это опасная тропа.

Сегодня задачей номер один является станов-ление и выживание новой цивилизации, единение народов. Прошлое важно понять, осознать, переделать, переработать в труде, образовании, общественном сознании и творчестве: это очень тяжелая, а порой и грязная работа. Но прошлое не должно пропадать и исчезать бесследно, его необходимо освоить, осознать. Если мы хотим выжить, нам предстоит отречься от националь-ного эгоизма, накопленного многовекового зла и вандализма, отказаться от превосходства и излишества, жадности, несправедливых устоев прежней жизни. Это могут совершить только сознательные, объединенные, просвещенные и убеж-денные люди, способные принимать ответствен-ные, устойчивые, объективно верные решения.

Только люди бескорыстные, профессионально подготовленные, преданные идее устойчиво¬го развития, несокрушимой воли, обладающие авторитетом среди всех слоев населения всех национальностей смогут удержать от разрушительного насилия многомиллионную массу населения, униженных и оскорбленных, но рвущихся к свободе и свету людей. Главное, нельзя допустить разрыва связи в настоящей жизни, важна борьба за развитие всех народов мира независи¬мо от их культурных и национальных различий и здесь всегда полезно брать положительные уроки истории.


(опубликовано в сборнике научных трудов по материалам региональной научно-практической конференции «Россия в III тысячелетии: прогнозы культурного развития. Качество жизни населения Уральского региона: состояние, изучение, оценка и обеспечение. Наука. Бизнес. Власть». Екатеринбург, 2003 год.

Ответственные редакторы:
НЕКРАСОВ С. Н., РАДЧЕНКО С. Ю.)


Рецензии