В. Большаков, С. Комов. Об экологическом образован

Авторы:
БОЛЬШАКОВ В.Н., Академик РАН;
КОМОВ С. В., профессор, Уральский государственный университет им. А.М. Горького, г. Екатеринбург:

КАЧЕСТВЕННЫЙ АСПЕКТ СОДЕРЖАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В повестке дня на XXI век, принятой в Рио- де-Жанейро (1992 г.) перед образованием постав-лена цель — превратить концепцию устойчивого развития в систему духовных и профессиональных установок человечества. Очевидно, что дос-тижение такой цели будет осуществляться последовательно с выделением основных приоритетов на каждом этапе.

Широкий общественный интерес к экологи-ческим проблемам стал формироваться с середины 50-х годов XX века. Осознание этих про¬блем шло через восприятие отрицательных сто¬рон деятельности человека. В течение половины столетия шла накачка содержания школьных и вузовских учебников, средств массовой информации примерами негативных следствий деятельности людей. Как итог — мощный «взрыв» зеле-ного движения в конце 80-х — начале 90-х годов с явно выраженным запретительным уклоном. Другого и не могло быть. В рамках полувековой накачки содержания образования негативной экологической информацией решение экологических проблем представлялось довольно про¬стым - нужны деньги, необходимо принять за¬коны и надо знать, кому пожаловаться, что речка грязная. Наступает время созидания, время строительства новой России и поэтому следует понять, на каких направлениях необходимо сосредоточить усилия в содержании экологического образования на современном этапе.

Очевидно, что знакомить молодое поколение с негативными сторонами деятельности человека все равно придется, так же как и с известны¬ми путями решения экологических проблем — денег, законов, жалоб. Для созидательного пути этого недостаточно. Необходимо значительно более глубокое понимание целей экологического образования и, главное, путей их достижения.

Общую цель системе образования должны задавать концептуальные установки новой России. Отсутствие их затрудняет формулирование задач и в сфере экологической компоненты образования. Поэтому на данном этапе приходится фор-мулировать задачи в рамках логики самого эко-логического образования. С появлением концептуальных установок новой России необходимо будет провести соответствующую корректировку.
Строительство новой России потребует от экологического образования отказаться от доминирования негативной информации и начать ее замену на созидательную. Главная трудность на этом пути — какой выбрать критерий, по которому учащийся сможет соизмерить свои личные действия, и решения с общей целью. Научные, экономические, социальные, политические критерии здесь явно не приемлемы, так как всегда будут отражать только какую-нибудь одну сторону.

Необходим интегрированный критерий. Больше всего этому требованию отвечают нрав-ственные критерии. Возможно, что для целей экологического образования стоит использовать давно известный нравственный критерий врачей — «не навреди» природе, людям, самому себе. Необходима большая работа по его осмыслению и трансформации к задачам экологического образования.

Переход на созидательную информацию о деятельности человека потребует переоценки пу¬тей решения экологических проблем. От жалоб и требования денег, как основных способов решения экологических проблем, придется значительно глубже осваивать методологические основы самой экологии, общей теории систем, приемы построения моделей экологических задач и работы с этими моделями. Потребуется разработка нового поколения учебников, учебных пособий, учитывающих эти изменения.
В связи с такими задачами неизмеримо возрастает роль процесса повышения квалификации и переподготовки преподавателей и не только тех, кто непосредственно преподает экологию и дисциплины близкие к ней, но и всех остальных.

Преодоление противостояния экологии и экономики является еще одной важной задачей эко-логического образования на современном этапе. Трудности реализации данной задачи обусловлены самой сутью рыночной экономики. Идея максимальной прибыли любым способом делает эту экономику безнравственной. Рекламируемые успехи экологического благополучия цивилизованных стран с развитой рыночной экономикой в значительной степени обусловлены с переносом наиболее опасных в экологическом плане производств в страны третьего мира. Примат экологических критериев над чисто экономически¬ми в рамках реализации любых проектов по преобразованию окружающей человека среды, воз-можно единственный путь примирения экологии и рыночной экономики.


(опубликовано в сборнике научных трудов по материалам региональной научно-практической конференции «Россия в III тысячелетии: прогнозы культурного развития. Качество жизни населения Уральского региона: состояние, изучение, оценка и обеспечение. Наука. Бизнес. Власть». Екатеринбург, 2003 год.

Ответственные редакторы:
НЕКРАСОВ С. Н., РАДЧЕНКО С. Ю.)


Рецензии