ДАО

  (ст."ДАО ч.1",Трансерфинг Реальности,2024) "Дао есть причина, в том смысле, что сущность вещей может в некоторой мере пониматься, как обязательно имеющаяся связь между элементами мысли,которая определяет законы мышления.Другими словами,единст-венная объективная реальность - это то. что заставляет нас связывать различные формы иллюзий. Таким образом, она как очевидно, непознаваема и невыразима ни через речь.ни через молчание.Все что мы можем знать о Дао- то.что ему свойственна некая сила,(однако не являющаяся частью Дао)посредством которой в соответствии,с законом необходимости воплощаются все сущности.Дао есть Путь.Ничего не может существовать вне связи с другими вещами, определяемыми сходным образом. Нечто не может быть познано само по себе, но только как элемент в последовательности событий. Поэтому объективная реальность состоит в изменении ситуации. но не в изменяющихся вещах."

  (ст."ДАО ч.2",Трансерфинг Реальности,2024) "Мы не можем дать определение какому то элементу, кроме как рассмотрев впечатления от происходящих с ним изменений. Другими словами. наше знание чего либо в действительности является суммой наших ощущений от его последовательного изменения,то есть.пути от одного события к другому событию.В таком понимании ДАО можно трактовать,как Путь.Дао это не сущн-ость в том смысле,что оно не является объектом,воспринимаемым чувством или разум-ом. Это не причина всех вещей, но категория . лежащая в основе всего существующего и происходящего. Потому Дао истинно и реально настолько же, насколько иллюзорно бытие , являющееся не более чем набором знаков, придуманных для удобства описания нашего опыта. Дао не обладает силой для создания чего либо . Опыт дает нам понять. что путь по которому развивается наше знание - это единственное, в реальности чего мы можем быть уверены."
  "Что происходит на храме Макоши .Придя на храм Макоши, разжигают костер, и жрицы этого храма открывают данный храм, через них идет энергия в пространство храма. Жрицы активируют алтарь храма, как скрытый так и открытый, из колодца, поливая камень водой, таким образом, вода и земля объединяются. А, как известно, это женские стихии. Пославив Рода, Светлых Богов и, естественно, Макошь. Мужчины выходит за пространство храма Макоши, так как очень сильные женские энергии на нас, мужчин, очень дурно воздействуют, нам становится там довольно нехорошо, а вот женщины в своих энергиях находятся в своей стихии. Конечно, там присутствуют берегини, да и сама Богиня Макошь. Именно этот древний храм, а он целительский, имеет алтарь, древние колодцы и мощные выходы энергий. Что чувствуют там женщины, которых выгнать оттуда практически невозможно, жрицы проводят различные обряды исцеления, наполнения, излечивают бесплодных женщин и делают многое другое. Конечно, мне, как Волхву, также приходиться принимать участие в празднике, я делаю то, что мне говорит Богиня Макошь, помогаю исцелять, и многое другое. Именно на Храме Макоши происходит привязка к самой Макоши, имянаречение, женщины, которые встали на духовный путь развития, принимают новое женское имя. Естественно, при этом женщины получают благословение самой матери пресвятой богородицы. Нужно не спрашивать, а поучаствовать, наполниться этими энергиями, так как именно эти энергии исцеляют женщин. Ну, а чистая, светлая женщина она всегда любима и привлекательна.Храм Макоши – природный храм и пока ты не почувствуешь благость энергией храма, ты не поймешь это чувство, пьянящие зовущие исцеляющие чувство счастья, объединение божественных природных энергий. Только там женщина полностью открывается и чувствует себя полностью раскрепо-щенной наполненной. Радость переполняет все ее тело эмоции зашкаливают , сознание очищается . и воспринимает мир совершенно по- другому , совершенно не так как в хаосе бытия . Женщина расцветает как цветок , становиться волшебно прекрасной , ты любуешься ими понимая , что у нас что то забирают там в городе и только здесь они набираются удивительной красотой этого мира . Горчинкой отдает лишь то , что приведя в эти энергии женщину, толкнув ее в объятия этого мира, она начинает понимать, что это все существует. А так она и не понимает, не осознает, что это все есть. Только тот кто любит свою и желает чтоб она расцветала привет свою ненаглядную на этот храм Макоши , для осознания что все это существует.Возможности человека возрастают, если человек устремлен к определенному позитивному движению. Если, он поставил перед собой цель и желает достичь, на этом пути определенного достижения. Все можно решить, всего можно добиться, если знаешь к чему либо, ты идешь. Наверно это главное стремление, и только стремление дает возможность этому движению, достичь желаемого результата. Если маг желает долго жить и быть сильным физически даже в глубоком возрасте, он должен осознать, как этого добиться. Если вы желаете быть сильным в тонком теле и достичь желаемого результата, то просто нужно стремиться к этому. Человек в тонком теле может многое главное желание, практика четко поставить перед собой цель."(Мудрость Бога Велеса,2024)

  ""Салбыкская пирамида" находится в знаменитой долине Царей в Хакасии и датируется XIV веком до н.э. Основание кургана представляет собой квадрат со стороной в 70 метров. В 1950-х годах экспедиция ученых нашла внутри кургана целый комплекс, напоминающий Стоунхендж. Огромные мегалиты весом от 50 до 70 тонн были привезены в долину с берега Енисея. Затем древние люди обложили их глиной и построили пирамиду, не уступающую египетским.[С-BLOCK].Внутри были найдены останки трех воинов. Археологи относят курган к Тагарской культуре и до сих пор не могут ответить,каким образом камни были доставлены в долину."(Кириллица,2024)
  (ст." Кощей Бессмертный: тайны главного злодея русских сказок",Кириллица,2024) "Происхождение имени "Кощей" до сих пор остается загадкой. Одни лингвисты видят его корень в слове "кость", другие - в нижнелужицком "ko?tlar" (заклинатель) или древнерусском "касть" (мерзость).Многоликий персонаж.Образ Кощея многогранен. Одни ученые считают его интерпретацией славянского бога смерти Карачуна, другие - русской версией Одина, а третьи - просто могущественным волхвом. Не исключено, что за образом Кощея скрывается не один персонаж, а целая ролевая модель из мистерий посвящения.Злодейство как ремесло.В русских сказках Кощей предстает искусным колдуном, умеющим превращать людей в животных, камни и другие предметы. Он похищает девушек,но его попытки завоевать их любовь терпят крах.Несостояв-шийся жених.В былине "Об Иване Годиновиче" Кощей предстает галантным кавалером, который безуспешно сватается к княжне Марье Дмитриевне. Его соперник, Иван Годинович, похищает девушку, что приводит к трагической гибели Кощея.Смерть на кончике иглы.Секрет бессмертия Кощея скрыт в "матрешке" из яйца, утки, зайца, сундука и дуба. Уничтожение этой "матрешки" означает разрушение миропорядка и смерть Кощея.Символический образ.В некоторых интерпретациях Кощей символизирует падшего Адама, греховное тело или языческие верования. Его смерть трактуется как очищение души от грехов.Многогранный злодей Кощей Бессмертный - не просто злодей из русских сказок.Это многогранный персонаж,чей образ сочетает в себе мифологи-ческие,фольклорные и религиозные элементы."
  (ст."Почему монголы освободили от дани церковь",Кириллица,2024) "Согласно официальной версии, которую, кстати, оспаривают многие историки, в течение почти 300 лет Русь находилась под татаро-монгольским игом.Однако ханы не всех обложили данью.Как утверждают историки, православная церковь обладала так называемыми ярлыками, согласно которым она получила огромные преимущества экономического характера.Разорение монастырей и убийства священников.Справедливости ради стоит отметить, что далеко не сразу татарские ханы стали сотрудничать с православной церковью.В самом начале нашествия на долю церкви выпало немало испытаний.Тата-ро-монголы не только грабили и разрушали храмы,но и убивали священнослужителей. Свидетельства об этих случая можно найти в древних летописях.Так,отечественный историк Олег Рапов в своей книге «Русские города и монгольское нашествие» при-водит слова одного летописца,который сообщает: «..много же святых церквей огневи предаша,и монастыри и села пожгоша,а имение их поимаша».И в самом деле сперва налетчики не жалели никого и ничего,уже тем более не собирались заключать какие-либо партнерские соглашения.Если верить Л.А.Дмитриевой,автору издания «Памятники литературы Древней Руси: XIII век», после того, как хан Батый захватил Козельск, он «взял приступом Переяславль». Хан разрушил город до основания, не пощадив и церковь архангела Михаила.Правда,предварительно Батый разжился золотом и драго-ценностями, которые обнаружил в упомянутой церкви. Кроме того, Дмитриева пишет о том,что Батый убил епископа Симеона.Однако вскоре татары изменили свое отношение к православной церкви,поняв,что она способна стать не их противником,а,напро-тив, союзником. Подобная «трансформация» мнения повлияла и на поведение татаро-монголов. Об этом тоже можно прочесть в летописях: «...епискупа остави жива, и ведоша и в Глухов, и оттоле пустиша».Сотрудничество с церковью.Довольно быстро татарские ханы нашли общий язык с православными священниками. Как пишет Владимир Титов в своей книге «Православие», уже в 1259 году завоеватели обложили данью Псковские и Новгородские земли,но при этом освободили от сего бремени «архиман-дритов,игумнов,и попов,и диаконов,и иноков,и крылошан и всего священнического причта». А спустя 2 года, если верить митрополиту Макарию,автору книги «История русской церкви», митрополит Кирилл попросил у хана дозволения основать в Сарае православную епархию, куда после согласия и направил в качестве представителя епископа Митрофана. После смерти Кирилла его преемник митрополит Максим,грек по происхождению, едва прибыв в Россию,тут же нанес визит в Орду.С тех пор у православных священнослужителей сформировался своеобразный обычай: ездить к татарским ханам для утверждения собственной власти и для получения ярлыка. Эти ярлыки снимали с церковников обязательства по уплате дани. Но самое интересное, что православной церкви нередко удавалось даже вернуть себе принадлежавшие ей некогда земли. Так, Анатолий Сахаров и Ефим Грекулов в своем издании «Религия и церковь в истории России» приводят слова из одной ханской грамоты о том, что «земли, воды, огороды, винограды, мельницы, зимовища, летовища, да не замают их, а что будет взяли и они отдадут беспосульно».Причины терпимости.Для чего же татаро-монголам понадобилась такая толерантность? Понятно,что делали они это не просто так.Известный русский историк Николай Карамзин утверждал,что ханы всегда были очень терпимы к иным религиям.Однако присутствовала в действии татар и кор-ысть.Во-первых,у того же Карамзина в «Истории государства российского» приводит-ся текст из грамоты,дарованной ханом Узбеком митрополиту Петру, в котором говорится о том, что с митрополита запрещено взимать дань, потому как он вместе с остальными служителями церкви молится за татар, чем и «укрепляет их воинство».
А Татьяна Полетаева, автор издания «Православная культура. История и традиции», кроме упомянутой выше версии,пишет и о том,что отношение к православным священ-нослужителям у монгол имело некий суеверный оттенок. Русские священники были для язычников кем-то вроде шаманов, которых на всякий случай лучше не обижать, а то мало ли что. К тому же татары наверняка понимали, какой силой обладает религия, и какое влияние православная церковь может оказывать на своих прихожан. Именно поэтому захватчики предпочитали дружить с русским духовенством."
  (ст."В русском языке тысячелетия назад законсервирована индоевропейская лексика",Б.Новицкий,2024) "Русский язык в силу некоторой северной отстраненности от южной лингвистической суетности, уникален в кругу индоевропейских языков. Все то,что в его лексике хранилось тысячелетиями,там,на юге и на западе,в мельтеше-нии сменяющихся,спешащих к лучшим местам,племен и народов,разбазаривалось и ков-еркалось.Неким образом именно русский сохранил по сути в законсервированном виде исходные корни того языка,который по привычке зовут индоевропейским.Скажем,как-ой смысл славяне вложили в слово "дармоед"– даром ест? Впрочем,в русском языке уже есть слово с тем же значением– тунеядец.Выходит,у нас было такое слово,как «туне».А смысл его находим в наречии «втуне»– впустую.Словарь Даля:«ТУНЕнареч. тунно пользы; без вины,без причины.Туне приясте,туне дадите,Матф….Туне о суетном пече-теся.Возненавидеша мя туне».Также и в словаре И.Срезневского читаем:«Туне даром, безвозмездно. Князь бо не туне меч носить, Божии бо слуга есть. "Лаврент. лет." 6683 г. Тоунге хлеба не ;хъ (Даром хлеба не ел). "Житие Феодора Студита"»К сло-ву,в литовском имеется слово tingus(лентяй,праздный),в котором еще сохраняется носовое "нг".Что можно заметить в использовании его в Житиии Феодора Студита.На санскрите: tuccha– пустой,ничтожный,мелкий,малозначащий,несущественныйНо есть и синоним к слову втуне– всуе,также со смыслом– напрасно,даром,тщетно,попусту, впустую.На основе корня "суе" в русском десятки слов- суета,суеверие, суесловие (пустословие).В санскрите для обозначения бессмысленности и суеты есть слово ;;nyat; (шунята\сунята) – пустота, пустынность, бессмысленность.Видимо, такие чуднЫе корни современных русских слов ведут свое происхождение из ПИЕ языка, который странным образом законсервировался в языке Русской равнины,и который правильнее,как выясняется,называть языком ариев.Я ранее уже показывал такие слова, как тло (дотла), кон- (конец, закон…), кой- (покой, койка…) и другие, проникшие не только в славянские языки, романские, но и в германские, одним из представителей которых является английский. К слову, претензии на счет того, что, почему я уделяю внимание только английскому, не принимаются. Поскольку на остальные языки германской группы – те же скандинавские, надеюсь, есть другие исследователи, которые ими и займутся всерьез. Английский же просто самый крайний в том ряду, на который у меня упал взгляд. Между тем, и славянские не оставляю без внимания, с особенным интересом показываю литовский и польский. А латынь – та вообще источник приятного нахождения там только русских корней.
Теперь же появилась возможность не только удивляться древности нашего предкового языка, но удостовериться в реальной хронологической глубине его носителей в 5 тысяч лет. В этом плане слова академика О. Трубачева о том, что «древняя история праславянского может измеряться масштабами II и III тыс. до н. э.», нисколько не противоречат данным,так называемой «молекулярной истории».Число историков удел-ивших внимание Средиземноморским цивилизациям прошлого сегодня сосчитать невоз-можно,но эти цивилизации могут быть интересны тем,что все они были конечными пунктами миграции с северо-запада Восточно-Европейской равнины разных групп предков. Школьные учебники все также же по какой то инерции продолжают удивлять школьников Египтом, Древней Грецией, Римом, но даже не пытаются увлечь учеников историей своей страны.Почему по инерции? Все просто – учебники, несмотря на пробуждение русской историографии,продолжают нести устаревшие концепции вторич-ности нашего народа по отношению к упомянутым цивилизациям Средиземноморья. А может быть, пришло время говорить уже о нашей русской истории всерьез, поскольку нет оснований прятаться от своего прошлого. Оно не только славное, но и корнями уходит в тысячелетия, которые не снились ни Риму, ни Афинам.Сегодня в Европе, за редким исключением, главенствует так называемый ИЕ язык. Выясняется, что язык бытовавший на ее восточной стороне (на Русской равнине), можно также назвать и арийским (древнеарийским).А «индоевропейский»- первое неловкое определение,поп-ытка объединить не объединяемое.При этом роль Восточной Европы, на территории которой сформировалась русская народность, начинает сегодня видится все яснее. И начало ее образованию было положено уже, начиная с 3 тысяч лет до н.э. На то же указывают и данные ДНК-генеалогии. Но они также указывают и на то, что на тысячу лет ранее этого времени в ареале кульутры шнуровой керамики со смещением в фатьяновскую культуру формировалась и арийские языки. Ариями же можно назвать носителей гаплогруппы R1a-Z645, но в определенном временном интервале, который определяет ДНК-генеалогия. А. Клёсов пишет:«Мои определения, четко обоснованные: арии - это носители гаплогруппы R1a-Z645 во временном интервале между 5900 и 2500 лет назад. [Выделено мной – Б.Н.]. Славяне – это те, кто говорят на языках славянской группы. Из них потомки ариев – только те, кто имеют гаплогруппу R1a-Z645 с нижестоящими снипами.Таких около 40% русских и примерно 30% индийцев»[1]. Учитывая указанное определение можно принять также и такое определение для раннего периода этого интервала, как язык древнеарийской общности. Именно этот древнеарийский язык на раннем этапе промежутка 5900 и 2500 лет назад расходился на славянскую и группу арийских языков. Так что,«… арии гаплогруппы R1a-Z645 стали славянами гаплогруппы R1a-Z645-Z280 и R1a-M458 с нисходящими снипами…, когда арийский язык ариев в значительной степени перешел в славянский язык нос-ителей R1a- Z280 и R1a-M458 c нисходящими снипами»[2].Примем во внимание при этом,что субклады Z280 и M458 образовались по данным YFull YTree примерно 5000 лет назад,как впрочем,и субклад ариев Z93– 5000 лет назад.Так что,в принципе, об интервале 5900- 4500 лет назад и можно говорить как о времени древнеарийского языка,который «как минимум наполовину был славянским» (праславянским,или языком, который лег в основу славянских языков).54% -е совпадение по С. Старостину по базисной лексике русского языка (относящегося к славянским) и древнеиндийского языка означает,« что при расхождении ариев с Русской равнины примерно 4500 лет назад, [выделено мной - Б.Н.] когда одни там остались, а другие ушли на восток вплоть до Индии, у них язык как минимум наполовину был славянским»[3].ДНК-генеалогия доказала также 5 тысячелетнюю историю ариев.«ДНК-генеалогия провела анализ гаплогрупп, субкладов и гаплотипов, которые выражены в высших кастах Индии, и особенно брахманов (наиболее вероятных потомков ариев), также среди наиболее вероятных потомков митаннийских ариев на Ближнем Востоке (у арабов встречаются 12% гаплогруппы R1a), и оказалось, что у тех и других наблюдается гаплогруппа R1a-Z645, которая образовалась 41 снип-мутацию, то есть примерно 5900 лет назад. Это согласуется с данными лингвистов, согласно которым древний арийский язык стал расходиться на ветви около 6000 лет назад. Действительно, R1a-Z645 расходился на ДНК-генеалогические ветви 5000±500 лет назад, а именно ветви Z280 (сейчас восточные славяне), M458 (сейчас западные славяне), Z284 (сейчас в основном скандинавы), Z93 (южные арии, многие жители Средней Азии, Кавказа, Турции, Ближнего Востока, Индии). Выявлена сеть археологических культур с костными остатками гаплогруппы R1a-Z645 и нисходящими снип-мутациями,и про-слежен путь миграции ариев по Евразии,а также их потомков скифов той же гапло-группы,а также будущих славян гаплогрупп R1a-Z645-Z280 и R1a-Z645-M458,многие другие признаки древних ариев и их современных потомков»[4].Тот язык, который 4500 лет назад «наполовину был славянским, сегодня, видимо, и определяют как праславянский. Вполне возможно, что ранней формой праславянского наполовину наполненного арийской лексикой и мог быть язык предков русских.и,если в русских деревнях еще попадаются какие-то давно забытые словечки,вроде «пакши»,или «сво-як», «деверь», то это все означает, что и древнеиндийский и русский относятся к индоевропейским языкам,на котором говорят и в Индии.Пакши (руки)– пакша /pak;a/ - часть тела,крыло,Деверь– деврь /dev;/- брат мужа.Свояк– сва /sva/- родствен-ник, свояк.Так что, с разделением восточно-европейского древнего рода на ветви 5 тысяч лет назад произошло и расхождение носителями этого рода языков. Между тем, так случилось,что честь сохранять корни того языка выпала нашим предкам,остав-шимся на Русской равнине со времен пятитысячелетней давности. Не оттого ли вся территория средней полосы России до сих пор усеяна древнеарийскими гидронимами. Впрочем, в первой русской летописи - «Степенной книге» как уникальный народ, который еще в 14 веке обитал по рекам и озерам Руси упоминается племя "гангане", обитавшее в окрестностях Онежского озера, где до сих пор сохранились названия с именем Ганг.В «Жизнеописании Стефания Пермского» говорится:«Се же имена иноязыч-ным странам и местом живущих около Перми: гангане,заонежане,и пр.»Позже ганган стали звать Гайняне (Гаяне, Гайане). Но и до сих пор русские люди живут еще, например,в деревне Большое Гангозеро в Кондопожском районе Карелии.И это не удивительно,если учесть,что 9 озер Гангозеро расположилдось в окрестносях Онеж-ского озера.А в деревне Большое Гангоезро и сегодня благополучно живут русские люди.Для разминки ниже ряд лексических русско-санскритских сближений:Баять\ти (байка, баюн, баюкать, краснобай ): bhanati (санскр.) рассказывать; арм. ban, bay слово,выражение; ст.англ.boian хвастать,ben молитва, мольба.Белый – bhr;j сиять []Будить - budh [будх]Быть – bh; [бху] быть.Валять - val /valate [вал, валате] – поворачиваться.Веять – v;/v;ti [вА, вАти] веять.Ветер - v;ta/ v;yu/ [вАта, вАйю].Делить - d;/d;ti [да, дати].Мнить – man/manate [манате].Ведать – vid [вид].Вякать (говорить) – vac/ vakti.Вода – v;r.Возить – vahati [вахати]. Голосить– garhati.Дерево- dru.И несколько слов для любознательных.Вот информа-ция,которая дает возможность понять,что такое гаплогруппы и как они определяются . Цитирую по А. Клёсову:«На самом деле гаплогруппы, то есть принадлежность к определенным родам, без труда определяются геномным анализом, было бы желание. Например, если найдено, что в нуклеотиде Y-хромосомы под номером 15 миллионов 779 тысяч 361 находится гуанин(вместо обычного аденина),то это носитель гапло-группы R1a, а если в нуклеотиде той же хромосомы под номером 3 миллиона 19 тысяч 783 находится аденин вместо обычного цитозина, то это носитель гаплогруппы R1b. И так можно выявить любую гаплогруппу и любой субклад»[5].Как говорил один профессор математики на лекции в Политехе:«Всё элементарно!»"

  (ст."Что на самом деле думают учёные о "Велесовой книге"? Палеография: доказательства подлинности.Часть 1",А.Асов,2024) "Мы уже приводили мнения разл-ичных крупных учёных-славистов,палеографов,лингвистов,филологов и историков,глав научных школ,и их доказательства подлинности "Велесовой книги".Теперь выходим на поле,которое по большому счёту, понятно не так чтобы и многим.Обычного читателя (даже имеющего какое-то представление о филологии и истории)в статьях анти-веле-соведов сразу "программируют"(а то и попросту заклинают будто мантрами)мол— вся наука против! Главное,что против лингвисты! Это важно-важно-важно! А за— диле-танты(ну, там физики-химики и прочие хироманты).Но разве это так?Мы уже в прошлых статьях показали, что дело обстоит с точностью до наоборот. Но тем не менее, давайте начнём последовательный разбор аргументов "за" и "против", — в том числе и со стороны тех,кого принято отправлять в лагерь противников подлин-ности "Велесовой книги" (хотя это далеко не всегда оправданно). При этом я постараюсь быть понятным даже не специалистам. Всё-таки у научно-популярной литературы именно такая задача.А потому придётся пускаться в объяснения и делать отсылки и оценки,коими обычно в чисто научной литературе пренебрегают.И напра-сно: люди тогда (абсолютное большинство) читают лишь заголовки статей,оценивают "визитку",то есть регалии писавших,но внутрь статей почти никто не заглядывает. А те,кто и заглядывает,не удосуживаются перепроверять написанное.Многому верят на слово: ведь писал-то признанный корифей.Разумеется, за последние десятилетия понаписано по этой теме очень много различных наукообразных глупостей, многое уже выставлено и в интернете,и даже на Дзене.Но всё это отложим в сторону,как не стоящее внимания.Это только пена.Сосредоточимся на важном. Прежде всего: на том, что дано в как бы академическом сборнике "Что думают учёные о "Велесовой книге "?" (СПб.,"Наука",2004 г.)Почему "как бы", ведь это— само издательство "Наука"! Да потому, что в сей монографии игнорируют, будто их и нет, всех глав научных школ, придерживающихся противоположной точки зрения, — а это уже не наука, у этого есть иное название, но по моральным причинам я его опускаю.То есть здесь далее будут приведены все аргументы "за" и как бы "против" прежде всего — от палеографа, доктора филологических наук Л.П. Жуковской, даны комментарии на них от д. фил.наук Б.И. Яценко и пр..Её аргументы я последние 30 лет перепечатываю, выделив в них 10 доказательств подлинности памятника.Перепечатывают её статью и противники ВК,— разумеется,для тех,кто читает только заголовки статей и не вни-кают в суть. Наверное,они её и сами не понимают— такой уж уровень у сих филоло-гов.Мною же эта суть разобрана "по полочкам".И я(не смотря на внешнее положение по отношению к этой науке),думаю,что имею на это право.Хотя бы потому, что мои аргументы и толкование статьи Л.П. Жуковской поддержали многие известнейшие филологи и историки.Да и книгу "Что думают" издали как раз те, кто решил таким образом доказать(наверное для своих студентов),что именно я и не прав.Это ведь тоже своего рода признание.Именно со мною они и ведут дискуссию,— не давая мне при том самому слово.Ну,вот такой уровень у этой дискуссии.Я , разумеется, на эту работу ответил, — сборником статей с похожим названием, дабы когда кто-то в интернете будет искать их книгу, рядом будет выставлен и мой сборник: "Учёные о "Велесовой книге" (М., 2015, переиздание 2023) в том числе и со статьями тех учёных с мировым именем, о коих они предпочли умолчать. Подготовил я её еще в 1994,но издать удалось только в 2015,ранее научную книгу не брали "эзотеричес-кие" издательства — другой жанр.На мою книгу за 10 лет с её выхода те авторы ничем не ответили(будем потому считать победу за мною уже по очкам— и тиражам). Однако позже в спор вступил,и опять-таки именно со мной,— вообще-то с писателем и журналистом,которого не пускают в академические журналы,— распиаренный либер-альными СМИ до небес академик А.А.Зализняк,недавно,кстати,почивший.Ему,разумеет-ся,также дадим слово.С относительно грамотными людьми всегда интересно полемизи-ровать,не смотря на их политическую позицию,идеологию и прочее.Итак,приступим.На какие же аргументы "за" и "против" опирается отечественная палеография и линг-вистика?Начнём, вслед за Л.П. Жуковской, с палеографии. В давней её статье от 1960 года (в "Вопросах языкознания", 1960 №2, стр. 142) приведены следующие аргументы, которые доктор фил. н. Б.И. Яценко (см., прошлую статью) признал очевидными доказательствами подлинности памятника. Вот они, выделяем их из той статьи:Разумеется,в той старой статье 1960 г.,подвергшейся редактуре (похоже, от В.В. Виноградова), аргументы в пользу подлинности затемнены оговорками. Но если не пытаться читателя запутать,то сказано именно это.И фраза "данные палеографии (пропускаем здесь и далее редактуру) не свидетельствуют..о подделке..а свиде-тельствуют о наибольшей возможной древности кириллического памятника." принад-лежит самой Л.П. Жуковской. Именно эти фразы д. фил. наук Б.И. Яценко назвал "чудесной песней", которой потом Лидия Петровна "наступила на горло".Согласился с этим в 1993 г.и палеограф,доктор филологических наук,зав.сектором славяно-русских рукописных книг РГБ Иван Васильевич Лёвочкин (тогда непосредственный начальник Л.П.Жуковской),поддержавший мою аргументацию по этому вопросу(см.об этом тут!),— отзыв за его подписью,сохранился.Оговорки в той статье Л.П.Жуков-ской были следующие: мол, палеографический анализ не даёт окончательного решения вопроса о подлинности, а даёт только возможную датировку текста. А если она, эта датировка, противоречит данным лингвистики, дающей другую дату сего текста, то... и т.п.Ну, примем, — конечно временно, — такую точку зрения. (О лингвистике пойдёт речь в следующей статье— ибо там нет вопросов,если подходить к лингвис-тической датировке профессионально: в самом деле, у всех сих текстов дата— IX век; и т.о. еред нами— не поздняя копия,это гораздо менее вероятно).Но покажем, что из всего этого следует,если мы будем придерживаться— обычной логики.То есть есть получается,— по мнению противников подлинности ВК,— что некий абсолютно гениальный мистификатор-фальсификатор вот всё это— древние кириллические почер-ки,известные в середине прошлого века всего нескольким палеографам,и имитировал. Ведь так?И кто он? Кто этот "гений палеографии", который только на этом знании мог бы уже сделать карьеру учёного?Далее в своей статье Л.П. Жуковская даёт нам его имя: Александр Иванович Сулакадзев (1771-1830), в собрании коего, согласно его каталогу,имелись 45 дощечек,— рукопись: "Патриарси.О переселениях варяжских и жрецах и письменах."(она же "Велесова книга").А кроме того:"Песнь Бояну".И ещё "Лоб Адамль..о Тризнах Златогора,Коляде Вандаловой..и семи князьях,что под ним сидело."(она же "Ярилина книга"),да и ещё с десяток других подобных манускрип-тов.Это что же получается?В начале XIX века,когда славянская палеография "нахо-дилась ещё в пелёнках"(по выражению о. Ст.Ляшевского),этот гений имитировал. почерк надписи царя Самуила(980-1014)..для огромного манускрипта в 45 дощечек! А ещё он подобную работу сделал для десятков,если даже не сотен,других древних рукописей.."Имитировал" он вот эту надпись(кликни,чтобы увеличить):Да вот беда! Эта плита была найдена Ф. И. Успенским и Павлом Милюковым в период 1897-1899 годов в Македонии. То есть А.И. Сулакадзеву понадобилось бы восстать из мёртвых через 70 лет после своей смерти, либо иметь машину времени, чтобы сымитировать этот почерк. Так может, проще ему было сгонять сразу в век IX-й? Раз у него были такие технологии!Осознав это, впоследствии противники ВК, начиная с О.В.Творо-гова (не буду их всех здесь перечислять, ибо их "легион") стали утверждать, что имитировал сей почерк уже Юрий Миролюбов, начавший публикацию памятника в 50-х годах прошлого века. Иначе у них никак концы с концами не сводились — и далеко не только из-за почерка.Это теперь и есть как бы "общее мнение" т.с. современной "академической науки".Но ещё доктор филологических наук Ю.К.Бегунов в хресто-матии "Русская политическая мысль. Рюриковичи." (СПб, 1999, с. 14, переиздание 2016), заметил: "Мнение О.В. Творогова о Миролюбове, как якобы поддельщике, опровергается тем, что оригинал "Велесовой книги" на 45 дощечках под названием "Патриарси" уже находился в коллекции известного историка и коллекционера А.И. Сулакадзева (Петербург., ум. 1830). "На какие только ухищрения теперь не идут критики ВК!.. Тут выяснилось, что дощечки видели у полковника Изенбека ещё до того, как он познакомился с Миролюбовым (есть даже номер полкового журнала "Журавель" за 1919 год с упоминаем оных, "заключённых в ящик").И теперь высказывается мнение, будто бы Юрий Миролюбов всё же имел неважно подделанные Сулакадзевские дощечки, а уж потом..э..заново их подделал..ну,под надпись царя Самуила, чтоб Жуковской потом угодить.Ну,будучи в Брюсселе,работая одновременно на химическом предприятии и перебиваясь с хлеба на воду.По субботам штудируя палеографию.Учебники коей ещё не вышли,но что-то же было..э..где-то. И заходя по воскресеньям к Изенбеку..э..да..с ножом и другими досками, оторванными им,навер-ное, от забора.А оригинал— в печку.Да.Куда ж его ещё?..И вот этот т.с."поток сознания" сейчас и выдаётся за науку!Не пора ли уже сейчас принимать на сей счёт административные решения? Не знаю уж, кто там сейчас у руля и кто курирует сей вопрос, — я давно вне этого мира. Кажется, ещё 30 лет назад дело шло к тому, что всё более-менее здравое и похожее на науку, уйдёт под "омофор церкви", ну а остальное... А вот об этом пока не будем говорить. Дабы не разжигать."

  (ст."Связь человека с "тонким" миром или Канал связи с Богом.4",Трансерфинг Реальности,2024) "Высокий эгрегор дает человеку спокойное ощущение причастности к большим и важным эволюционным программам, хотя человеку может показаться, что это полностью его личная заслуга.Защиту человека обеспечивает ведущий его эгрегор и нужно привыкнуть ему доверять , недоверие будет означать передачу программ защиты на более низкий уровень, низшему эгрегору ( эгоистическому.) и тогда человек может рассчитывать только на себя. Чем выше эгрегор , тем больше он требует от человека внимания и тем большую защиту он обеспечивает. Сложности и всевозможные неприятности возникают у человека, пытающегося служить сразу нескольким эгрегорам, особенно при явном желании урвать всюду кусок пожирнее, у разных эгрегоров разная этика,разные системы знаков предостерегающих.указываю-щих и поощряющих и человеку нелегко с этим разобраться. Внутри у него царит хаос, а во внешней жизни - полная неразбериха .. Человек перестает понимать кому и зачем он служит. В этом случае он подчинен только своим материальным чувствам и желаниям.Уровень осмысления жизни и ее безопасности определяет ведущий чело-века эгрегор,этот уровень тем ниже,чем меньше человек его слушает и ему доверяет и ниже всего у человека мечущегося между несколькими эгрегорами так и не согла-совав ни с кем своего служения.Получив так сказать,приглашение от высокого эгр-егора поступить к нему на служение,человек встречается с первой фазой отношений и это- интенсивное обучение.Цель этого обучения заключается в том,чтобы человек смог отчетливо очертить для себя круг взаимоотношений. что он хочет получить и что он может отдать.И когда такое взаимоотношение налажено,тогда руками и мыс-лями человека водит эгрегор и тогда говорят о высоком профессионализме человека, неважно инженер он или плотник.Это уже зависит от потока высоких энергий,кото-рый дает эгрегор.К человеку "приходит вдохновение".Чем выше поток энергии,тем больше талантов проявляется в человеке.Подключение к эгрегору идет в два этапа, сначала человек пользуясь своими знаниями находит возможность и способность подключения к каналу высокого эгрегора и становится затем,проводником и исполни-телем его воли и энергии. Конечно вначале у человека нет ни знаний ни умения , и в его пределах настройка на высокий эгрегор очень несовершенна и дает лишь очень туманное ощущение, а собственная роль в этом жизненном процессе человеку прка не понятны.Если человек неправильно учится или вообще неспособен к обучению у эгр-егора, то он так и не овладеет искусством сознательного управления собственным жизненным путем и тогда им будет управлять низший эгрегор и низшие программы его подсознания.Умение согласовывать волю эгрегоров с желаниями подсознания приходит не сразу,для этого необходимо необходимо желание человека и его воля к разви-тию..Даже просто пытаясь начать такое обучение,человек делает большой шаг.Суще-ствуют различные схемы и типы обучения, с большим или меньшим участием сознания, с учителем или без него. Любое обучение это тонкий процесс и на него человек должен иметь согласие высокого эгрегора и это не связано с той или иной формой обучения. Но с другой стороны надо понимать, что санкцию на обучение эгрегор дает человеку не с целью его дальнейшего всестороннего развития, а потому, что эгрегор сам заинтересован в таком контакте и пока информация. которая поступает от человека будет интересна ему он будет продолжать сотрудничать с человеком и давать тому всевозможные блага."
  (ст."ДАО ч.3",Трансерфинг Сознания,2024) "Любые события являются знаками Дао.
Для того. кому, в ком и посредством кого они проявляются. Оценивать их иначе - значит отрицать Дао и потеряться в заблуждениях. Недооценивать их - отрицать вездесущность Дао и страдать от иллюзии печали. Делать между ними различия - значит создавать проклятую двойственность, попускать интеллектуальное безумие , разрушать интуицию истины и начинать гражданскую войну внутри сознания. Тот кто познал Дао. знает что является источником всех вещей, с этой точки зрения наиболее возвышенный духовный экстаз и наиболее обыденное внутреннее впечатление одинаково иллюзорны. Это бесполезные маски с гротескными лицами. за которыми скрывается живое лицо истины.Дао не познано пока оно не объясняет тривиальнейшие вещи рутинного быта. Не делайте различия между одной вещью и другой. ибо так приходит вред."
  (ст."Девушка до брака на Руси",Историк Античности,2024) "Достигнув известного возраста,мальчики и девочки начинали смотреть друг на друга с непонятным волне-нием. Пробуждавшиеся чувства со временем становились все более определенными и неотступными. Наконец юноша находил предмет своих мечтаний. Почувствовав на себе его взгляд, девушка расцветала всей прелестью своего весеннего ожидания. Однако эта вечная тема далеко не сразу и отнюдь не всегда заканчивалась свадебным пиром .Влюбленным на этом этапе нужен был всего лишь «рай в шалаше». Но их умудренные горьким опытом родители смотрели на дело несколько иначе.Они знали,что житейские бури быстро сносят все романтические «шалаши». Они хотели, чтобы брак принес в дом достаток и благополучие. И потому кандидатура возможного зятя или невестки рассматривалась на семейном совете со всех сторон.И часто итогом этого рассмо-трения становился отказ.Отказ родителей невесты был для жениха тяжелым,но не смертельным ударом. В случае, когда чувства молодых были сильны и взаимны, юноша при помощи своих друзей устраивал «умыкание», то есть похищение невесты. Это был древний обычай, корни которого уходили в языческие времена. Еще автор «Повести временных лет» монах Нестор, изображая дикие нравы древлян, отметил: «И брака у них не бываше,но умыкиваху у воды девиц».Обычно девушка заранее знала об этом проекте и принимала в нем деятельное участие. Но иногда робость, страх перед родителями или иные мотивы удерживали ее от согласия на побег. И тогда жених увозил ее силой. Прожив вместе несколько дней в каком-нибудь укромном месте, они возвращались по домам уже фактическими мужем и женой.После этого родителям при-ходилось дать свое согласие на брак и тем самым замять скандал.Однако случалось так, что жених-похититель, ближе познакомившись с достоинствами и недостатками невесты, отказывался от намерения вступить с ней в брак. Бывало, что родители ни за что не хотели породниться с «умычником». В том и другом случае приходилось обращаться с жалобой на похитителя к местному иерарху или его доверенным лицам.
Со времен святого Владимира вопросы семейно-брачного права на Руси решались церковными властями. Древнейший русский свод законов о браке, морали и половых отношениях – Устав князя Ярослава Мудрого – возник еще в середине XI века. Он служил важным ориентиром и в судебной практике XV–XVI веков. В отличие от аналогичных византийских законов, русские отличались снисходительностью к человеческим грехам.Однако наказание было «комплексным» и состояло из трех приговоров. Первый приговор устанавливал размер штрафа, одну часть которого виновный должен был выплатить пострадавшему (обычно это была женщина), а другую – разбиравшему дело епископу. Помимо штрафа виновному назначалось духовное наказание – епитимья. Она могла состоять в лишении причастия на длительный срок, изгнании из храма, множестве поклонов перед иконой, строгом посте. Наконец, некоторые преступления семейно-бытового круга судились не только епископским, но и княжеским судом.Но вернемся к истории с «умыканием», которая стала предметом рассмотрения церковного суда. В этом случае похититель должен был выплатить громадный штраф, половина которого предназначалась митрополиту, а половина – самой девушке. Штраф ожидал и всех тех, кто принимал участие в похищении. Помимо церковного суда этой историей мог заинтересоваться и княжеский суд.Тогда виновных ожидали новые неприятности. Понятно, что и сама девушка после такого скандала едва ли могла быстро найти себе нового жениха. Поэтому ее родителям следовало крепко подумать, прежде чем подавать жалобу властям. Вот как изображена эта ситуация в Пространной редакции Устава князя Ярослава Мудрого:
«Если кто умчить девку,если боярская дочь будет, за сором ей 5 гривен золота, а митрополиту 5 гривен золота; если будеть менших бояр,гривна золота ей,а митро-политу гривна золота; а добрых людей будет,за сором рубль,а митрополиту рубль; на умытчиках по 60(кун)митрополиту,а князь их казнит».Гривна золота равнялась по ценности 10–12 гривнам серебра или слитку золота весом в 160 граммов.Соучаст-ники преступления, «умытчики», платили митрополиту по 60 кун. Эти архаические денежные единицы во времена Ивана III уже не имели практического значения.Их заменили иные,не сохранившиеся до наших дней тарифы.Равным образом,не следует буквально понимать и слова «митрополит».В конце XV столетия каждый из десяти епископов Московской Руси имел право вершить суд в пределах своей епархии. Митрополит имел свою собственную епархию, где также выступал в роли епископа. Однако епархии были очень велики, дороги плохи, а епископы немощны. Поэтому на практике судом и сбором штрафов занимались чиновники епископской канцелярии во время периодических разъездов по приходам.На родине Ивана-дурака всегда было много молодцов, желающих в одночасье разбогатеть, женившись на боярской дочери. Единственным способом достичь этого было похищение (или принудительное овладение девушкой) со счастливым концом – женитьбой. Однако в том случае, если решившийся на это дело удалец оказывался человеком слишком уж нежелательным для невесты и ее родителей, его поступок из разряда «умыкания» переходил в разряд «пошибания», то есть изнасилования:«Если кто пошибает боярскую дочерь или боярскую жену, за сором ей 5 гривен золота, а митрополиту 5 гривен золота; а меньших бояр – гривна золота,а митрополиту– гривна золота; нарочитых людей– два рубля,а митрополиту два рубля; простой чади(простым людям)– 12 гривен кун,а митрополиту 12 гривен, а князь казнитель».Последние слова – «а князь казнитель» – обычно понимают так, что при необходимости исполнению приговора церковных властей содействовала княжеская администрация.Там же решался и вопрос о судьбе преступника,не имеющего средств для уплаты крупных штрафов за «умыкание» или «пошибание».Закон умалчи-вает об этом. Но, скорее всего, он становился холопом и должен был отработать долг.Жизнь девушки до брака была полна искушений и опасностей. Но более всего она боялась остаться невостребованной или, проще говоря, «засидеться в девках». Виновными в этом часто оказывались родители, которые не смогли решить вопрос о приданом или оказались слишком привередливы в выборе жениха. Желая заставить родителей более ответственно отнестись к этому вопросу, Устав Ярослава грозит им крупным штрафом за невостребованную дочь:«Если засядеть у великих бояр,митро-политу 5 гривен золота,а менших бояр– гривна золота,а нарочитых людей– 12 грив-ен, а простои чади рубль».От родителей, имевших дочь «на выданье»,требовалась большая житейская мудрость. Иногда они своей властью заставляли дочь выходить замуж за человека,которого она ненавидела,или,напротив,категорически отвергали горячо любимого ею юношу.У этого вечного сюжета мировой литературы часто бывал печальный коне:«Если девка не въсхочет замуж,то отец и мати силою выдадут.А что девка учинит над собою,то отец и мати к митрополиту с виной».Не вытерпев томите-льного ожидания,девушка иногда начинала свою собственную игру.Риск неудачи был велик,а ценой проигрыша становилась поломанная жизнь.Причем не только самой «де-вки»,но и рожденного ею вне брака ребенка:«Если же девка ****ёт (ведет распутную жизнь) или дитя добудет (родит) живя у отца, у матери или вдовою будучи, пояти ее в дом церковный. Тако же и женка без своего мужа или при мужи дитя добудет, да погубит его,или свиньям бросит, или утопит,пояти ее в дом церковный, пока род не выкупит».Этот загадочный «дом церковный» на деле представлял собой либо жен-ский монастырь, либо какое-то исправительно-воспитательное заведение при мона-стыре.Когда первый гнев стихал,родители,как правило,старались забрать оттуда свою согрешившую дочь. Однако и в родном доме она несла церковное наказание. За умышленное убийство младенца церковные каноны позволяли лишить женщину причастия сроком на десять лет. Однако в реальности срок снижался до пяти и даже до трех лет.Помимо этого грешница должна была понести наказание за внебрачную связь с мужчиной.Но здесь необходимы некоторые пояснения.Покаянная дисциплина средневе-ковой Руси четко различала два вида греха. Первый – «блуд», то есть половая связь, при которой оба «партнера» не состояли в браке. Второй – «прелюбодеяние», то есть связь с женатым мужчиной или замужней женщиной. В первом случае виновные лишались причастия на семь лет, во втором – на четырнадцать. При образцовом поведении наказуемого (добровольный пост, отказ от вина, «милостыня» церкви) продолжительность епитимьи могла сокращаться. Случалось, что родители отрекались от дочери-«блудницы» и она надолго оставалась в «доме церковном».Обычай отправ-лять согрешивших девушек в монастырь, откуда они зачастую уже не могли вернуться к обычной жизни,в конце концов мог превратить женские обители в нечто противопо-ложное их назначению. Этот процесс стал заметным даже для иностранцев.Один из них, рассказывая о Москве в 1668 г.,замечает: «У москвитян,у вельмож особенно, существует старая и очень подозрительная дружба и свобода сношений с монахинями, а у этих с ними.Оттого некоторые из них девицы лишь по названию,а на деле– бес-честные матери.Своих преступно зачатых и позорно рожденных детей они воспитывают так,чтобы,выросши,они обрекли себя затем на монашество».Излишняя доверчивость девушки могла стать причиной и еще одной беды. Знакомый парень или холостой мужчина позвал ее зайти к нему в дом. Но там уже сидит целая компания веселых (и сильно подвыпивших) мужчин. Дверь за спиной захлопнута. Неосторожный визит заканчивается «толокой» – групповым изнасилованием. Глубокомысленный ученый может усмотреть здесь пережиток какого-то архаического группового брака. Однако несчастной жертве от этого, разумеется, не легче. Теперь ей остается либо молчать о происшедшем, либо жаловаться местному архиерею и начинать унизительный процесс:«Если девку умолвит (зазовет) к себе кто и даст в толоку, на умолвнике (на том,кто зазвал)епископу 3 гривны серебра,а девице за сором 3 гривны серебра; а на толочниках(соучастниках)по рублю,а князь казнит».Но самое ужасное заключа-лось в том,что потеря девушкой невинности,ставшая темой для всеобщего обсужде-ния,практически лишала ее возможности достойным образом выйти замуж.И если дочь богатых родителей могла надеяться на то,что хорошее приданое все же сделает ее желанной невестой,– то для «бесприданницы» не оставалось и этой надежды.Но вот, наконец,родители жениха и невесты приходили к соглашению.В знак твердого сговора о скорой свадьбе совершался древний обряд «резания сыра».Невеста выносила на подносе сыр,ее отец разрезал его и раздавал всем присутствующим в доме.Казалось , что до свадьбы совсем недолго. Но случалось так, что некий «доброжелатель» рассказывал жениху или его родителям какую-нибудь историю, бросающую тень на честь девушки.Сомнения в ее невинности резко снижали «рыночную стоимость» неве-сты. Возмущенный жених устраивал скандал и отказывался от брака. В этом случае он должен был заплатить невесте 3 гривны «за сором», то есть за оскорбление, а также заплатить 6 гривен митрополиту и оплатить родителям невесты все убытки хозяйственного характера.Разрезанный сыр становился зловещим символом.Случив-шегося не вернуть,как не соединить разрезанного.Никакие штрафы не могли исцелить душевное потрясение девушки,вызванное насилием или позором.Иногда отчаяние тол-кало ее на скользкий путь «уличной девки».Цитируется по: Борисов Н.С. Повсед-невная жизнь средневековой Руси накануне конца света."
  (ст."Обоз князя Дмитрия Московского на пути к Куликову полю",Историк Антич-ности,2024) "Попробуем рассмотреть проблему снабжения армии Дмитрия Московского на пути к Куликову полю. Я сразу отбрасываю баснословные россказни про 40-50-60 тыс. ратных людей и тем более про 100-150 тыс., а возьму за основу - ладно, не 5 – но и не 10 тыс. всадников, но 7 (прописью – семь) тысяч.Итак, соединенная рать Дмитрея Московского и его союзников и вассалов насчитывает 7 тыс. конных воинов. Исходя из того, что перед нами не шильники какие-нибудь и не нищеброды, а вполне себе зажиточные «бояре»(дети боярские позднее появятся,а это именно бояре–полно-ценные miles или men at arms), они в любом случае выступают в дальний поход о-двуконь (на одном едем, а другой в запасе, отдыхает на поводу). Вот, и у нас уже налицо 14 тыс. лошадей.Однако на этом мы не остановимся. Представить себе, что такой наш боец будет сам по себе боевой единицей – нет, это невероятно просто физически. Он что, сам себя будет обслуживать – коня кормить-поить,и не одного, а двух, сам себе хворост искать, костерок разжигать,кашу варить на ужин-завтрак? Ну а как война– а он уставший,безмерно заезженный бытом?И если уж проводить аналогии с более поздним временем (а давайте посмотрим духовную сына боярского средней руки Григория Русинова), то явно у него будет как минимум один слуга. И, само собой, он не пешком будет, а опять же на коне (а то лучше на двух – один всяко с юком будет, а другой запасной). Вот мы уже удваиваем число ртов (не «копий»), да и лошадушек добавляется еще минимум 7 тыс. голов. Итак, налицо у нас 14 тыс. «ртов» и 21 тыс. «голов» лошадиных.Но и это еще не все. Летопись нам сообщает, что на реку Пьяну русские явились в весьма расхоложенном состоянии – доспех и оружие везли с собою на телегах и во вьюках(«доспехы своя въскладаху на телегы, а иные в соумы»). Значит, помимо вьючных коней у нас налицо есть еще и обоз колесный.Татарская норма времен Менгли-Гирея– на 5-х всадников одна телега. Ясно,что наши «бояре» вскладчину собирать телеги не будут,но посчитаем по миним-уму– на 14 тыс.«ртов» нужно будет по меньшей мере 2-3 тыс.телег,и,естественно,с возницами.И по меньшей мере одной коняшкой(а лучше две)! Ну вот,мы и выходит минимум на тыс.17,а то и все 20-ть,«ртов»,а к ним стоит добавить еще и тысяч 25 голов коняшек(и это по минимуму).Посчитаем, сколько нужно провианта, фуража и воды для того, чтобы все это конское поголовье и воинство дошло таки до места битвы. Лошадки пьют по многу, в зависимости от нагрузки, погоды, качества корма – в общем, от 20 до 40 литров в день. Ладно, пускай будет 30 – но, в таком случае, 25 тыс. голов за день будет выпивать 75 тонн воды, и не из лужицы (а иначе падеж неизбежен), а нормальной, более или менее чистой и проточной воды (Боже упаси меня считать, сколько будет выпивать конское стадо, сопровождающее армию в 150 тыс. «копий»!).Так, с водой для коняшек разобрались. А сколько они будут съедать? Положим, что боевой конь у нас будет питаться все-таки сухим кормом – ему сила нужна, а прочие обойдутся преимущественно сеном и/или травой и немножко овса для затравки. Но будет считать в среднем, что каждая лошадь будет у нас потреблять в день по 5 кг.овса и сена/или травы.Овес тащим с собой, траву берем на месте (для упрощения расчетов),но все равно выходит,что ежедневно наше стадо будет требовать для прокорма 125 тонн сухого фуража.Мы договорились изначально, что наша вьючная лошадь тащит на себе оружие, доспех и провиант для нашего боярина и его шустрого слуги, следовательно, положим фураж для лошадей на телеги – итого для того, чтобы взять дневную норму фуража, нужно, по меньшей мере (пароконная повозка может тянуть до полутонны груза, но это очень, очень оптимистический расчет,уменьшим его вдвое)500 повозок.500(прописью– пятьсот) на каждый день.И не надо говорить о том,что де мы фураж на месте возьмем,по ходу дела будем грабить,и грабить эффективно.В нашем случае Рязанщина– цэ не Эуропа, мужики там живут рассеянно, научены горьким опытом войн и кампаний и по быстрому разбегутся вместе со всеми своими "животами". Рассчитывая на их добродетель, до Непрядвы можно и не дойти.Но мы посчитали только лишь расходы на фураж. А еще остается провиант. На каждого «рта» в день нужно не меньше килограмма провианта (и это минимум). Значит, каждый день вынь да положь около 20 тонн провианта и еще не меньше 40-50(а то и больше)жидкости.И, поскольку вода у нас неизвестно какого качества, лучше пить нечто более безопасное – к примеру, пиво, потому будет исходить из того, что у нас его будет половина нормы. Значит, 40 тонн твердого и жидкого корма для «ртов» также каждый день вынь да положь (а это, между прочим, полторы-две сотни повозок ежедневно).Итак, дневная емкость обоза составляет 650-700 повозок. Предположим, что до Коломны полки русской рати взял на свое содержание Дмитрий и в Коломне он тоже их кормил. Но после выступления из Коломны (марш по Рязанщине – «ни один волос не да не упадет с рязанских голов!») марш проходил с опорой на собственные силы.От Коломны до Куликова поля Дмитрий и его рать двигались, грубо говоря, две недели (кстати, потом обратно нужно будет идти). За это время наше воинство истребит примерно 2,4 тыс. тонн фуража и провианта (сухого и жидкого) – сколько это будет в пересчете на телеги и на вьючные лошади (каждая может тянуть на себе до 100 кг. поклажи), посчитайте сами. А если мы пересчитаем эти нормы на рать в 40-50 тыс. «ртов» и уж подавно – на 100-150 тыс.? Нет,страшно подумать, лучше этого не делать…"

  (ст."Как Север стал Русским",Историк Античности,2024) "Активная роль в освоении внутренних районов Русского Севера принадлежала потокам, шедшим через Новгородскую землю и Ростово-Суздальское (позднее Владимирское) княжество и известным под названием “новгородской” и “низовской” колонизации.К сожалению, в археологическом отношении Нижнее Подвинье остается пока по существу “белым пятном”, вследствие чего вполне вероятное предположение о проникновении сюда русских данщиков и купцов еще в конце I — начале II тыс. н.э. сохраняет свою гипотетичность. Древнейшим историческим документом, фиксирующим распространение новгородского влияния на Заволочье, является грамота Святослава Ольговича 1137 г. об отчислении в пользу церкви св. Софии в Новгороде даней, собираемых на территории от Ладожского озера до устьев Онеги и Двины.При этом грамота отражает традицию, установленную еще “при дедах и прадедах” и восходящую по меньшей мере ко времени основателя св.Софии— Владимира Ярославича.Это в свою очередь позволя-ет говорить об общерусском характере начальной колонизации Севера.В целом,если исходить из списка местностей с четкой географической привязкой,северо-восточные пределы новгородского освоения того времени ограничивались с востока Двиной с ее правыми притоками Пинегой и Тоймой,а с юго-востока— Сухоной.Из текста источников остается неясным сам характер пунктов,в которых собирались дани.Это могли быть и общины,названные по именам своих старейшин,и территориальные единицы,и населен-ные пункты,куда являлись данщики,и,наконец,в отдельных случаях места остановок, пристани, где традиционно происходили контакты новгородцев с местным населением. Тот факт, что некоторые из них явно носят нерусские названия, свидетельствует о формировании древнейших податных единиц территорий на базе территориально-адм-инистративного деления местного финно-угорского населения.С середины XII в.в летописях появляются первые упоминания о действиях ростовских князей,связанные с Заволочьем.В 1178 г.в низовьях Сухоны при впадении в нее р.Юг был заложен форпост “низовской” колонизации Великий Устюг. По-видимому, во второй половине XII в. происходит раздел Заволочья на две зоны освоения: западную — новгородскую и восточную-верхневолжскую. Граница между ними проходила приблизительно с северо-запада на юго-восток, пересекая Северную Двину при впадении в нее Пинеги.
Археологические материалы, документирующие начальный процесс древнерусского освоения рассматриваемой территории, незначительны. В бассейне Двины и Ваги собственно славянских поселений и могильников XI—XIII вв. пока не выявлено, а довольно многочисленные городища этого региона относятся уже к последующему периоду (XIV—XV вв.), представляя сельские укрепленные центры феодальных вотчин.
Судя по письменным источникам и данным археологического обследования,в Заволочье до XIV в.укрепленные поселения— опорные пункты колонизации— отсутствовали.По-видимому,на раннем этапе межэтнические контакты протекали в местностях,где про-исходил ежегодный сбор дани и осуществлялся торговый обмен с аборигенами.Здесь же могли оседать на постоянное житье и русские поселенцы.Погосты в значении определенных территориальных единиц фиксируются в актовых документах с XIV в., причем для некоторых из них устанавливается преобладание чудского населения. В этом отношении заслуживает упоминания хорошо известный в исторической литературе факт покупки в 1316—1318 гг.новгородским боярином Василием Матфеевичем Шенкур-ского погоста с “тянущими” к нему территориями у старост погоста с явно финно-язычной антропонимикой(“Азика,и Харагинец,и Ровда,и Игнатец,приехав от своей братьи”).Обращение к указанному документу в сочетании с другими историческими источниками наводит на мысль о сохранении у чуди в XIV в. черт патриархального быта. В мировой грамоте с новгородским боярином староста Азика и остальные поименованные лица выступают от лица своей “братьи”. Как полагают исследователи, это представители отдельных семейных общин и других родственных коллективов, из которых состоял Шенкурский погост.Проблема ассимиляции чуди, протекавшей в эпоху интенсивной колонизации Заволочья и слабо обеспеченной археологической информа-цией,решается в основном на ретроспективном использовании материалов этнографии, лингвистики, антропологии и фольклора с привлечением скудных исторических данных . Темпы самого процесса во многом определялись характером освоения территорий. Выделяется два типа колонизации Русского Севера:1) колонизация, осуществлявшаяся в ходе массового переселения крестьян и сопровождавшаяся относительно быстрым изменением этнического состава(процесс главным образом этнический);2) феодальный захват земель при монастырской или боярской колонизации,далеко не всегда соче-тавшийся с широким продвижением русского крестьянства и вследствие этого опреде-лявший замедленные темпы ассимиляции финно-угров(процесс социально-экономичес-кий).Предложенная дифференциация не абсолютна,так как на Севере имело место час-тое переплетение этих процессов,но все же она позволяет наметить преимуществен-ные зоны колонизации обоих типов: для первого из них — Нижняя Двина,Беломорское побережье,водораздел Ваги и Сухоны,Кокшеньга,верхняя Вага,Среднее Подвинье и участки Верхнедвинского бассейна; для второго окраинные районы на водоразделах по Онеге, в Прионежье, по Пинеге, Тойме и верхней Сухоне.Вероятным выражением славяно-финно-угорского симбиоза являлись сложившиеся в конце XII—XIII в. группы довольно независимого и относительно самостоятельного населения(упоминаемые в летописях “двиняне”,“важане”,“пинегжане”,“вычегжане” и др.),изначально тяготе-вшие к Ростову.Их формирование определялось синтезом аборигенных групп с прише-льцами из верхневолжских земель,в составе которых были как славяне,так и несл-авянские элементы.По наблюдениям основанным на изучении исторической лексики северных диалектов, по крайней мере с XV в. может быть прослежена отчетливая диалектная граница, проходящая по водоразделу Онеги и Двины. В то время как диалекты бассейна Онеги тесно связаны с Северо-Западом,двинские и важские изог-лоссы находят продолжение в южных и юго-восточных районах.В конечном счете это объясняется,видимо,тем,что русские пришли на Вагу и Двину в основном из района Верхнего Поволжья.Отмеченная граница совпадает с зонами распространения ильме-нско-беломорского антропологического типа,сложившегося в ходе массовой новгор-одской колонизации,и верхневолжского,связанного с “низовским” направлением кол-онизации.Таким образом, к XV в. на значительной территории Заволочья преобладал верхневолжский (владимиро-московский) массив населения, новгородские же следы малозаметны. Начало этого явления связано с последствиями монголо-татарского вторжения в верхневолжские княжества,вызвавшего отток на север широких кресть-янских масс и передвижку туда мелких княжеских родов. Результатом “низовского” движения явилось оформление во второй половине— конце XIII в.области Ростовщины на Среднем и частично Нижнем Подвинье,дополненной в XIV—XV вв.вновь возникающими “ростовщинами”.Направление колонизации способствовало ускоренным темпам ассими-ляционного процесса. На такую мысль наталкивают некоторые данные антропологии, выделен онежский антропологический тип, связываемый с финно-угорским субстратом и отмеченный в обширной полосе от Онежского озера до Мезени. Этот финно-угорский по происхождению тип топографически не коррелируется с ильменско-белозерским, но зато образует отчетливую взаимосвязь с носителями верхневолжского антрополо-гического типа.Процесс межэтнических контактов, начавшийся еще в домонгольский период, активизировался в Заволочье во второй половине XIII—XIV в.,когда Важская
область и прилегающие земли стали объектом крестьянской колонизации. Вместе с тем разреженность местного населения, рассеянность на больших пространствах и особенности его экономического уклада способствовали длительному сохранению финно-угорских общин.Заволочская чудь,была в значительной степени ассимилирована к XVI—XVII вв.,хотя отдельные островки этой загадочной этнической группы(кот-орая,скорее всего,не была единой)сохранялись до XIX в.Это подразумевает включе-ние определенного местного компонента в состав как средневековой русской народ-ности,так и северных великорусов.По материалам:Рябинин Е.А.К этнической истории Русского Севера(чудь заволочская и славяне).Этот роман об одном из величайших людей в Истории России,с которым связаны и страшные,и героические события.И,да, он изменил Россию до неузнаваемости.Но,что он был за человек,и откуда взялся? Этому и посвящена эта книга."


Рецензии