Слово о пацанах
ДО ПРОСМОТРА
Минувшей зимой лишь ленивый не говорил о сериале «Слово пацана». Сериал взорвал интернет и вызвал огромный резонанс не только у любителей жанра, но и во всём нашем огромном и столь многообразном во вкусах и взглядах обществе. С вопросами о том, смотрел ли я сериал, ко мне обращались люди, от которых подобного интереса я, признаться, не ожидал: профессора, чиновники, деловые люди, священнослужители разных конфессий! Что тут говорить про молодёжь! Школьники и студенты устраивали перфомансы и выкладывали видео в социальные сети. Во время спортивных репортажей комментаторы, в шутку, перекидывались меж собой цитатами из фильма. Высокопоставленные лица высказывали своё мнение о нашумевшем сериале, или объяснялись почему не посмотрели его.
В общем – это был успех! Настоящий успех – не искусственно раздутый с помощью рекламы, а свидетельствующий о том, что авторы попали в самую горячую точку общественного интереса! Более того, сериал имел ошеломляющий успех не только в России, и на постсоветском пространстве, но и, несмотря на запреты, на Украине! Саундтрек к фильму, - исполняемый на татарском языке! – был лидером среди прослушивания украинскими любителями поп-музыки.
Вот уж реальное сходство менталитетов и культурных интересов!
Лично я сериалы не смотрю. Вообще ни одного сериала в жизни ни видел. И «Санту-Барбару» не видел, и «Рабыню Изауру», и что там ещё обрушилось на головы советских телезрителей с началом перестройки? И современные подписные сериалы, даже краем глаза не наблюдал.
Единственный сериал, который я смотрел, это «Семнадцать мгновений весны», про разведчика Штирлица. Его готов смотреть с любого места, хотя и знаю наизусть. Вот, на мой взгляд, абсолютный шедевр жанра!
Ах, да! Посмотрел ещё, опять же с краеведческой целью, на перемотке, - ибо по-другому его смотреть невозможно, - телесериал «Зулейха открывает глаза». И то, как дополнение к книге, на которую писал рецензию. Но, это тот самый случай, когда «с глаз долой – из сердца вон!».
Такое отношение к сериалам, я объясняю давней любовью к кино. Которое, убеждён, следует смотреть в кинотеатре. (И не каких вам колы с попкорном! Только пиво и патриотические семечки!) Да, и по моему снобистскому убеждению, сериалы – это низший жанр киноискусства (что-то вроде детектива в литературе). Если их к нему вообще можно отнести.
Это первая причина, по которой я всё откладывал просмотр рецензируемого сериала.
Теперь, набив себе цену, как эксперту, перехожу ко второй причине.
Вторая причина глубже.
В недрах подсознания лежит она! Ведь то, о чём снят фильм, для меня вовсе не кино, а жизнь, которую я прожил!
Я родился в Казани и молодость моя прошла на казанских улицах. Как раз в те времена, про которые снят фильм. Уличную жизнь Казани я знал не понаслышке. И, хотя в преступных группировках, по счастливому стечению обстоятельств, я не состоял, многие мои друзья и приятели пребывали в них. И, вообще, все эти молодые люди в характерном одеянии были постоянно на виду о ту пору на улицах нашего города. Они искали жертв среди молодёжи с других улиц и «трясли деньги» у тех, кто «не мотался». Мне приходилось сталкиваться с ними, и так как жертвой быть не хотелось, или драться, или удирать, по обстановке!
Конечно, хочется сейчас предстать героем, но, чаще приходилось удирать!
Понятно, что вспоминать желаем мы лишь хорошее. Я лично не встречал ветеранов, которые любили рассказывать о войне. Кому охота вспоминать годы страданий и смертельной опасности. Примерно тоже было и на улицах Казани – могли убить только за адрес проживания. А то и вовсе без причины. Дать по башке прутом железным, а после затоптать ногами! Потому не было сильного желания увидеть вновь, пусть на экране, не лучшее, что было в жизни.
Но, уступая многочисленным просьбам друзей, товарищей и близких, приступаю я, наконец, к просмотру сериала. По окончанию, которого, готов буду поделиться с вами, друзья, мыслями по поводу увиденного.
ПО ПРОСМОТРУ. ЭМОЦИИ
Ох! Дайте выдохнуть! Да – проняло! Это вам не «Зулейха»! Хотя, конечно и не «Штирлиц»!
Восемь серий пролетели, как восемь мгновений!
Фильм отвечает главному требованию к произведению искусства - он честен!
Снят максимально жёстко.
Под него даже можно создать специальную категорию: кровавый соцреализм!
Можно охарактеризовать увиденное в трёх словах: честно, страшно и талантливо!
ПРЕДВАРЯЯ ПЕРЕСКАЗ СЮЖЕТА
Теперь для тех, кто не смотрел, не смотрит, и не собирается смотреть, но быть желает в курсе, из-за чего «поднялся кипеж», перескажу, по свежей памяти, сюжет, каким я его запомнил.
В детстве я любил пересказывать дружкам фильмы. Мы с приятелем, тоже киноманом, знали слабые места во многих кинотеатрах Казани: «Татарстане», «Родине», «Победе», «Вузовце». Поэтому нам не составляло труда бесплатно и безвозрастно пролезть на любой, даже, последний сеанс. Особенно любили мы фильмы с маркировкой «от 16-ти»! Многие друзья признавались, после просмотра, что в нашем пересказе фильм воспринимался лучше, чем то, что они увидели на экране.
К тому, же, как говорил правильный авторитет Альфред, для создания стоящего фильма необходимы три вещи: сценарий, сценарий и ещё раз сценарий!
Что ж, тряхнём стариной: перескажем воплощённый сценарий!
Итак, айда, погнали!
АВТОРСКИЙ ПЕРЕСКАЗ СЮЖЕТА
Сюжет фильма закручен вокруг трёх главных героев: Андрея «Пальто», и двух сводных братьев Марата и Владимира «Адидасов» младшего и старшего, соответственно.
Четырнадцатилетний подросток Андрей Васильев, идущий по категории «чушпан», - с точки зрения участников уличных группировок – «пацанов», - в самом начале фильма, по дороге в школу, получает удар в лицо от «пацана» «Адидаса – младшего», в миру Марата. Получает за то, что не хотел, по приказанию Марата, ударить одноклассника Искандера, у которого Марат отнимает мелочь.
В школе преподавательница английского языка Флюра Габдуловна просит Андрея подтянуть новенького из соседнего класса. Им, к огромному удивлению Андрея, оказывается ударивший его Марат. Ребята начинают заниматься дома у Марата. Андрей знакомится с матерью Марата Дилярой и узнаёт, что отец Марата большой начальник на одном из крупных казанских предприятий. Что видно по роскошной, по советским меркам, квартире, и по царящему в ней достатку. В процессе занятий ребята проникаются взаимной симпатией. Андрей подтягивает Марата в учёбе. Марат учит Андрея драться и занимается с ним спортивной подготовкой. Ребята участвуют в первом совместном деле – воруют американские кепки-сеточки в «комиссионке». Но меж ними пролегает невидимая грань. Ведь один из них «пацан», а другой «чушпан».
В это время одноклассник Искандер, тот самый, за которого в начале фильма вступался Андрей, «пришивается» к одной из группировок - «Разъезд», и становится «пацаном». Преобразившись, он начинает требовать у Андрея выдуманный денежный долг и избивает его с двумя дружками. Денег у Андрея нет. Он живёт бедно, с матерью – одиночкой и маленькой сестрёнкой. В отчаянии Андрей решает «пришиться» к местной группировке «Универсам», в которой состоит Марат. Андрей приходит на «сборы» «универсамовских», на хоккейную коробку. Марат ручается за него, их ставят друг против друга в поединке. В кровавом поединке Марат одерживает верх! Но, поведение Андрея нравится «старшему» по кличке Турбо. Андрей, пройдя процедуру уличной инициации, становится пацаном по кличке Пальто (это его единственная верхняя одежда).
Враги в школе враз «отваливают» от Андрея.
Далее у Пальто начинается «пацанская» жизнь. Он участвует в «налёте» на Москву, где с упоением грабит прохожих. Сражается в уличных битвах. Проникается «уличным законом» и «пацанским братством».
Мать Андрея в шоке! Она видит, что сын её всё более отдаляется от неё. Врёт ей постоянно.
Водоразделом отношений Андрея с матерью становится «история с шапкой». Азартная мамаша проигрывает единственную зимнюю шапку на улице в напёрстки. Марат, дабы помочь матери друга, нападает на завуча-«англичанку» Флюру Габдуловну, бьёт сзади по голове и сдёргивает с неё шапку из чернобурки. Матери Андрея пацаны преподносят шапку, как подарок, купленный в комиссионке. Когда мать Андрея, приходит в школу, «англичанка» опознаёт свою шапку. Она рассказывает матери Андрея, каким образом у той оказался этот головной убор. Потрясённая мать Андрея сходит с ума!
Тем временем из армии, из «Афгана», возвращается сводный брат Марата – Вова «Адидас». Он интересуется у «универсамовских» пацанов, как дела на улице?
Дела же на их улице обстоят не лучшим образом.
Тут следует сделать отступление, и сказать несколько слов о структуре типичной казанской уличной группировки.
Как правило, «контора» состояла из пацанов с одной, или нескольких соседних улиц. Врагами соответственно были какие-нибудь близлежащие «конторы».
В группировке существовала жёсткая структура с суровой дисциплиной: младшим возрастам запрещалось курить и употреблять алкоголь! Все активно занимались спортом: «качались», бегали, боксировали.
Участники делились на «возрасты»: «супера» - ребята призывного возраста и старше; «старшие» - семнадцать – восемнадцать лет, «средние» - шестнадцать – семнадцать лет, «младшие» - четырнадцать – пятнадцать лет.
Выше всех были какие-нибудь отсидевшие персонажи. «Смотрящие за улицей», связанные с преступным миром. Ежемесячно участники группировки сдавали деньги на так называемый «грев» находящихся в местах лишения свободы «пацанов» с улицы. Сумма варьировалась от трёх до пяти рублей. Набегало немало! Собираемые деньги контролировались высшими уличными авторитетами. Отчётов в расходовании денег они никому не давали.
Таким «смотрящим» в районе «Универсама» был некто Кащей, отсидевший пятёрку «за шапку». Вечно в подпитии, в сопровождении пары «телохранителей» и очередной «шалавы».
Кащей, не забывая собирать деньги, совсем не заботится о престиже и защите прав своей «конторы». Это он обыгрывает мать Пальто – своего пацана! - в напёрстки.
Как раз перед возвращением Вовы «Адидаса» из армии, произошёл другой вопиющий случай.
Одного из «универсамовских», Ералаша, убили «хадишевские». Кащей съездил на формальную разборку и, вернувшись, объявил собравшимся пацанам, что Ералаш неправильно повёл себя. Мол, он послал кого-то из «хадишевских» на три буквы. А такое недопустимо.
Вова «Адидас», несмотря на запрет Кащея, организует набег возмездия на улицу Хади Такташ.
Битва выходит суровая!
Адидас и Пальто оказываются с травмами в больнице. Туда приезжает Марат, выскочивший из отцовской «Волги» на светофоре со связанными руками. Отец, с трудом замявший, благодаря своим связям и авторитету, «историю с шапкой» попытался увезти сына в Набережные Челны к тётке. Но, блудный сын сбегает от отца!
В больничных коридорах Марат встречается с Пальто и Турбо.
В больнице разворачивается эпическое действо. Андрей, прознавший, кто именно убил Ералаша, находит, лежащего в той же больнице убийцу. Он проникает накануне ночью к тому в палату и чуть не до смерти забивает его! На следующий день «хадишевские» врываются в больницу, дабы отомстить за своего. Сообразив, что весь свой гнев «хадишевские» обрушат на находящегося в реанимации Адидаса – старшего, «универсамовские» пацаны бросаются спасать своего лидера. Они, отбиваясь от преследующих всеми возможными средствами, включая огнетушители, вывозят Адидаса на каталке из больницы, и уходят от возникшей затем милицейской погони на угнанной карете «Скорой помощи» со включенной сиреной.
Голливуд отдыхает! И мы сквозь пальцы смотрим на внезапный экшн, рты разинув, увлечённо!
Пришедший в себя Адидас, трубит всеобщий сбор. На сбор является разгневанный Кащей, без ведома которого была объявлена война «хадишевским». Адидас предъявляет Кащею, что тот не защищает свою улицу, из-за чего «универсамовских» перестали уважать. Затем следует разборка, с шекспировскими диалогами и потрясающей игрой актёров! Верю, прямо до мурашек! Заканчивается же всё побитием и изгнанием Кащея.
Возглавляемая Адидасом революция свершается! Пацаны берут власть в свои руки! Потому что они, и только они «улица»! «Универсам» начинает жить теперь по-новому!
Согласно духу времени, «универсамовские» открывают свой бизнес!
Бизнес заключается в организации видеосалона. Само средство производства – видеомагнитофон - «универсамовские» похищают у одного деляги, открывшего, было, видеосалон на дому. Сначала дело процветает. Но, потом, на видеосалон совершают налёт соседи из «Дома Быта». Они похищают «видик» и вцепившуюся в него девушку Марата Айгуль.
Тут следует сделать ещё одно, на этот раз лирическое, отступление.
Марат влюбляется в ученицу музыкальной школы ровесницу Айгуль. Они начинают дружить. Айгуль сбегает с Маратом из дома на дискотеку. На каком-то этапе отношений, Айгуль собирается уйти от Марата. Но преследования бандита Колика из соседней группировки «Дом Быта» заставляют её обратиться за помощью к своему возлюбленному. Марат защищает Айгуль и влюблённые снова вместе! Марат провожает Айгуль в школу. Угощает иностранными жвачками. В романтическом месте – в подъезде возле лифта – у них происходит первый поцелуй!
Страшная вещь любовь! У каждого из главных героев по ходу фильма появляется своя любовь!
Вова «Адидас – старший» любит медсестру Наташу, с которой познакомился в городской больнице. Он посещает её в общаге, очаровывает. И девушка решается бежать с ним, находящимся в розыске преступником, хоть на край света! И это может быть. Поверим. Всякое бывает!
Андрей «Пальто» любит молодую инспектора по делам несовершеннолетних Ирину Сергеевну. Когда Андрей лежит в больнице с разбитой головой, она дежурит у его кровати. А когда он приходит в себя, то на прощание целует его в губы! Андрей вступает в противостояние с ухаживающим за Ириной музыкантом Джоном. В день рождения Ирины в кафе, Андрей во время перерыва у музыкантов, выходит на сцену и поёт, аккомпанируя себе на клавишах песню Серова «А может стоит всё забыть, и всё сначала повторить». Джон оскорбляет Андрея, начинается драка. В итоге Ирина уезжает со своим юным ухажёром! Джон оказывается трусом, и отгребя «хороших звездюлей» от «универсамовских» отступает на пути у четырнадцатилетнего пацана!
Марат привлекает Айгуль к оформлению видеосалона. А потом на один день к продаже билетов! В тот день пришла беда! На видеосалон совершают нападение «домбытовские» и, попутно, захватывают, не желающую выпускать «видик» из рук, Айгуль.
Не устали? Дальше, ваще - е, будет круто!
(Я до холодильника и назад!)
Продолжаем.
Узнав, что «видик» похитили «домбытовские», сидящие в кафе «Снежинка», Вова Адидас забивает стрелку с их лидером Жёлтым. Договариваются встретиться на Песках трое на трое. Но Жёлтый обманывает Адидаса, заманив в ловушку. Адидаса, Зиму и, увязавшегося с ними на отцовской «Волге», Маратку, окружает толпа «домбытовских». Вова, не желая задаром пропадать, бьёт первым! Его быстро скручивают. Жёлтый, вытирая платочком кровь, объясняет Вове, что тот был не прав, похищая «видик» у человека, ведущего «честный бизнес» и отстёгивающего «универсамовским» от прибыли. Он объявляет Вове, что с того 300 рублей за беспокойство. Затем он приказывает поставить Вову на колени и требует, чтобы тот попросил у него прощения. Вова посылает Жёлтого на х…. Жёлтый избивает Вову, но понимает, что тот скорее умрёт, чем извинится. Тут Жёлтому сообщают, что здесь младший брат Вовы. Жёлтый приказывает поставить Маратку на колени и отрезать ему ухо. Когда Марату начинают отрезать ухо, Вова говорит: «Всё! Извини…» Жёлтый говорит: «Не расслышал!» Вова повторяет. Жёлтый ударяет Вову по щеке и говорит: «Пацаны не извиняются!» После этого оставляют избитую троицу «универсамовских» на окровавленном асфальте и уезжают на трофейной «Волге».
Во время всех этих разборок, оставшийся сторожить Айгуль «универсамовский» Колик - тот самый, что преследовал её прежде, - насилует девчонку.
Вернувшийся Жёлтый, узнав о том, что в его отсутствие случилось нехорошее, жестоко избивает и «отшивает» насильника.
Братья с Зимой возвращаются на «свою базу» в спортклуб – подвал. Марат, в возникшей перепалке, при всех предъявляет брату: «А если бы это были фашисты, ты бы тоже перед ними на коленях стоял, извинялся?»
Вова, достав из сейфа пистолет, оставшийся от Кащея, и сказав, что скоро вернётся, приезжает в кафе «Снежинка». Жёлтый сообщает ему, о том, что произошло. И что виновник случившегося наказан и «отшит». И что не надо никаких денег - Вова может забрать свою машину. На это Адидас вынимает револьвер, стреляет Жёлтому в ногу, и расстреливает троих находящихся с тем «домбытовских». Затем, сев на стул перед лежащим на полу истекающим кровью контрагентом, Вова требует от Желтого то, что тот недавно требовал от него – извинений. Жёлтый, заходясь истерикой, отказывается. Адидас убивает его выстрелом в упор!
Во время отсутствия Вовы, Турбо всё интересуется: кто там на коленях стоял? Марат говорит, что он не стоял. А Зима, что мордой в асфальте лежал и никого не видел.
Приезжает Вова и привозит Айгуль. Марат бросается к ней и спрашивает, всё ли с ней в порядке? Айгуль молчит.
Турбо, строго следующий «пацанским понятиям» всё не может успокоиться, на счёт того, что произошло с Айгуль. Он говорит Зиме, что, скорее всего, её там «расчихвостили». А значит она «не чистая». С такими пацаны не должны ходить. И если Марат продолжит с ней встречаться, то он ему руки не подаст.
Это же беспокоит и Адидаса – старшего. Он говорит Марату, что если пацаны узнают, что он с ней продолжает встречаться, то отошьют его. А если «чушпаном» станешь, то я тебе уже никак не помогу!
На следующий день Марат приходит к Айгуль и звонит ей в дверь. Происходит их разговор сквозь закрытую дверь. Марат говорит Айгуль: «Скажи, что ничего не было и всё!» Айгуль повторяет: «Ничего не было!». «Вот и всё!» - говорит Марат. И приглашает Айгуль вечером на дискотеку. Это лучше, говорит, если выйдешь как ни в чём небывало в люди, чем будешь дома сидеть.
Вечером влюблённые отправляются на дискотеку. Айгуль веселится с «универсамовскими». Но, неуёмный Турбо узнаёт у бывшего «домбытовского», что произошло с Айгуль. Он сообщает об этом своим девчонкам на дискотеке. Вокруг Айгуль тут же «образуется вакуум». Марата, как назло задерживает своими разговорами в курилке подвыпивший Зима. Оставшаяся одна Айгуль в отчаянии убегает с дискотеки. Она сталкивается на выходе с Маратом, но того заграбастывает брат Адидас и не отпускает.
На следующий день Марата, спешащего проводить Айгуль в школу, останавливает милиция, и он опаздывает на обычную утреннюю встречу с подругой. Айгуль прогуливает школу, приходит домой, где встречает холодный приём матери. В порыве чувств девушка выходит на балкон, открывает окно и отправляется в свой последний полёт!
С этого момента всё мрачнее становится фильм. Тень смерти и тяжесть разочарования накрывают главных героев.
На ближайшем сборе «универсамовских» Турбо просит Адидаса объяснить, что произошло при разборке с «Домом Быта». Вова объявляет пацанам, что те, кто на них напал, наказаны! И что нет больше «Дома Быта»!
Затем Вова объявляет укрепление дисциплины и превращает сборы в занятия по физподготовке и рукопашному бою!
За матерью Андрея ухаживает майор милиции Ильдар Юнусович, он же дядя Ильдар – ещё один ключевой персонаж сериала. Этот «пинкертон» олицетворяет в фильме советскую милицию!
Когда мать Андрея оказывается в психбольнице, он берёт «шефство» над её детьми.
Андрей случайно подслушивает у себя в квартире телефонный разговор дяди Ильдара с подчинёнными, в котором он даёт распоряжение устроить повсюду засады на Владимира Суворова – Адидаса. Андрей предупреждает Адидаса об этом на той самой злополучной дискотеке. Возлюбленная Вовы Адидаса медсестра Наташа решает спрятать его у своей родственницы.
Тут вообще начинается хоррор! Наташа приводит Вову в избушку, где лежит в гробу, в ожидании похорон, покойник, сын хозяйки. Взглянув на покойника Вова в ужасе замирает – это убитый им Жёлтый, в миру Вадим Желтухин! Ночь в доме с покойником проходит, как в тумане. А утром Вова едет хоронить раба Божьего Вадима. На похоронах один из провожающих узнаёт Вову и набрасывается на него в автобусе со словами: «Это он убил!» Затем, правда, когда его оттаскивают от Адидаса, спокойно продолжает участвовать в похоронах. И все оставляют его слова без внимания! (Но, о странностях фильма поведаем ниже!) Кроме медсестры Наташи, которой Адидас говорит, что это Жёлтый виноват в изнасиловании и смерти Айгуль.
Адидас собирается в бега. Пацаны приносят ему деньги, собранные со всех возрастов. Он оставляет за главного Зиму. Потом предлагает выбрать самим лидера. Демократия же, говорит, ссылаясь на перемены в стране.
Вова собирается сообщить брату о случившимся с Айгуль, но так и не может решиться. Он привозит Марата на кладбище. Там они распивают на могиле Вовиного сослуживца бутылку водки на двоих.
Марат узнаёт о смерти Айгуль в школе. Он прибегает на коробку к пацанам, собираясь устроить возмездие «домбытовским», но Турбо, опираясь на «пацанский закон» «отшивает» Марата. Зима просит сделать это по старой памяти «без крови», но Марат сам требует, чтобы была пролита кровь! Турбо избивает его!
Избиение прерывает прибежавший ОКОД. Его лидер Денис Коневич, олицетворяющий в фильме комсомольских вожаков, приводит Марата в Центр Творчества Молодёжи, где он является руководителем. Узнав о том, что Марата «отшили» Денис предлагает вступить в их «коллектив», в котором много бывших гопников. Показывает, как они изготавливают «фирменные» варёные джинсы. Что никто из них не бедствует! Но Марат отказывается в грубой форме. Тошно, говорит, на рожи ваши смотреть. Однако опытный Денис не отстаёт! В итоге он приводит Марата к Ильдару Юнусовичу в «ментовку» для разговора.
Андрей приходит поддержать Марата к нему домой. На вопрос Марата: «Не ссышь со мной общаться?» Андрей отвечает, что это всё бред какой-то. Мол, Вова вернётся, Вова нас рассудит!
Андрей жмёт Марату протянутую руку.
Неожиданно Марат предупреждает Андрея, чтобы он завтра на сборы не приходил. На вопрос: «почему?», повторяет: «не приходи!».
На следующий день Марат осуществляет месть! И месть его страшна!
Марат приходит на коробку и провоцирует Турбо на поединок. Из засады выскакивают менты во главе с майором Ильдаром. Всех кладут лицом в снег. Марат указывает на Турбо, как на лидера. Когда тот встаёт, под ним оказывается подброшенный Маратом револьвер брата. Турбо в шоке! Он кричит, что пистолет не его! Дядя Ильдар, не слушая его подзывает понятых.
Весь «универсам» загребают в милицию!
Когда Марат проходит мимо «обезьянника», пацаны покрывают его последними ругательствами. Марат просит у Ильдара Юнусовича найти изнасиловавшего Айгуль некоего Колика. Дядя Ильдар парирует, что Марат подбросил пистолет, чтобы выгородить брата и подставить Турбо. Для этого он устраивает у себя в кабинете очную ставку Марата с «отшитым» из – за Ералаша бывшим «универсамовским» Кириллом. Кирилл рассказывает, что Жёлтого убил Адидас – старший.
Дядя Ильдар, пользуясь служебным положением, выпускает из «обезьянника» Андрея. Пальто бежит в «штаб – качалку» «универсамовских» и застаёт там вернувшегося Кащея с подручными. Кащей, поиздевавшись прежде, объявляет, что он всех их «отшивает». Что нет больше «универсамовских», потому что они «беспредельщики».
Возвращающегося из милиции Марата, окликает прячущийся брат Вова. Он просит младшего брата вынести ему еду и одежду. Всучает ему деньги на подарок отцу, у которого завтра юбилей, и на личные расходы. Но Марат швыряет деньги в лицо брату! Он говорит ему, что это из-за него Айгуль погибла, что он мог вставить слово за неё! Вова в шоке!
Домой к Суворовым приходит командир ОКОДа Денис Коневич. Он сообщает потрясённым родителям, что их сын награждается почётной грамотой за поимку особо опасного преступника (Турбо). Поздравляет их с замечательным сыном! Затем, наедине с Маратом, он обещает тому, что заставит милицию арестовать Колика, если Марат выполнит его условия: вступит в комсомол!
Андрей прибегает домой к инспектору Ирине Сергеевне, олицетворяющей его первую подростковую влюблённость, требуя сообщить, куда дели его сестрёнку Юлю. К своей огромной радости он застаёт Юлю дома у Ирины, и узнаёт, что та оформляет на неё опеку. Андрей остаётся ночевать дома у Ирины. Спит в соседней комнате, понятно. Наутро он спрашивает у Ирины, зачем она всё это делает для них. Та отвечает, что из жалости. Андрей говорит, что если из жалости, то он уйдёт! Ирина призывает Пальто оставить группировку, а там посмотрим. На следующее утро Ирина берёт Андрея с собой в горком комсомола, чтобы он поприсутствовал на приёме в комсомол. Она знает, что там будет вступать в комсомол Марат.
Разыгрывается сцена пустого формализма по принятию в комсомол. Марат и Андрей встречаются после мероприятия на улице. Там Марат наезжает на Андрея. Он говорит тому, что пацаны с улицы – это сволочи. И что есть закон выше пацанского. Андрей отвечает, что нет такого закона! Между героями происходит продолжительная драка. Андрей с трудом одерживает верх и уходит победителем!
Таким образом фильм совершает петлю: теперь Андрей берёт верх над Маратом.
Отдельным персонажем объединяющем в одном лице всё и вся: и взрослых, и «ментов», и позиционирующий себя, как «тёпловский» пацан, является дядя Ильдар (Ильдар Юнусович). Дядя Ильдар ухаживает за матерью Андрея и начинает часто появляться в их квартире. Дядя Ильдар хитёр и коварен. Пригласив Андрея к себе на работу, он даёт ему поиграть на компьютере, а потом просит его написать имена участников группировки. Когда Андрей ему вместо участников группировки записывает имена героев американских фильмов и мультфильмов, дядя Ильдар избивает его специальным валенком в туалет отдела милиции! В тоже время дядя Ильдар помогает Андрею и его матери. Вызволяет её из дурдома.
Майор Ильдар Юнусович приходит в «общагу» к медсестре Наташе, чтобы выяснить, где находится Вова Адидас. В это время в комнату неожиданно входит сам разыскиваемый. Хитрый мент представляется дядей Наташи, а потом внезапно нападает на Вову. Но Адидас побеждает в поединке, и они с Наташей пускаются в бега!
Вова угоняет «Жигули». Отъехав на безопасное расстояние от Казани, Вова звонит из телефона-автомата домой. Его мачеха Диляра, сообщает Вове, что у отца подозрение на инфаркт, т.к. к нему на работу посреди бела дня приходили с обыском. Но, что он всё равно собирается праздновать свой юбилей. Вова, несмотря на опасность и уговоры Наташи, принимает решение вернуться и поздравить отца. Он проникает в банкетный зал. Вова застаёт отца одного за праздничным столом. Узнав о том, что его сын совершил убийство, никто не пришёл на юбилей. Отец говорит Вове: «Убийца мне не сын». Вова пытается объяснить отцу, почему он совершил убийство и просит отца поставить себя на его место. Отец отвечает, что на его месте он никогда бы не оказался. После чего Вова уходит. Но опасность уже у дверей. Официант вызвал ментов. Вова пытается убежать. Но, меткая пуля майора Ильдара останавливает для него бег времени! Истекающий кровью Вова умирает в объятиях возлюбленной!
Андрей с сестрёнкой и любимым инспектором Ириной навещает мать в дурдоме. Мать просит в следующий раз купить торт «Птичье молоко». Примерный сын бежит за тортом, но решает на соседнем рынке купить ещё и цветы. На рынке его узнаёт владелец похищенного видеомагнитофона. Он бросается на Андрея, валит его на пол и зовёт ментов, которые арестовывают малолетнего преступника.
Комсомолец Денис приводит Марата в обшарпанный туалет отдела милиции и представляет ему на растерзание находящегося там со связанными руками Колика. Марат жестоко его избивает ногами в туалетной кабинке. Затем валится на пол и горько – горько плачет!
На последних кадрах фильма показан концерт в колонии для несовершеннолетних. Андрей на сцене за пианино аккомпанирует исполняющим песню «Седая ночь» малолетним заключённым. Он бросает многозначительный прощальный взгляд на зрителя!
Таков конец! Трагичный и досадный!
Конец фильма.
ПО ПРОСМОТРУ. МЫСЛИ И ЧУВСТВА
У каждого произведения искусства должна быть цель. То, для чего снимался этот сериал, вполне понятно. Хотели авторы рассказать историю о казанской подростковой группировке. Идею воплотили – молодцы! Более того, провели правильную воспитательную мысль: все герои получили по заслугам! Кто пулю, кто тюрьму! Как говорится: «За что боролись, на то и напоролись!».
Первое, что приходит в голову – вот печальный итог советской власти! Семьдесят лет «советского плена» привели к вырождению нашего многонационального народа. Вот во что выродилась советская молодёжь! Вот к чему привели лживые коммунистические идеалы! Двойные стандарты, «одни слова для кухонь, другие для улиц», официальная ложь и суровая реальность сделали советскую молодёжь циничной и двуличной.
Сейчас чего-то много развелось «крикунов», восхваляющих советскую власть. Просмотр этого фильма должен заставить задуматься, - если они конечно способны думать, - тех молодых людей, что идеализируют Советский Союз.
Эта страна не имела право на существование! И она сгнила и развалилась. Всё бы ничего, но до сих пор мы отмываемся от последствий её жизнедеятельности.
С другой стороны, ностальгируют по тем временам и многие мои сверстники, и люди постарше (ещё такие есть!)
В этом есть замечательное свойство человеческой памяти – помнить лишь хорошее, забывать плохое. Однако, если кого-нибудь из ностальгирующих, перенести на волшебной машине времени в советскую реальность, они попросят вернуть их поскорей обратно! В тех ужасных бытовых и идеологических условиях жить они уже не смогут. К хорошему привыкают быстро. А так хорошо, как сейчас, они, в сущности, не жили никогда.
Снят фильм добротно, хорошо. Сейчас все, желающие учиться, научились хорошо снимать. Время экспериментов и прорывов в кинематографе прошло. Старик Бунюэль за всех перестарался! Может это и правильно, на данном этапе.
Нет глубины в картине, но и прочие, играющие в режиссёров современные ребятки, также мелко плавают. Характеры поверхностны, шаблонны. Внутренние перемены героев легки и не особенно болезненны. (Если, задрав неимоверно планку, сравнивать их с героями Достоевского). Например, Вова, после убийства Жёлтого, меняться начал прямо на глазах. А, после, почему-то, снова съехал в уготованную ему матрицу!
Ни один характер не раскрыт. И, если у четырнадцатилетних пацанов он ещё не сформирован, то Владимир Суворов человек уже взрослый, войну прошедший! Немного странно, что Вова, обладая ярко выраженными лидерскими качествами, не выслужил себе звания в армии. Наградами он тоже не отмечен. Ещё страннее, что он, пройдя Афганистан, вновь возвращается к уличной жизни. Хотя, по уличным понятиям, мог этого и не делать. Отслужил – свободен!
На мой взгляд ритм у фильма немного неровный. Действие то мчится, то топчется на месте.
Подбор актёров выше всяких похвал! В десятку все! Все на своих местах!
Одежда, антураж – всё идеально! Как будто в 1989 году снималось.
Автобус «Аполлон» вызывает особую ностальгию и умиление. Сейчас мне стыдно, что за поездки в таком автобусе, я не платил за проезд!
Вот музыка нас связала! Такое дерьмо льётся в уши, что лучше, кажется, нанять тапёра, и пустить субтитры. Такое ощущение, что авторы фильма считают уличных пацанов совсем уж за идиотов. Тогда был взрыв русского рока: «Кино», «Алиса», «ДДТ», «Чайф», «Агата Кристи», «Аукцион», «Ноль», «Ария», «Черный кофе», «Круиз». Слушать не переслушать! И все их слушали, и «пацаны» и «чушпаны», переписывая с кассету на кассету. А на дискотеках вовсю уже колбасились под хлынувшую к нам современную западную поп-музыку. Казань - это не какой-нибудь провинциальный Мухосранск, всегда в музыке держала нос по ветру! На всех площадках звучала современная танцевальная музыка высокого класса: «Технотроник», «Блек бокс». Послушайте на досуге! Ю – туб всем в помощь! Они и сейчас звучат, как будто только написаны. А тогда подобные веяния сносили крышу! Никакую «Богатырскую нашу силу» на «дискачах» никогда не ставили! Это было уже дремучей древностью тогда! «Ламбада» была, да! Это была «тёплая булочка». Все учились её танцевать! Прикольно и весело!
Ляпов в фильме тьма! Если все их разбирать, то мы надолго растянем нашу с вами пацанскую разборку!
Остановимся лишь на тех моментах, в которых сериал переходит в жанр фантастики.
Например, милиционер даёт пацанам «слово пацана», что с их другом ничего не будет. Тут, так сказать, двойной маразм в одном флаконе!
Так нагло, как ведут себя «гопники» в фильме, в жизни они никогда себя не вели. В сущности, это обычные советские школьники, а не герои американских боевиков.
Пацаны всегда платили в парикмахерских. А не били в них зеркала, как в фильме! Потому что в парикмахерскую они ходили в одну и ту же в своём районе. А в своём районе полагалось вести себя прилично. Или, в крайнем случае, милиция бы быстро вычислила хулиганов. А это, в лучшем случае, штраф. С родителей! Никто не хотел лишних проблем ни на улице, ни в семье!
Так бьют друг друга наотмашь герои сериала, будто хотят голову оторвать! Не верю!
В галстуках после школы никто по улицам не ходил! Во всём были двойные стандарты!
За отношения с милиционершей, Андрея бы сразу «отшили». Не по-пацански это! А он инспекторшу по делам несовершеннолетних в кино приглашает, на «Маленькую Веру»! Это при том, что ему четырнадцать, а ей за двадцать!
Сцена, когда они, сидя рядышком в зале кинотеатра, на виду пацанов, напевают: «Мы ждём перемен» особенно умиляет!
На дискотеке, полной пацанов с разных улиц, Андрей приглашает милиционершу на «медляк». Во время последующей на дискотеке драки и прибытии милиции она прячет Андрея, Марата и Айгуль в одном из служебных помещений. Затем, чтобы загладить свою вину, она приглашает 14 – летнего подростка на «квартирник», поздним вечером!
Андрей обращается за помощью к «менту» дяде Ильдару, чтобы тот помог с улучшением лечения матери в психбольнице.
Четырнадцатилетний Марат наезжает у больницы сразу на троих интернов, снимает с одного халат, а другие в страхе убегают. Студенты – медики, народ отчаянный, его бы из принципа в сугроб зарыли!
Вся заварушка в больнице от первого до последнего кадра – от нападения на неё среди белого дня «хадишевских» и до ретирования «универсамовских» на угнанной «Скорой помощи» - «ненаучная фантастика».
Уж больно огромными толпами перемещаются «универсамовские». В свободное от сборов время разделялись, как и все обычные подростки на небольшие компании друзей. А тут и видеосалон набилась несусветная толпа. И в квартиру Андрея, когда принесли его матери шапку.
Взрослые в фильме выставлены в виде дебилов. Мать Андрея, Светлана Михайловна, истерическая особа, склонная к сумасшествию, которая по ходу действия оказывается в «дурке». К тому же подверженная игромании. Проиграв в «три напёрстка» за раз сто рублей (безумная ставка в 1989 году!), она, дабы отыграться ставит зимним вечерком на кон и шапку! А затем, без лишних колебаний, сымает и пальто!
Родители Айгуль недалёкие люди. Отец, какой-то недоумок. Мать чёрствая женщина, ни словом не поддержавшая дочь в тяжёлый период жизни!
Отец Марата, большой начальник, весь в работе. Не может найти с сыном общего языка. И это удивительно, ведь он всю жизнь работает с людьми!
Учителя какие-то гротесковые персонажи! Учительница музыки кричит на Марата, когда у того не получаются упражнения.
Мать Андрея, ради Марата, которого прогоняет любящий её дядя Ильдар, ставит барьер на пути к собственному счастью, выгоняя самого Ильдара! С чего бы это?!
Советская милиция показана совсем в уничижённом виде. Какие – то уродливо – комические персонажи. Один вокзальный милиционер, сбив в два раза цену, покупает с рук гопника Андрея фотоаппарат.
Рядовые милиционеры никого поймать не могут! Спокойно позволяют бить окна в инспекции несовершеннолетних! Обидно, даже, становится за тех быстроногих «легавых», от которых доводилось бегать с препятствиями, в восьмидесятые годы!
ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО
В общем, приговор сему кино таков. Фильм мрачен, агрессивен, беспросветен, без положительных героев, состоящий сплошь из ляпов, с самым позорным саундтреком, который только можно подобрать, дурные примеры для молодёжи являющий, в светлую даль за собой не зовущий!
С нетерпением ждём продолжения!
Свидетельство о публикации №224031601634