Самара вчера, сегодня, завтра

По утвержденному в веках маршруту  в выдолбленном течением реки русле бежит Волга-Матушка вдоль славного города Самара. Не уставая и  не отдыхая ни одну минуту, копошится вода в реке, стачивая потихоньку твёрдые горные породы. Нет преград для неусыпной труженицы. Множество профессий освоила она: то будто строитель сооружает кандейки  в камне, то подобно скульпторше оставляет гравюры на песке. Хитрая и коварная может быть эта мастерица: заманит красотами своими на безлюдный берег, да и утопить может на мелководье. Плещется вода тихо, будто шепчет: «Не уходи далеко – заворожу, - и лежать тебе здесь веки вечные  где-нибудь в чапыжнике! ».
Да, бессердечна бывает Волга, словно ведьма колдует, создавая вдоль берега свои портреты из корней  вековых деревьев. Выразительно, точно взятые из сказки, стоят они, красуясь своими космами на берегу старого загородного парка Самары, привлекая к себе своим необычным, загадочным видом посетителей. Кто отдохнуть присядет возле размытых водой корней, кто устраивает фотосессию – всё развлечение. Но главное, именно здесь так хочется послушать легенды, придуманные, конечно же, людьми, но в которых так и иначе отражается история купеческого города на Великой реке. По одной из версий, и название населённого пункта пошло от греческого слова «Samar», что означает купец и древнего названия Волги «Ra». Однако существуют и другие толкования, возникшие из местных диалектов.
Издревле жили на самарской земле разные народы:  русские, татары, мордва, чуваши, марийцы, башкиры, удмурты и прочие.  Жили в основном дружно, не ссорясь меж собой. Да чего уж там скрывать, и теперь еще живут, тесно переплетясь в каждой отдельно взятой семье.  Так вот, название Самара могло возникнуть, например,  из татарского «самар» или из киргизского «сардор» , чагатайского «мешок». На каком бы  языке не звучало похожее сочетание звуков, значение одно: излучина Волги напоминала древним сосуд, в который сливается жидкость. Современные жители, да и гости  могут убедиться в этом, ведь и сегодня город стоит на месте чудного слияния двух рек: Волги и  реки с одноимённым названием Самара.
 Странное магическое сочетание звуков могло означать  также совершенно разные понятия: у калмыков   «самар» - это «орех», заросли которого тянулись вдоль Волги; у чувашей «Сумар чук» - обряд, чтобы вымолить дождь; в финно-угорских племенах « сея мар» имело значение «козье стадо». Может быть, поэтому на современном гербе Самары красуется козочка?
Бурная, лукавая, непокорная, загадочная река – житница, породившая множество сказаний и легенд словно объединила народы, пожелавшие заселить её берега.

Самара - город, расположенный на берегу Волги.
Выходишь на пляж и видишь: волны набегают на берег. И кажется, будто это не река, а море. Вот катер промчался по воде. Он качнул волну на свежий еще не смоченный песок.
Вода шумит, успокаивает. Песок похож на плитку шоколада: слегка подморожен, хрустит, а не откусишь.
Вот по берегу промчалась Колли. Её лисья морда понюхала воздух. Лёгкий мороз, свежесть. Красивая благородная собака подбежала к хозяйке, и они пошли рядом.
Вдали движется еще одна дама с маленькой белой собачкой. Моська носится по песку, суетится, лает, подбегает к воде и, как ошпаренная, летит в противоположную сторону.
Вдоль реки гуляют люди. Вот пожилая женщина с лыжными палками. Чуть дальше парень с девушкой держатся за руки. Ещё дальше дама в купальном костюме, немолодая, выходит из воды и направляется в раздевалку клуба «Белый медведь». Интересно, почему медведь, а не морж? Ей навстречу идёт другая женщина, немного моложе, окунается в воду и  сквозь копчёный запах дыма снова спешит в раздевалку. Эта коптильня с дровами, расположенная рядом с клубом «Белый медведь» будто добавляет романтики. Так приятно стоять здесь, греться, наблюдать за волнами. Мимо проскользнул парень в куртке и с наушниками в ушах. Открыл дверь клуба. Тоже пришёл купаться?
На склонах набережной лежит первый снег. Рядом чернеет новая лестница с золотистыми иероглифами. Это Самара, новая, неповторимая, неуловимая. Неуловимая потому, что мало кто замечает все перечисленные выше подробности. Это быт. Это простой, сегодняшний, а, может быть, и повседневный уклад жизни.
Стоишь и смотришь на новую Самару, и словно по волшебству всё тает, меняет очертания. И вот перед нами старая Самара, купеческая. Воображение рисует картины, знакомые с иллюстраций.
Деревянные постройки начала 20 века, лодка с веслами, старый пароход на воде. На холме белеет какой-то монастырь. Труба от какого- завода…Там вдали на улице повозка с запряженной лошадью. Люди, одетые  по – старому, длинные юбки у дам.
Вначале всё путается, с трудом различаешь места, где стоят современные постройки.  В воспоминании читаешь и узнаешь местность.  Вот заброшенная паровая мельница купца Бобермана на улице Мельничной. Чуть выше на холме белеет женский монастырь, заложенный еще в 1850 году. Вначале он был лишь общиной сестёр милосердия, а в 1860 году указом Святейшего Синода переименован в Самарский Иверский женский монастырь. Здание  мельницы было построено в 1896 году купцами Александром Курлиным и И.Н. Шихобаловым. Спустя три года мельница перешла в собственность Моисея Бобермана и проработала  до 1906 года.
Взор снова падает на Волгу. Какая она широкая, необъятная. Говорят, да это и подтверждается на старых фотографиях, во время весеннего разлива река затапливала постройки, расположенные на берегу. В настоящее время так близко постройки не строят, вода покрывает лишь песок на набережной. Или же река обмелела? Почему-то в настоящее время она кажется узкой.
Далее  переносимся вниз по Волге, попадаем на улицу Набережную, которую 4 декабря 1928 года переименовали в улицу  имени Максима Горького. Алексей Максимович не только приезжал, но и жил в Самаре. Впервые писатель прибыл 22 февраля 1895 года по приглашению редактора самарской газеты Н.П. Ашешова. Горькому  сначала поручили готовить подборки из иногородних газет и печатать по воскресеньям по очерку и рассказу. Но уже в июле ему доверяют вести отдел фельетонов «Между прочим». Именно в Самаре Горький впервые выступает как профессиональный журналист. А жил он  на улице Вознесенской. Ныне это улица Степана Разина, дом № 126. В этом доме в 1946 году был открыт музей писателя A. M. Горького.

С улицы Набережной смотрим в город. На заднем плане видим башни и купала Успенкой церкви, расположенной на углу Улицы Комсомольской и Водников. Именно в ней венчались Александр и Александра Курлины, хозяева  нынешнего дома-музея с воротами в виде бабочки. Слева от Успенской церкви на заднем плане Вознесенский собор, расположенный на улице Степана Разина.
Далее пройдемся по улице Комсомольской, которая с 1870 по 1923 год сменила множество названий. Она была и Пробойным переулком, и улицей Павловской, и Воскресенской, и, наконец, Успенской. Чем же была интересная эта улица? Прежде всего, старинными деревянными постройками.
Путешествие начнём с пересечения с улицей Молодогвардейской. Именно здесь можно окунуться в историческую атмосферу. Вот дом Александра Щербачева, построенный в 1901 году по заказу мещанина из города Рыбинска. Ныне он находится на углу с улицей Фрунзе.
Через дорогу дом мещан Вырыпаевых, построенный на рубеже 19-20 веков. В настоящее время этот дом располагается на улице Комсомольской 45. И, если прочитать об этом доме в интернете, то мы узнаем, что он  необычен своим стилем, интересным сочетанием русского народного  деревянного зодчества и барокко. В свое время здесь в квартире № 5  до 1915 года жили Франциск Венцек и Серафима Дерябина.
Красивы на улице Комсомольской и каменные дома. Вот дом дворянки Любови Боянус, сестры самарского чиновника Александра Карловича Боянус. В настоящее время он находится на углу с улицей Куйбышева. До революции существовали три здания, которые в 1904-1906 годах были перестроены в большой доходный дом. В советское время были надстроены еще два этажа.  Любовь Карловна занималась разведением породистых лошадей, выездных, с родословными, получавших медали на различных международных смотрах и соревнованиях. Она, как и брат была убита после революции.
Далее на нынешней улице Комсомольской 18 стоит еще один  двухэтажный дом. Это часть усадебного места купца-старообрядца Архипа Беспалова. В 1870-90 годах он был очень известным человеком в Самаре. Ему принадлежала контора дилижансов для сообщения с Оренбургом.
Еще дальше располагается здание, чудом уцелевшее  во время пожара, который был в 1850 году. Это  бывший дом купца Макке.  Здесь жил первый губернатор Самарской губернии Степан Волховский, позднее здание стало реальным училищем. Именно в этом здании первый Самарский губернатор  1 января (по старому стилю) зачитал указ императора Николая I об образовании Самарской губернии. И это значимо на сегодняшний день, ведь прошло уже 170 лет и в этом году Самарская губерния отмечает свой юбилей.
Далее свободно прогуливаемся до улицы Алексея Толстого. Эта улица, как и Комсомольская, берет свое начало в  конце 18 века. Ранее она называлась до 1840 Большой, затем до 1860 Дворянской, до 1932 Казанской, далее до 1983 улицей Обороны. И вот с 1983 года она стала носить имя писателя, который на ней жил в детстве.  Автор произведения «Золотой ключик, или приключения Буратино» сам был ребенком, когда впервые приехал в Самару  вместе с матерью Александрой Леонтьевной и отчимом Алексеем Бостромом. Алёша с пятого класса учился в том реальном училище, о котором рассказывалось выше. Толстой и, став взрослым, часто проводил лето в Самаре. Эти поездки позволили ему собрать богатый материал, использованный при описании быта и нравов героев повестей и романов.
Ныне  в этом доме на улице Фрунзе (в те годы - Саратовской) сейчас открыт музей.
И, если уж вспоминать всех Толстых, которые побывали в Самаре, то нужно рассказать и о Льве Толстом. Лев Николаевич  впервые посетил Самарскую губернию в мае 1851 года, когда проезжал, вместе с братом Николаем Николаевичем, через Поволжье из Казани на Кавказ. Почему же улицу Кузнецкую (Кузнечную) или позднее Москательную в Самаре назвали в честь Льва Толстого?
Ответ можно найти в интернете. «Рассказывая про улицу Льва Толстого, обязательно, я считаю, отметить то, что это первая улица, получившая имя великого писателя не только в нашем городе, но, пожалуй, и во всём мире. Причём названная ещё при жизни Льва Николаевича. Так Самара отметила 80-летие великого писателя. И ещё один интересный факт. В ноябре 1910 года, после смерти Толстого, самарская городская дума на своём заседании приняла решение переименовать Вокзальную площадь в площадь графа Л.Н. Толстого и установить на ней бюст великому мыслителю и писателю. Но уже в декабре губернатор Протасьев отменил это постановление думы» , - находим информацию сайте http://urator.livejournal.com/
Новое название улица получила 27 августа 1908 года.
И вот пока мы думали, искали ответ на вопросы, мы добрались  до Некрасовского спуска. Ранее улица Некрасовская носила название Предтеченской. Снова Волга. Видим: подпорная стена из крупных каменных блоков продолжается и тут, на набережной.  Ряд из семи железнодорожных вагонов-теплушек! Как интересно, неужели здесь проходила железная дорога, обозначенная на плане 1926 года? Согласно этого плана, железнодорожная ветка была быть проложена далеко, до современной улицы Осипенко и бывшей мельницы Зворыкина/Шадрина, ставшей впоследствии заводом КИНАП.  Подтверждение этому есть  на старых снимках Самары!
Со временем железнодорожная ветка на набережной оказалась ненужной. Её частично ликвидировали, но изогнутая подпорная стена самарской набережной сохранялась вплоть до 1972 года. Позже Некрасовский спуск был перестроен.
Да, как и многие другие города,  Самара,  постепенно расширялась, застраивалась и перестраивалась. Купцы,  дворяне развивали городскую промышленность, обогащали город красивыми постройками в стиле Модерн,  которые частично сохранились и сегодня. Но сколько еще неразгаданных простому обывателю загадок хранит наш город?
Путешествие не может длиться слишком долго. Не всё способен сохранить в нашей памяти  мозг. И вот мы переносимся на прежнее место и в прежнее время. Снова на песке, откуда начиналось виртуальное, а, может быть, и волшебное путешествие во времени и в пространстве. Смотрим. Вода омывает камни. Она такая прозрачная, чистая ледяная, пока еще не превратилась в лёд. Поднимаемся по лестнице вверх, видим памятник первому воеводе и градостроителю Самары Григорию Засекину. Карэн Саркисов задумал посадить воеводу на коня, в руки ему дал знамя. Эта статуя словно пронзает пространство неба. Она как будто является символом путешествия во времени. Засекин из прошлого на коне скачет по небу в далекое будущее. Памятник открыт недавно, в сентябре 2014 года, но, как это ни странно, он переживёт нас и увидит то, что нам пока не известно. Какой пейзаж будет его окружать завтра? Что на этом месте будут видеть, а, может быть, и не замечать наши потомки?
                Ноябрь, 2021.


Рецензии