Мобильник

Только пару дней назад меня раздражали люди, разговаривающие по мобильному телефону в транспорте или других публичных местах слишком громко. Было невмоготу слушать их обнаженные монологи, изобилующие подробностями личной жизни: о предстоящих свадьбах, командировках, шальных покупках и проблемах со строительством дачи, о невозможности выплатить кредит, приятельских вечеринках и количестве выпитого вина, отчаянных изменах и семейных разборках на их почве, об автомобильных авариях, жестоких драках и многом другом. Но теперь все наоборот, я стал гоняться за обрывками чужих телефонных бесед словно ненормальный. И не спешите обвинять меня в бестактности, самовольном вмешательстве в чью-то жизнь. Подслушивают другие, а я старательно собираю порхающие в воздухе фразы, чтобы на их основе придумать сюжет рассказа, который непременно должен получиться гениальным.
Сейчас я еду в вагоне метро по служебным делам. Люблю использовать такие моменты в писательских целях, то есть для сбора конфиденциальной информации. Вагон заполнен людьми, через пару секунд он остановится, станет тихо, и кто-то из пассажиров обязательно сделает попытку связаться по телефону с другом или родственником – так происходит каждый раз, когда я нахожусь в подземке. Рядом сидит молодая девушка, спрятав лицо под капюшоном цветастой куртки. Сложно сказать, симпатичная она или нет, но меня интересует другое. Как по заказу, пассажирка достает из кармана мобильник, набирает номер и успевает произнести несколько фраз, судя по всему, бой-френду.

«Ты не прав, Серж, нам нужно кардинально изменить отношение друг к другу, иначе ничего не выйдет. Я должна знать, что ты хочешь от меня и наоборот. Утром ты даже не захотел со мной говорить, и так происходит уже не первый раз. Зачем тогда мы встречаемся? Я могу снять отдельную квартиру».

На последних словах двери вагона закрываются, состав трогается и вокруг снова становится шумно – сплошной гул. Девушка прерывает разговор и убирает мобильник обратно в карман. Сеанс связи закончен, я быстро забываю о соседке и уже по привычке начинаю думать, как можно использовать только что добытый материал. Изучаю фрагмент чужой жизни, словно осколок разбитой вазы, случайно попавший мне в руки. Вполне логично поставить этот короткий диалог в самое начало рассказа: девушка, проведя бурную ночь в постели с парнем, наутро объясняется с ним, считая, что кроме секса в их совместной жизни ничего не осталось. Общие интересы и взаимопонимание отсутствуют, нет даже желания выслушать партнера по кровати, узнать, что происходит у него внутри. Она предлагает взять тайм-аут, чтобы найти в отношениях хоть какой-нибудь смысл. Ухажер против передышки, мол, обойдемся без высоких материй, в сексе и так все хорошо. Впрочем, не уверен, что состояние любовных дел у парочки должно выглядеть столь безнадежно. Оно будет зависеть от последующих телефонных разговоров. Вдруг молодые люди поженятся и счастливо проведут медовый месяц на Филиппинах! Как бы то ни было, упомянутый Серж сыграет в моем рассказе не последнюю роль.
Изучать фрагменты чужих разговоров и составлять из них рассказ-мозаику – не такое простое занятие, как может показаться. Отрывок с выяснением личных отношений, которому я обязан безымянной девушке в капюшоне, стоил мне нескольких часов бездарной уличной «прослушки». Можно сказать, это настоящий перл, оставшийся после кропотливой переработки нескольких тонн пустопорожней словесной руды. Так, в течение сегодняшнего дня я успел на ходу изучить несколько десятков коммерческих предложений, касавшихся заключения сделок в самых разных областях.

«Если они дадут дополнительную скидку, заключим договор на целый год. Цена подходящая, я изучил предложение других производителей, у них существенно выше. Гарик, я отвечаю за свои слова».

И так далее, в том же духе – неистощимый поток малоприметных фраз, обслуживающих чьи-то профессиональные интересы. Воплощению художественного замысла Гарик мне вряд ли поможет. Да и сама тема заключения выгодной сделки не слишком интересна. Хотя, среди телефонного «шлака» попадаются и более выразительные куски устной речи. Вчера вечером на автобусной остановке я «застукал» во время похмельного разговора парня лет двадцати пяти, радостно обсуждавшего по мобильнику итоги прошедшей вечеринки.

«Сначала ящик пива выпили, потом сбегали за вискарем. До двух ночи у Макса просидели. Я предложил Оксане домой ко мне поехать, она не захотела. Зато утром все получилось… Да, я у Макса шапку забыл, придется завтра снова ехать. А ты сам как»?            

Куда определить веселящихся персонажей, случайно попавших «в объектив», я еще не знаю. Но если вообразить на другом конце провода знакомого Сержа, то можно составить интригующую картину: парень втайне от девушки, сидевшей рядом со мной в метро, навещает старую, проверенную компанию, где чувствует себя намного комфортнее. Частые вечеринки у загульных приятелей и приводят к разладу в отношениях с подругой, которая ни о чем не догадывается. Иначе давно съехала бы на другую квартиру, взяла тайм-аут. Подобие сюжета вырисовывается, но мне он кажется банальным, даже примитивным. Ничего толкового на таком фундаменте не построишь. Главные герои вроде найдены, но и они – не самый выигрышный вариант. Придется снова пользоваться внутренним диктофоном, прокручивать в голове километры магнитной пленки. Поиски только начались, не время складывать руки.
Служебные дела приводят меня в чужой офис на окраине города. Оформляю пропуск, прохожу через «вертушку», вызываю лифт, чтобы подняться на верхний этаж. Двери вот-вот закроются, но в кабинку успевает войти молодой человек лет тридцати с сотовым телефоном в руках. Говорить он начал в холле, но мое присутствие в лифте парня не смущает.

«Вчера тачку разбил – так обидно. Ты видел мою навороченную «Хонду». Ехал по второй полосе, и вдруг этот идиот на «Рено» меня подрезал. Левое крыло помял, фару разбил. Часа два проторчал на дороге. У меня сзади Илона сидела, но с ней все в порядке – отделалась легким испугом. Правда, она теперь говорит, что я сам слишком быстро ехал – в следующий раз осторожнее буду».

Похоже, моя идея обрастает новыми пикантными подробностями. Серж подвозил любовницу, возвращаясь с вечеринки от старых друзей, и вместе с ней попал в аварию. Девушка в примелькавшемся капюшоне целый вечер ему звонила, но связь по непонятной причине отсутствовала – возникли новые подозрения. Сплошная банальщина, но другого пути нет. Мастера телефонного жанра диктуют мне свою волю.
На обратном пути, в том же лифте, видная блондинка не может скрыть переживаний по поводу случайной гибели одноклассницы:

«Ужас, ее маме сейчас так тяжело. Она сама больная, и денег почти нет. Давайте хоть скинемся понемногу, поможем».

А часом позже солидная дамочка в маршрутке сообщает подруге, а заодно и сидящим рядом людям, о дате вылета в Турцию:

«Едем через неделю в Бодрум. Пять звезд. Я мечтала об этом отеле».         

Жизнь кипит, смешивая трагические и радостные события, не думая о моем присутствии. Но каждому свое, и я продолжаю сочинять рассказ, который хочется довести до эффектной концовки. Все события сразу многострадальному Сержу не пришьешь, но любящая путешествовать пассажирка вполне может оказаться мамой одной из подруг девушки, встретившейся в метро. Похоже, молодые особы изъявили желание отдохнуть вместе с родителями, а Сержу это только на руку. Здесь в моей памяти всплывает на поверхность шокирующий разговор еще одного парня, без стеснений рассказывавшего в трамвае, как он вызвал домой сразу двух проституток. Отметим про себя, какая перспектива ждет любвеобильного Сержа! Хотя, не слишком ли я потворствую его желаниям? Есть еще вариант – отправить парня вместе с наскучившей подругой в Бодрум. Нет, это кажется в рассказе случайным, надуманным. 
Следующие, пойманные в воздухе словесные «нарезки» снова оказываются пустопорожними.

«Мастер придет остеклять балкон в три часа дня, берет недорого, порекомендовали знакомые». «Никита поступил на экономический, но документы подавал сразу в три вуза». «Барселона» круче всех, у них один Месси чего стоит». «Золотое кольцо оценили только в пять тысяч, слишком дешево».

Хорошо, после Турции мама девушки в надоевшем капюшоне наконец-то решается остеклить балкон: мастер проверенный, сюрпризов быть не должно. Специалист приезжает без опоздания, ровно в три – это молодой, интересный парень. Параллельно с возней на балконе он пытается соблазнить симпатичную дочку хозяйки квартиры: «Наверное, ты в институте учишься, а у меня брат Никита на экономическом». В комнате включен телевизор, но футбол молодые люди не любят и даже переключают канал с прямой трансляцией. Кстати, играет «Барселона», Месси уже забил первый гол, невероятно красивый. В конце дня, заканчивая работу, стекольщик втайне от мамаши приглашает новую знакомую посидеть завтра вечером в кафе. Та почти сразу соглашается, все еще думая о Серже. Неужели для них все закончилось? Но такова воля автора: героиня намерена как можно скорее избавиться от гнетущей неопределенности в личных отношениях, ведь нынешний парень не прикладывает никаких усилий, чтобы исправить ситуацию. Даже наоборот, все время где-то пропадает.
Наконец эффектно одетая девушка и простоватый стекольщик встречаются в городе. «Мне нужно забежать в ломбард, оценить кольцо. Как думаешь – сколько стоит?». Сумма уже названа по телефону. Замечу, кольцо его владелице когда-то подарил отправленный в отставку Серж, которому гораздо веселее на стороне. Надежная мальчишеская компания и сговорчивая любовница предпочтительнее занудливого капюшона. Разве не так?
Вечером я впервые набираю текст рассказа на компьютере. Распечатываю на принтере и читаю, одновременно внося правки. Нет, настоящий писатель себе такого безобразия не позволит. Бред какой-то! Решительным жестом я комкаю лист бумаги и баскетбольным броском отправляю в мусорную корзину. Придется начать все с начала.


Рецензии