Жребий

- Приветствую тебя, Отец всего сущего!
- Здравствуй, здравствуй, Князь тьмы.
Они обнялись и трижды коснулись щеками друг друга. Бог, держа гостя за плечи, отодвинул его от себя на расстояние вытянутых рук.
- Дай посмотрю на тебя вблизи: проходят века и тысячелетия, а ты все такой же прекрасный. Нет, пожалуй так: как коньяк - с годами все крепче и лучше.
- Подумать только, Вседержитель, - Дьявол, прижав руку к груди, склонил голову в легком поклоне, - Ты льстишь Люциферу.
Господь вскинул брови.
- Зачем Мне это? - Он пожал плечами, - впрочем, может быть, хоть Я и говорю чистую правду.
Он отпустил плечи Сатаны, и одной рукой указал гостю на массивное кресло из дерева неизвестной породы перламутрового цвета.
- Сколько же мы не видились? - Они сели.
- Долго, Отец всего сущего, очень долго - со времени разрушения Вавилонской башни.
Бог поморщился.
- Хватит эти библейских эпитетов, - произнес он, - а то и Мне все время придется называть как-нибудь наподобие Сын утренней зари или там Падший Ангел. Оставим эти громкие погоняла для людей.
Дьявол кивнул и улыбнулся.
- Здравствуй, Отец, - ласково произнес он.
Теперь кивнул и улыбнулся Господь.
- Значит со времени разрушения Башни... Помню, помню, как ты упрашивал Меня хотя бы не разделять языки... А Я не послушал, старый дуралей. Они стали разобщены и озлобились друг на друга еще больше!
- Разве я когда-нибудь давал тебе плохие советы?
Господь вздохнул и помотал головой в отрицательном жесте.
- В том-то и дело, что нет.
Он опустил глаза и тихо продолжил:
- Хочу просить у тебя прощения... - Сатана, было, вскинулся, но всемогущий собеседник жестом погасил его негодующий порыв, - Я боялся послушать тебя и оказаться правым. Гордыня - самый страшный из грехов, за что безжалостно карался людской род, оказался присущ и Богу. А ведь Мне казалось, что я непогрешим... Прости меня, сынок.
Несколько минут оба молчали, затем старший, горько усмехнувшись, начал свой монолог:
- Надо заметить, что из всех семи смертных грехов, Я не совершил только грех самоубийства, да и то возможно потому, что бессмертен. Легко быть безгрешным, когда ты бесплотным духом носишься по бескрайней вселенной, а обретя плоть (то ли в угоду собственному творению, то ли по его воле, вспомни "по образу и подобию") вместе с ней приобретаешь и желания. Но Я не об этом, и обсуждать Свои грехи ни с кем не собираюсь, ибо не подсуден! Даже с тобой Я собираюсь говорить лишь о гордыне.
Все началось со времен Адама и Евы. В начале первого юбилея Адам и жена его жили в Эдемском саду уже семь лет. Семь первых лет своего появления на свет, они возделывали и хранили его. И по истечении этого времени, во второй месяц в семнадцатый день восьмого года к Еве пришел змий. Это ведь был не ты, надеюсь?
Бог пристально посмотрел на визави.
- Делать мне больше нечего, - возмущенно фыркнул тот.
- Хорошо... Так вот, приполз этот гад инкогнито, и жена Адама вкусила плоды древа познания. Ну, ты помнишь.
Сатана кивнул.
- А помнишь ли ты, кто отговаривал Меня от того, чтобы оно произросло в Эдеме?
- Я, отец. Но очень робко.
- Робко... Но и этой робости хватило, чтобы во Мне проснулся дух противоречия. Я создал его не во благо своим творениям, а в противовес твоему совету. Тогда Я не думал, что это и будет называться гордыней.
Господь отхлебнул вина из ниоткуда взявшегося бокала.
- Хочешь? Оно как раз с тех самых времен.
Гость отрицательно помотал головой.
- И что же случилось дальше? Впрочем, ты все знаешь сам. Они познали свою наготу, прикрылись, и Я понял, что неизбежно произойдет дальше. И в новолуние четвертого месяца изгнал их в земли Элдад, где вскоре и родился их первый сын Каин. А потом Авель и дочь Аван. Каин стал земледельцем.
- Кем? - Не понял Люцифер.
- Земледельцем. Ну, землю возделывал, пахал, сажал зернышки всякие, они прорастали, потом собирал... Тьфу, черт! Какая разница, не в это суть.
Вседержитель смутился: он произнес "чёрт", и хотя его кроме самого упомянутого никто не слышал, и уж тем более не мог осудить, но вышло как-то неловко.
- Денница, мальчик мой, - заискивающим голосом начал Бог, - раз уж мы тут по-родственному беседуем, давай отменим некоторые правила.
- Конечно, папа, - Сын утренней зари после своего откомандирования с Небес больше не хотел перечить своему Творцу, а уж в том, в чем их желания совпадали - особенно.
- Ты отговаривал Меня от того, чтобы Я выгонял Адама и Еву из Эдемского сада, приводя аргументы, что не так  уж страшна их вина, чтобы вышвырнуть как котят в мир, о котором они ничего не знают. Это только усугубит негативное развитие событий. А тут, рядышком, они будут под Моим присмотром. Можно даже приставить к ним кого-нибудь, гадов всяких ползучих, искусителей отгонять.
Бог пристально посмотрел на Сатану.
- Ты думаешь, Я не понял, что ты себя имел ввиду под надсмотрщиком? Тяжко на Земле-то?!
- Думаю, понял. Потому и отказал, - запальчиво ответил Люцифер, - как же! Я тебя ослушался, сам захотел стать Богом! Нет мне прощения! И эти двое не вняли твоим распоряжениям: яблочек накушались! Животами, кстати, не страдали - блюдо-то для них новое.
- Перестань, - Творец только рукой махнул, - Я же уже попросил прощения. Продолжим, однако. Так вот, последующие события действительно вышли из-под контроля, и в один прекрасный солнечный день Каин отоварил своего младшего брата Авеля, пастуха овец, камнем по голове, и тот умер. Я уж не знаю, что там у них случилось, но в Библии причину интерпретируют так: из-за того, что дар, принесённый Авелем, оказался угодным Богу, в отличие от приношения Каина. Каково?!
- И что такого? - Не понял Князь тьмы.
- Что!! Да Я в глаза не видел никаких подарков! Но так люди узнали, что такое убийство.
- Да, странно...
- Я тогда опять спросил твоего совета: надо ли Мне наказывать за подобное виновного. И получил ответ!
- Я помню. Я посоветовал не делать этого или сделать как-нибудь помягче, ибо зло порождает только зло. Уж я-то прекрасно знал, о чем говорил.
- Да, именно так. И Я опять в противовес тебе решил, что здесь в самый раз применить принцип "Око за око". Решил не потому, что считал это абсолютно правильным, а потому, что Я Бог! а ты - Падший Ангел. Если помнишь, на сто тридцатом году от Сотворения мира Каин был убит своим потомком Лемехом - уже и не помню, кем он приходился Адаму, который типа по ошибке принял его в лесу за зверя. Не мог же Я лично засветится в таком мало богоугодном деле! Но нельзя правильно определить, какую сторону бутерброда мазать маслом! Я сделал всё вопреки твоему совету, и теперь люди узнали не только, что такое убийство, но и что такое месть.
Господь помолчал, собираясь с мыслями, и продолжил:
- Трижды Я тебя не послушал, и как результат - человек познал секс, убийство и месть. Я немного сгущаю краски, но право - самую малость.
Бог отхлебнул древнего вина.
- Ты точно не хочешь? - Спросил он у сына.
- Черт с ним, давай, - Падший Ангел осекся, но Господу было наплевать на такую не толерантность - он соблюдал условия договора, им же предложенного.
Выпили пару глотков.
- Так вот, - продолжил Вседержитель, - понятно, что всякая работа легка тому, кому не надо ее делать. И все ошибаются. Так что, не надо Меня строго осуждать. Никто никогда не был и не будет на Моем месте. Просто горько осознавать, что Я не прислушался к твоим советам не потому, что они были плохи, а от того, что были хороши. Бог с ним. Я тогда просто устал... Да, да, устал. И решил передохнуть. На время оставил паству свою без присмотра, а когда опять обратил взор свой на род человеческий, то ужаснулся тому, что увидел! Я тогда не слишком глубоко анализировал уже произошедшее, и не предавал большого значение тому, что сейчас с печалью озвучиваю тебе. Считал, что все идет по плану - так оно и было, и было это хорошо, но плохо, что план-то оказался говеным!
Говоривший снова сделал глоток.
- Я узрел лишь два города на берегу Содомского  моря - Содом и Гоморру. Города были цветущими и богатыми - это прекрасно, но их жители вели праздный образ жизни и погрязли в чудовищных грехах и пороках. Пьянство, разврат, дева ласкала деву, мужчина - мужчину, потом менялись местами. И в эту вакханалию были вовлечены даже дети! Дети!! А-а!
Бог махнул рукой и допил свой кубок до дна. Впрочем, он тут же опять наполнился драгоценным напитком.
- В наказание Я решил уничтожить города вместе с их обитателями. Но тут явился Авраам и стал просить пощадить Содом и Гоморру ради невинных праведников. Я догадался, кто послал его.
Господь с любопытством воззрился на Люцифера. Тот молчал.
- Ладно, не отвечай. Поскольку просителем, пусть и формально, являлся Авраам, просьба была удовлетворена, но лишь в части именно невинных праведников, но оказалось, что таковыми были только Лот с женой и двумя дочерьми! Во всяком случае, так судил Я. Им было позволено уйти, а остальные сгорели! Никто не спасся, никто! И сами города, их дома, улицы, площади превратились в пепел...
Господь замолчал.
Он сидел сгорбившись, тяжело опустив предплечья на подлокотники кресла и совсем не напоминал всемогущего Творца всего сущего.
- Понимаешь, Я их сжег! Всех! Теперь жалею. Нет, не грешников, а то, что так появился Страх и Ужас.
- Зачем ты рассказываешь мне то, что я и так прекрасно знаю? - Не слишком учтиво перебил Сатана, но Господь пропустил эту дерзость мимо ушей.
- Надоел? - Хмыкнул он, - потерпи уж, постараюсь в дальнейшем быть краток, так - штрихами набросаю. Видишь ли, Я хочу, чтобы ты все вспомнил и в точности понял, зачем Я призвал Падшего Ангела на этот раз, а не спросил совета у тех, кто окружает Меня на Небесах. Продолжим?
Денница кивнул.
- Потоп. Помнишь Потоп? Ноя? После Содома и Гоморры люди вовсе не образумились, просто теперь они стали бояться. Что ты тогда сказал Мне?
- Что для того, чтобы заставить человека верить в Тебя не надо рассказывать ему о красотах Рая, надо всего лишь оповестить его о наличии Ада.
- Да-а... Страх можно было внушить и не сжигая приморских городов. Хотя Я вовсе не ставил перед собой такой задачи. Да и страх-то оказался без веры. Ну, или почти без неё. Ты и тут оказался мудрее Меня. На Земле продолжало твориться что-то гнусное и противное. Преподанный Мной урок не возымел должного действия толи в силу затрудненного в те времена информационного общения - не было не только Интернета, обыкновенного теле- и радиовещания не было, толи в силу наплевательского отношения самих обитателей голубой планеты. Не слишком веря в попадание в Рай, они ничего не знали о твоих подземных котлах.
Ты уже не слишком пытался отговаривать Меня, видимо уверовав в тщету своих попыток. А может, решив действовать от обратного. И правильно решив: начни ты опять свои увещевания, Я утопил бы их сразу, а так все-таки дал Ною сто двадцать лет для постройки ковчега: помнишь, он строил его из деревьев, которые сам и посадил? Это объясняется тем, что Моё решение погубить всё живое на земле не было бесповоротным, и Я желал дать людям возможность раскаяться в грехах и исправить своё поведение.
Люцифер кивнул.
- Но ничего не изменилось; пришло время и за неверие, нарушение моих и собственных законов, убийство людей и животных (Я тогда для себя в голове тезисно набросал список обвинений, сейчас перечислять их нет нужды) Я утопил всё человечество, кроме Ноя, его близких и каждой твари по паре. Допускаю, что где-то еще люди выжили, но это были очень малые, если не единичные проявления. Тут наш тандем сработал пусть не сказать слаженно - но не в слишком большом противоречии друг с другом.
- Я вот только не могу понять, - воспользовавшись паузой в монологе Отца, спросил Князь тьмы, - зачем было уничтожать животных?
Господь тяжело вздохнул.
- Видишь ли, - смущенно проговорил он, - поначалу, Я решил, что проект "Земля" окончательно провалился и необходимо свернуть его полностью. Затем, под воздействием твоего молчания, оставил Ноя с семьей, а в горячке про животных-то и забыл. А потом было поздно, решил и от них до кучи избавится. Но, оставил же "на рассаду"! Признаюсь, перегнул палку. Переусердствовал.
Несколько минут Творец собирался с мыслями, потом продолжил:
- Не надо было никого оставлять, - неожиданно сказал он, - у причаливших возле горы Арарат, расселившихся и размножившихся в земле Синаар появилась та самая гордыня, в которой Я тебе сейчас каюсь. Почему? Да потому что они вдруг поняли, что значит - быть избранным! Ведь кроме них, все другие захлебнулись в мутных водах Потопа. Причем поняли это те, кто и Потопа-то не видел. Это вообще стало визитной карточкой человечества: героями становились те, кто в битвах не участвовал. Не сразу, но еще при жизни Ноя, его потомки вдруг решили, что раз уж они такие распрекрасные и единственно неповторимые, то им тоже надлежит жить на небесах. Может и не именно так они сформулировали себе задачи, но начав строить башню из обожженных кирпичей, орали на каждом углу: " Мы поднимемся по ней на небо!" Их было уже достаточно много, они говорили на одном, а лучше сказать - на единственном языке, их никто не торопил и не понукал. Это была их собственная задумка, и ее реализация зависела только от самих фанатиков-фантазёров. А потому дело спорилось, и пусть не быстро, но неотвратимо башня росла ввысь. Тупая, утопическая идея, но она могла привести к страшному разочарованию: решив, что она уже достаточно высока, и не узрев в облаках никого и ничего кроме водяных испарений, люди неизбежно потеряют веру. Или что там от нее останется на тот момент. Напомню, что единственный праведник Ной через примерно пятнадцать лет после начала строительства Вавилонской башни, почил в бозе .
Надо было срочно рушить эту хреновину. Но что делать с фанатиками? Это страшная сила, упорная и неотвратимая в своей настойчивости. Сорок лет эти термиты поднимались к небу, и готовы были еще четыреста обжигать свои кирпичи, лишь бы добраться до небесных кущ! Мало было разрушить строение, надо было позаботиться о том, чтобы они не начали процесс заново. И Я решил разделить их язык общения на несколько, а те смешать таким образом, чтобы люди перестали понимать друг друга. Совсем перестали. И тут опять появился ты! Причем на этот раз даже без приглашения с Моей стороны! Ты неистово уверял Меня, что этого делать нельзя. Что лучше уж пусть человечество потеряет веру, чем начнет воевать за неё! Я сильно подозревал, что ты опять окажешься прав, и именно поэтому сделал, по-своему. Люди перестали понимать друг друга и разбрелись по миру кто куда. Образовались народности, нации, народы а на их основе страны, государства и империи. Башню Я разрушил, хотя это уже не имело никакого практического смысла. Вера сохранилась, но теперь это была вера не в Единого Меня, а чёрт знает какой конгломерат непонятных догматов. Причем у каждого свой!
При упоминании своего прозвания Сатана скромно потупился.
- На этой почве начались предсказанные тобой войны. Каждая последующая была страшнее предыдущей. И вот, род людской пришел к тому, к чему пришел: познанное когда-то убийство превратилось в массовое истребление, брат убивает брата - и этим уже никого не дивишь; похоть, извращение и насилие возведены в ранг человеческих ценностей; мораль вывернута наизнанку, делаю гадости друг другу, а прощения просят почему-то у Меня и множество других мерзостей творится Моим Именем! Всё, как ты и предвидел, толерантно не договаривая до конца. Так кто из нас Дьявол, а кто Бог?! Складывается впечатление, что Падший Ангел добился своих первоначальных целей, используя лишь глупость и гордыню своего Создателя.
Люцифер в очередной раз вскинулся, намереваясь возразить Творцу, но тот остановил его повелительным жестом.
- У них там, кажется, идет первая половина века двадцать первого по новому исчислению?
Сатана кивнул.
- Мне и делать-то ничего не надо, чтобы уничтожить человечество, - усмехнулся Вседержитель, - они сами себя сожгут и утопят. Научились, сволочи. Но на этот раз Я решил пойти по пути милосердия. Но поскольку признаю Люцифера лучшим стратегом, чем Сам, Я призвал тебя вновь. И вот ты здесь и сейчас, в этот невообразимо паскудный для человечества период. Время показало, что твои советы на переломных жизненных этапах человечества всегда были точны и выверены. Сейчас, когда грядет очередной такой этап, Я призвал тебя, с тем, чтобы, не дожидаясь инициативы с твоей стороны, Самому просить совета! И клянусь - каким бы он ни был - я последую ему.
Дьявол не торопился с ответом.
- Что же ты молчишь? - Нетерпеливо воскликнул Господь.
- Набираюсь дерзости.
- ???
- Чтобы в очередной раз противоречить Тебе.
- В чем же?!
- А в том, что на этот раз я не вступлюсь за человечество. Уничтожь его!
- Но я уже пытался сделать это, и ты всегда отговаривал меня. Что же изменилось сейчас?
- Все просто: это больше не Твоя паства.
- А чья же? - Удивленно вопросил Бог.
- Моя! Уничтожь вражью рать, или отступись - оставь ее мне.
- И что же ты будешь с ней делать? - Господь был потрясен.
- Ничего. Подожду, пока они сами перебьют друг друга, а с оставшимися построю новый мир. Свой мир.
- Подожди, подожди... Так нельзя... Это Я сотворил Землю, и людей на ней. Я вдохнул в них жизнь, карал и миловал. А теперь ты хочешь отстранить меня от управления мною же созданным? Ну-у, знаешь...
- Это больше не твоя паства, - упрямо повторил Падший Ангел, - ты можешь налепить себе таких солдатиков сколько и где угодно, а это царство отдай мне. И мне кажется, что кто-то клялся последовать моему совету, каким бы он ни был.
- Но это не совет, это скорее просьба, если не требование!
- Пусть так. Это не меняет сути.
Вседержитель глубоко задумался.
- Что ж, - выдохнул он наконец, - в конце, концов, Я обещал. Но дай Мне хотя бы шанс поступить по-своему!
- Бросим жребий? - В воздухе повисли два кубика с круглыми насечками по сторонам, - кости? Я удивлен, а потому согласен. Подумать только - сыграть с Богом в орлянку! Тот, кто знает все, полагается на жребий! Такой возможности упускать нельзя. Пусть даже ценой проигрыша.
- Нет, нет, - замахал руками Господь, - не будем превращать Божественные чертоги в бандитский катран. Выберем более достойный вариант. Чатуранга ?
- В нее играют вчетвером.
- Можно и вдвоем... Но ладно. Тогда шахматы?
- Идет!
- В случае Моего проигрыша - Мир твой, если же Я выиграю - человечество будет спасено.
- Спасено? - Князь тьмы криво улыбнулся, - ну, ну...
Перед игроками появилась большая шахматная доска с уже расставленными пешками и фигурами.
- Разыграем цвет? - Спросил Бог.
- Зачем? Тут и так все ясно: ты светлый, я тёмный. Ходи.
Господь двинул вперед королевскую пешку.
И началась партия, которая была куда дороже для шахматных журналов, чем та, которую так и не доиграл Мессир Воланд с котом Бегемотом.


05 марта 2024 год
 
 


Рецензии