Косуля на манок

Охота на гону на косулю, именно приманиванием, почти не применяется в Западной Сибири. Если в Белоруссии или в некоторых западных регионах страны ещё можно что-то услышать о такой охоте, то у нас об этом знают единицы. Причём охота на реву на марала распространена повсеместно, ну, где обитает объект охоты. Искусство  охоты на лося используя различные манки тоже не находится в застое, а наоборот охотники делятся друг с другом способами и устройствами приманивания сохатого, передают младшему поколению. А на самца косули, даже если кто-то приобретёт разрешение на добычу, то максимум что он сделает это выйдет с утра на край поля и добудет посредством оптики себе трофей. Я считаю, что проблема в первую очередь в отсутствии пропаганды культуры охоты и сложности выполнения такого вида охоты.
 В чём же заключается сложность приманивания. Если манить марала, то охотник подражает рёву самца, имитируя вызов на поединок за самок. Самца лося можно подманить «кваканьем» подражая самке или рёвом подражая сопернику. В случае с самцом косули так не работает. Сам самец издаёт отрывистый лай, которым или предупреждает об опасности или обозначает границы свей территории, на такой звук может прийти только самка, а как трофей она нас не интересует. Подманить самца косули, которого просто называют «козёл», можно только свистом, имитируя свист самки или свистом детёныша косули, потому что если есть детёныш, то обязательно рядом должна находиться и самка. И свист не простой, это скорее зов, переходящий в писк, повышающий тональность, иногда продолжительный, а порой отрывистый и много раз повторяющийся. Мы частенько принимаем свист самки косули или детёныша за птичий и не обращаем на него внимания.
В этом и заключается техническая трудность, сложно подобрать тональность и периодичность свиста. Для этого человек конечно же придумал массу устройств, описанием коих полон интернет. Я тоже перепробовал несколько таких устройств. Сначала использовал самоделки, который сам выстругивал по образцу, потом обращался к мастерам, но ничего не работало. Да я и сам слышал, что такие самодельные манки или пищалки не выдают нужного звука, присутствует какое-то дребезжание и невозможно поменять тональность. Не то всё, не то. Но вот появились интернет-магазины и в них импортные новинки по приманиванию животных с помощью запахов, звуков и тд. Я начал долгий процесс экспериментирования. Но тщетно, ничего не работало, пока я не наткнулся на манок Buttolo, не реклама, манков на рынке много, выбирайте какой хотите. Этакая смешная резиновая груша и несколькими отверстиями. Купил я её исключительно из-за того, что он был не похож на остальные стандартные манки, совсем другой принцип действия. А ещё там была инструкция на немецком и даже без перевода было ясно, что изготовители понимают, как манить косулю. Единственное смущало, что у европейской косули зов должен отличаться от сибирской.
Получив посылку и нажав первый раз на грушу, я понял, что нашёл. Осталось убедить в этом козла. Перевёл и изучил инструкцию, вроде всё правильно написано, но не работает. И тогда я стал слушать. Приходил в угодья на рассвете и слушал как зовут друг друга косули. В каких случаях лает самец, сколько раз ему свистит самка, как зовёт мамку детёныш. Инструкция выдавала не то, она передавала общий принцип приманивания или это работало на европейских косуль. У сибирской косули свисты были более продолжительные и паузы между ними дольше. А ещё, когда самка отзывалась на лай самца, то она отвечала четырьмя пятью свистами и в конце последнего сильно и отрывисто повышала тон звука. Я никак не мог добиться этого от манка, пока случайно не нажал на грушу в конце свиста ещё сильнее и сразу выскочил нужный звук. Кстати, собаки реагировали на мои тренировки очень агрессивно.
Два года я ходил в угодья и свистел, прежде чем увидел своего первого самца, и только на следующий год взяв бумагу на гон, добыл манного козла. Сейчас опыт, конечно возрос до высот о которых десять лет назад и подумать не мог, но тем не менее каждый год приходится что-то менять и приспосабливаться под изменчивые условия.
Охота на половозрелых самцов на гону открывается в нашем регионе 20 августа и даётся на добычу трофея месяц, на самом деле времени в обрез. Потому что в последнюю субботу августа открытие на водоплавающую, будет много гостей и отвлекаться на косулю не получится. А с 15 сентября открытие на зайца и опять горячая пора, поэтому у меня будет всего две недели. В связи с ограниченными сроками разведку я начал с середины августа, как только получил разрешение на добычу. В этот раз решил попробовать в новом месте, на заливных лугах.
Я точно знал где живут и как выглядят самцы, которые меня интересуют, не раз наблюдал за ними во время моих летних вылазок на рыбалку. Заливные луга в пойме Оби, в августе представляют собой ровное пространство, заросшее густой травой высотой в метр, прорезанное непролазными забоками и старицами, которые тоже не добавляют проходимости, при этом везде растут островки кустарников. Если ты находишься на дороге, то видишь только верхушки деревьев в забоке и кустарники, обзора никакого. Поэтому необходимо найти возвышенность, а её нет. Можно наблюдать с крыши «буханки», но и тебя тоже будет видно. Через всю нашу страну проходит оптоволоконный кабель, и так уж получилось, что через луга он тоже проходит. Через определённое расстояние расположены небольшие металлические будочки, для доступа сотрудников, а сами будочки стоят на насыпных буграх метров трёх высотой, оберегая ценное оборудование от затопления. Вот на таком бугорке я и расположился. Взял с собой оптику, чтобы всё обозревать и на рассвете по туману уже сидел наверху.
Сначала решил послушать. Тишина. На реке в паре километров загудели лодки. Время у меня до восьми утра, а потом придёт паром и по лугам поедут рыбаки. Два часа у меня есть. Рядом в старице закрякала утка. Тихо. Может ещё не время играть гормонам, не возбуждаются козлы. Решил манить. Четыре длинных свиста с паузами в две секунды. Минут десять перерыв. Не надо частить, как бы не хотелось. Косули не очень разговорчивы. Туман лёг на траву, и я достал оптику, так веселее, хоть посмотреть везде можно. Из-за росы, кстати, косули могут и не захотеть передвигаться, мокнуть никто не желает, в дождь тоже не стоит выходить на такую охоту. Лучшая погода для приманивания, это солнечное тихое утро, желательно с заморозком, но заморозками пока и не пахнет.
Пять длинных свистов как бы с дрожанием. Сижу смотрю и слушаю. Кто-то гавкнул, может лиса. Нет, опять, козёл, точно козёл. Далеко где-то, за небольшой забокой. Не пойдёт сюда по росе, может и не его это территория. Зовёт самку к себе. Лентяй. Но услышал и поверил, это замечательно.
Не маню с полчаса, тут терпение главное. И тут он гавкнул совсем рядом. Вот он, идёт, почти бежит ко мне. Голову опустил, пытается поймать гормональный запах самки. Какой он мелкий то, из травы даже спины не видно. Это не мой клиент. Двухлеток, как его сюда допустили. Тут серьёзные самцы территорию держат. Козлик, не поднимая головы, так и пробежал в пятидесяти метрах от меня. Эк тебя бедолагу разбирает от похоти, не соображает ничего.
Оптику опять к глазу, а вот и сюрприз. На краю поля, под деревьями в тени стоит тот, кого я зову. Спина рыжая, высоко видно над травой, морда седая, рога не видать, далековато, метров четыреста. Самец не куда не спеша пошёл по кромке поля, не заходя в мокрую траву. Это молодой его сюда притащил, поразив своей наглостью. Так козёл прошел метров двести и вышел на дорогу. Покрутил башкой и стал обходить меня по кругу. Если так пройдёт ещё метров сто, то пересечёт мой входной след. Значит надо будет заходить с другой стороны. Вот он дошёл до моего следа и резко отпрыгнул назад, но не побежал, а запрыгал, медленно, как бы показывая, что он не боится и полон сил. Нарочито громко стукая копытами по твердой дороге допрыгал до края поля и спустился в забоку. Ну что ж, мне всё понятно. Место замечательное, но рановато, надо дождаться, когда его будет как молодого скручивать от переизбытка гормонов. Через недельку.
Но через недельку не получилось, и через две не получилось. А всё сошлось на десятое сентября. Ударил первый заморозок. К будочке я шёл по дороге два километра, но даже не вспотел, было прохладно. А вот последние пятьсот метров было трудновато, трава сильно хрустела и путалась в темноте в ногах. Пришлось вытирать пот. На кочку я залез ещё по тёмному. Отлично. Воткнул рогатульку, примерил карабин. Сел слушать. Было слышно, как в нескольких километрах в ближайшей деревне лает собака. Представляю, как было меня слышно по такой траве, но делать нечего.
Четыре свиста. И тут же ответ, но не тот которого я ждал, да я как бы и не ждал никакого ответа, я гостей ждал. А тут свист, слева. Два коротких. Темновато ещё, не вижу никого. Жду. Через минут пятнадцать тоже коротко два раза свистнул. Раз у вас такое общение принято, то по вашим правилам и будем вести беседу. Тишина. Через полчаса совсем рассвело. На траве блестел иней. Это хорошо, запах мой меньше будет косулям на нервы действовать. Движение слева, маленькая самка, совсем рядом. Идет медленно, кормится, а вон и детёныш. Самка поняла голову и коротко два раза свистнула. Первый раз наблюдал, как самка свистит, она прям напрягалась, работая лёгкими. Самка внимательно смотрела в одну точку. Да у нас гость. Козёл стоял почти в том же месте, где я его увидел на разведке. Но на этот раз он обходить поле не стал, а двинулся напрямик, но как-то без энтузиазма. По пути останавливался, что-то там щипал, короче выражал всем своим видом безразличие. Самка, увидев приближающегося самца, развернулась и коротко пискнула. Вот значит, как она зовёт детёныша. Самец же повёл себя как козёл, развернулся и стал уходить. Вы чего в разводе что ли. Ну в принципе всё понятно, он её уже покрыл и поэтому все ведут себя так спокойно, вот отсюда и странные короткие свисты. Надо останавливать жениха. Пять длинных свистов с дрожанием. Ага, самец развернулся и уставился в мою сторону. И пошёл обходить меня по кругу. Прошёл метров двести, я уже прекрасно вижу его рога в оптику, шикарная корона, медалистка. Сто метров, верный выстрел, но хочется ещё посмотреть. Ладно, чего тянуть, цыкнул зубом, козёл встал и почему-то отвернулся, видимо не разобрав откуда звук. Выстрел. Самец взлетел в воздух, разбрызгивая фонтанчики крови, левая нога прямая, значит попал по месту. Ещё два раза прыгнул и упал, задёргал ногами, быстро убегая в своём бессознательном, отходя. Стрелой пролетела мимо маленькая самочка с детёнышем, тоже не разобрав откуда был выстрел, видимо эхо отразилось от деревьев забоки. Я скатился на заднице по мокрой траве с бугра, подошёл к самцу и перерезал ему горло, остатки жизни с толчками крови ушли из тела. Прости брат. Это была славная охота.


Рецензии