Иоасаф Игнатович Железнов художник и историк..
В 1836 году Железнов поступил в войсковое училище в Уральске, а по окончании в 1841 году начал служить в канцелярии гурьевского начальства. В 1844 году он перешел в канцелярию уральского наказного атамана и затем стал начальником в красноярском форпосте. Живя здесь, он углубленно изучал образ жизни казаков.
В 1846 году Железнов был направлен на службу в Уральское укрепление в киргизской степи. Здесь он изучил характер и привычки киргизов, о которых позже писал в своих произведениях. В 1848 году он записался на волонтерскую службу в казачий № 6 полк, который в 1849 году отправился в поход в Москву. После двух лет бездействия в Киеве полк вернулся в Уральск в октябре 1851 года, и Железнов ушел в отпуск в Гурьев к своей матери. Здесь он написал свою первую статью "Картины Аханного рыболовства".
В феврале 1852 года Железнов был становится офицером - хорунжим. Весной 1853 года он попал в полуполк, который служил в Москве. В Москве Железнов познакомился с литераторами, такими как Михаил Погодин, Иван Аксаков и Александр Островский, и развил свой литературный талант. В журнале "Московитянин" Железнов опубликовал свои первые работы, а в будущем он публиковался в других изданиях
С 1855 года Иоасаф Игнатьевич начинает литературную полемику с Павлом Ивановичем Небольсиным в «Московитянине», обвиняя его в киргизомании. Он также написал критические заметки о «Истории Пугачевского бунта» Александра Сергеевича Пушкина, не соглашаясь с мнением знаменитого поэта о роли яицкого войска в создании Пугачева.
Аркадий Дмитриевич Столыпин, наказной атаман Уральского казачьего войска, имел большое влияние на литературную деятельность Железнова. С 1856 года Железнов начинает писать повести и рассказы о уральских казаках, что стало его любимым жанром. Он также изучает историю казачества на Руси и изучает архивы, находящиеся в Москве.
Поездка на Урал в 1858 году позволила Железнову ознакомиться с местными архивами, собрать предания старожилов и приобрести рукописи, относящиеся к времени Пугачева. Этот богатый материал не был обработан самим Железновым, а был опубликован после его смерти. Некоторые из этих материалов были использованы Владимиром Николаевичем Витевским для исследований по истории Оренбургского края и Уральского казачьего войска.
В то время, когда Железнов находился в отпуске, его сочинения уже печатались в Москве в различных периодических изданиях. Их публикацией занимался друг Железнова, Н. И. Шаповалов. В 1858 году его работы были собраны в двухтомное издание под названием «Уральцы – очерки быта уральских казаков». В первом томе были включены работы, такие как «Картины казацкой жизни», «Сайгачники», «Башкирцы», «Картины Аханного рыболовства», а во втором томе - «Василий Стругоящев», критическая статья на «Историю Пугачевского бунта Пушкина» и «Мысли казака о казачестве».
Второй том статьи «Мысли казака о казачестве» уже был опубликован, но ранее она была напечатана в журнале «Парус» и привела к тому, что Железнов оказался в числе писателей, подвергающихся строгому надзору. Особенно вызывающей подозрения стала статья «Что такое казацкий офицер?», в которой он красочно изображал недостатки казачьего офицерства и дворянства, отдавая предпочтение прежнему казачьему самоуправлению. Естественно, военная цензура запретила эту статью, и она не была опубликована при жизни автора.
Тем не менее, после выхода «Уральцев» Железнов стал известен широкому кругу читателей как казачий писатель и видный представитель «казакоманства» - казачьей идеологии XIX столетия. Это принесло ему большую известность в российском обществе. Он прославлял «казачью старину» с ее патриархальным образом жизни. В то время "казакоманство" считалось частью славянофильства.
Железнов в своих статьях защищал старинные казачьи обычаи от давления со стороны официальных властей. Он писал: «Вы хотите, чтобы казак был как овечка-смирен и силен как лев. Эти два качества несовместимы. Следовательно, хотение останется хотением…». Затем он продолжал: «В родной стране, под влиянием семейных преданий и обычаев, в сфере хозяйственных занятий казак не должен быть стремлен ни мундиром, ни правилами и организациями, полезными в воинском лагере, но вредными и ненужными в обществе…».
Железнов откровенно и прямо говорил о себе и своем взгляде на казачий мир: «Я гуманист, но когда дело касается интересов казаков, я эгоист. Я желаю, чтобы казак имел не только необходимое, но и излишнее…».
После выхода «Уральцев» Железнов счастливо представил один экземпляр книги Николаю Александровичу, наследнику Императорского престола. Сочинения Железнова были благосклонно приняты, и он был награжден золотыми часами. В письме от генерал-адъютанта Зиновьева говорилось: «Я с удовольствием представил книгу «Уральцы» господину наследнику. Его Императорское Высочество, благосклонно приняв его, по распоряжению Государя Императора, вручил вам золотые часы с цепочкой. Прошу уведомить меня о получении подарка».
В начале 1862 года Иоасаф Железнов получил известие из Уральска, что он был избран в асессоры на новых выборах членов присутствия войсковой канцелярии. Он был приглашен явиться к месту своей новой службы, что вынудило его расстаться с Москвой, где он достигл успеха в своей творческой сфере. В июне того же года он отправился в Уральск.
В следующем 1863 году Железнов стал атаманом севрюжьего рыболовства. Его честность и открытая защита интересов уральских казаков вызвали у начальства много врагов. Он столкнулся с членом войсковой канцелярии, который обвинил его в корыстных действиях во время рыбного промысла. Дело достигло высшего войскового начальства, и Железнов столкнулся с опалой и преследованиями со стороны наказного атамана. Ему без законных оснований было назначено службу на степи.
Несправедливость, с которой он столкнулся, привела к тому, что 9 июня 1863 года Иоасаф Игнатьевич Железнов совершил самоубийство, застрелившись. Он был похоронен на старом кладбище Уральска. В 1871 году его поклонники собрали деньги на установку памятника на его могиле, а прилегающая к кладбищу площадь была названа в его честь "Железновской".
Иосаф Игнатьевич Железнов оставался хорошо известным писателем в старой России. В 1888 году в Санкт-Петербурге было издано трехтомное собрание его сочинений с биографическим очерком, автором которого стал Николай Андреевич Бородин, уральский ученый-краевед. В 1910 году трехтомное издание было переиздано под названием "Уральцы".
К сожалению, в советское время Старое кладбище Уральска было уничтожено, и на его месте были построены жилые кварталы, тем самым могила Иосафа Игнатьевича Железнова была потеряна. Властью, установившейся после 1917 года, сохранение памяти о предках не придавалось значения.
Свидетельство о публикации №224031600676