освобождение Хохольского района 1942-43г

Хохольский район захвачен немецко-фашистскими войсками в июле 1942г.

Оккупация продолжалась более шести месяцев. На территории района немцы устроили концентрационные лагеря, в которых содержали и расстреливали пленных красноармейцев и мирных жителей.

Бои за освобождение Хохольского района начались в январе 1943г.

Первыми освободили села Архангельское, Оськино и Яблочное 15 января 1943г.

Район полностью освобожден от немецко-фашистских захватчиков 29 января 1943г.

Хохольский район – один из тех в области, что в полной мере испытали смертельный огонь войны, гибель тысяч солдат и мирных жителей. В селе Гремячье находится одна из самых крупных в области братских могил. Здесь захоронены останки 1 566 солдат, и до недавнего времени – 119 бойцов Красной Армии оставались безымянными. Благодаря кропотливой работе поисковиков появилось ещё 20 гранитных плит с именами погибших.

В мае 2016г. в Гремячье установили стелу «Населённый пункт воинской доблести». Здесь захоронены 1 500 тыс. человек, погибших в годы Великой Отечественной войны. Сегодня мы увековечили память ещё 199 солдат, погибших на территории нашего района, защитников Родины.

В селе Хохол памятником защитникам Руси стал Храм. Рядом с церковью в братской могиле захоронено более 200 воинов 40-й армии Воронежского фронта. Одни погибли в боях в июле 42-го, защищая село, другие – во время Острогожско-Россошанской наступательной операции в январе 43-го года.

Созданный в 1965г. на главной площади села мемориал всегда был местом особого поклонения. Сюда шли ветераны – хранители воспоминаний, сюда шла молодёжь, которая именно здесь открывала для себя страницы истории Отечества.


Фашисты захватили Хохольский район 3 июля 1942г.
Оккупация продолжалась более шести месяцев. На территории района оккупанты устроили концентрационные лагеря, в которых содержали и расстреливали пленных красноармейцев и мирных жителей. Бои за освобождение Хохольского района начались в январе 1943 года. Район был полностью освобожден от немецко-фашистских захватчиков 29 января 1943г.

Села Архангельское, Оськино и Яблочное освободили 15 января 1943г., 27 января – село Семидесятное. В годы Великой Отечественной войны на фронтах погибло более 9 тыс. человек, призванных на фронт из Хохольского района. Фамилии земляков увековечены в Книгах памяти и на сельских мемориалах. В Семидесятном есть братская могила, в которой похоронены около 650 советских солдат, погибших при освобождении населенного пункта. Семья Черных из хохольского села Семидесятное пережила фашистскую оккупацию. Игнат Ефимович воевал на фронте, его жена Александра Григорьевна не раз была на волосок от смерти во время войны. Враги сожгли их дом. Воспоминаниями о тех суровых днях дочь фронтовика Валентина Смольянина поделилась с корреспондентом РИА «Воронеж». Супруги Черных и их дети выжили, семья воссоединилась в 1945 году. До войны у них было четверо детей, потом родились еще четверо. Все выросли, выучились, создали семьи. А дом Валентины Смольяниной – один из самых видных и ухоженных в селе. По праздникам к ней приезжают старшая сестра Любовь из села Кочетовка и младший брат Петр из Воронежа, собираются дети и внуки.  Валентина Смольянина.  – Я родилась в 1946 году, войну не застала, но много слышала о ней от родных. Моя мама была удивительным человеком – очень спокойной, доброй, ласковой со всеми. Не могу представить, как она пережила такое, – рассказала Валентина Игнатьевна. Немцы вошли в Семидесятное в июле 1942г.

Всю ночь люди слышали громкий гул – это в село въезжали машины оккупантов. – Маму с четырьмя маленькими детьми выгнали из дома. Полицаи указали – «коммунистова семья», потому что наш дедушка, Ефим Игнатьевич Черных, поддерживал советскую власть, и в годы Гражданской войны его расстреляли белогвардейцы, – пояснила Валентина Смольянина. Отец Валентины Игнатьевны до войны работал сторожем в магазине. Потом его призвали на фронт. Перед приходом немцев в селе воцарился хаос. Бомбежка, безвластие и страх перед неведомым повлекли за собой разграбление магазинов. Тащили все, что было, особенно запасали соль. Семья Черных не взяла ничего. Первыми, у кого начали проверять запасы продуктов, были работники продмагов и их семьи. Кто-то из сельчан сказал полицаям: «Да у Черных весь магазин остался дома». Александру Григорьевну вызвали в комендатуру, начали допрашивать: где соль? Та ответила: «Хоть режьте на кусочки, у меня ничего нет!» До выяснения обстоятельств женщину с грудным ребенком закрыли в отдельно стоящей хате, поставили охрану, еды не давали и никого не допускали. В доме вели обыск, перевернули все вверх дном, железными штыками протыкали пол, потолок, землю в огороде и саду – ничего не нашли. – Наш старший брат Коля, 1934 года рождения, был шустрым мальчиком. Бабушка даст ему картофелину или свеклу, а он прокрадется к матери, под дверь сунет еду и убегает. Так и спас ее от голодной смерти, – рассказала Валентина Игнатьевна. – Через пять дней маму выпустили. Избежать смерти помог один из полицаев. Он вспомнил, как накануне задерживал мамину сестру, когда она шла в один из домов на окраине села, чтобы поменять двух кур на стакан соли. Это стало главным доказательством, что соль спрятана не у нас. Оккупанты отбирали у мирных жителей все, что приглянулось. Женщин били, заставляли работать в поле, копать окопы. Особенно трудно пришлось зимой. После того как семью Черных выгнали из дома, они ютились у родственников. Однажды ночью увидели зарево на той стороне, где стояла родная хата. Немцы сожгли ее. Так мать и дети остались без жилья. Весной они перебрались в землянку. Все лето молодая женщина вместе со своими сестрами Анастасией и Ириной возила на корове – единственной уцелевшей на несколько семей кормилице – тощие вязанки хвороста. Односельчане помогли построить маленькую хату. Стены в ней зимой промерзали насквозь.

Игнат Черных "...папа вернулся в конце 1945г. – лечился в госпитале. После двух ранений ему дали II группу инвалидности. Работал сторожем в магазине и колхозе. Прожил 62 года. Нам о войне он рассказывал мало, а вот с сослуживцем они однажды проговорили целый день и ночь, – вспоминает Валентина Смольянина. Наградной лист Игната Ефимовича Черных Фронтовик Алексей Павлович Жеребятьев приехал в гости к однополчанину Игнату Ефимовичу Черных из Москвы в 1965г. Обнимаясь, плакали от радости, а потом никак не могли расстаться – понимали, что больше не увидятся. На войне они были как братья, всем делились, спасали друг друга от смерти. Как-то после разрыва снаряда сельчанина засыпало землей. Алексей Жеребятьев не бросил товарища, откопал. Алексей Жеребятьев (слева) и Игнат Черных. Встреча в 1965 году О встрече фронтовых друзей напоминает сделанная в тот день черно-белая фотография. Внук солдата Сергей Смольянин поместил ее на свою страничку в соцсети – вдруг увидят родственники друга-фронтовика, получилась бы интересная встреча. О пережитых предками военных годах не забывают их дети и внуки, передают эстафету памяти новым поколениям.


Давно, очень давно отшумели фронтовые вёсны, отгремели железные бури. Память фронтовиков стирает лица друзей, путает числа и даты, названия сёл и деревень. Но война, военные дороги остаются незабвенными. Да и разве забудешь те страшные дни 41-го, когда радио громогласно заявило: «Война!», а эхо ещё долго разносило бабьи причитания.

На западе грохотали ожесточённые бои, когда в Хохольской средней школе 22 июня 1941 года заканчивался выпускной бал. В тот же день в двери районного военкомата постучали десятки парней и мужчин, требуя отправки на фронт. Пустели дома. Сражаться с захватчиками уходили мужья, сыновья, братья.

Фронт стремительно приближался к Воронежу. И 3 июля 1942 года село Хохол и прилегающие к нему сёла были оккупированы фашистами, мадьярскими и венгерскими солдатами. Начались аресты и расстрелы. Первыми были расстреляны секретарь сельского совета Иван Степанович Мамонтов, а затем и председатель колхоза «Стремление» Иван Арсеньевич Толсторожих. Погибла от рук фашистов наша землячка Стрыгина Наталья Павловна. Ей было поручено взорвать здание НКВД, и она это сделала, но сразу скрыться не смогла и погибла. Её повесили в лесу, а место её захоронения не известно и до сих пор.

В начале июля 1942 года на территории района создаётся первый партизанский отряд «Орлёнок», который вступил в открытый бой с захватчиками, в котором погибли командир отряда А.П. Жуковский и его заместитель С.Ф. Кудрин. Отряд был разбит. В августе образуется новый отряд «Смерть немецким оккупантам». В боях с немцами погибли партизаны Л.А Серёженко, Д.П. Шипилов, Д.П. Тюнин, Р.В. Кузнецов, С.А. Алехин. После освобождения села их похоронили в центре села Хохол в братской могиле вместе с воинами 232 стрелковой дивизии освобождавшей село.

(Начало маршрута начинается у здания Хохольского лицея, где идёт короткий рассказ экскурсовода о первых днях войны и оккупации района, затем все заходят в здание лицея, проходят в музей «Боевой Славы», где начинается рассказ о 232 стрелковой дивизии освобождавшей Хохол).

232-я стрелковая дивизия – одна из многих сибирских дивизий, созданных в ходе Великой Отечественной войны. Дивизия начала формироваться 3 декабря 1941 года в Алтайском крае в городах Бийск и Боровлянка. В состав дивизии входило 4 полка: 498 под командованием майора Александра Александровича Ермолаева, 605 - майора Григория Семёновича Васильева, 712 – капитана Константина Алексеевича Сычёва, 425 артполка – майора Алексея Ивановича Панкова. Дивизия по своему составу была многонациональной она включала: русских– 9454 человека, украинцев – 997, белорусов – 126, алтайцев – 1018, мордвинов – 237, татар – 293, казахов -251, таджиков – 19, удмуртов -23, евреев – 22, чувашей – 41, башкир – 19, грузин – 5, армян – 8, узбеков – 9, других национальностей – 67 человек. К концу января 1942 года дивизия была, в основном, укомплектована и приступила к плановой боевой и политической подготовке.

С 27 апреля по 14 мая дивизия передислоцировалась в район города Арзамас Горьковской области и вошла в состав 3-й резервной армии. А в конце мая 1942 года по приказу начальника Генерального штаба Советской Армии выехала на станцию Лиски Воронежской области. В пути следования дивизии маршрут был изменён, и дивизия выгрузилась на станции Воронеж и вошла в состав 6-й резервной армии.

В результате неудачного исхода весенних операций в 1942 году инициатива на советско-германском фронте перешла к немецким войскам. Гитлеровское командование подготовило конкретные планы первых операций Генерального наступления на воронежском направлении «Блау» и на кантемировском – «Клаузевиц». Ставка Верховного Главнокомандующего была вынуждена принять решение о переходе к стратегической обороне.

Прежде, чем развивать наступление на Кавказ и Сталинград, гитлеровцы планировали добиться успеха на воронежском направлении, с ходу форсировать Дон. В Гитлеровской директиве № 41 от 5 апреля, окончательно сформулировавшей цели и замысел «Главной операции» летней компании указывалось, что началом операции «Блау» будет прорыв из района южнее Орла в направлении на Воронеж» и что цель этого прорыва – захват города Воронеж.

Операция «Блау» началась 28 июня ударом из района Курска на Воронеж и 30 июня – из района Волчанска на Острогожск. На воронежском направлении начались ожесточённые бои армий Брянского фронта под командованием генерал-лейтенанта Голикова Ф.И. с превосходящими силами армейской группировки «Вейсх». Врагу удалось прорвать оборону советских войск и выйти к Дону перед Воронежем и южнее его. Вечером 3 июля воронежцы услышали гулкое эхо артиллерийских орудий. У донских переправ в районе Гремячьего, Малышева и Семилук показались первые группы немецких автоматчиков, танки с крестами, над переправами появились «Юнкерсы». Немцы надеялись с ходу форсировать Дон и ворваться в Воронеж.

Не могли в этот момент помочь городу части 40-й армии, т.к. она с боями пробивалась из полуокружения к Дону севернее и южнее города, а основные силы резервных армий Ставки, могли подойти только к 10 июля. «К счастью в районе Воронежа оказалась 232-я стрелковая дивизия подполковника И.И Улитина». «Она первой остановила врага, спешившего прорваться в город, а с 3 июля навязала ему тяжёлые бои» - вспоминает бывший командующий Брянским, а затем и Воронежским фронтом Ф.И. Голиков.

( Далее переезд к Братской могиле села Хохол, где пойдёт рассказ о Шуре Лавлинской, мемориале и о людях освобождавших село.)

Перед войной комсомолка Александра Афанасьевна Лавлинская поступила на курсы фельдшеров в Воронеже, а до этого работа пионервожатой в школе. Война помешала учёбе, и девушка вернулась в родное село, стала работать в колхозе. В дни фашистских облав на коммунистов и советских работников, не успевших уйти за линию фронта, Шура помогала им скрываться. Вместе со своей сестрой Натальей на отдалённом хуторе, они организовали убежище, где прятался председатель райисполкома В.М. Исаев и другие советские работники. Но немцы смогли выследить их и арестовать. Их избивали и пытали в комендатуре, держали раздетыми в сарае, а за день до освобождения Хохла вывезли на станцию Латное и казнили. По рассказам очевидцев их повесили, а затем сняли и увезли, т.к. повсеместно шло наступление наших войск. Где находиться могила сестёр не знает никто.

Тогда же была схвачена и комсомолка Анна Тихоновна Жаглина, которая распространяла советские листовки с призывом ни в чём не помогать фашистам и не верить их лживым заверениям о лучшей жизни при немцах, а оказывать им всяческое сопротивление. Её тоже повесили незадолго до прихода частей Красной Армии.



Затем отправление в с. Орловка по дороге рассказ экскурсовода о дивизиях освобождавших наш район, а также воспоминания участников событий тех дней, воспоминания детей военной поры, побывавших в оккупации.


В селе у мемориала идёт рассказ о том, что летом 1942г. расстреляны душевнобольные люди вместе с врачами психиатрической лечебницы. Экскурсовод начинает рассказ о фильме Матвеева «Судьба» где в основу легли события, произошедшие в Орловке в августе 42–го года. Зачитываются, выдержи из архивных документов. Рассказ очевидца тех событий.

По дороге в с. Гремячье к мемориалу продолжается рассказ об освобождении района. О последних днях немецкой оккупации, о значении и роли освобождении Воронежа для Сталинградской битвы. Экскурсовод предлагает для разгадывания кроссворд, где ключевым словом является слово «ВОРОНЕЖ».


На мемориале экскурсию продолжают учащиеся Гремяченской СОШ, далее фотографирование на память, экскурсия в музей Великой Отечественной войны.

На обратном пути короткий рассказ о героях, совершивших подвиг на Воронежской земле.

Сержант Ф.И. Черных, Г. Вавилов, М. Бовкун, С.В. Ачкасов, К.А Длужицкий и др.



Тот, самый длинный день в году
С его безоблачной погодой,
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что вот уж семь десятков лет
Живым не верится, что живы.
А к мёртвым – выправив билет,
Всё едет кто-нибудь из близких,
И время добавляет в списки
Ещё кого-то, кого нет…
И ставит, ставит обелиски…


Рецензии