Ураган

       
       Несколько лет назад, будучи в командировке в Ленинграде, извините в Санкт Петербурге, неожиданно встретился с моим старым другом – выпускником «Макаровки» - капитаном дальнего плавания Кириллом Зубковым, о котором я уже писал в одном из рассказов «Судьба моряка», опубликованном в «Прозе. Ру». Он меня узнал сразу, а я поначалу пытался вспомнить, кто же этот моряк, назвавший меня по имени.

       Память воспроизвела и свадьбу моих друзей - моряков и Драндскую тюрьму, куда Кирилла заточили сбесившиеся менты, после того, как он заступился за избиваемого ими человека, его освобождение и восстановление в должности старпома на пассажирском лайнере «Иван Франко». Мы долго бродили по Питеру, сидели в кафе и говорили, говорили о наших судьбах и походах. Рассказ Кирилла я воспроизвожу от его имени почти дословно…с некоторыми своими размышлениями:

       « В бытность свою моряком, мне не раз приходилось бывать в южных морях и океанах. И в каждом таком плавании случались разные моменты, когда экипажу судна приходилось испытывать и эмоциональные и физические нагрузки, каких не могло быть на материке. Расскажу об одном таком рейсе, когда наш сухогруз, (я, после выхода на пенсию служил на сухогрузе) нагруженный "под завязку" металлом из Мариуполя, попал в полосу урагана в Индийском океане.
 
       Из Мариупольского порта вышли, проверив еще раз крепления в трюме и на палубе рулонов металла, представляющих груз для Вьетнама. Боцманская команда поработала на славу.  Все рулоны листового металла были хорошо закреплены стропами и не вызывали опасения. Мне, как старпому судна, надо было самому удостовериться. Даже боцман – старый наш трудяга дядя Паша посетовал, ты что не веришь моей работе? Верю, верю, но моя обязанность самому проверить. Груз все - таки опасный, не дай бог сорвется какой - нибудь рулончик в 3 тонны, бед наделает немалых.
 
       Благополучно прошли Керченский пролив, в Черном море нас слегка покачало, стороной пронесся шторм и волнение моря было около 3 баллов. Мы с боцманом дядей Пашей еще раз проверили груз. Все было в норме. Прошли проливы Босфор и Дарданеллы, выстояв в очереди на проход. Средиземное море встретило нас абсолютным штилем. Казалось, судно идет не по воде, а плывёт в каком - то воздушном океане, где горизонт слился с небом. Тишину и идиллию нарушали лишь гудки встречных кораблей да плеск волны разрезаемой форштевнем корабля. Даже двигатели судна казалось работали приглушенно.

       А команда, привыкшая к громким переговорам, перекликалась чуть ли не шепотом. Кстати о команде: Все опытные моряки, только на этом корабле, а это был сухогруз, водоизмещением 50 тыс. тонн, они почти все ходили уже более 5 лет. Капитан Дмитрий Иванович Колесников – опытный судоводитель 58 лет, обветренный как скала, загорелый до черноты вел корабль в этот рейс через океан уже наверно в 20 й раз.

       Мотористы, а их на корабле трое и все родные братья. Закончив Ростовское мореходное училище им Седова, походив на разных судах несколько лет, однажды подписали контракт и оказались все втроём на нашем судне. Еще была палубная (боцманская) команда, отвечавшая за погрузку и разгрузку, крепление грузов и их сохранность в море -10 чел. И еще был, т.е. была кок (судовой повар) женщина лет 45, плотненькая, казалось, заполнявшая собой весь камбуз (кухня) – Валентина Ивановна Жукова, достойная супруга нашего боцмана - дяди Паши – Павла Федоровича Жукова.    И штурман – бывший флотский капитан 2 ранга, Андрей Сергеевич Карский, спокойный, молчаливый брюнет 50лет.
 
       Все 18 человек на борту были опытными моряками, не раз ходившими в дальние страны и неоднократно пересекавшие океаны. Я, как старпом (старший помощник капитана), изучил все их досье и с каждым познакомился лично, когда принимал вахту на корабле. Да, один из членов палубной команды – молодой парень Василий (28 лет) выполнял обязанности радиста и редко вылезал из своей радиорубки, разве только во время авральных работ. Ну, а роль корабельного доктора исполняла Валентина Ивановна, когда - то закончившая курсы санитаров. И кстати, она успешно справлялась, в их каюте был целый арсенал медприпаратов и инструментов для оказания экстренной помощи. Скажу наперёд, такая помощь вскоре потребовалась…

       Когда подошли к Порт - Саиду, пришлось встать в очередь кораблей на проход через канал. Меня капитан попросил рассказать команде о самом Суэцком канале. Порывшись в Википедии я выудил кое – какие сведения и на собрании экипажа сделал следующий доклад:
          
                СУЭЦКИЙ КАНАЛ
 
       Суэцкий канал - это бесшлюзовый канал, соединяющий Средиземное и Красное моря. Строительство этого канала существенно сократило торговые пути, теперь нет необходимости плавать вокруг всего африканского континента. Находится Суэцкий канал в Египте, именно здесь было кратчайшее расстояние между двумя морями, Средиземным и Красным.

       С одной стороны канала у Красного моря находится город Суэц, по имени которого и назван канал, на противоположной стороне (со стороны Средиземного моря) стоит город Порт-Саид. Ещё во времена фараонов существовал канал, соединяющий Красное море с Нилом (от Суэца на запад, чуть выше Каира). Следующей попытки строительства пришлось ждать до 19 века.

       Первые изыскания начались ещё при Наполеоне Бонапарте. В итоге одобрение всех заинтересованных сторон было получено только в 1855 году, компания для его строительства была основана французами в 1859 году. Стройка шла небыстрыми темпами и канал был открыт для судоходства 17 ноября 1869 года.

       Общая длина канала составила 173 километра, из них 161 км непосредственно через сушу, ещё на 9 километров канал продолжается в Средиземное море (в том смысле, что его пришлось углублять) и на 3 километра в сторону Красного моря.
Ширина канала по поверхности воды составляет 120-150 метров, а по дну 45-60 метров, то есть профиль канала не прямоугольный, а в виде трапеции. Глубина канала сейчас составляет 20 метров.

       В 2015 году был построен так называемый Новый Суэцкий канал. Параллельно старому каналу египтяне прокопали ещё один, но не полностью, а только на 35 километров, дальше он соединяется со старым. Это позволило увеличить пропускную способность канала. Теперь корабли могут двигаться одновременно в двух направлениях. Пропускная способность старого канала составляла максимум 49 судов в сутки. Со строительством второй ветки пропускаемость увеличилась до 97 кораблей в сутки, то есть в 2 раза.
               
       Справа по борту – Порт-Саид, крупный город в северной части Египта. С этим городом связаны боевые события 1956 года, когда город, находящийся в осаде британских войск, в течение суток держал глухую оборону (теперь Порт-Саид и Волгоград – города-побратимы). А проблема возникла из-за того, что в 1956 году президент Египта Насер принял решение национализировать Суэцкий канал, который до этого хотя и проходил по территории Египта, но фактически контролировался британскими вооруженными силами.

       Потеря контроля над каналом не устраивала не только британцев, но и США, поскольку терялся контроль над перевозкой нефти с Ближнего Востока. А кроме того, Египет, несмотря на международные требования, отказывался пропускать через Суэцкий канал израильские суда, отвечая, что об этом не просто не может быть и речи, но и вообще хорошо бы, чтоб Израиля не осталось на карте мира.  В итоге был задуман такой план действий. Израиль нападает на Египет, а «обеспокоенные ситуацией в зоне Суэцкого канала» англичане и французы вторгаются в зону канала и восстанавливают контроль над ней. В качестве бонуса Израиль получает прилегающий к каналу Синайский полуостров.

       Таким образом, канал становится границей между враждующими государствами, а миротворческие Великобритания и Франция помогают эту границу охранять (попутно контролируя все перевозки по каналу). Все три сговорившихся стороны, напав на Египет, успешно разгромили египетские войска и установили контроль над каналом. Вот только Порт-Саид доставил немало неприятностей англо-французскому десанту, который не смог взять город «с ходу». Синайский полуостров в результате этой войны отошел к Израилю.

       Итак, с правого борта – жилые кварталы Порт-Саида. Слева по ходу – Порт-Фуад.  Ходят через Суэцкий канал в основном крупные контейнеровозы, для которых сокращение расстояния при движении между Европой и Азией весьма существенно, и безусловно стоит тех 210 тысяч долларов, которые с среднем платит каждое судно за проход канала.
         
       Все существовавшие на тот момент прецеденты строительства и нереализованные проекты заключались в соединении Нила с Красным морем. Но в середине XIX века французский дипломат Фердинанд де Лессепс предложил другую идею – соединить непосредственно два моря. К тому времени расчеты однозначно показали, что Средиземное и Красное моря находятся на одном уровне, и шлюзы на канале не потребуются. Лессепс и возглавил начавшееся в 1859 году строительство. Оно шло с колоссальными трудностями и огромными затратами, значительно перекрывшими изначально запланированные. Канал был торжественно открыт для судоходства 17 ноября 1869 года.

       Пришла и наша очередь войти в канал вместе с другими 8 судами, сопровождаемыми английским фрегатом.  При движении по каналу с севера на юг (из Средиземного моря в Красное) бросается в глаза отличие двух берегов. Правый берег застроен и озеленен, тогда как левый представляет собой пустыню с редкими одиноко стоящими постройками, в основном военными постами.

       Левый по движению судна берег – это как раз и есть Синайский полуостров, о котором говорилось выше. После того, как в 1956 году Израиль захватил Синайский полуостров, СССР выступил с требованием вернуть его, угрожая применением против стран – участниц прошедшей операции (а это еще и Франция с Великобританией) ядерного оружия. Это вызывало опасения ядерной войны у США, поэтому давление на Израиль СССР и США оказывали совместно и добились успеха: израильтяне ушли с полуострова.

       Обстановка в регионе, впрочем, оставалась крайне напряженной, и в 1967 году арабские страны и Израиль столкнулись в непродолжительной, но кровопролитной войне, которую называют шестидневной. Израиль одержал в этой войне убедительную победу, причем с небольшими относительно арабских стран, особенно Египта, потерями. Синайский полуостров снова отошел к Израилю, за исключением упомянутого выше Порт-Фуада, который египтяне смогли удержать за собой.

       С этого момента движение по Суэцкому каналу прекратилось на несколько лет. Закрытие канала произошло настолько внезапно, что на канале на все эти годы остались запертыми четырнадцать судов из разных стран. В 1973 году Египет предпринял попытку вернуть утраченные шестью годами ранее земли, и, заручившись поддержкой Сирии, начал новую войну против Израиля. Война снова закончилась большими жертвами со всех сторон и поражением Египта. Что же касается Сирии, то израильские войска продвинулись по ее территории почти до самой столицы – Дамаска, и только международное вмешательство остановило развитие событий.

       В 1975 году Суэцкий канал наконец был открыт для движения судов. В 1978 году, при посредничестве США, между Египтом и Израилем был подписан мирный договор, согласно которому Израиль был вынужден вернуть Синайский полуостров Египту. Однако до сих пор полуостров, как это видно и с борта идущего по Суэцкому каналу судна, почти не заселен.

       Был уже вечер, когда показались огни Суэца – города на берегу Суэцкого залива Красного моря. Вся команда судна собралась на юте (корме корабля) и опять мне пришлось рассказать о проливе, через который предстояло в скорости проходить».

                БАБ ЭЛЬ МАНДЕБСКИЙ ПРОЛИВ
 
       Баб-эль-Мандаб переводится с арабского языка как "Ворота слёз и скорби". Находится этот пролив в Индийском океане и разделяет он Аравийский полуостров, на котором расположена Саудовская Аравия и Йемен, и континентальную часть Африки. Через него соединяется Красное море с Индийским океаном, а точнее Аденским заливом Аравийского моря, относящимся к этому океану. Пролив имеет стратегическое значение. Именно через него грузопотоки идут из Европы через Средиземное море, Суэцкий канал и Красное море в Индийский океан и далее в страны юго-восточной Азии и наоборот.

       Длина пролива составляет 109 километров, а ширина колеблется от 26 до 90 километров. Баб-эль-Мандеб довольно мелкий пролив, максимальная глубина здесь всего 220 метров. Именно в этом районе осуществляют свою "деятельность" сомалийские пираты, так как Сомали находится именно здесь. Здесь же сегодня орудуют Еменские хуситы, встречи с которыми грозили неприятностями, хотя наш караван из 8 судов и сопровождал английский военный фрегат.
               
       Когда мы прошли Баб – Эль - Мандебский пролив и вышли в Аравийское море, а караван распался, каждый корабль пошел своим курсом, вот тут и начались пиратские набеги. Мы конечно были готовы к такому повороту событий. Команда была вооружена мощными пожарными брандспойтами, кроме того в капитанской рубке хранились несколько автоматов «Калашникова» и запас патронов. А штурман, ответственный за безопасность судна, «прихватил» с собой пулемет, пару гранатомётов «Оса» и несколько гранат Ф-1(лимонки). Весь этот арсенал негласно поощрялся пограничниками и давал надежду – отобьёмся в случае нападения пиратов.

       Аравийское море занимает северо-западную часть Индийского океана. Оно граничит на востоке с полуостровом Индостан, а на западе с Аравийским полуостровом. Древнее название Аравийского моря – Эритрейское . В разные времена Аравийское море имело название Зеленое, Оманское, Индо-Арабское, Персидское, Синдху Сагар. Аравийское море омывает: Страны Йемен и Оман на Северо-западе. Сомали на западе.
 
       Когда отошли от побережья Сомали миль на 40, вот тут и началась «карусель». 15 или 20 лодок с моторами как волчья стая со всех сторон стали приближаться к нашему кораблю. Капитан скомандовал: «Все наверх, получить оружие, приготовить пожарные шланги, помпы и брандспойты. Занять места обороны».
 
       Кирилл помолчал с минуту, как бы вновь переживая происшедшее, вздохнув глубоко, продолжал свой рассказ: «Наш корабль – сухогруз «Таганрог», был высоким, от ватерлинии до палубы около 5 метров. Пираты как стервятники окружили корабль со всех сторон, что – то кричали в мегафон, наверное, чтобы корабль остановился. Посовещавшись, решили не останавливаться и дать бой, сообщив по корабельной радиостанции о нападении -знак SOS.

       Дальнейшие события развивались так: Пираты пытались с помощью крючьев взобраться на палубу, а наши матросы топорами перерубали тросы и используя брандспойты мощными струями воды сбивали добиравшихся до палубы. Две лодки попали под форштевень судна и были раздавлены.

       Пираты стали из автоматов «Калашникова» стрелять по палубе. Был ранен в плечо один из команды. Его быстро отнесли в медпункт, где им занялась наша фея Валентина Ивановна. Тогда штурман – бывший военный моряк Андрей Сергеевич Карский взял в руки пулемёт АК-74  и полоснул очередью по пиратам. Одна лодка загорелась, остальные чуть отстали и тогда пираты изменили тактику, выстрелив из 4х гранатомётов по ходовой рубке одновременно. Нам повезло, крутая волна подняв нос корабля и опустив его в момент выстрела, все гранаты взорвались на палубе, не причинив вреда рубке, но осколками были ранены штурман, один из мотористов и легко сам боцман.
 
       Тогда мне пришлось из гранатомёта «Муха» выстрелить по катеру, на котором возможно находились командиры пиратов, уж очень яростно они жестикулировали, призывая своих бойцов усилить натиск. Катер взорвался и в это время в нескольких милях от нас показался военный корабль, чью принадлежность издалека сразу мы не смогли определить. Пираты вдруг резко развернули свои суденышки и умчались прочь, оставив догоравшие на воде лодки. Корабль оказался английским фрегатом. Это он сопровождал колонну в Суэцком канале. По рации англичане запросили, не нужна ли нам помощь. Поблагодарив команду фрегата, мы пошли своим курсом.
 
       Валентина Ивановна справилась со своими ранеными пациентами, кому сделала перевязки, остановив кровь, кого то прооперировала, удалив пулю из плеча. Все остались живы. Пока штурман выздоравливал, его обязанности я взял на себя.

       Когда отошли от берегов Сомали на 250 миль уже в Индийском океане погода резко испортилась, нас настиг сильный шторм, перешедший в ураган. Ветер ошалело свистел в вантах корабельных снастей и палубных надстроек, наполняя воздух водяной пылью. Никто из команды не ушел с палубы, пока не проверили все крепления груза. В нескольких случаях пришлось менять простреленные пиратами ванты, крепящие груз.

       Океан, казалось зверел всё больше. Бушующие волны белой пеной покрывали всю поверхность, и только во впадинах можно было видеть иссиня - черную воду. Корабль то задирает нос так, что видно только небо, то падает в пучину и кажется, сейчас так и уйдёт под воду. Качает так, что невозможно устоять на ногах, не держась за поручни и леера. Спускаюсь в трюм и вижу, что на двух рулонах металла почти треснули крепления. Не дай бог лопнут и тогда рулоны будут крушить борта.  Вызвал боцманскую команду. В трюм спустились четверо. Завели крепления, усилили прежние. Угроза была явной.

       Ураган прошел. Океан еще долго возмущенно бурлил высокой волной. А когда наступил полный штиль, нашему взору открылась картина: три акулы гнали перед собой небольшую стайку рыб и среди них летучие рыбки и парусники.  Парусник является самой быстро плавающей рыбой в мире. Обитает в тропических, субтропических и умеренных водах всех океанов.
 
       Парусник является активным хищником и может развивать скорость до 100км/час… Молодые особи к году достигают 1,5—2 метра в длину. Взрослые вырастают в длину до 3,5 метров при массе около 100 кг. Убегая от акул, вместе с летучими рыбками и падая на палубу, парусники представляют опасность для экипажа. Рыба съедобная но надо знать рецепты её приготовления.

       Рыба-парусник является свирепым бойцом и самым быстрым пловцом среди всех рыб. Мякоть у них плотная и мясистая, как у рыбы-меч или тунца, но ей не хватает мягкости одной или насыщенного вкуса другой. Рыбу-парус готовят тем же способом, что и эти две рыбы. Вот и наши матросы, побросав за борт почти всех гостей оставили пару особей парусника, разделали здесь же на палубе и около 80 кг рыбного филе снесли на камбуз в холодильник к нашей хозяйке Валентине Ивановне».

       Кирилл посмотрел на часы, извини Вовка, заговорились мы, а ведь у меня через 40 минут встреча в Адмиралтействе. Давай встретимся где нибудь еще. А что касается груза, его мы в полной сохранности довезли и сдали во Вьетнамском порту Вунгтау. Мы распрощались с Кириллом, оставив друг другу свои координаты. Кирилл ушел, а я еще долго сидел на берегу Невы, под плеск волны осмысливая его рассказ. Уже дома засел в своём кабинете и изложил рассказ Кирилла Зубкова на бумаге а затем и на компьютере.
                Владимир Левинтас.
       


Рецензии