Как я, почти неделю, начхимом армии был. Часть 2

"Всё к лучшему в этом лучшем из миров." © Вольтер.

Однажды в пятницу, после обеда, Олег Афанасьевич мне позвонил и озадачил тем, что неделю мне придётся побыть за него.

-"Понимаешь, шеф ещё месяц в отпуске, а больше нет никого под рукой. Ну не это же… юное дарование мне за себя оставлять? (*) А я серьёзно болен… ангина…" - сипел в трубку он.

-"Олег, надо - так надо!" - со вздохом ответил я - "Докладывай на флот, да объясни мне мои дальнейшие действия."

-"Спасибо! Я в тебе не сомневался и в службу РХБЗ флота уже доложил. Завтра к 10.00 тебе нужно прибыть на инструктаж к начальнику штаба флотилии, знаешь его кабинет? И… очень тебя прошу - обрати внимание на свою форму одежды и… старайся больше молчать в ответ, ну не любит наш НШ Фл (буду для краткости дальше именовать его так - автор), когда ему перечат, ладно?"

-"Есть, принято!" - ответил я. Подумав насчёт последней просьбы:

- "Ну а это уж, извините, как получится!"

Перекурив это дело, и вздохнув в очередной раз, поскольку меня посетила очередная невесёлая мысль:

- "А оно мне надо, это внезапное "повышение"?! Только свободное окно появилось, хотел заниматься потихоньку текучкой, да наконец-то дочитать интересную книгу…"
А затем, поскольку вздохами и охами тут уже не отделаешься, пошёл ставить комдива своего Соколова, в известность.

-"Сочувствую!" - сказал Сергей Николаевич, да и отпустил меня домой. Готовиться.
На очередной звонок от ЗамШефа (**) я отвечать не стал, поскольку рейсовый автобус №113 подходил к полярнинскому КПП. Перезвонил я через несколько минут, уже топая вверх по сопке домой.

-"Женя, всё меняется! НШ Фл с тобой сейчас хочет побеседовать, ты где?" - хрипел Олег в трубку - "Потом ко мне в кабинет зайди…"

-"Олег, принято. Я на пути домой, переоденусь и зайду на флотилию." - перебил я его - "А вот дышать на меня бациллами абсолютно незачем! Иди себе да болей спокойненько, дальше я сам разберусь. А не разберусь - наберу тебя тогда. Выздоравливай давай, удачи!"

Дома, сняв верхнюю одежду, я первым делом открыл шкаф, достал тщательно выглаженную рубашку (с погонами!) (***) и официальную парадную тужурку. Я уже рассказывал, что к тому времени все прибамбасы - шитые шевроны, отцовские пуговицы медные, etc. - плавно переехали на повседневную тужурку. А вот парадная выглядела по-уставному. До отвращения. Большинство так сделало. А те, кто сопротивлялись, тут же получали, независимо от цели посещения вышестоящих штабов… порцию заряда бодрости. После чего, на недельку где-то, осанка офицера становилась значительно прямее - как будто он швабру проглотил.

Новый облик вооружённых сил в первую очередь требовал новой формы одежды (содержание - вторично), поэтому прибыть на Флот, не заменив советский "краб" ВМФ (к примеру) - Боже упаси! Поэтому на головные уборы цеплялись ненавистные "курицы". Сначала такие:

+ ФОТО + №1

А потом такие (****):

+ ФОТО + №2

В повседневной же жизни и службе, отмечу, большинство из нас с какими символами службу начинало, с такими и пыталось закончить. Принципиально. Врать не буду, переодели в результате практически всех. Кого - раньше, кого - позже. За себя скажу. Когда мой многострадальный, с четвёртого курса училища ещё, краб стал в очередной раз сыпаться, я его отреставрировал и аккуратно пришил к пилотке советского образца. Намертво. А в мурманском военторге, помимо шитых погон, купил ещё и это:

+ ФОТО + №3

С этим, на шапках - фуражках, я и служил последние лет пять. Меняя якорь с курицей на просто якорь, конечно (на фото - вариант для шапки). Утешая себя тем, что символ хоть не алюминиевый.

Я тут что хочу Вам, мои уважаемые читатели, пояснить. Для подавляющего большинства, это была не просто блажь с нашей стороны (тех, кто присягу давал СССР, и для которых слово присяга было не простым звуком), и не попытка поиграть в либеральную демократию (хочется - не хочется). Это было, пусть порой и неосознанное, на уровне инстинктивного восприятия, а возможно даже и приобретённых в период опыта прошлой военной службы рефлексов, категорическое неприятие проводимых неоднозначных реформ.

Считаю, что власти в 1992 - 1993 годах было крайне необходимо произвести процесс нет, не переприсяги (ненавижу это слово, поскольку оно просто неверно, в данном конкретном случае); а повторной, для начинавших службу при СССР, присяги на верность теперь уже Российской Федерации. Новому государству совершенно иной формации. И не надо тут брызгать на меня слюной, некрасиво обзываясь и крича: -"Офицеры два раза не присягают!!!" Присягали, по крайней мере, в прошлом - читайте историю. При смерти одного царя-батюшки, с воцарением на троне другого. Отмечу, что у большинства тех офицеров, пониманию слова честь некоторым их наследникам стоило бы поучиться.

Почему это не было сделано, лично я, как и остальные, по разным причинам продолжившие службу, полагаю, прекрасно знают.

Для остальных приведу лишь цитату из общеизвестного фильма про Буратино:

-"Ищи дурака, за четыре сольдо!"

Вполне себе на пропаганду и агитацию важности данного момента реально было нацелить сохранённый (поменяли лишь вывеску) институт замполитов. Хоть чем-то занялись бы они, в результате, действительно общественно полезным.

Я прекрасно понимаю, что высказанные мной мысли покажется кому-то спорными. Хорошо, давайте поспорим в комментариях, без проблем?

Вместо этого желающих продолжить службу заставили подписать контракт. Условия которого, государство, впрочем, хронически нарушало. Путём невыплаты денежного довольствия. "Четыре сольдо", кстати, были не так уж велики по своей покупательной способности. Все надбавки за особые условия службы и за службу в районах Крайнего Севера (и приравненных к ним местностях) сжирались повышенной ценой на продовольственные и промтоварные продукты, которые на Севера ещё нужно завезти. Но это тема для отдельного разговора.

Таким образом, политическим безволием и банальным по**измом господина Ельцина была заложена мина замедленного действия. Которую высшее военно-политическое руководство страны, впрочем, без особых проблем впоследствии устранило. Выпустив негласную (точнее, нам, "в массы", не доведённую) директиву. В которой, в частности, предписывалось следующее:

-"…увольнению с военной службы военнослужащих, дававших присягу СССР, но не вписывающихся в новый облик ВС РФ… не препятствовать!"

Мне, представителю одного из последних поколений офицеров, выпускавшихся из военных училищ  СССР (выпуск 1989 года), содержание этой директивы стало известно за год до выхода на пенсию по предельному возрасту пребывания на военной службе. То есть, получается, в 2010 году.

Я прекрасно понимаю, что любое государство - это форма организованного насилия над личностью. И много что сказал бы ещё.

Но… пока на этом - всё.

К своим размышлениям, я ещё вернусь, в финальной части своего рассказа.


Кабинет НШ Фл я нашёл без труда. Я знал, что он расположен на втором этаже. Ну а дальше - иди по коридору, да таблички читай?

Представился. Получил разрешение присесть. Ну а дальше, вместо ожидаемого подробного инструктажа, довольно длительно пересказывал свою автобиографию. С упором на некоторые нюансы - где, когда и почему (?!) из одной воинской части переходил в другую.

-"***дь, вот где, оказывается, космонавтов готовят!" - внезапно развеселившись, подумал я.

Дальше стало ещё веселее - НШ Фл взял трубку оперативного телефона, набрал (как оказалось) дежурного РХБЗ флота, услышал в ответ: -"Капитан 1 ранга Денисенко!" и, зажав нижнюю часть ладонью, уточнил у меня его имя и отчество. Беседа продолжилась.

-"Сергей Дмитриевич, понимаете, капитан 1 ранга Матвеев болен, а оставить мне за него буквально некого! Ну нет у нас в наличии флагманских химиков более высокого ранга, поэтому вынуждены временно допустить к исполнению обязанностей капитана 3 ранга Лапшина, с 74 однремпл, etc."

Вот я написал сейчас "и так далее - etc.", и задумался. Дело в том, что ещё можно было говорить несколько минут, я не знаю даже теперь. А говорилось! Тогда же я просто отключил свой мозг и ждал окончания монолога человека, которому на неделю предстояло стать моим непосредственным начальником. Наконец, Сергей Дмитриевич, всегда ценивший не только своё, но и чужое время, властно перебил собеседника:

-"Я не понимаю Вас, товарищ капитан первого ранга! Лапшина я давным-давно знаю, Матвеев о замене мне доложил, и… честно говоря, абсолютно непонятно - зачем мне вся эта информация?! Всего доброго!" - и бросил трубку.

НШ Фл, с видимым облегчением, после этого сразу же отпустил меня домой. О моих целях и задачах, режиме работы сказано им не было. Ни слова.


16.03.2024

.

Сноски:

(*) - имелся в виду дивизионный химик 86-го однремпл г. Полярный. Про него я уже высказывался в своих рассказах, и добавить мне абсолютно нечего.

(**) - именно так Олег был указан в списке абонентов моей "трубки".

(***) - не всегда мы их цепляли на рубашки, погоны эти. Но направляясь в вышестоящий штаб - всенепременно. Мне часто казалось, что нас туда только для этого и вызывают - чтобы соблюдение правил ношения формы одежды нами проверить. А остальная повестка дня - это совсем уже неважно.

(****) - флотские остряки тут же изменения прокомментировали: -"А орёл-то наш, крылья… того, опустил…" Отмечу, что прокомментировали с горечью. Было отчего, получается.
.;


Рецензии