На водах освода

   Алькина школьная жизнь всегда била ключом. Вообще, в какой-то момент Алевтина вдруг поняла, что школа для неё – это не уроки в классе. Хотя их она, конечно, посещала. И домашку делала. И за оценки переживала. Но это было фоном. А основными событиями вдруг стали набеги с одноклассниками в кино и театры. Поездки в Политехнический музей и планетарий с учителем физики. Прогулки по зимнему лесу и катание с горки после уроков физкультуры, которые зимой проходили на лыжах и были последними по расписанию. И уютные посиделки у неё или у любого другого дома с тортом и чаем. Театрализованные постановки на праздники или дни рождения. Конкурсы, походы, соревнования, дискотеки. Участие в демонстрации на 1 мая и 7 ноября. Особенно нравилось всё, что связано с водой. Они «с классом» ходили на озеро загорать и купаться. Там же, угнездившись на берегу в тени деревьев, готовились к экзаменам. А ещё каждый сентябрь на том же озере с энтузиазмом собирались к семи часам на утреннюю зарядку перед уроками.  Раза три. А потом ещё несколько раз по весне, когда весёлое тёплое солнце будило не только траву и листву, но и задремавшие ребячьи устремленья к бодрости и здоровью. И это было очень славно – следовать устремленьям, когда они возникали. А когда они дремали – то и не  тревожиться на этот счёт. Ибо неотложных задач и обязательств  и без того было у детей в достатке.
  Ну, то есть, получается, что класс у Альки был замечательный. Всегда находилась компания по интересам. Всегда знали, чем заняться в свободное от учёбы время. И даже такие обязательные и не очень-то увлекательные мероприятия, как, например, парад на День пионерии, оборачивались для одноклассников ещё одной возможностью придумать весёлое приключение. Очень долго Алька была уверена, что «у всех так». И прониклась настоящим уважением и нежностью к своим школьным друзьям, когда стала узнавать и понимать, что «везде по-разному». 
   Конечно, такой активный и нестроптивый класс часто привлекался к  общественной жизни школы. Нет, к ней, разумеется, привлекались все классы – такова была объективная реальность безынтернетной эпохи пионерско-комсомольского энтузиазма. Но Алька с одноклассниками обычно выигрывали все внутришкольные конкурсы и шли защищать честь школы на городской уровень. Так получилось и с конкурсом ОСВОД – Общества Спасения на ВОДах. Городской отдел этого Общества решил привлечь внимание детей и их родителей к проблеме безопасности на водоёмах. И устроил конкурс среди детских садов, школ, училищ и институтов. Алькин шестой «А», конечно, выбился в лидеры.  Ну а как? Ведь здесь учились и художники, и музыканты, и юные актёры, и самые настоящие спортсмены. А конкурс проходил в два этапа. Первый – творческий. Надо было показать музыкально-театральную постановку на понятную тему. А второй этап проходил в бассейне, где дети уже на самой настоящей воде демонстрировали приобретённые в клубе навыки.
   Первая часть – лозунгов, песен и театральных миниатюр – проходила на сцене Дома пионеров и запомнилась Алевтине яркими костюмами, задорными песнями и забавными речёвками. Как капитан команды спасателей на водах, она впала в изумление от девиза одной из таких же школьных групп: «Помни, на пляже единственный друг – висящий на вышке спасательный круг». А были девизы и с элементами самопожертвования: «Сам утопай, а товарища спасай!» Хотя, к счастью, на самом деле, клуб всё же обучал ОСВОДовцев как и утопающих спасать, но и себя сберечь. Для этого имеется множество приёмов – их и отрабатывают юные пловцы. Больше было девизов задорных и оптимистичных. «Шторм на море – мы в задоре». «Гонит ветер тучи – наш отряд всех круче». Ну и много, много других.
   Алькина команда показывала поучительную сказку о подводном царстве и оказавшемся там беспечном мальчике, который купался в необорудованном для купания месте. При этом ещё и плавать не умел, бедолага. Костюмы готовились долго и тщательно. Все мамы, которые хоть как-то умели держать иголку в руках и строчить хоть какие швы на машинке, были привлечены к созданию подводных образов. Рыбы, медузы, русалки, царь и царевна, даже водоросли и кораллы – все были наряжены в прекрасные сценические костюмы. Поэтому, когда во время представления на словах «и тут во дворец вплыла камбала-рыба» Димка Савостин выполз на сцену в заношенном спортивном костюме и кедах вместо шикарного комбинезона с крылышками из тончайшего шифона, нежно шевелящимися от малейшего движения воздуха, Алька, читавшая текст сказки, утратила дар речи. На спине у этого  невнятного  обитателя водного царства был прикреплен тетрадный листок с гигантской корявой надписью «камбала». Зрители дружно встали со своих мест, чтобы получше разглядеть, кто там  перемещается по сцене в стиле «по-пластунски» и на кого молча уставилась рассказчица. А тут  Димка , роль которого предполагалась бессловесной, оценив масштаб популярности своего персонажа, вдруг сообщил всем: «А вы знаете, что чешуя камбалы-павлина почти полностью повторяет рисунок окружающей среды?»  Поскольку он всё ещё находился в горизонтальном прилепленном к сцене положении, никто ничего не услышал. Зрители подтянулись поближе. Димка уселся по-турецки у края сцены и стал рассказывать об эксперименте, в котором камбалу поместили на чёрно-белое шахматное поле под водой, и она полностью повторила рисунок этого поля.  В руках у Димки какими-то волшебным образом возник  микрофон, и звезда театральных подмостков почти читал лекцию о рыбах-камбалах, хамелеонах, драконах и отвечал на вопросы особо любопытных и впечатлительных зрителей. Алька не знала, как вернуть действо на круги своя. На её счастье, старшая пионервожатая Ольга Бобрышева подошла к «камбале», взяла у него микрофон и сообщила уверенно : « и тут рыба-камбала уплыла туда, откуда она приплыла». И легонько подтолкнула Димку к кулисам. Дальше маленькие актёры отыграли зрелищно и уверенно, сорвав прямо-таки овации зала. Оказалось, что Дима забыл свой костюм дома и переоделся в физкультурную форму. Ну чтобы не в школьной хотя бы. А про камбалу читал в журнале. А про всё остальное тоже где-то читал. И вот ведь – пригодилось!
   По итогам первого дня наш боевой шестой «А» занял третье место. Состязания второго дня были исключительно спортивными. За каждый вид соревнований командам назначались баллы в соответствии с занятым местом. Но был конкурс, который считали по-другому. Юные спасатели должны были прыгнуть с вышки в воду. Как угодно – хоть рыбкой, хоть солдатиком, хоть бомбочкой, хоть ещё чем хочешь. Высота, с которой прыгает участник, и является количеством добавляемых баллов. Вы можете прыгать с одного, трёх, пяти, семи или десяти метров и принести своей команде один, три, пять, семь, десять или ноль (это если совсем не прыгать) баллов. Сначала прыгали Женька Пономарёв с Аркашкой Неёловым. Это были мальчики из областной юношеской команды по прыжкам в воду. Поэтому прыгнули они очень красиво и продуктивно. Конечно, с десятки. Танюха Абрамова, синхронница, очень изящно – вытянувшимся в струнку серебристым солдатиком -тоже прыгнула с десяти. Остальные позорно поплюхались бесформенными пельмешками с невысоких метров. Алька сразу же взлетела на десять. И не смогла подойти к краю площадки. Она вцепилась в перила и продвинулась на дрожащих ногах сантиметров на пятьдесят в направлении воды. То, что она видела внизу, казалось топографической картой некоего природного участка земли с водоёмом. Невозможно было не то что прыгнуть с этой площадки, а даже отцепить хотя бы одну руку от железного (ужасно ненадёжно скользкого) поручня. Ноги уже не просто дрожали, а тряслись с немыслимой амплитудой, увлекая за собой все остальные части тела, до самых клацающих зубов. Кое-как она перебралась на семёрку. Что не сильно улучшило ситуацию. Разницу в высоте она почти не заметила. Переползла на пять. Видимо, что-то нарушилось в содрогающемся организме, поскольку и пять метров показались неисполнимыми. Это было очень странно, ведь с этой высоты Алевтина прыгала бессчетное количество раз. Просто так, для удовольствия, а не для каких-то там баллов и соревнований. Алька понуро спустилась на три. Подошла к краю площадки. «Ну как же так – три вместо десяти?». Все остальные уже попрыгали со своих «невысоких высот», и эти самые Алькины «три» были ничуть не хуже «трёх» или «одного» других детей. Но она знала, что точно умеет «пять», а «семь» это почти то же самое по ощущениям, но в табличке результатов - на два больше. Алька металась от площадки к площадке, подходила к краю и никак не могла решиться на прыжок. Три – мало. Пять – страшно. А надо бы семь вообще-то. Про «десять» совсем думать было невозможно, ибо успокоившиеся ноги – а за ними и все остальные части тела – при мыслях о «десятке» снова начинали готовиться сотрясаться.  Было слышно, как зрители скандируют «А-алька! А-алька!». И тут на одной из площадок, которую она в очередной раз пыталась покинуть, перебегая на другую,  к ней подошёл Саша Бекетов. Очень взрослый и очень красивый. Прыгун из восьмого «Б».  Взял Альку за руку. И сказал: «Хочешь – прыгай с трёх. Это просто, не страшно и совсем не плохо. Хочешь – можешь прыгнуть с пяти. Ты это тоже можешь, ты делала это много раз. А хочешь, можешь прямо сейчас установить свой личный рекорд – пойти на семь. А я с тобой пойду. И секрет тебе скажу, как надо прыгать. Если его знать, можно и с десяти прыгать.» «Нет, на десять точно не пойду.»  «А на семь пойдёшь?» И так Альке захотелось всего сразу. И чтобы Саша её отвёл на семёрку, и рекорда, и секрет узнать, и заветные баллы в копилку команды. И она решилась. И открыл ей Саша хитрые секретики, и держал её за руку до того момента, пока она не решилась шагнуть с вышки вниз. И прыгнула она с семёрки, и так быстро пролетела вниз эти семь метров, что потом жалела, что выше не полезла. И хвалили-обнимали-поздравляли её дружочки по команде. И баллов на вышке они набрали больше всех. Но сколько потом ни залезала она на семиметровую вышку – так ни разу больше прыгнуть не решилась.


Рецензии