Ю. Харлова. Новое качество образования
Уральский государственный университет им. А.М. Горького, г. Екатеринбург:
НОВОЕ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ XXI ВЕКА
Человек с древнейших времен учится. Сна¬чала у природы, потом у родителей, знакомых, в школе, в институте или техникуме. Фактически человек учится всю жизнь. Раньше образование в высших учебных заведениях было спе-циализированным, узким. Сейчас образование приобретает черты всестороннего, гармоничного образования. Какое же должно быть образование в XXI веке? Существует точка зрения, что в университете должны давать образование, но не обязательно профессию и не давать специальности поскольку «...университет вдохновляет и вооружает своих воспитанников для формирования целеобразования общества», т.е. университет дол-жен готовить «универсанта» - человека всесторонне и гармонично образованного. Данный термин был введен Б. Г. Ананьевым, более подробно термин был рассмотрен доктором психологических наук, профессором, зав. кафедры политической психологии Санкт-Петербургского государственного университета А.И. Юрьевым.
Общество должно найти цель своего существования и стремится к этой цели, развиваясь и совершенствуясь. И, через образование, мы можем с младых лет учить человека искать цель существования и достигать ее, совершенствуя свое культурное тело. А если таких людей будет много, то наша цивилизация станет более гуманнее и гармоничнее. И такие люди - универсанты уже существуют. Такие люди отличаются не только умом, но и обширностью знаний, умений. Весь их вид внушает окружающим уважение и стремление стать лучше, чище, добрее. Само их наличие в обществе, способ существования — есть некий образец нового человека. И в этом глав¬ная задача универсанта. Универсанты существовали с древнейших времен - Леонардо да Винчи, М. В. Ломоносов, Д. И. Менделеев, И. С. Тургенев и многие, многие другие. И в данный мо¬мент у нас стоит проблема нового качества об¬разования, как производства универсантов для задач XXI века.
Почему это важно? Потому, что «университетская наука решает проблему целеполагания (определения места и уровня развития общества), целенаправленности (направления, в котором будет развиваться общество, человечество, цивилизация), целеустремленности (ресурсов, ко¬торые можно и нужно задействовать для достижения нового состояния общества), целесообразности (приемлемости избранных ресурсов для достижения цели)».
Поэтому, с моей точки зрения, проблема раз¬вития России в XXI веке - есть проблема развития такой системы образования, которая во все большем количестве готовила бы универсантов Поскольку только универсанты, — люди, обладающие широким творческим взглядом и умениями не просто выполнять поставленные задачи, а умеющие сами формулировать и ставить задачи перед собой и обществом, очень нужна России в XXI веке.
И поэтому мы должны поддерживать и разве¬вать систему классического университетского образования — наши классические университете потому что только в их стенах возможна подготовка на современном этапе универсантов, ш полное воплощение самого понятия — нового качества образования в XXI веке.
Литература:
А.И. Юрьев. Российские университеты и политика. Университетское управление: практика и анализ., № 2(13). Екатеринбург, 2000 г.
(опубликовано в сборнике научных трудов по материалам региональной научно-практической конференции «Россия в III тысячелетии: прогнозы культурного развития. Качество жизни населения Уральского региона: состояние, изучение, оценка и обеспечение. Наука. Бизнес. Власть». Екатеринбург, 2003 год.
Ответственные редакторы:
НЕКРАСОВ С. Н., РАДЧЕНКО С. Ю.)
Свидетельство о публикации №224031600898