Христово иго благо, и бремя легко. О парадигме хри
ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ. Часть 15.
«В эту жизнь ты послан не для того, чтобы иметь счастье, а для того, чтобы его заслужить» (Святитель Николай Сербский).
Меня удивляет тот факт, что у РПЦ не выработано четкое и понятное отношение к светской психологии. Священнослужители, не имея указаний на этот счет, отправляют верующих прихожан с психическими проблемами к психологам. Некоторые, правда, отправляют с присказкой, лучше к православным психологам. Чем это может быть лучше, когда методы «лечения» одинаковые. А православные люди относятся к светской психологии как к медучреждению. Спрашивается, как можно понять обычному прихожанину, почему Православная Церковь неприемлемо относится к магии и эзотерике, а к психологии, где лечат с помощью той же эзотерики и гипноза, такая лояльность?
Вот Алексей Осипов отвечает на вопрос: Существует ли христианская психология? Ответ. Да, существует и какая!!! Далее примеры выдержек из святых отцов, раскрывающих психологические аспекты. А сейчас психология ходит по верхам. Ей надо перестраиваться, ошибок много, надо учиться у святых отцов. Это же ученый-богослов Алексей Ильич!!! Проповедник Православия. Я восхищаюсь его беседами о христианской вере. И даже он как-то с легкостью отмахивается от разговора о светской психологии. Ну как она может перестроиться и взять на вооружение труды святых отцов, если вся сущность ее направлена на переформатирование, прежде всего молодежи, на либеральную идеологию, которая направлена против Христианского Учения и христианских ценностей? После такого расклада положения дел в области психологии, печалюсь, просто руки опускаются, наверное, у энтузиастов, пытающихся развивать христианскую психологию на основе трудов святых отцов.
Схема подхода к теоретическому осмыслению Христианской психологии как науки, то есть ее парадигма является по сути противоположной психологии светской. Изначально они имеют разный потенциал и идут к разным целям, разными дорогами. Христианская психология - это самостоятельная наука, имеющая свой предмет, метод и объект исследования – ДУШУ ЧЕЛОВЕКА. Цель такой психологии – ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СПАСЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА!!!
Рассмотрим, что является парадигмой нравственно-ориентированной Христианской психологии по труду Константина Яцкевича. В основе парадигмы лежит, прежде всего, практическое духовное знание и опыт огромного числа православных аскетов, монашествующих и христианских подвижников, которые прикоснулись к тайнам устройства человеческой души, постигли её структуру и свойства, а также все закономерности её функционирования и роста. Это фундаментальная система знаний о духовно-нравственной природе человека в тримерном её понимании тело-душа-дух через призму христианской антропологии, апологетики и эсхатологии.
Фундаментом данной парадигмы является представление об антропологической катастрофе или знание о первородной повреждённости природы человека в лице Адама. Речь идёт о нарушении первым человеком божественной заповеди о «не вкушении запретного плода с древа познания добра и зла» или, говоря языком психологии, о повреждении всего человеческого существа самостью и эгоизмом (стремлением к Я-познанию), в результате чего вся природа человека, т.е. тело-душа-дух претерпела глубочайшие изменения. В соответствии с христианской антропологией в результате повреждения эгоизмом вся телесно-душевно-духовная природа человека из ангелоподобной, т.е. бесстрастной, нетленной и бессмертной стала страстной, тленной и смертной.
По существу целостная и нераздельная природа человека тело-душа-дух вначале разделилась внутри себя на отдельные уровни телесный, душевный, духовный, а затем в самом человеке на уровне его души произошло разделение между умом, чувством и волей. В данной связи можно сказать, что сложность для современного человека сгармонизировать и сбалансировать между собой разрозненные ум, чувство и волю, как основные движущие силы души по существу это и является главной проблемой всей современной психологии.
Именно по этой причине главным отличием парадигмы нравственно-ориентированной Христианской психологии от парадигмы психологии академической является вопрос понимания ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА.
1)Парадигма академической (рациональной) психологии считает природу человека идеальной, как продукт эволюции биологических видов.
2)А парадигма Христианской психологии в точности наоборот считает человеческую природу, которая имеет под собой духовно-нравственную основу, глубоко повреждённой (падшей). Вот, собственно, откуда исходит принцип духовно-нравственного СПАСЕНИЯ ДУШИ и исцеления человеческого естества от безраздельного господства эгоизма. Который понимается как человеческая Я-центрированность или замкнутость всей когнитивной сферы на человеческое Я (эго), являющееся условной структурой и оболочкой личности, образованной сложной системой составляющих его качеств (энергий), именуемых страстями. Поэтому ключевая роль отводится святоотеческому учению о страстях и методах преодоления соответствующих страстей души.
Знание об устройстве человеческой души и природе страстей, как соответствующих склонностей и предрасположенностей, не разделяется парадигмой академической психологии, поскольку относится к категории сверхъестественного знания и религиозного опыта. Религиозный опыт, о котором идёт речь, имеет под собой глубоко практическую основу, которая многократно проверена и подтверждена большим числом христианских подвижников и монашествующих, достигших на этом пути состояния святости. Таким образом, парадигму нравственно-ориентированной Христианской психологии можно считать не имеющей аналогов моделью, а точнее методологией духовно-нравственного исцеления повреждённого эгоизмом человеческого существа для приведения его из ветхого и повреждённого состояния в новое искупленное.
Данный процесс духовно-нравственного преображения человеческого естества осуществляется поступательно и поэтапно через прохождение трёх базовых состояний: эго, жертвы, сущности (святости).
1. В основе Христианской психологии лежит ПРИНЦИП ПОКАЯНИЯ, связанный с осознанием нашей повреждённости и последовательным очищением души от страстей, как следствий повреждения человеческого естества. Этот принцип покаяния можно рассматривать, как не имеющий аналогов способ изменения жизни и направленности мышления за счёт радикального обращения когнитивной сферы с мира внешнего на МИР ВНУТРЕННИЙ (душевно-духовный).
Можно сказать, что парадигма Христианской психологии – это парадигма раскрытия богатства и содержания внутреннего мира человеческой души с отчётливым видением в первую очередь не совершенств человеческой личности, а плачевности состояния души вследствие повреждённости самостью и эгоизмом.
В этом отношении парадигма Христианской психологии является своего рода путеводителем души по выводу её из состояния падения в искупленное состояние через жертву и распятие эгоизма. Таким образом, она является в полном смысле большой психологией духовного спасения человека во Христе.
В этой связи парадигму нравственно-ориентированной Христианской психологии можно в полном смысле слова называть парадигмой «вертикальной психологии», которая в отличие от парадигмы психологии «горизонтальной» (рациональной), рассматривает не одно только эго состояние, а три различных качественных состояния (эго, жертвы, святости).
2.Вторым по важности принципом парадигмы нравственно-ориентированной христианской психологии после принципа покаяния является принцип долженствования или духовно-нравственного долга. С точки зрения данного принципа у каждого человека, как творения Божьего, повреждённого эгоизмом, есть духовно-нравственный долг и священная обязанность следовать в жизни высшему духовно-нравственному закону (Закону Божьему) и человеческому предназначению, которое состоит в спасении души посредством очищения от страстей.
3. Третьим по важности принципом парадигмы нравственно-ориентированной христианской психологии является принцип богоподобия. Его суть состоит в том, что в отличие от парадигмы психологии рациональной, Христианская психология имеет эталон человеческой личности в духовно-нравственном смысле или представление о совершенном «Образе» человека, а точнее Богочеловека, который символизирует духовно-нравственное совершенство. Этим совершенным «Образом» человеческой личности в парадигме христианской психологии является Образ Иисуса Христа, как совершенного Бога и человека одновременно.
«Христово иго благо, и бремя легко» (Мф. 11, 30) «Не возможет никто вступить на этот путь, если предварительно не совлечется ветхого человека, если не освободится от всех страстей, если не стяжет любви».(Авва Исаия)
«Как жаль, что наша церковная власть в свое время не поручила святителю Феофану Затворнику составить учебник психологии по творениям святых отцов и учителей Церкви! Никто не мог бы выполнить этой задачи лучше этого святителя-подвижника. А то ведь – что грех таить? – в наших духовных семинариях вместо психологии преподается в сущности патология души человеческой. Учебники психологии составлены на основании западных писателей, коих миросозерцание далеко от учения святоотеческого.» (Архиепископ Никон (Рождественский)
09.02.2024 г. Евангелия Роуз
Свидетельство о публикации №224031600922