Мои земляки. Алькей Маргулан

               


                «Природа мать! когда б таких людей
                Ты иногда не посылала миру,
                Заглохла б нива жизни…»
               
                Н.А.Некрасов

               Воистину Баянаульская земля щедро одаривает человечество талантами мирового уровня, увы, к сожалению не всегда оцениваемыми даже своими соплеменниками. Мы часто ищем кого-то со стороны, обвиняя их в невзгодах и бедах, представителей казахской интеллигенции. Но если детально разобраться в сути вопроса, то дьявол кроется в деталях. А их суть в том, что к гонениям на элиту казахского народа во времена Советской власти приложили руки и наши соплеменники, да ещё какие «руки». Когда я узнал имена тех людей, кто способствовал гонениям на Алькея Маргулана, то не поверил своим глазам и перепроверял информацию. До сих пор не понимаю, как люди такого уровня позволили себе такое. Не буду говорить о чиновниках разного уровня, здесь всё понятно. Но как же  могла пойти на это элита того времени, хотя нужно признать, что один из них ещё будучи студентом засветился, когда участвовал в доносах на одного из лидеров Алаш Орды С. Асфендиярова, который через год после этого был расстрелян. Это общественный деятель, учёный М. Ахинжанов. При этом надо признать, они это делали открыто, через официальную прессу. Участвовал в «атаке» на А.Маргулана  и Б.Турсунбаев,  коллега М.Ахинжанова. Думаю, прекрасно понимая к чему это приведёт. Но как мог на это пойти воин, Герой Советского Союза, писатель М. Габдулин и что могло заставить его сделать это? Конечно, мы им не судьи, но должны знать правду, какой бы горькой она не была. Первопричина,  конечно же, в том, что Алкей Маргулан имел тесные связи с алашордынцами: М.Ауэзовым, А. Букейхановым, М.Дулатовым, Ж.Аймаутовым и другими, и в его трудах о славном прошлом казахов, о чингизидах,  о великом воине Едиге. Советская власть видела в этом угрозу своему существованию, а именно в росте национального самосознания казахов, в возрождении их духа. Видимо, руководители советского государства исповедовали извращённую форму интернационализма, которая не имеет ничего общего с настоящим интернационализмом, который основывается на любви к людям в не зависимости от национальности, цвета кожи и разреза глаз, интернационализме, который наиболее ярко проявился в годы Второй мировой войны, в годы борьбы с фашизмом и расизмом. Как показало время, угрозой был не национализм, а идеология создания единой общности, через уничтожение или принижение национального, самобытного образа народов, населявших Советский Союз, причём коренных народов, которые имели тысячелетнюю историю, неразрывно связанную с этой землёй. Крах СССР стал подтверждением этого, да именно это стало основой крушения коммунистического проекта. Поскольку социальная, медицинская, образовательная, промышленная и философская система, принятая в СССР, давала неплохие результаты и при определённой их корректировке привела бы к значительному прогрессу. Что доказывает мою правоту, это то, что развал СССР был предопределён ещё в 1986 году событиями в Казахстане, связанными грубейшими ошибками национальной политики Москвы. Это краеугольные, системные вещи, проще говоря, фундамент и уже потом остальное, которое наслаивалось и накапливалось годами. А то, что доказывает мои выводы, и что этого можно было бы избежать, это живой пример перед глазами – развивающийся семимильными шагами коммунистический Китай и разлагающийся Запад со своей идеей наднационального, «непонятнополого», супер толерантного, всеядного и в принципе безбожного гражданина. Возможно, этого не видно на первый взгляд и всё выглядит вполне пристойно и «обёртка» ещё не потускнела, но уверяю вас, гниение уже началось. Их миром начинает править серость и посредственность, нет «Рузвельтов и Черчилей, Колей и Голей, Тетчеров и Миттеранов». Вместо них «Байдены, Макроны, Шольцы, Фондерляйны и Джонсоны». Не верите, приглядитесь и прислушайтесь, и почитайте о тех, кто был до них и вы многое поймёте. Вот что сказал учёный и полиглот, знавший немыслимое количество языков Е. Щульц : «Я хотел спросить евгеников, почему в эпоху древней Греции или Возрождения могли возникнуть типы высшего человека, несмотря на войны, беспорядки, социальное неблагоустройство, в то время как в благоустроенных государствах, среди общего благоустройства граждан, царит всюду заглушающая посредственность?».  Посмотрите, как на самый верх властной системы этих стран приходят «клинически тупые Лизтрасы, Камалыхарисы и иже с ними», причём имея дипломы престижных учебных заведений Запада типа Кембриджа или Оксфорда. Это говорит о том, что это действительно клинически случай и даже высококлассные учителя ничего не могут исправить.
              Но вернёмся к Алькею Маргулану, моему земляку из Баянаульского района. Родился он в 1911 году в селе №2 Баянаульского района Павлодарского уезда, недалеко от аула Коктобе. Учился в трёхгодичной аульной школе, затем учился на педагогических курсах и работал учителем в своём родном ауле. В 1921 году поступил в Семипалатинский педагогический техникум, директором которого был Абикей Сатпаев, один из представителей партии Алаш Орда. Там же учились Каныш Сатпаев и Мухтар Ауэзов. Именно М.Ауэзов позвал с собой Алкея Маргулана учиться в Ленинград. Алкей одновременно учился в трёх вузах северной столицы: институте востоковедения, институте материальной культуры и институте искусств. Тогда успевающие студенты могли совмещать учёбу в различных вузах. Его учителями были известные учёные В.Бартольд, С.Ольденбург, И.Крачковский, В.Струве и другие не менее известные специалисты. Там же в Ленинграде он познакомился с А.Затаевичем и съездил с ним в экспедицию в казахские степи, где ещё ближе познакомился с культурой и бытом своего народа. В 1934 году Алькей Маргулан попал в казематы Петрапавловской крепости по злому навету неизвестных, откуда чудом выбрался. Сам он об этом  и не упоминал, говорил, что заболел и лежал в больнице. По некоторым данным больница также была, причём психиатрическая. Нам не понять, что ему пришлось пережить и через что пройти. Но явно понятно, что он ни на кого не дал ложных показаний и доносов, ибо последствия по тем временам были бы на виду и аресты, и сфабрикованные дела НКВД подтвердили бы этот факт.  Тридцатые годы были периодом, когда маховик государственного террора в отношении элит всех народов СССР начал раскручиваться со всей силой. Не знаю, и нет никакой информации, было ли это стечение обстоятельств или чья-то скрытая протекция, или это было просто чудо. Но он вырвался из-под этого маховика репрессий и вернулся на родную землю. Более того, он восстановился в аспирантуре и защитил кандидатскую диссертацию на тему: Эпические сказания казахского народа. Именно тогда К.Сатпаев предложил своему земляку заняться археологией и не ошибся, видимо, видел или на уровне интуиции чувствовал будущего основателя археологической и этнографической школы Казахстана. Ждать пришлось недолго, Алькей Маргулан открыл крупнейший очаг цивилизации эпохи поздней бронзы: Бегазы – Дандыбаевскую культуру, создал фундаментальный труд по древней истории Казахстана. Стал академиком, профессором, получил государственные награды. Провёл археологические раскопки вдоль рек Сырдарья, Талас, Шу. Исследовал культуру древних городов Казахстана Тараза, Отрара, Сайрама, Саурана, Сыгынака. Благодаря его трудам было переломлено устойчивое мнение советской науки о том, что степняки казахи  не имели городов. Очевидно, что концепция отсталости казахского народа была нужна действующей власти, в парадигме того, чтобы держать кочевой народ в узде. Данное утверждение было продолжением политики царской России по отношению к инородцам и плавно перетекло в политику центральной власти Советского государства. Увы, такова правда, потребовались долгие годы упорного труда истинных учёных, таких как Алькей Маргулан, чтобы неопровержимыми фактами открыть глаза всем. То, что сделал для этого мой земляк, трудно переоценить. Хотя его пытались остановить с помощью тех же «местных рук». В 1944 году было принято Постановление ЦК ВКП(б): По татарской партийной организации в связи с популяризацией ханско-феодального периода истории, по восхвалению периода Золотой Орды и т.д. В рамках борьбы с этим явлением начались комиссии центра по всем республикам. Тогда то и понадобились местные кадры, которые не гнушались использовать это в своих целях. Алькей Маргулан как никто другой подходил для роли «ярого националиста и певца проклятого прошлого». Казахский историк Т. Шоинбаев написал письмо М.Суслову с жалобой на К.Сатпаева, где причислил и Алкея Маргулана к буржуазным националистам. Короче говоря, нашлись те, кто подливал масло в огонь. В купе с теми, кого я уже перечислял, эти «откровения радетелей» попали на благодатную почву. В результате честнейший и благородный человек был уволен с работы, профессор Ж. Артыкбаев пишет, что А.Маргулан был арестован. Но тучи над судьбами моих земляков, учёных мирового уровня А.Маргулана и К.Сатпаева всё же пронеслись, и их не постигла судьба лидеров Алаш Орды. Можно строить многочисленные догадки, как им удалось избежать печальной участи. У меня своё мнение, я писал об этом. После Второй мировой войны изменилась страна, вернулись миллионы солдат, пережившие ужас самой кровопролитной войны в истории человечества, вернулись Воины, Герои победители. Да и труженики тыла, начиная с детей, женщин, стариков, которые вынесли на себе всю тяжесть голода и холода, непомерного труда, стали другими. Они не боялись, они переступили через страх, в них великолепными красками блистала воля народа победителя и это не могли не учитывать власть предержащие. Да и они сами изменились, ведь многие из них честно и бескомпромиссно служили Родине, теряли своих сыновей и дочерей, родных и близких, друзей. Террор тридцатых годов не прошёл бы, государство и народ стали мыслить несколько иначе и благодаря этому удалось огромную страну поднять из руин. Взглянешь на историю человечества и удивляешься, этому творению Бога или Природы – Человеку! Великая Римская империя пала от сытости и неги, разврата и обилия. И эта же участь постигла многие государства и империи. Но стоило  наступить периоду тяжелейших испытаний для народа и государства, то на руинах вставал новый Человек, источавший волю и цель, и возрождал из пепла города и государства. У казахского народа периодов такого возрождения было много в течении истории, были периоды, когда мы не раз стояли на грани физического уничтожения. Но наша земля всегда родила сыновей и дочерей, людей, образно говоря «длинной воли», которые делали своё дело и готовы были и шли на плаху ради своего народа. Вспомнились строки стихотворения, написанного мною в память о хане Тогуме: « /А свой народ он памятью связал/ И честью к возрождению обязал!/».  Наша память должна хранить такие образы, образы людей, служивших честью своей стране и народу. Во все времена и эпохи были и будут такие люди, которые и определяют в конечном итоге будущее своей страны. И даже длительные периоды, когда, казалось, мы опять идём не туда и не той дорогой, именно они найдут свет в конце тоннеля. Особенно это важно нам казахам, потому что мы в большинстве своём «порой рукоплескав, порой молча, порой восхваляя, порой облизываясь и завидуя» помогали тридцать лет вести страну – «в светлое будущее клана и приближённых сытолицых, сальноглазых и воровитых элит елбасы». Мы забыли про таких как Каныш Сатпаев и Алькей Маргулан, мы забыли, что мы страна лидеров Алаш Орды и Бауржана Момышулы, мы забыли, что мы потомки ханов Казахской и Золотой Орды, мы отказываемся от того, что мы потомки Великого Чингисхана. Поймите и запомните, мы не крысы, жующие украдкой пайку, данную нам хозяином, мы не гиены и шакалы, сворой бросающиеся на одного, мы народ гуннов и тюрков, народ благородных волков цвета Неба, мы не народ арабской веры, чтобы быть рабом кого-то ни было, даже Всевышнего, мы народ своего «казахского ислама», выстраданного нами за тысячу лет, ислама, в который вкраплены огромные пласты нашей веры в  Тенгри и духов предков, мы народ, принявший лучшие черты и образы великой страны под названием Советский Союз, давшей нам много доброго и хорошего, которое нельзя забывать, мы - народ Победы в Великой войне плечом к плечу со всеми народами СССР. И поэтому я пишу и выбираю Героев из разных эпох, воинов и тружеников, учёных и учителей, людей разных национальностей, но сопричастных истории моего народа, чтобы мы не были манкуртами не помнящими родства. Наши великие предки считали самым страшным наказанием, лишение человека памяти. Такие люди считались потерянными для всех, и от таких можно было ожидать самых страшных предательств. Давайте будем помнить лучших сынов Отчизны!
                Как я мыслю, мы опять на перепутье. Поставили хорошие цели, решили строить справедливый Казахстан, а привели к власти те же партии, которые вместе с Н.Назарбаевым вели нас в «своё светлое будущее». Обещали, как и предусмотрено Конституцией страны, что народ станет единственным владельцем национальных богатств и «раздали по 100 долларов» детям, которые через 18 лет превратятся  в бумажки, на которые можно будет купить «дряхлые жигули», которые не везут в будущее. И оплатить на них учёбу или купить жильё невозможно, даже при нынешних ценах. Отменная перспектива, действительно светлое будущее!? В этом году нам пенсионерам добавили  целых 9 процентов, уйма денег…  Не знаем куда их деть, по мешкам что ли рассовывать? Но тут правительство расщедрилось и нашло куда вложить. В те же карманы владельцев энергетических и прочих компаний, коммунальные тарифы подняли уж точно не на девять процентов, а что мелочиться, не пенсионеры же, которым осталось недолго, эти то поважнее будут для государства. Не так ли, неуважаемый мной господин Президент? Уж не обессудьте, моё право, кого уважать, кого нет. Хотя о каком праве может идти речь, если нас лишили права выбора, кому быть или не быть. Но время когда народ действительно по-настоящему поставит для себя вопрос: Быть или не быть? Не за горами, я ещё не вижу это, но чувствую его приближение, потому что казахская земля не перестанет родить: «Алькеевмаргуланов, Букаржырауов, Канышевсатпевых, Бауржановмомышулы, Махамбетовутемисовых, Кенесарыкасымовых, Заманбеков, Потаниных, Затаевичей, Бигельдиновых, Букейхановых, Байтурсыновых, Абаев и Магжанов, Олжасов и Мухтаров» и тысячи и тысячи настоящих патриотов родной земли и о них мои слова. Г. Потанин сказал: «Мне слышится, что вся казахская степь поёт» и она не перестанет петь и её песня о настоящей Свободе и Справедливости, которая сидит в наших генах, в нашей памяти, которая генетически нам присуща и её не истребить, ни купить, не усыпить! Оян,  азамат!


Рецензии