Вся правда о мужчинах
В настоящее время Интернет наполнен различными роликами: «Как влюбить в себя девушку (женщину)», а далее варианты: «Как влюбить в себя женщину навсегда», « Как влюбить в себя женщину, которая тебя не любит», «Как влюбить в себя любую женщину», «Пошаговая инструкция, как влюбить в себя...» и т. д.
В данной статье я хочу рассмотреть, как влюбляет в себя княжну Мери Печорин. Скажу сразу о том стартовом капитале, который есть у Печорина, чтобы расположить к себе любую особу женского пола. Печорин богат (представитель светского Петербурга), хорошо образован (как все люди света), у него хорошие манеры и привычки порядочного человека. Он храбр, отважен, то есть обладает необходимыми мужскими качествами. Печорин — человек наблюдательный, он умеет разбираться в людях. Умение анализировать привело к тому, что Печорин постиг все тайные и явные пружины человеческого поведения, он проник в человеческую душу. Печорин прекрасно разбирается в том, когда человек искренен, естественен, а когда носит маску, играет какую-то роль. Печорин «читает» мимику и детали и делает умозаключения относительно того, что испытывает тот или иной человек в данный момент времени: досаду, равнодушие, интерес, жалость. Наконец, Печорин обладает прекрасным чувством юмора: он рассказывает смешные истории, и присутствующие начинают «хохотать как сумасшедшие», он зло высмеивает проходящих мимо людей.
У Печорина есть опыт отношений с женщинами. Он, как в своё время Евгений Онегин, постиг в совершенстве «науку страсти нежной»: знает, с чего и как начинать отношения (надо произвести на девушку потрясающий эффект, например, спасти её от обморока, защитить от негодяя, заступиться за её честь), добиться своего (не обязательно это физическое обладание), а потом расстаться так, чтобы не чувствовать угрызений совести и чтобы у брошенной им женщины не было к нему никаких претензий.
Что касается княжны Мери, то она очень молода (ей всего-то 16 лет), она никогда прежде (до Печорина) не любила. Но Мери КНЯЖЕСКАЯ ДОЧЬ, богата, образованна, одевается «по строгим правилам лучшего вкуса: ничего лишнего». У неё «лёгкая, но благородная походка». У «прехорошенькой» княжны «бархатные глаза», они «так мягки, они будто гладят тебя», - замечает Печорин.
Движущим механизмом интереса к Мери со стороны Печорина была ЗАВИСТЬ. Чем зависть была вызвана? Мери подняла уроненный стакан Грушницкого (он был ранен в ногу, это мешало ему самому поднять стакан). При НЁМ, ПЕЧОРИНЕ, княжна отличила другого, уделила тому внимание. Печорин был неприятно поражён этим поступком княжны, его САМОЛЮБИЕ было задето.
Как Печорин начинает свою интригу? Он старается разжечь в княжне чувство ненависти к нему: переманивает в свою компанию её кавалеров (кормит их, поит: шампанское льётся рекой), перекупил ковёр, который понравился княжне и та просила маменьку не скупиться: «...ковёр так украсил бы её кабинет!». Печорин переплатил лишние 40 рублей, покрыл свою лошадь этим ковром и намеренно провёл лошадь под окном Мери. Этот поступок привёл княжну в бешенство. НАЧАЛО положено: нет равнодушия, нет безучастности. Известное выражение «От любви до ненависти один шаг» имеет и обратный ход : от ненависти до любви...
Печорин сам себе признаётся, что он «всегда приобретал над сердцем и волей женщин непобедимую власть», совсем об этом не заботясь. Почему? Он не любил их, не был к ним привязан, а потому и не жертвовал ради них ничем.
Когда Печорин заметил два-три нежных взгляда, подаренных Мери Грушницкому, Печорин решил «этому положить конец». Награду в виде глубокого чудесного взгляда княжны Печорин получил, когда на балу в Благородном собрании спасает княжну от приставаний пьяного господина, приглашавшего её на мазурку.
После этого благородного поступка героя княжна успокоилась, мило шутила, была жива и свободна. Именно в этот момент абсолютной расслабленности, доверчивости княжны Печорин дал ей понять «очень запутанной фразой, что она ему давно нравится». Почему запутанной? Чтобы всегда можно было отвертеться: Вы меня не так поняли... Сами виноваты. Напридумывали...Ничего такого я не говорил...
Далее Печорин разыгрывает целый спектакль. Он рассказывает ей некоторые странные случаи из своей жизни. ЗАЧЕМ? Чтобы Мери начала видеть в нём «человека необыкновенного». При этом, как только появляется Грушницкий, который раньше нравился Мери, Печорин удаляется. ПОЧЕМУ? Две цели: во-первых, Грушницкий должен ей наскучить (он повторяется, не столь интересен и многогранен, как Печорин), во-вторых, она должна сама признаться Печорину, что ей с ним (Печориным) интереснее и веселее.
Сам себе Печорин задаёт вопрос: «Зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить я не хочу и на которой никогда не женюсь?» Действительно, ЗАЧЕМ? Ответ заставляет задуматься любую женщину...
«А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет! Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую всё, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы. Сам я больше неспособен безумствовать под влиянием страсти; честолюбие у меня подавлено обстоятельствами, но оно проявилось в другом виде, ибо честолюбие есть не что иное как жажда власти, а первое мое удовольствие – подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха – не есть ли первый признак и величайшее торжество власти? Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, – не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастие? Насыщенная гордость. Если б я почитал себя лучше, могущественнее всех на свете, я был бы счастлив; если б все меня любили, я в себе нашел бы бесконечные источники любви. Зло порождает зло; первое страдание дает понятие о удовольствии мучить другого; идея зла не может войти в голову человека без того, чтоб он не захотел приложить ее к действительности: идеи – создания органические, сказал кто-то: их рождение дает уже им форму, и эта форма есть действие; тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше других действует; от этого гений, прикованный к чиновническому столу, должен умереть или сойти с ума, точно так же, как человек с могучим телосложением, при сидячей жизни и скромном поведении, умирает от апоплексического удара. Страсти не что иное, как идеи при первом своем развитии: они принадлежность юности сердца, и глупец тот, кто думает целую жизнь ими волноваться: многие спокойные реки начинаются шумными водопадами, а ни одна не скачет и не пенится до самого моря. Но это спокойствие часто признак великой, хотя скрытой силы; полнота и глубина чувств и мыслей не допускает бешеных порывов; душа, страдая и наслаждаясь, дает во всем себе строгий отчет и убеждается в том, что так должно; она знает, что без гроз постоянный зной солнца ее иссушит; она проникается своей собственной жизнью, – лелеет и наказывает себя, как любимого ребенка. Только в этом высшем состоянии самопознания человек может оценить правосудие божие».
Вот она — причина непонимания, причина барьеров, возникающих на пути к счастью: ЖЕЛАНИЕ ОБЛАДАТЬ, ПОДЧИНЯТЬ СВОЕЙ ВОЛЕ ДРУГОГО, желание манипулировать.
Когда княжна начинает подозревать, что Печорин — опасный человек, он начинает свою ИСПОВЕДЬ — рассказ о том, как с самого детства его не понимали, подозревали в дурных наклонностях, которых не было, как он научился скрывать всё, что было в нём хорошего, от посторонних глаз. Этой исповедью Печорин пробудил в душе Мери ЖАЛОСТЬ. Она начинает СОСТРАДАТЬ герою. Княжна перестаёт кокетничать, становится рассеянной, задумчивой. Печорин всё это подмечает. ЭТО его первое торжество.
СПЕКТАКЛЬ, режиссёром и сценаристом которого является Печорин, продолжается. Печорин целует ручку княжны. Мери считает, что Печорин её не уважает и просит оставить её. Но, по мнению героя, это не финал. Он в очередной раз надевает маску влюблённого: «Простите меня, княжна! Я поступил как безумец... этого в другой раз не случится: я приму свои меры... Зачем вам знать, что происходило до сих пор в душе моей? Вы этого никогда не узнаете, и тем лучше для вас. Прощайте». ОЧЕРЕДНОЙ КРЮЧОК, очередная уловка, как удержать женщину. Вновь прикинуться непонятым, якобы он так сильно любит, что не может сдержать порыв, желание поцеловать. Дальше больше. Чего? Обмана и лжи. Когда при переходе через горную речку у княжны закружилась голова, Печорин, желая поддержать её, обхватил рукою её тонкий стан, а потом поцеловал в щёчку (ЭТО XIX век!). Княжна была смущена, ждала объяснений. Но Печорин молчал: «Я поклялся не говорить ни слова — из любопытства». Ему было интересно, как она выпутается из этого затруднительного положения.
И, не выдержав пыток неопределённости, княжна Мери сама признаётся Печорину в любви. Возможно, рассчитывая на ответную откровенность и признание. Естественно, не дождалась. Это главная, основная ошибка, которую совершила княжна: нельзя делиться чувствами первой, нельзя первой признаваться в любви мужчине. Признание даёт оружие в руки мужчины: он чувствует себя всесильным в этот момент и начинает играть чувствами женщины...
ПЕЧОРИН ДОБИЛСЯ СВОЕГО: КНЯЖНА ВЛЮБИЛАСЬ В НЕГО,
Безответная любовь, особенно первая, трагически переживается. У княжны разыгрался нервический припадок. Она поминутно смеялась, в её движениях было что-то лихорадочное. Печорин предугадывает, что Мери проведёт ночь без сна и будет плакать. Какова реакция героя? Он испытывает НАСЛАЖДЕНИЕ и признаётся: «Есть минуты, когда я понимаю Вампира...»
На следующий день, случайно встретив Печорина у колодца (все лечились минеральными водами), Мери признаётся, что она не спала всю ночь, пытаясь понять причины такого поведения Печорина. И ведёт себя княжна типично по-женски: она пытается ОПРАВДАТЬ героя: «Я много думала, стараясь объяснить ваше поведение ...» А дальше строит предположения, что останавливает Печорина от женитьбы. Княжна настолько откровенна, что говорит: «Я всем могу пожертвовать для того, которого люблю».
Бедная девочка! Она не читала пошаговых инструкций и не знала, что нельзя подталкивать мужчину к принятию важных решений, нельзя первой признаваться в любви, нельзя надумывать того, чего нет. Судить нужно только по фактам. А факты говорят о том, что жениться он не собирался. Зачем растревожил её душу? Зачем заставил страдать? ЭГОИЗМ всему виной. Грустная и печальная история...
Свидетельство о публикации №224031701017