Степные чудеса часть 1

Часть 1

Запах чабреца  казался уже приторным. Кузнечики не стрекотали - горланили  неистово, как утренние петухи друг перед другом – кто кого перекричит.   Солнце палило совершенно  без жалости, а до горизонта – ни деревца. Одна  радость – от жары приутихла всякая живность,  комары со слепнями не зудели,  не жалили.
Только птица кружилась в небе, сама жарче полуденного зноя. Яркая, многокрылая, переливчатая. Не птица – радуга.

Из стайки колокольчиков вновь вынырнул глазок на длинной тонкой ножке, зыркнул с любопытством,  спрятался. От шалфея уже выглядывал, от ковыля. Прятался среди  шафрановых  лютиков и скромных рябчиков. То ли много их таких любопытных? То ли один и тот же?

Безобидные дымчатые шарики забавно подпрыгивали над травой, - охотились на полевок. Только охота казалась сродни озорству – подкараулить и напугать. Веселые пузыри  возникали  ниоткуда и растворялись в никуда. И зной им не помеха.

- Меня нет, - услышал  Арчи,  поспешно повторил:
- Меня нет. – Только потом начал осматриваться.

Всадники показались из-за холма, скакали  по дернине ковылей, не по дороге. Ехали прямо на путников. Ясь  невозмутимо ждал их приближения. Конные доверия не внушали. Островерхие шапки, в повадках что-то хищное. Арчи стало неуютно
- Не смотри в глаза, - тихо прошелестел рядом Ясь.

Их обдало запахом конского пота, судорожным дыханием, топотом и бряканьем. Всадники пронеслись совсем рядом. Один  недоумевающе оглянулся. Видно, что-то почувствовал.
Путники не двигались, покуда конные не скрылись в балке.

- Не заметили, - с удивлением констатировал Арчи.
Ясь пожал плечами. У него-то сомнений и не было. А вот тень неодобрения проскользнула: хорошо  тому скакать, кто не хочет пахать.

- Не  княжеские, - продолжал удивляться  Арчи.
- Нет, конечно. Эти –   другие.  Кочевники. Ишь, разгулялись здесь. Чуют, видно, что дружина в походе. Хороши хоромы, да нет обороны.  Городище без князя сейчас.
Ясь еще раз взглянул вслед растворившимся в степном мареве всадникам и пообещал не без угрозы:
- Ну,  так князь-то вернется.
 
Они не уловили передвижения.  Оглянулись, когда  свирепый юркий кустик, похожий на чертополох,  уже засвистел и прицельно выпустил в них поток своих семян. Серая туча налетела на путников. Арчи обдало  нудным жаром, сразу перешедшим в зуд. Возникло дикое желание сорвать с себя кожу, настолько невыносим была   ненужная чужая свара   в собственном теле.

- А, забодай тебя комар! – ругался рядом  Ясь. – Проворонили.  От волка бежал,  медведю  в лапы попал.
Арчи брезгливо передернулся. Внутренний зуд требовал яростных движений, но дергаться и  чесаться  было противно.  Да и не помогло бы.
- Они что... теперь… прорастут?
- Смотря  на что  упали. Если злобы много в тебе – непременно прорастут, еще злее станешь. – И, посмотрев на расстроенное лицо Арчи, Ясь поспешил успокоить:

- Да что уж  там!  Люди   еще не столько закидывают. Глазами не видно, а злобы да зависти друг другу много раздают! Живем же. Терпим.

Радужная птица вдруг словно обо что-то ударилась в воздухе, камнем полетела вниз, но у земли  встрепенулась  и вернулась в свой рваный полет, только  без прежнего задора.

- Погоди, - насторожился Ясь.  Он поднял  сухой ком земли от норки суслика, размахнулся, метнул. Камень, как и птица, наткнувшись на невидимый барьер, траекторию полета   изменил – положенной дуги не получилось.

- Неужто Черный солончак? – ошалел Ясь. Забросил с  тем  же успехом еще один комок, присел  на кочку  и начал думать. Думал вслух и очень для Арчи непонятно:

- Етишкин корень…  заморока   какая… то ли межа? А эти-то  - как?
- Ну да, - сообразил,  наконец,  Арчи. – Эти-то проехали!
- То-то и оно, - удивленно подытожил Ясь. –  Солончак прошли!

Он поднялся с корточек и объявил:
- Придется идти  по дороге. Хоть далеко, да легко, а близко, да склизко. 
- А там  что, этого… нет? – опасливо спросил Арчи.
- Дорогу Хозяин в обиду не даст,  – Ясь решительно  закинул  котомку на плечо.
 
- А возле дороги…  Солончак  не достанет? – Арчи очень не хотелось показаться трусом, но  настороженность пересиливала.
- Наши в поле не робеют и на печке не дрожат, - подмигнул Ясь. – Не боись.  Эта погань  и здесь  тебя не тронет. Вот только пустой вернешься. Ни холоден, ни горяч. Ни весел, ни угрюм. То ли живешь, то ли маешься.

- Как Афоня-пьяница? – подсказал Арчи.
- Похоже. С Афоней водиться, что в крапиву садиться. Да и не один он такой. Безо всяких там резонов бывает:  живет, живет человек  да вдруг  сломается, будто и не было в нем никакого стержня. Ярко лучина горела, да где она?  Видно, Солончак  и в души пробирается,  не только в степь.  Мы-то думаем,  под небом идем, а небо  думает, что через нас проходит…

Продолжение http://proza.ru/2024/03/17/1131


Рецензии
День добрый, Нина, начало интригует и увлекает!
И вопросы любопытные
остаются: кто они такие ,
эти путники, куда и зачем путь держат, в каком времени и мире проживать изволят ?

Пойдем с ними дальше -
мой поклон!

С теплом и весною -
Володя

Владимир Федулов   23.04.2024 12:24     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.