Степные чудеса часть 2

Часть 2

Деревня выглядела убогой и совершенно пустой.
Они подошли к крайней землянке, перелезли через жерди изгороди. Высокий спорыш ковром устилал маленький дворик. Перекошенная дверь тяжело, но открылась.

- Эй, хозяева, - крикнул  Ясь. – Гостям что, не рады? – И, вздохнув, сделал вывод:
- Наш Ерема не сказался дома.

С полати, тянувшейся под потолком вдоль печной лежанки, свесилась лохматая головенка.  Круглые  глазки  с потешной рожицы  уставились на вошедших укоризненно:
- А  тятьку  вовсе и не Еремой зовут…
- О! – обрадовался Ясь. –  Здесь люди! Ты что, один?
- Не один.
- И где твоя мамка?
- Да вон она, перед тобой стоит.

Из пустоты возникла встревоженная молодица, она действительно стояла прямо перед Ясем . Молча,  с упреком  посмотрела на маленького предателя. Покачала головой:

- Ругать жалко, а похвалить не за что.
- А что ж ты, красавица, от гостей прячешься? – спросил Ясь с  ухмылкой.
- А ты сам-то шел – не прятался? – ошарашила хозяйка.  –  "Нет меня"  от Полевушки  что, неведомо?
- Как узнала-то?- удивился  гость.
- Так без этого в наши  места  бы не сунулся!
- Догадливая, -  разочарованно протянул Ясь.
- А что, думал поди: знак на тебе какой? Али венец незримый? – насмешливо фыркнула хозяйка. "Дерзкая, ну, точно молодая Ванда", - подумал Ясь.

- Такая бедовая, а в собственной избе таишься. От сборщиков  али от разбойников? А то еще кочевники в поле  шастают…

- Про кочевников  Юсуф знает, - раздалось сверху.  С полатей свешивались уже не одна, а три головы. Мальчишка, упомянувший неведомого Юсуфа,  был постарше других.
- Цыц! – шикнула на него мать. И, повернувшись к вошедшим, решительно произнесла:
- Вот что, гости дорогие. Поете вы хорошо, да мне плясать неохота. Щами вас я угощу, квасом напою, а  байки плести – дело не хозяйское.
- Да и то правда, - легко согласился Ясь. – Нам тоже не до разговоров.


Юсуф  красноречием порадовал еще меньше, чем женщина. Он  укрылся за «моя не понимать» надежно и основательно. Глазки-щелочки были непроницаемы, как безлунная ночь.

- Дед, я же не из простого интереса спрашиваю, - горячился Ясь. – Зачем нам лишний день на обход тратить, если кочевники через балку спокойно прошли?  Хитришь, дед. Грех на душу берешь.  Я же мальца с собой веду, а  вдруг Черный Солончак из нас души вытрясет?

- Плохой место зачем ходить? – отвечал Юсуф.
- Да ведь там еще вчера  тропа шла.  Откуда  Солончак? И почему кочевники там скачут?  Им – можно, а нам – чернота?
Юсуф разводил руками.
 
 - Одно ухо, и то глухо!  Дед,  ты пойми: нам же быстро надо.  У пацана мать занедужила сильно, к Полевой Матушке его веду. – Ясь пробовал давить  на жалость, теребил старика, выпытывал. Потом сменил тон:

- Слушай, старый. Я ведь понял, что это Межевик Хозяина уговорил на  землю Солончак  наложить. Вот зачем - не понял. Может, мне в Городище за подмогой спешить надо? Лучше молотом быть, чем наковальней. Не  кочевники бы – не тревожился. Народ-то твой ненадежный, коварный. Хвостом виляет, а зубы скалит…

- Один у нас народ! Степь одна! – Юсуф рассердился и «моя не понимать»  забыл, да так крепко, что  даже акцента не осталось. – Что ты   рыщешь здесь? Что вынюхиваешь?  Степь  не уважаешь? Думаешь, Полевой Хозяин без тебя не разберется со своими людьми? Для него и ты – человек, и кочевники – люди. И те, что давно через степь проходили – тоже люди. Ты – маленький, а степь большая, и вширь большая, и во времени конца нет.

Ясь слушал его, прищурившись. Вглядывался пристально, думал.

- Говоришь, народ один у нас? – переспросил. – Оборотись, порося, в рыбу карася. А вот бабушку мою дикие степняки в неволю гнали. Ладно, что сбежать ей удалось…

- Наверное, уже тогда «меня нет»  знала. И тогда степь, выходит, людям помогала.  Юсуф, кажется,  не собирался ни делить людей, ни отделять их  от природы. Он устал от спора, обмяк и больше не пытался скрыться за враждебное молчание:
- А вот мой отец сам в "неволе"  остался. Прискакал с набегом, увидел мать и сам в плен  к ней пошел с радостью. Перемешались все в степи. Земля-то общая…

Продолжение http://proza.ru/2024/03/17/1152


Рецензии
И верно- перемешалось все в степи , а земля-то
вольная...
Интересный вышел сказ -
и присловья тут
как раз!

Но пока что не понять -
нужно дальше
почитать!

Спасибо, Нина, за показ-
загляну ещё не раз !

С теплом и улыбкой-
Володя

Владимир Федулов   24.04.2024 10:12     Заявить о нарушении
Володя, добрый день!

Я рада, что Вам интересно то, что происходит в рассказе.
Жанр фэнтази не кажется мне серьезным, но сколько же можно всего выразить в тех мирах, что творит воображение!
Потому я иногда, хоть и с некоторым смущением, но вот так... фантазирую.
И я очень благодарна Вам за прочтение и добрый отзыв!

С признательностью,

Нина Апенько   24.04.2024 14:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.