Н. Е. Жуковский - отец русской авиации

Жуковский Николай Егорович (17 января 1847 года, село Орехово, ныне деревня Орехово Собинского района Владимирской области – 17 марта 1921 года, Москва) был выдающимся российским ученым в области механики и основоположником аэродинамики.

Николай Жуковский окончил физико-математический факультет Московского института в 1868 году. С 1870 года он преподавал физику, а затем математику, во 2-й Московской женской гимназии. В 1874 году Жуковский стал доцентом кафедры аналитической механики Императорского технического училища (ныне Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана), где работал до конца своей жизни.

В 1876 году Жуковский защитил магистерскую диссертацию "Кинематика жидкого тела". В 1882 году ему была присуждена степень доктора прикладной математики за его исследование "О прочности движения". С 1885 года он преподавал теоретическую механику в Московском университете.

Жуковский был выбран член-корреспондентом Петербургской академии наук (ныне Российская академия наук) в 1894 году. В 1900 году ему было предложено стать действительным членом академии, но он отказался от этого, чтобы продолжать преподавание в Московском университете и Императорском техническом училище.

Жуковский был президентом Московского математического общества с 1905 года. Под его руководством в механической лаборатории Московского университета была построена одна из первых в Европе аэродинамических труб в 1902 году. В 1904 году Жуковский совместно с Д. П. Рябушинским создал аэродинамический университет в поселке Кучино под Москвой.

В 1910 году Жуковский прочитал курс лекций "Теоретические основы воздухоплавания" в Императорском техническом училище, в котором систематизировал свои исследования, а также работы своего ученика С.А. Чаплыгина и исследования аэродинамических лабораторий.

С 1913 года Жуковский преподавал на курсах для военных летчиков в Императорском техническом училище. Там же было создано авиационное расчетно-испытательное бюро, где под его руководством разрабатывались методы аэродинамического и прочностного расчета самолетных конструкций.

Во время Первой мировой войны Жуковский занимался разработкой теории бомбометания и вопросами баллистики артиллерийских снарядов. Он также читал курсы по баллистике, воздухоплаванию и гидромеханике, а также работал над различными проблемами теоретической механики.

В 1918 году по инициативе Жуковского был создан Аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), причем сам Жуковский был назначен его руководителем. В 1919 году курсы для военных летчиков были реорганизованы в Московский авиатехникум, а на его базе был создан Институт инженеров Красного Воздушного Флота, первым ректором которого стал Жуковский (впоследствии Военно-воздушная инженерная академия).

Николай Жуковский оставил огромное научное наследие в области аэродинамики и механики. Его труды и исследования стали основой для развития авиации и создания современных самолетов. Он сделал значительный вклад в развитие теоретической механики и является одним из самых влиятельных ученых в своей области.


Рецензии